Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ХОР

[1] Cho­rus, χο­ρός, озна­ча­ет соб­ст­вен­но опре­де­лен­ное место для тан­цев (отсюда εὐρύ­χορος как эпи­тет горо­дов у Гоме­ра) и, по всей веро­ят­но­сти, род­ст­вен­но с χόρ­τος, hor­tus. Потом это сло­во озна­ча­ло: 1) вся­кое боль­шее или мень­шее чис­ло лиц, высту­пав­ших в хоро­во­дах при рели­ги­оз­ных празд­ни­ках и тор­же­ст­вен­ных про­цес­си­ях; 2) в гре­че­ской тра­гедии и древ­ней­шей комедии опре­де­лен­ное чис­ло акте­ров, кото­рые при­сут­ст­во­ва­ли как при­ни­маю­щие уча­стие свиде­те­ли пред­став­ля­е­мо­го дей­ст­вия и опре­де­лен­ное для пере­ры­вов тан­ца­ми вре­мя пред­став­ле­ния напол­ня­ли пени­ем. В празд­ни­ки Дио­ни­са хоры были пер­во­на­чаль­ной и глав­ной состав­ной частью тор­же­ства и послу­жи­ли осно­ва­ни­ем для тра­гедии и комедии; в их пении и тан­цах при совер­ше­нии жертв соб­ст­вен­но и состо­я­ло тор­же­ство. Со вре­ме­нем меж­ду отдель­ны­ми частя­ми и пере­ры­ва­ми их песен высту­па­ло лицо, кото­рое зани­ма­ло пуб­ли­ку рас­ска­за­ми или даже раз­го­во­ра­ми с лица­ми, нахо­див­ши­ми­ся в хоре, и дава­ло все­му хору неко­то­рый покой и отдых. Отсюда мало-пома­лу раз­вил­ся диа­лог и дра­ма в соб­ст­вен­ном смыс­ле. Хор отсту­пил на зад­ний план, неко­то­рым обра­зом сде­лал­ся побоч­ным и несу­ще­ст­вен­ным в пред­став­ле­нии и полу­чил то зна­че­ние и место, кото­рое он зани­ма­ет в сохра­нив­ших­ся для нас тра­геди­ях и комеди­ях. [2] В них хор явля­ет­ся в опре­де­лен­ном чис­ле лиц (в тра­геди­ях 12, позд­нее 15, а в комеди­ях 24), кото­рые игра­ют роль опыт­ных, рас­суди­тель­ных, бес­страст­ных мужей или стар­цев, жен­щин и даже девиц, сто­ят в неко­то­рых отно­ше­ни­ях и свя­зи с лица­ми дей­ст­вия и без страст­но­го увле­че­ния, спо­кой­но и рас­суди­тель­но, сопро­вож­да­ют дей­ст­вие на сцене то сове­та­ми и уте­ше­ни­я­ми, то обод­ре­ни­я­ми и пре­до­сте­ре­же­ни­я­ми, не при­ни­мая в нем дея­тель­но­го уча­стия. Когда дей­ст­вие на неко­то­рое вре­мя при­оста­нав­ли­ва­ет­ся, напр. в антрак­тах, хор поет или про­из­но­сит боль­шие лири­че­ские пье­сы, име­ю­щие связь с дей­ст­ви­ем, и тем ста­ра­ет­ся повли­ять на ход его. По новей­шим иссле­до­ва­ни­ям эти лири­че­ские пье­сы испол­ня­лись то все­ми хорев­та­ми вме­сте, то полу­хо­ром, то мень­ши­ми отде­ле­ни­я­ми его (ζυ­γά), то отдель­ны­ми лица­ми. Этим пес­ням хора, сопро­вож­дав­шим­ся выра­зи­тель­ны­ми тан­ца­ми и мими­кой, тра­ги­ки при­да­ва­ли боль­шую цену; они выра­ба­ты­ва­лись тща­тель­но и с боль­шим искус­ст­вом. Позд­ней­шие тра­ги­ки, начи­ная с Ага­фо­на, а может быть, уже и Еври­пид, допус­ка­ли ино­гда хоро­вые пес­ни, не имев­шие свя­зи с дей­ст­ви­ем, так назы­вае­мые ἐμβό­λιμα. [3] Когда хор не поет, а гово­рит, пред­ста­ви­те­лем его явля­ет­ся, обык­но­вен­но, пред­во­ди­тель хора, κο­ρυφαῖος, а в извест­ных слу­ча­ях его заме­ня­ют пред­во­ди­те­ли полу­хо­ров, πα­ρασ­τά­ται. Хор имел свое осо­бен­ное место в орхе­ст­ре и обык­но­вен­но остав­лял его не преж­де, как по окон­ча­нии пье­сы. В исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях, напр. в «Евме­нидах» Эсхи­ла, он нахо­дил­ся на сцене. Ред­ко он уда­лял­ся во вре­мя дей­ст­вия и потом появ­лял­ся опять. Так было в «Аян­те» Софок­ла и в «Алкести­де» и «Елене» — Еври­пида. Пер­вое появ­ле­ние хора, обык­но­вен­но с пра­вой сто­ро­ны зри­те­лей, назы­ва­лось πά­ροδος; уда­ле­ние его во вре­мя пье­сы — με­τάσ­τα­σις, вто­рое появ­ле­ние — ἐπι­πάρο­δος, уда­ле­ние в кон­це пье­сы — ἄφο­δος. Хор в про­дол­же­ние всей пье­сы не все­гда оста­вал­ся на одном и том же месте в орхе­ст­ре, но менял его по свой­ству пье­сы и песен. Часто он делил­ся на два полу­хо­ра (напр., Soph. Ai. 866 слл.); но, кро­ме того, он испол­нял гораздо более искус­ные дви­же­ния и эво­лю­ции, осо­бен­но тан­цы. Эти тан­цы в раз­лич­ных родах дра­мы име­ли осо­бен­ные назва­ния. Танец в тра­гедии назы­вал­ся ἐμμέ­λεια, в комедии — κόρ­δαξ, в сати­ри­че­ской дра­ме — σί­κιν­νις. И хоро­вые пес­ни име­ли осо­бен­ные назва­ния. Пер­вая песнь все­го хора после про­ло­га назы­ва­лась πά­ροδος; пес­ни меж­ду отдель­ны­ми эпи­зо­да­ми, т. е. акта­ми или пере­ры­ва­ми дра­мы, назы­ва­лись στά­σιμα; жалоб­ные пес­ни, пооче­ред­но пев­ши­е­ся хором и акте­ра­ми, назы­ва­лись κομ­μοί или κομ­μα­τικὰ μέ­λη. Поэт, желав­ший поста­вить на сце­ну свою дра­му, дол­жен был испро­сить доз­во­ле­ние на это у архон­та (χο­ρὸν αἰτεῖν); если он полу­чал доз­во­ле­ние, то один из зажи­точ­ных граж­дан, как χο­ρηγός, дол­жен был на свои сред­ства поста­вить хор и поза­бо­тить­ся обо всем, что необ­хо­ди­мо было для его содер­жа­ния, снаб­же­ния всем нуж­ным и обу­че­ния, см. Λει­τουρ­γία, 2. [4] Вслед­ст­вие недо­стат­ка в хоре­гах, а так­же и вслед­ст­вие устра­не­ния из комедии пара­ба­за (см. Co­moe­dia, 4) пре­кра­ти­ли нако­нец и коми­че­ский хор, меж­ду ол. 94, 2 и 97, 4. Роль его испол­ня­лась теперь отдель­ным лицом. Это ново­введе­ние, до кото­ро­го еще дожил Ари­сто­фан (ср. его ком. Πλοῦ­τος), оста­ва­лось в сред­ней и новой комедии и отсюда пере­шло в комедии дру­гих наро­дов. Наби­рае­мые в хор лица — χο­ρευταί; полу­чав­шие и от государ­ства пла­ту, преж­де все­го долж­ны были под­вер­гать­ся испы­та­нию, при­чем осо­бен­ное вни­ма­ние обра­ща­лось на то, чтобы они не были ино­стран­ца­ми. Затем их обу­чал χο­ροδι­δάσ­κα­λος, при кото­ром состо­ял так­же ὀρ­χηστρο­διδάσ­κα­λος. Сна­ча­ла это дело испол­ня­ли сами поэты, по край­ней мере, это опре­де­лен­но гово­рит­ся об Эсхи­ле. Отли­чив­ши­е­ся хоре­ги в память сво­ей победы посвя­ща­ли мед­ный тре­нож­ник или малень­кий круг­лый храм из мра­мо­ра, на купо­ло­об­раз­ной кры­ше кото­ро­го ста­вил­ся этот тре­нож­ник. Один такой памят­ник из вре­мен ол. 111, 2 сохра­нил­ся в Афи­нах, см. Ly­sic­ra­tes.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 281—282.
См. по теме: КОНХА • КОРДАКСА, ПЛЯСКА • КОЛУМ, СИТЕЧКО • КОТУРН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Напольная полихромная мозаика с изображением хора учеников (т. н. schola cantorum) — фрагмент.
Мрамор, цветной камень, стеклянная паста.
Конец II — нач. III в. н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания, сакристия.
2. ГЛИПТИКА. Египет.
Гор-Гарпократ.
Трехслойный сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
2,5 × 1,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ио в Канопе.
Фреска из Помпей (Дом герцога Омальского, VI. 9. 1).
Третий стиль. Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Исида-Фортуна-Деметра.
Фреска из Помпей (IX. 7. 21).
45—79 гг.
CIL IV 3832.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXV.
5. МОЗАИКА. Рим.
Напольная полихромная мозаика с изображением хора учеников (т. н. schola cantorum).
Мрамор, цветной камень, стеклянная паста.
Конец II — нач. III в в. н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания, сакристия.
6. МОЗАИКА. Рим.
Хормейстер и актеры.
69—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. ГЛИПТИКА. Египет.
Гор-Гарпократ.
Сардоникс. I в. до н. э.
2,5 × 1,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Театр Диониса в Афинах. Реконструкция.
Реконструкция Георга Релендера (Georg Rehlender) (1845—1892).
Афины, Акрополь, Театр Диониса.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА