ХОР
[1] Chorus, χορός, означает собственно определенное место для танцев (отсюда εὐρύχορος как эпитет городов у Гомера) и, по всей вероятности, родственно с χόρτος, hortus. Потом это слово означало: 1) всякое большее или меньшее число лиц, выступавших в хороводах при религиозных праздниках и торжественных процессиях; 2) в греческой трагедии и древнейшей комедии определенное число актеров, которые присутствовали как принимающие участие свидетели представляемого действия и определенное для перерывов танцами время представления наполняли пением. В праздники Диониса хоры были первоначальной и главной составной частью торжества и послужили основанием для трагедии и комедии; в их пении и танцах при совершении жертв собственно и состояло торжество. Со временем между отдельными частями и перерывами их песен выступало лицо, которое занимало публику рассказами или даже разговорами с лицами, находившимися в хоре, и давало всему хору некоторый покой и отдых. Отсюда мало-помалу развился диалог и драма в собственном смысле. Хор отступил на задний план, некоторым образом сделался побочным и несущественным в представлении и получил то значение и место, которое он занимает в сохранившихся для нас трагедиях и комедиях. [2] В них хор является в определенном числе лиц (в трагедиях 12, позднее 15, а в комедиях 24), которые играют роль опытных, рассудительных, бесстрастных мужей или старцев, женщин и даже девиц, стоят в некоторых отношениях и связи с лицами действия и без страстного увлечения, спокойно и рассудительно, сопровождают действие на сцене то советами и утешениями, то ободрениями и предостережениями, не принимая в нем деятельного участия. Когда действие на некоторое время приостанавливается, напр. в антрактах, хор поет или произносит большие лирические пьесы, имеющие связь с действием, и тем старается повлиять на ход его. По новейшим исследованиям эти лирические пьесы исполнялись то всеми хоревтами вместе, то полухором, то меньшими отделениями его (ζυγά), то отдельными лицами. Этим песням хора, сопровождавшимся выразительными танцами и мимикой, трагики придавали большую цену; они вырабатывались тщательно и с большим искусством. Позднейшие трагики, начиная с Агафона, а может быть, уже и Еврипид, допускали иногда хоровые песни, не имевшие связи с действием, так называемые ἐμβόλιμα. [3] Когда хор не поет, а говорит, представителем его является, обыкновенно, предводитель хора, κορυφαῖος, а в известных случаях его заменяют предводители полухоров, παραστάται. Хор имел свое особенное место в орхестре и обыкновенно оставлял его не прежде, как по окончании пьесы. В исключительных случаях, напр. в «Евменидах» Эсхила, он находился на сцене. Редко он удалялся во время действия и потом появлялся опять. Так было в «Аянте» Софокла и в «Алкестиде» и «Елене» — Еврипида. Первое появление хора, обыкновенно с правой стороны зрителей, называлось πάροδος; удаление его во время пьесы — μετάστασις, второе появление — ἐπιπάροδος, удаление в конце пьесы — ἄφοδος. Хор в продолжение всей пьесы не всегда оставался на одном и том же месте в орхестре, но менял его по свойству пьесы и песен. Часто он делился на два полухора (напр., Soph. Ai. 866 слл.); но, кроме того, он исполнял гораздо более искусные движения и эволюции, особенно танцы. Эти танцы в различных родах драмы имели особенные названия. Танец в трагедии назывался ἐμμέλεια, в комедии — κόρδαξ, в сатирической драме — σίκιννις. И хоровые песни имели особенные названия. Первая песнь всего хора после пролога называлась πάροδος; песни между отдельными эпизодами, т. е. актами или перерывами драмы, назывались στάσιμα; жалобные песни, поочередно певшиеся хором и актерами, назывались κομμοί или κομματικὰ μέλη. Поэт, желавший поставить на сцену свою драму, должен был испросить дозволение на это у архонта (χορὸν αἰτεῖν); если он получал дозволение, то один из зажиточных граждан, как χορηγός, должен был на свои средства поставить хор и позаботиться обо всем, что необходимо было для его содержания, снабжения всем нужным и обучения, см. Λειτουργία, 2. [4] Вследствие недостатка в хорегах, а также и вследствие устранения из комедии парабаза (см. Comoedia, 4) прекратили наконец и комический хор, между ол. 94, 2 и 97, 4. Роль его исполнялась теперь отдельным лицом. Это нововведение, до которого еще дожил Аристофан (ср. его ком. Πλοῦτος), оставалось в средней и новой комедии и отсюда перешло в комедии других народов. Набираемые в хор лица — χορευταί; получавшие и от государства плату, прежде всего должны были подвергаться испытанию, причем особенное внимание обращалось на то, чтобы они не были иностранцами. Затем их обучал χοροδιδάσκαλος, при котором состоял также ὀρχηστροδιδάσκαλος. Сначала это дело исполняли сами поэты, по крайней мере, это определенно говорится об Эсхиле. Отличившиеся хореги в память своей победы посвящали медный треножник или маленький круглый храм из мрамора, на куполообразной крыше которого ставился этот треножник. Один такой памятник из времен ол. 111, 2 сохранился в Афинах, см. Lysicrates.