Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КИПП

Cip­pus,

1) камен­ная колон­на на моги­ле, вооб­ще вся­кий камен­ный столб с над­пи­сью вро­де, напр., рос­пи­сей леги­о­нов;

2) засе­ка, устро­ен­ная Цеза­рем перед Але­зи­ей (подроб­но им опи­сан­ная в b. g. 7, 73) для даль­ней­шей защи­ты уже суще­ст­во­вав­ших укреп­ле­ний и состо­яв­шая из дре­вес­ных ство­лов с креп­ки­ми сучья­ми; свер­ху они были заост­ре­ны, а вни­зу креп­ко свя­за­ны и зако­па­ны в 5 про­веден­ных один за дру­гим рвах, так что заост­рен­ные сучья выда­ва­лись над ними (de­lib­ra­ta ac præacu­ta ca­cu­mi­na), и таким обра­зом явля­лась плот­ная и непро­хо­ди­мая пре­гра­да. Из заме­ча­ния Цеза­ря: hos cip­pos no­mi­na­bant — Напо­ле­он вывел заклю­че­ние, что это было новое изо­бре­те­ние Цеза­ря.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 290.
См. по теме: КУРИОН • ЭНКАУСТИКА • ЭРУЦИИ • ЭФИППИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Кремационный циппус Юлия Цезаря, сына Германика.
Травертин. 8—10 гг. н. э.
CIL VI 890 = ILS 181b = AE 1994, 241.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 30e.
2. НАДПИСИ. Рим.
Погребальный циппус Юлии Ливиллы, дочери Германика.
Травертин. 42 г. н. э.
CIL VI 891 = ILS 188 = AE 1994, 243.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 30f.
3. НАДПИСИ. Рим.
Кремационный циппус Тиберия Цезаря, сына Германика.
Травертин. 8—10 гг. н. э.
CIL VI 888 = ILS 181a = AE 1994, 239.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 30h.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Ципп в форме женской полуфигуры.
Камень. VI в. до н. э.
Кьюзи, Национальный этрусский музей.
5. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница V. Дромос. Ниша для погребения и циппус.
Эллинистический период (III—I вв. до н. э.).
Кипр.
Пафос, Гробницы царей.
6. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень с надписью о законе Священного леса (cippus A) — фронтальная сторона.
Известняк. 2-я половина III в. до н. э.
CIL XI, 4766.
Сполето, Городской археологический музей.
7. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень с надписью о законе Священного леса (cippus B) — тыльная сторона.
Известняк. 2-я половина III в. до н. э.
CIL XII, nota al 366.
Сполето, Городской археологический музей.
8. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень трибуна Тита Сведия Клемента
72—75 гг. н. э.
CIL X 1018 = ILS 5942 = PompIn 42a.
Помпеи.
9. НАДПИСИ. Рим.
Межевой камень трибуна Тита Сведия Клемента
72—75 гг. н. э.
CIL X 1018 = ILS 5942 = PompIn 42a.
Помпеи.
10. НАДПИСИ. Южная Италия.
Стела (иовила) с надписью Сепия Эльвия на языке осков.
2-я пол. IV — кон. III в. до н. э.
Капуя, Музей провинции Кампания.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Статер, серебро
Терина, 400—356 гг. до н.э.
АВЕРС: ΤΕΡΙΝΑΙΩΝ — голова нимфы Терины вправо в серьгах с тройной подвеской и жемчужным ожерельем.
РЕВЕРС: Ника, одетая в длинный хитон и гиматий, сидит влево на циппе, изображенном в перспективе, ее ноги скрещены, складки гиматия спадают между ног, драпируя ципп; на вытянутую правую руку, обращенную ладонью вниз, садится голубь, левая рука опирается на ципп.
2. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SAECVLARES AVGG. — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии.
В поле слева и справа: S. C.
3. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: MILIARIVM SAECVLVM — невысокая колонна с надписью COS. III в две линии.
В поле слева и справа: S. C.
4. Денарий, серебро
Веспасиан
Эфес, 76 г.
АВЕРС: T. CAES. IMP. VESP. CENS. — голова Тита в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Орел с распростертыми крыльями на полуколонне.
В поле, слева и справа: COS. V
5. Денарий, серебро
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII — голова Домициана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: LVD. / SAEC. / FEC. — в три линии на памятнике или колонне (cippus).
COS. XIII — по обе стороны.
Все внутри венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА