Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

DÉUS

Deus, титул рим­ских импе­ра­то­ров. Хотя поэты уже Авгу­ста назы­ва­ли deus, но никто тогда не думал серь­ез­но обо­готво­рять его при жиз­ни; это было не что иное, как выра­же­ние, кото­рым обра­зо­ван­ное обще­ство жела­ло польстить ему и кото­рое, по поня­ти­ям того вре­ме­ни, не счи­та­лось непри­лич­ным. Когда же Кали­гу­ла при­ка­зал при­вет­ст­во­вать себя назва­ни­я­ми he­ros, deus и сам в сво­их ука­зах назы­вал себя deus ac Iup­pi­ter, то это было про­яв­ле­ни­ем его сума­сше­ст­вия и самим рим­ля­нам каза­лось смеш­ным, когда он сво­им оде­я­ни­ем и дру­ги­ми внеш­ни­ми атри­бу­та­ми пред­став­лял то того, то дру­го­го бога и даже раз­лич­ных богинь. Dio Cass. 59, 26. 28. Еще при жиз­ни Неро­на при­зна­ва­лось за пра­ви­ло возда­вать боже­ские поче­сти импе­ра­то­ру лишь тогда, когда он пере­стал пре­бы­вать на зем­ле, пока нако­нец назна­чен­ный кон­сул Ани­ций Цере­а­лий из низ­кой лести не пред­ло­жил Неро­ну обо­готво­ре­ние при жиз­ни. Tac. ann. 15, 74. Пер­вый из импе­ра­то­ров, кото­рый в офи­ци­аль­ных гра­мотах и ука­зах стал при­да­вать себе титул do­mi­nus et deus и был вели­ча­ем так во всех бума­гах — был Доми­ци­ан. Suet. Dom. 13. Dio Cass. 67, 13. Луч­шие импе­ра­то­ры запре­ща­ли склон­но­му к лести наро­ду обра­щать­ся к ним с подоб­ным назва­ни­ем, а позд­ней­шие охот­но допус­ка­ли употреб­ле­ние это­го титу­ла, если не отка­зы­ва­лись от него по той же при­чине, по кото­рой Кара­кал­ла не допус­кал его, а имен­но чтобы изба­вить­ся даже и от это­го побуж­де­ния к нрав­ст­вен­ным поступ­кам. Dio Cass. 77, 5.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 391.
См. по теме: ЗАБОТА • ЭДИКТАЛЫ • ЭКДИК • DELATIO NOMINIS •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пан и коза.
Скульптурная группа.
Мрамор.
II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Приватный кабинет.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Мрамор.
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пан и коза.
Скульптурная группа.
Мрамор.
II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Приватный кабинет.
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Статуя Приапа.
Известняк.
Вторая половина III в. до н. э.
Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Аполлона.
Белый греческий мрамор. Римская копия периода Империи с аттической статуи IV в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Арес (т. н. «Арес Лудовизи»).
Римская копия II в. н. э. греческого образца II в. до н. э., предположительно, работы Скопаса Младшего. Реставрирован Джанлоренцо Бернини в 1622 г.
Пентелийский мрамор, реставрация каррарским мрамором.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Арес Боргезе».
Мрамор.
I—II вв. н. э. (?)
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Савроктон («Убивающий ящерицу»).
Мрамор.
Римская копия с бронзового оригинала ок. 360 г. до н. э. работы Праксителя.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 62.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Асклепия.
Мрамор.
Конец IV в. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Избиение Ниобид.
Кратер. 2-я четв. V в. до н. э.
Париж, Лувр.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА