Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

DÉUS

Deus, титул рим­ских импе­ра­то­ров. Хотя поэты уже Авгу­ста назы­ва­ли deus, но никто тогда не думал серь­ез­но обо­готво­рять его при жиз­ни; это было не что иное, как выра­же­ние, кото­рым обра­зо­ван­ное обще­ство жела­ло польстить ему и кото­рое, по поня­ти­ям того вре­ме­ни, не счи­та­лось непри­лич­ным. Когда же Кали­гу­ла при­ка­зал при­вет­ст­во­вать себя назва­ни­я­ми he­ros, deus и сам в сво­их ука­зах назы­вал себя deus ac Iup­pi­ter, то это было про­яв­ле­ни­ем его сума­сше­ст­вия и самим рим­ля­нам каза­лось смеш­ным, когда он сво­им оде­я­ни­ем и дру­ги­ми внеш­ни­ми атри­бу­та­ми пред­став­лял то того, то дру­го­го бога и даже раз­лич­ных богинь. Dio Cass. 59, 26. 28. Еще при жиз­ни Неро­на при­зна­ва­лось за пра­ви­ло возда­вать боже­ские поче­сти импе­ра­то­ру лишь тогда, когда он пере­стал пре­бы­вать на зем­ле, пока нако­нец назна­чен­ный кон­сул Ани­ций Цере­а­лий из низ­кой лести не пред­ло­жил Неро­ну обо­готво­ре­ние при жиз­ни. Tac. ann. 15, 74. Пер­вый из импе­ра­то­ров, кото­рый в офи­ци­аль­ных гра­мотах и ука­зах стал при­да­вать себе титул do­mi­nus et deus и был вели­ча­ем так во всех бума­гах — был Доми­ци­ан. Suet. Dom. 13. Dio Cass. 67, 13. Луч­шие импе­ра­то­ры запре­ща­ли склон­но­му к лести наро­ду обра­щать­ся к ним с подоб­ным назва­ни­ем, а позд­ней­шие охот­но допус­ка­ли употреб­ле­ние это­го титу­ла, если не отка­зы­ва­лись от него по той же при­чине, по кото­рой Кара­кал­ла не допус­кал его, а имен­но чтобы изба­вить­ся даже и от это­го побуж­де­ния к нрав­ст­вен­ным поступ­кам. Dio Cass. 77, 5.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 391.
См. по теме: ДОНАЦИЯ • ЭДИКТАЛЫ • ЭКДИК • DELATIO NOMINIS •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон Бельведерский.
Мрамор.
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Аполлона, тип Омфалос.
Лунский мрамор. Римская копия времени Адриана (117—138 гг.) греческой статуи работы Каламида 470—480 гг. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 25.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением триумфа Диониса и львиных протом (правая торцовая сторона).
Белый (азийский?) мрамор. Вторая четверть III в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пан и коза.
Скульптурная группа.
Мрамор.
II в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Приватный кабинет.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фронтальный рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Зевса-Амона.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением триумфа Диониса и львиных протом.
Белый (азийский?) мрамор. Вторая четверть III в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон (т. н. Аполлон Киджи).
Греческий крупнозернистый мрамор.
Классицизирующая римская работа середины II в. н. э. по мотивам греческого образца IV в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА