ГОСТИНИЦЫ
Deversoria, καπηλεῖα, в которых можно было найти за деньги пристанище, не были известны в гомеровские времена, потому что, при сравнительно незначительных сношениях, чужеземцы всегда могли найти гостеприимный прием в частных домах; этот прекрасный обычай встречается еще в исторические времена. Ср. Hdt. 6, 35. Но когда усилились сношения как внутри государства, так и с чужеземными краями, и большие города, напр. Коринф, Афины и др., были переполнены иностранцами, тогда потребность в гостиницах (πανδοκεῖα, καταγώγια, καταλύσεις) как для бедных, так и для богатых сделалась ощутительной. В местах, где происходили общественные празднества, и поблизости от знаменитых многопосещаемых храмов, как, напр., в Олимпии, возле храма Афродиты, на острове Книде и возле Герея в Платеях (Thuc. 3, 68), устроены были на государственный счет σκηναί и καταγώγια, пристанища для многочисленных посетителей, которые о содержании своем должны были сами заботиться. Не воспрещались в этих местах и частные заведения подобного рода; но содержание гостиниц, по мнению греков, не было почетным ремеслом. Само собою разумеется, что в этих гостиницах останавливались люди всех сословий, доказательством чему может служить то известие, что посольство афинян к Филиппу Македонскому останавливалось в подобных πανδοκεῖοις. Aesch. de fals. leg. p. 272. Ср. Aristoph. ran. 112. Cic. div. 1, 27. Удостоверение личности требовалось для путешественников лишь в военное время. Для этого служили паспорты (σύγγραφοι или συγγραφαί, вероятно, также σφραγίδες, так как к ним прикладывалась государственная печать) или же обычные семейные марки (σύμβολα). У римлян hospitium также было распространено; тем не менее, у них также рано появились разные deversoria, cauponae (см. слово), popinae (см. слово) и др., доставлявшие путешественникам приют и угощение. Указание на существование подобных гостиниц у проезжих дорог дает путешествие Горация, сопровождавшего Мецената в Брундизий (Sat. 1, 5); Гораций останавливался в них даже после того, как соединился с Меценатом, который, впрочем, вместе со своей свитой большей частью пользовался гостеприимством на государственный счет. Ср. Caupona и K. Zell, Ferienschriften I, стр. 3—