Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭПИТА́ФИЯ, ЕПИТАФИЯ

Ἐπι­τάφιος (т. е. λό­γος), над­гроб­ная речь; так назы­ва­лась в Афи­нах осо­бен­но речь, кото­рую про­из­но­сил назна­чен­ный государ­ст­вом ора­тор во вре­мя тор­же­ст­вен­но­го погре­бе­ния пав­ших в слав­ном бою за оте­че­ство. Это пуб­лич­ное про­слав­ле­ние пав­ших долж­но было побуж­дать остав­ших­ся в живых к такой же храб­ро­сти. Ари­стид пер­вый, кажет­ся, про­из­не­се­ни­ем над­гроб­ной речи над пав­ши­ми при Пла­те­ях при­дал это­му тор­же­ству боль­шее и более общее зна­че­ние, а с тех пор зна­чи­тель­ней­шие ора­то­ры счи­та­ли за честь пору­че­ние им такой речи. Так, Перикл дер­жал над­гроб­ную речь над пав­ши­ми при Само­се и затем речь, сооб­щен­ную Фукидидом (2, 35), над уби­ты­ми в сра­же­ни­ях пер­вых лет пело­пон­нес­ской вой­ны. Мало-пома­лу дошло до того, что такие речи не толь­ко про­из­но­си­лись по пору­че­нию государ­ства, но сочи­ня­лись вооб­ще в память выдаю­щих­ся людей; так, нам извест­но, что Гор­гий, Лисий, Исо­крат, Гипе­рид и Демо­сфен состав­ля­ли такие речи. В позд­ней­шие вре­ме­на, когда обще­ст­вен­ная жизнь и обще­ст­вен­ные заслу­ги не дава­ли мате­ри­а­ла для таких речей, пред­ме­ты для них бра­лись из част­ных отно­ше­ний отдель­ных лич­но­стей. Этим мож­но объ­яс­нить мно­же­ство таких напы­щен­ных речей, извест­ных в древ­но­сти, и ту акку­рат­ность, с кото­рой их раз­би­ра­ли рито­ры. Тако­вы же и рим­ские lau­da­tio­nes fu­neb­res[1], кото­рые по сво­е­му пане­ги­ри­сти­че­ско­му харак­те­ру не были, конеч­но, досто­вер­ны­ми исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми. Ср. Cic. Brut. 16, 61. legg. 2, 25.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Над­гроб­ные хва­леб­ные речи.

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 484—485.
    См. по теме: ОБЕД • ЭРАНЫ, ПИР • ОБРАЗЧИК, ДЕИГМА • ПОДУШКА, КУБИТАЛ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробный памятник, поставленный Секстом Тицием Примом.
    Мрамор.
    I в. н. э.
    Анкона, Национальный археологический музей Марке.
    2. НАДПИСИ. Рим.
    Кремационный циппус Юлия Цезаря, сына Германика.
    Травертин. 8—10 гг. н. э.
    CIL VI 890 = ILS 181b = AE 1994, 241.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 30e.
    3. НАДПИСИ. Рим.
    Кремационный циппус Тиберия Цезаря, сына Германика.
    Травертин. 8—10 гг. н. э.
    CIL VI 888 = ILS 181a = AE 1994, 239.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 30h.
    4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Развалины мавзолея Августа.
    Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
    1756 г.
    Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
    5. НАДПИСИ. Рим.
    Гробница Эврисака. Надпись северной стороны.
    Кон. I в. до н. э.
    Рим, Гробница Эврисака.
    6. НАДПИСИ. Рим.
    Стенной блок из гробницы Патрона с надписью.
    Вулканический туф.
    Ок. 20-х гг. до н. э.
    IGUR III 1303f.
    Париж, Лувр.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Стела с семейным портретом и греческой надписью из Фессалоник.
    Мрамор.
    II—III вв. н. э.
    Стамбул, Археологический музей.
    8. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробная надпись Валерии Эглогии.
    Около 37—41 гг. н. э.
    CIL VI 4094.
    Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
    9. НАДПИСИ. Рим.
    Эпитафия Аллии Потестаты.
    Мрамор.
    Конец II — начало III в. н. э.
    CIL VI 37965.
    Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
    10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
    Погребальная урна женщины со сценой сражения (фронтальный рельеф).
    Терракота. II в. до н. э.
    Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА