Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭПИТА́ФИЯ, ЕПИТАФИЯ

Ἐπι­τάφιος (т. е. λό­γος), над­гроб­ная речь; так назы­ва­лась в Афи­нах осо­бен­но речь, кото­рую про­из­но­сил назна­чен­ный государ­ст­вом ора­тор во вре­мя тор­же­ст­вен­но­го погре­бе­ния пав­ших в слав­ном бою за оте­че­ство. Это пуб­лич­ное про­слав­ле­ние пав­ших долж­но было побуж­дать остав­ших­ся в живых к такой же храб­ро­сти. Ари­стид пер­вый, кажет­ся, про­из­не­се­ни­ем над­гроб­ной речи над пав­ши­ми при Пла­те­ях при­дал это­му тор­же­ству боль­шее и более общее зна­че­ние, а с тех пор зна­чи­тель­ней­шие ора­то­ры счи­та­ли за честь пору­че­ние им такой речи. Так, Перикл дер­жал над­гроб­ную речь над пав­ши­ми при Само­се и затем речь, сооб­щен­ную Фукидидом (2, 35), над уби­ты­ми в сра­же­ни­ях пер­вых лет пело­пон­нес­ской вой­ны. Мало-пома­лу дошло до того, что такие речи не толь­ко про­из­но­си­лись по пору­че­нию государ­ства, но сочи­ня­лись вооб­ще в память выдаю­щих­ся людей; так, нам извест­но, что Гор­гий, Лисий, Исо­крат, Гипе­рид и Демо­сфен состав­ля­ли такие речи. В позд­ней­шие вре­ме­на, когда обще­ст­вен­ная жизнь и обще­ст­вен­ные заслу­ги не дава­ли мате­ри­а­ла для таких речей, пред­ме­ты для них бра­лись из част­ных отно­ше­ний отдель­ных лич­но­стей. Этим мож­но объ­яс­нить мно­же­ство таких напы­щен­ных речей, извест­ных в древ­но­сти, и ту акку­рат­ность, с кото­рой их раз­би­ра­ли рито­ры. Тако­вы же и рим­ские lau­da­tio­nes fu­neb­res[1], кото­рые по сво­е­му пане­ги­ри­сти­че­ско­му харак­те­ру не были, конеч­но, досто­вер­ны­ми исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми. Ср. Cic. Brut. 16, 61. legg. 2, 25.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Над­гроб­ные хва­леб­ные речи.

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 484—485.
    См. по теме: ОБЕД • ЭРАНЫ, ПИР • ОБРАЗЧИК, ДЕИГМА • ГОСТИНИЦЫ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Погребальная урна вольноотпущенников Скантия Олимпа и Скантии Агелы.
    Римская работа. Мрамор.
    II в. н. э.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Погребальная урна вольноотпущенников Скантия Олимпа и Скантии Агелы (надпись).
    Римская работа. Мрамор.
    II в. н. э.
    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробие Вибиев.
    Мелкозернистый голубоватый мрамор.
    Конец I в. до н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, LIV. 21.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробие Вибиев.
    Известняк.
    2-я пол. I в. до н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, LIV. 21.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Погребальная урна вольноотпущенников Скантия Олимпа и Скантии Агелы.
    Рисунок Д.-А. Дозио. Ок. 1560 г.
    Флоренция, Центральная Национальная библиотека.
    6. НАДПИСИ. Рим.
    Надпись на саркофаге Гнея Корнелия Сципиона Испанского в гробнице Сципионов на Аппиевой дороге.
    Аньенский туф.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 38.
    7. НАДПИСИ. Рим.
    Гробница Эврисака. Надпись северной стороны.
    Кон. I в. до н. э.
    Рим, Гробница Эврисака.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробная стела Фаллея.
    Песчаник.
    2-я пол. I в. н. э.
    Равенна, Национальный музей.
    9. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробная надпись Зевксида и Руфы.
    Около 1—14 гг. н. э.
    CIL VI 3927.
    Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
    10. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробная надпись Квинта Энея (Энесия?) Модерата, солдата городской когорты.
    AE 1979, 85.
    Травертин. Последняя треть I — первая треть II вв. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА