Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭПИТА́ФИЯ, ЕПИТАФИЯ

Ἐπι­τάφιος (т. е. λό­γος), над­гроб­ная речь; так назы­ва­лась в Афи­нах осо­бен­но речь, кото­рую про­из­но­сил назна­чен­ный государ­ст­вом ора­тор во вре­мя тор­же­ст­вен­но­го погре­бе­ния пав­ших в слав­ном бою за оте­че­ство. Это пуб­лич­ное про­слав­ле­ние пав­ших долж­но было побуж­дать остав­ших­ся в живых к такой же храб­ро­сти. Ари­стид пер­вый, кажет­ся, про­из­не­се­ни­ем над­гроб­ной речи над пав­ши­ми при Пла­те­ях при­дал это­му тор­же­ству боль­шее и более общее зна­че­ние, а с тех пор зна­чи­тель­ней­шие ора­то­ры счи­та­ли за честь пору­че­ние им такой речи. Так, Перикл дер­жал над­гроб­ную речь над пав­ши­ми при Само­се и затем речь, сооб­щен­ную Фукидидом (2, 35), над уби­ты­ми в сра­же­ни­ях пер­вых лет пело­пон­нес­ской вой­ны. Мало-пома­лу дошло до того, что такие речи не толь­ко про­из­но­си­лись по пору­че­нию государ­ства, но сочи­ня­лись вооб­ще в память выдаю­щих­ся людей; так, нам извест­но, что Гор­гий, Лисий, Исо­крат, Гипе­рид и Демо­сфен состав­ля­ли такие речи. В позд­ней­шие вре­ме­на, когда обще­ст­вен­ная жизнь и обще­ст­вен­ные заслу­ги не дава­ли мате­ри­а­ла для таких речей, пред­ме­ты для них бра­лись из част­ных отно­ше­ний отдель­ных лич­но­стей. Этим мож­но объ­яс­нить мно­же­ство таких напы­щен­ных речей, извест­ных в древ­но­сти, и ту акку­рат­ность, с кото­рой их раз­би­ра­ли рито­ры. Тако­вы же и рим­ские lau­da­tio­nes fu­neb­res[1], кото­рые по сво­е­му пане­ги­ри­сти­че­ско­му харак­те­ру не были, конеч­но, досто­вер­ны­ми исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми. Ср. Cic. Brut. 16, 61. legg. 2, 25.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Над­гроб­ные хва­леб­ные речи.

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 484—485.
    См. по теме: ОБЕД • ЭРАНЫ, ПИР • ГОСТИНИЦЫ • ПОДУШКА, КУБИТАЛ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробный рельеф Ульпии Эпигоны.
    Лунский мрамор.
    Кон. I — нач. II в. н. э.
    CIL VI 7394.
    Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
    2. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробная надпись телохранителя Нерона.
    AE 1952, 146.
    Травертин. 54—68 гг. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
    3. НАДПИСИ. Рим.
    Надпись на саркофаге Гнея Корнелия Сципиона Испанского в гробнице Сципионов на Аппиевой дороге.
    Аньенский туф.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 38.
    4. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробная надпись Аспасия, Исидория, Аспасия и Клавдии Эвходии.
    Мрамор. 1-я половина II в. н. э.
    CIL VI 10647.
    Рим, Церковь Сан-Джованни-а-Порта-Латина.
    5. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробная надпись преторианца Секста Гракхия Фронтона.
    AE 1966, 33.
    Травертин. Первая половина I в. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
    6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Нильская сцена.
    Фреска фриза Большого колумбария виллы Дориа Памфили в Риме.
    Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
    7. НАДПИСИ. Рим.
    Эпитафия Феличе де Фредис.
    1529 г.
    Рим, Церковь Санта-Мария-ин-Арачели.
    8. НАДПИСИ. Рим.
    Надпись на саркофаге Публия Корнелия Сципиона, сына Сципиона Африканского.
    Копия.
    CIL VI 1288.
    Рим, Гробница Сципионов.
    9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Сцена пиршества.
    Фреска фриза Большого колумбария виллы Дориа Памфили в Риме.
    Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
    10. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
    Саркофаг с портретами супружеской пары в раковине и сценами из Старого и Нового Заветов (саркофаг Адельфии).
    Мрамор.
    Вторая четверть IV в. н. э.
    CIL X 7123.
    Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА