Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭПИТА́ФИЯ, ЕПИТАФИЯ

Ἐπι­τάφιος (т. е. λό­γος), над­гроб­ная речь; так назы­ва­лась в Афи­нах осо­бен­но речь, кото­рую про­из­но­сил назна­чен­ный государ­ст­вом ора­тор во вре­мя тор­же­ст­вен­но­го погре­бе­ния пав­ших в слав­ном бою за оте­че­ство. Это пуб­лич­ное про­слав­ле­ние пав­ших долж­но было побуж­дать остав­ших­ся в живых к такой же храб­ро­сти. Ари­стид пер­вый, кажет­ся, про­из­не­се­ни­ем над­гроб­ной речи над пав­ши­ми при Пла­те­ях при­дал это­му тор­же­ству боль­шее и более общее зна­че­ние, а с тех пор зна­чи­тель­ней­шие ора­то­ры счи­та­ли за честь пору­че­ние им такой речи. Так, Перикл дер­жал над­гроб­ную речь над пав­ши­ми при Само­се и затем речь, сооб­щен­ную Фукидидом (2, 35), над уби­ты­ми в сра­же­ни­ях пер­вых лет пело­пон­нес­ской вой­ны. Мало-пома­лу дошло до того, что такие речи не толь­ко про­из­но­си­лись по пору­че­нию государ­ства, но сочи­ня­лись вооб­ще в память выдаю­щих­ся людей; так, нам извест­но, что Гор­гий, Лисий, Исо­крат, Гипе­рид и Демо­сфен состав­ля­ли такие речи. В позд­ней­шие вре­ме­на, когда обще­ст­вен­ная жизнь и обще­ст­вен­ные заслу­ги не дава­ли мате­ри­а­ла для таких речей, пред­ме­ты для них бра­лись из част­ных отно­ше­ний отдель­ных лич­но­стей. Этим мож­но объ­яс­нить мно­же­ство таких напы­щен­ных речей, извест­ных в древ­но­сти, и ту акку­рат­ность, с кото­рой их раз­би­ра­ли рито­ры. Тако­вы же и рим­ские lau­da­tio­nes fu­neb­res[1], кото­рые по сво­е­му пане­ги­ри­сти­че­ско­му харак­те­ру не были, конеч­но, досто­вер­ны­ми исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми. Ср. Cic. Brut. 16, 61. legg. 2, 25.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Над­гроб­ные хва­леб­ные речи.

  • «Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 484—485.
    См. по теме: ОБЕД • ЭРАНЫ, ПИР • ОБРАЗЧИК, ДЕИГМА • ПОДУШКА, КУБИТАЛ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Саркофаг со сценой амазономахии.
    Мрамор.
    Ок. 230—250 гг. н. э.
    Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Северный портик, 27, 28.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Саркофаг Гнея Корнелия Сципиона Испанского.
    Аньенский туф.
    Рим, Гробница Сципионов.
    3. НАДПИСИ. Рим.
    Гробница Эврисака. Надпись южной стороны.
    Кон. I в. до н. э.
    Рим, Гробница Эврисака.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Гробницы B и BI на виа Статилиа (т. н. «гробницы-близнецы»).
    70—31 гг. до н. э.
    Рим, Гробницы на виа Статилиа.
    5. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
    Саркофаг с портретами супружеской пары в раковине и сценами из Старого и Нового Заветов (саркофаг Адельфии).
    Мрамор.
    Вторая четверть IV в. н. э.
    CIL X 7123.
    Сиракузы, Региональный археологический музей «Паоло Орси».
    6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
    Урна-оссуарий с крышкой.
    Мрамор.
    Начало эпохи Империи.
    Римини, Городской музей им. Луиджи Тонини.
    7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
    Саркофаг Ларции Сеянти.
    Терракота.
    Ок. 150 г. до н. э.
    Флоренция, Национальный археологический музей.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Надгробная стела Арриев в форме табернакля (балдахина).
    Истрийский известняк.
    1-я пол. I в. н. э.
    Равенна, Национальный музей.
    9. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробная надпись Луция Корнелия Сципиона, сына Луция Корнелия Сципиона Азиатского.
    Около 164 г. до н. э. Копия.
    CIL I 35 = CIL VI 1290 = CIL VI 37039f = ILLRP 313 = ILS 5.
    Рим, Музей Римской культуры.
    10. НАДПИСИ. Рим.
    Надгробная надпись Фуфии Климены и Фуфии Эвхэ.
    Около 1—14 гг. н. э.
    CIL VI 4193.
    Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА