Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДЕНЬ

Dies, ἡμέ­ρα (ср. так­же Ἀφε­τοὶ ἡμέ­ραι), озна­ча­ет и день есте­ствен­ный (na­tu­ra­lis), и день граж­дан­ский (ci­vi­lis). Под пер­вым разу­ме­ет­ся вре­мя от вос­хо­да до зака­та солн­ца, а вре­мя от зака­та до вос­хо­да солн­ца назы­ва­ет­ся ночью, nox, νύξ, на язы­ке мифов и Гоме­ра (Il. 14, 259) — сми­ри­тель­ни­ца богов и людей; сам Зевс стра­шит­ся вызвать ее него­до­ва­ние. Напро­тив того, граж­дан­ский день, сут­ки, νυχ­θή­μερον, у древ­них опре­де­лял­ся весь­ма раз­лич­ным обра­зом. Вави­ло­няне счи­та­ли сут­ки от утра до утра, умб­ры — от полу­дня до полу­дня, гре­ки — от зака­та до зака­та, а рим­ляне, как и мы, — от полу­но­чи до полу­но­чи. У Гоме­ра, как и в про­дол­же­ние все­го вре­ме­ни до алек­сан­дрий­ской эпо­хи, не встре­ча­ет­ся разде­ле­ния дня на часы; вре­мя опре­де­ля­ет­ся по состо­я­нию утрен­ней зари и по поло­же­нию солн­ца, при­чем ино­гда раз­ли­ча­ют вре­мя допо­лу­ден­ное от после­по­лу­ден­но­го (Od. 9, 56 слл.), утро, пол­день и вечер (Il. 21, 111. Od. 7. 288), ἠώς или πρωΐ, πρῲ τῆς ἡμέ­ρας, μέ­σον ἦμαρ или με­σημβρία и δεί­λη (кото­рая в свою оче­редь делит­ся на δεί­λη πρωΐα и δεί­λη ὀψία) или δείελον ἦμαρ. Для более подроб­но­го обо­зна­че­ния вре­ме­ни при­бе­га­ли к мно­же­ству выра­же­ний, заим­ст­во­ван­ных боль­шей частью от заня­тий обы­ден­ной жиз­ни, напр. πλη­θούσης τῆς ἀγο­ρᾶς или περὶ πλή­θουσαν ἀγο­ράν. Со вре­ме­ни изо­бре­те­ния вави­лон­ско­го хро­но­мет­ра или сол­неч­ных часов (πό­λος или ὡρο­λόγιον ἡλιακόν, σκιοθη­ρικόν) и тене­ука­за­те­ля (γνώ­μων) ста­ли разде­лять день на 12 часов, кото­рые, смот­ря по вре­ме­ни года, были то длин­нее, то коро­че. Ночь, подоб­но дню, у Гоме­ра разде­ля­ет­ся на три части (Il. 10, 252): на сумер­ки или насту­паю­щую ночь (ἕσπε­ρος, κνέ­φας), сре­ди­ну ночи (νυκ­τὸς ἀμόλ­γου) и рас­свет (ἀμφι­λύκη νύξ. Il. 7. 433, ср. ἐγ­γύ­θι δ’ἠώς). Впо­след­ст­вии, под вли­я­ни­ем воен­но­го обы­чая, дели­ли ночь на три стра­жи (φυ­λακαί), пола­гая в каж­дой по 4 часа. Граж­дан­ский день (сут­ки) у рим­лян имел сле­дую­щие части: nox me­dia и de me­dia noc­te, вре­мя непо­сред­ст­вен­но после полу­но­чи, gal­li­ci­nium, вре­мя, когда запо­ют пету­хи и начи­на­ет рас­све­тать, can­ti­ci­nium, вре­мя, когда пере­ста­ют петь пету­хи, di­lu­cu­lum, рас­свет, ma­ne, ран­нее утро, ad me­ri­diem, me­ri­dies, de me­ri­die, вре­мя к полу­дню, самый пол­день и вре­мя непо­сред­ст­вен­но за полу­днем, sup­re­ma, послед­няя часть дня вме­сте с зака­том солн­ца, ves­pe­ra, вре­мя от зака­та солн­ца до вос­хо­да вечер­ней звезды, cre­pus­cu­lum, сумер­ки, pri­ma lu­ce или lu­mi­ni­bus ac­cen­sis, вре­мя зажи­га­ния огня, con­cu­bium, вре­мя, когда ложат­ся спать, in­tem­pes­ta nox, глу­бо­кая ночь, не имев­шая под­разде­ле­ний, затем ad me­diam noc­tem и me­dia nox. Разде­ле­ние суток на часы явля­ет­ся и у рим­лян лишь со вре­ме­ни введе­ния в общее употреб­ле­ние сол­неч­ных часов (ho­ro­lo­gium so­la­rium или so­la­rium descrip­tum, при­вез в Рим Папи­рий Кур­сор в 291 г. до Р. Х., до вой­ны с Пирром) и водя­ных часов (so­la­rium ex aqua), введен­ных в Риме цен­зо­ром Л. Филип­пом (в 164 г. до Р. Х.) и Сци­пи­о­ном Нази­кой (с 159 г. при­спо­соб­лен­ных и для изме­ре­ния ночи, см. Clep­syd­ra). С этих пор начи­на­ли счи­тать ночь во вре­мя рав­но­ден­ст­вия с 6 часов вече­ра до 6 часов утра, а день — от 6 часов утра до 6 часов вече­ра. Ночь разде­ля­лась на 4 стра­жи (vi­gi­liæ) по 3 часа к каж­дой, а поми­мо это­го счи­та­ли ночь и по часам. Но, конеч­но, смот­ря по про­дол­жи­тель­но­сти дней в раз­лич­ные вре­ме­на года, и эти часы быва­ли то длин­нее, то коро­че, толь­ко шестой час дня все­гда был в пол­день, а шестой час ночи — в пол­ночь, так что этот час может слу­жить исход­ной точ­кой для при­бли­зи­тель­но­го опре­де­ле­ния вре­ме­ни.

По сво­е­му назна­че­нию дни были разде­ля­е­мы отно­си­тель­но судо­про­из­вод­ства на dies fas­ti и ne­fas­ti, при­сут­ст­вен­ные и непри­сут­ст­вен­ные, на такие, когда пре­тор мог le­ge age­re и про­из­но­сить извест­ные три сло­ва: do, di­co, ad­di­co — или же не мог делать это­го. Dies fas­ti в свою оче­редь дели­лись на dies fas­ti co­mi­tia­les и dies fas­ti non co­mi­tia­les. Пер­вые дни, в кото­рые не толь­ко prætor мог le­ge age­re, но и под­ле­жа­щие маги­ст­ра­ты мог­ли cum po­pu­lo age­re, т. е., созы­вать народ­ные собра­ния, co­mi­tia, назы­ва­лись поэто­му про­сто dies co­mi­tia­les, а те, в кото­рые доз­во­ля­лось толь­ко le­ge age­re, но нель­зя было cum po­pu­lo age­re, в тес­ном смыс­ле назы­ва­ют­ся dies fas­ti. Тако­вых dies fas­ti в тес­ном смыс­ле было в году 38; в рим­ском кален­да­ре они обо­зна­ча­лись бук­вой F. Кро­ме того, еще были дни сме­шан­ные, fis­si и in­ter­ci­si, когда толь­ко в извест­ные части дня мож­но было про­из­но­сить выше­при­веден­ные три сло­ва. Dies ne­fas­ti были такие дни, когда из рели­ги­оз­ных при­чин нель­зя было про­из­во­дить ни судов, ни коми­ций. От разде­ле­ния дней на fas­ti и ne­fas­ti сле­ду­ет раз­ли­чать не имев­шее пря­мо­го отно­ше­ния к судам и коми­ци­ям деле­ние их на dies fes­ti и pro­fes­ti — дни празд­нич­ные и рабо­чие. Одна­ко это послед­нее деле­ние, зави­сев­шее от бого­слу­же­ния, в боль­шин­стве слу­ча­ев сов­па­да­ло с пер­вым деле­ни­ем, кото­рое хотя и осно­ва­но было на рели­ги­оз­ных нача­лах, но име­ло пре­иму­ще­ст­вен­но поли­ти­че­ское зна­че­ние. Нако­нец сле­ду­ет упо­мя­нуть еще о ста­рин­ном разде­ле­нии дней на dies pu­ri и re­li­gio­si (at­ri). Послед­не­го рода дни в наро­де счи­та­лись небла­го­при­ят­ны­ми для пред­при­я­тия како­го-либо дела, напр., для вступ­ле­ния в брак, для нача­ла путе­ше­ст­вия и т. п.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 398—399.
См. по теме: ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • НЕПРИСУТСТВЕННЫЕ ДНИ • ДИВИНАЦИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Фортуны Сегодняшнего дня.
100—87 гг. до н. э.
Рим, Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra).
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Последний день Помпеи.
Карл Павлович Брюллов (1799—1852).
Холст, масло.
1830—1833 гг.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.
3. НАДПИСИ. Рим.
Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
4. НАДПИСИ. Рим.
Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА