Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИОКЛЕТИА́Н, ДИОКЛЕЦИА́Н

Dioc­le­tia­nus, C. Aure­lius Va­le­rius, пра­вил рим­ской импе­ри­ей от 284 до 305 г. по Р. Х. Соб­ст­вен­но, он назы­вал­ся, по име­ни сво­его род­но­го горо­да Дио­клеи в Дал­ма­ции, Dioc­les, про­ис­хо­дил из про­сто­на­ро­дья и пер­во­на­чаль­но, может быть, был воль­ноот­пу­щен­ни­ком, а потом посту­пил на воен­ную служ­бу рядо­вым и слу­жил при импе­ра­то­рах Авре­ли­ане и Про­бе. Когда Диокл одна­жды при Лют­ти­хе сидел в гости­ни­це и сво­дил счет сво­им еже­днев­ным рас­хо­дам, сто­яв­шая воз­ле него дру­идян­ка ска­за­ла: «Тьфу, Диокл, сты­дись сво­ей ску­по­сти». На его воз­ра­же­ние: «Дай мне толь­ко сде­лать­ся импе­ра­то­ром — не то будет дело», она отве­ти­ла: «Будешь импе­ра­то­ром, когда убьешь веп­ря» (Aper). С того вре­ме­ни он питал в душе мысль о боже­ст­вен­ном сво­ем при­зва­нии, хотя нико­гда в про­дол­же­ние мно­гих лет он не выска­зы­вал этой мыс­ли. Он отли­чал­ся на служ­бе и ско­ро достиг высо­ко­го поло­же­ния в вой­ске. Vo­pisc. Nu­mer. 14 слл. При импе­ра­то­ре Про­бе он назна­чен был намест­ни­ком в Мисии. С Мак­си­ми­а­ном, буду­щим сво­им сопра­ви­те­лем, кото­рый при­зна­вал за Дио­к­лом пре­вос­ход­ство обду­ман­но­сти, пред­у­смот­ри­тель­но­сти и муже­ства, он тогда еще подру­жил­ся. По смер­ти Про­ба он сопро­вож­дал импе­ра­то­ра Кара на вой­ну с пер­са­ми, и, когда Кар умер, а сла­бые сыно­вья его не мог­ли усто­ять про­тив Апра, началь­ни­ка тело­хра­ни­те­лей, вой­ско 17 сен­тяб­ря 284 г. про­воз­гла­си­ло в Хал­кедоне импе­ра­то­ром Дио­кле­ци­а­на, как он сам тогда назы­вал себя. Апра (веп­ря) он убил соб­ст­вен­но­руч­но. Одолев сво­их вра­гов и сопер­ни­ков, с кото­ры­ми обо­шел­ся весь­ма мило­сти­во, и победив багав­дов, мятеж­ных кре­стьян в Гал­лии, он при­нял Мак­си­ми­а­на в това­ри­щи по управ­ле­нию импе­ри­ей и назна­чил его авгу­стом в 286 г., для защи­ты запад­ных гра­ниц импе­рии, тес­нив­шей­ся со всех сто­рон вра­га­ми, а сам на восто­ке при­нудил пер­сов заклю­чить мир. Дацию он так­же вновь при­со­еди­нил к импе­рии. Оба импе­ра­то­ра в 291 г. при­ня­ли еще двух сопра­ви­те­лей, Гале­рия и Кон­стан­ция, и разде­ли­ли меж­ду собой прав­ле­ние, при­чем Дио­кле­ци­ан, бла­го­да­ря пре­вос­ход­ству сво­его ума, сохра­нил за собой вер­хов­ную власть. Eutr. 9, 22. Aur. Vict. Caes. 39. Он с боль­шой жесто­ко­стью пода­вил в 296 г. вол­не­ние в Егип­те, а Гале­рий, после пер­вой неудач­ной экс­пе­ди­ции, вто­рым похо­дом победил пер­сов и при­нудил их согла­сить­ся на выгод­ный для рим­лян мир (Amm. Marc. 14, 11, 10. Eutr. 9, 24), сохра­не­ние кото­ро­го обес­пе­че­но было Дио­кле­ци­а­ном построй­кой цело­го ряда кре­по­стей по восточ­ной гра­ни­це импе­рии. Для тор­же­ст­вен­но­го празд­но­ва­ния сво­его 20-лет­не­го управ­ле­ния импе­ри­ей Дио­кле­ци­ан отпра­вил­ся в Рим, но сво­ей ску­по­стью навлек на себя нена­висть наро­да, а пото­му поспе­шил оста­вить этот город, кото­рый вооб­ще ему не при­хо­дил­ся по серд­цу, чтобы воз­вра­тить­ся в свою обык­но­вен­ную рези­ден­цию — Нико­медию в Малой Азии (в 304 г.). Тяж­кая болезнь, постиг­шая его доро­гою, рас­слаб­ле­ние тела (а по мне­нию хри­сти­ан­ских писа­те­лей — и духа), при­ве­ла его к испол­не­нию дав­но уже заду­ман­но­го им наме­ре­ния — сло­жить с себя власть. Может быть, он пола­гал, что, для пред­от­вра­ще­ния несо­гла­сий, каж­дый из импе­ра­то­ров после 20-лет­не­го прав­ле­ния дол­жен отка­зать­ся от пре­сто­ла. Он при­вел в испол­не­ние свое наме­ре­ние в Нико­медии 1 мая 305 г., оста­вив власть сво­им ста­рым сопра­ви­те­лям и двум вновь назна­чен­ным импе­ра­то­рам, и уда­лил­ся на свою роди­ну Дал­ма­цию в свою вил­лу близ горо­да Сало­ны. Здесь он зани­мал­ся пре­иму­ще­ст­вен­но садо­вод­ст­вом и устой­чи­во откло­нил сде­лан­ное ему впо­след­ст­вии при­гла­ше­ние сно­ва занять импе­ра­тор­ский пре­стол. Там он и умер в 313 г. Aur. Vict. ep. 39. Eumen. pa­neg. Con­st. 15. Введен­ная им систе­ма государ­ст­вен­но­го устрой­ства, состо­яв­шая в прав­ле­нии несколь­ких, друг дру­гу под­чи­нен­ных вла­сти­те­лей, ока­за­лась удоб­ной лишь до тех пор, пока он сам сто­ял во гла­ве пра­ви­тель­ства, и пала пред често­лю­би­ем и выдаю­щим­ся талан­том Кон­стан­ция. С этой орга­ни­за­ци­ей сто­я­ло в свя­зи и уве­ли­че­ние им чис­ла про­вин­ций, а вме­сте с тем и чис­ла долж­ност­ных лиц. Эти­кет и внеш­няя тор­же­ст­вен­ность, гос­под­ст­во­вав­шие при дво­ре Дио­кле­ци­а­на, заим­ст­во­ва­ны им от пер­сов. Вслед­ст­вие умень­ше­ния пре­то­ри­ан­ских леги­о­нов постав­лен был пре­дел само­управ­ству и про­из­во­лу пре­то­ри­ан­цев. Сопра­ви­те­ли Дио­кле­ци­а­на чти­ли его и после отка­за его от пре­сто­ла, зато не почи­та­ли и не люби­ли его хри­сти­ан­ские писа­те­ли, кото­рые не мог­ли забыть о про­из­веден­ных им в 303 и 304 гг., по насто­я­нию Гале­рия, гоне­ни­ях на хри­сти­ан, коих было нема­ло даже в самом двор­це меж­ду при­двор­ны­ми чинов­ни­ка­ми. И язы­че­ские писа­те­ли пори­ца­ют его ску­пость и страсть к восточ­ной пыш­но­сти, хотя он (как после него и Юли­ан) ста­рал­ся под­нять падаю­щее язы­че­ство посред­ст­вом неко­то­рых учреж­де­ний, заим­ст­во­ван­ных у хри­сти­ан, и вопре­ки тор­же­ст­ву­ю­ще­му хри­сти­ан­ству сохра­нить язы­че­ство как гос­под­ст­ву­ю­щую рели­гию, кото­рой он сам слу­жил в каче­стве вер­хов­но­го жре­ца. Эта мысль — утвер­дить пре­стол на рели­гии — и дала повод к гоне­ни­ям на хри­сти­ан. Ср.: Theod. Pre­uss, Kai­ser Dioc­le­tian und sei­ne Zeit (1860). Bernhardt Dioc­let. in sei­nem Ver­hältniss zu den Chris­ten (1862). Vo­gel, Kai­ser Dioc­le­tian (1857).

См. также:
ДИОКЛЕТИАН (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 404—405.
См. по теме: ДАТАФЕРН • ДЕДУКЦИЯ • ДЕЛУБР, СВЯТИЛИЩЕ • ЭКФАНТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Два тетрарха.
Порфир. Ок. 300 г.
Венеция, Базилика св. Марка.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Диоклетиана (?).
Мрамор.
Конец III — начало IV вв. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Диоклетиана.
Мрамор.
Конец III — начало IV вв. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Диоклетиана.
Мрамор. Кон. III в.
Рим, Вилла Дориа-Памфили.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диоклетиан.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тетрархи.
Порфир. Ок. 300 г.
Венеция, Базилика св. Марка.
7. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Арка Диоклетиана.
Конец III в.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
8. АРХИТЕКТУРА. Северная Африка.
Арка Диоклетиана.
Конец III в.
Суфетула (совр. Сбейтла в Тунисе).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа двух императоров (Диоклетиан и Максимиан).
Порфир.
Нач. IV в.
Рим, Ватиканские музеи, Музеи Ватиканской апостольской библиотеки.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Диоклетиана (?).
Кон. III — нач. IV в.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Диоклетиан
Кизик, 287 г.
АВЕРС: DIOCLETIANVS AVGVSTVS — голова Диоклетиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Диоклетиан, в лавровом венке и в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии и держа скипетр и поводья в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА