Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИОКЛЕТИА́Н, ДИОКЛЕЦИА́Н

Dioc­le­tia­nus, C. Aure­lius Va­le­rius, пра­вил рим­ской импе­ри­ей от 284 до 305 г. по Р. Х. Соб­ст­вен­но, он назы­вал­ся, по име­ни сво­его род­но­го горо­да Дио­клеи в Дал­ма­ции, Dioc­les, про­ис­хо­дил из про­сто­на­ро­дья и пер­во­на­чаль­но, может быть, был воль­ноот­пу­щен­ни­ком, а потом посту­пил на воен­ную служ­бу рядо­вым и слу­жил при импе­ра­то­рах Авре­ли­ане и Про­бе. Когда Диокл одна­жды при Лют­ти­хе сидел в гости­ни­це и сво­дил счет сво­им еже­днев­ным рас­хо­дам, сто­яв­шая воз­ле него дру­идян­ка ска­за­ла: «Тьфу, Диокл, сты­дись сво­ей ску­по­сти». На его воз­ра­же­ние: «Дай мне толь­ко сде­лать­ся импе­ра­то­ром — не то будет дело», она отве­ти­ла: «Будешь импе­ра­то­ром, когда убьешь веп­ря» (Aper). С того вре­ме­ни он питал в душе мысль о боже­ст­вен­ном сво­ем при­зва­нии, хотя нико­гда в про­дол­же­ние мно­гих лет он не выска­зы­вал этой мыс­ли. Он отли­чал­ся на служ­бе и ско­ро достиг высо­ко­го поло­же­ния в вой­ске. Vo­pisc. Nu­mer. 14 слл. При импе­ра­то­ре Про­бе он назна­чен был намест­ни­ком в Мисии. С Мак­си­ми­а­ном, буду­щим сво­им сопра­ви­те­лем, кото­рый при­зна­вал за Дио­к­лом пре­вос­ход­ство обду­ман­но­сти, пред­у­смот­ри­тель­но­сти и муже­ства, он тогда еще подру­жил­ся. По смер­ти Про­ба он сопро­вож­дал импе­ра­то­ра Кара на вой­ну с пер­са­ми, и, когда Кар умер, а сла­бые сыно­вья его не мог­ли усто­ять про­тив Апра, началь­ни­ка тело­хра­ни­те­лей, вой­ско 17 сен­тяб­ря 284 г. про­воз­гла­си­ло в Хал­кедоне импе­ра­то­ром Дио­кле­ци­а­на, как он сам тогда назы­вал себя. Апра (веп­ря) он убил соб­ст­вен­но­руч­но. Одолев сво­их вра­гов и сопер­ни­ков, с кото­ры­ми обо­шел­ся весь­ма мило­сти­во, и победив багав­дов, мятеж­ных кре­стьян в Гал­лии, он при­нял Мак­си­ми­а­на в това­ри­щи по управ­ле­нию импе­ри­ей и назна­чил его авгу­стом в 286 г., для защи­ты запад­ных гра­ниц импе­рии, тес­нив­шей­ся со всех сто­рон вра­га­ми, а сам на восто­ке при­нудил пер­сов заклю­чить мир. Дацию он так­же вновь при­со­еди­нил к импе­рии. Оба импе­ра­то­ра в 291 г. при­ня­ли еще двух сопра­ви­те­лей, Гале­рия и Кон­стан­ция, и разде­ли­ли меж­ду собой прав­ле­ние, при­чем Дио­кле­ци­ан, бла­го­да­ря пре­вос­ход­ству сво­его ума, сохра­нил за собой вер­хов­ную власть. Eutr. 9, 22. Aur. Vict. Caes. 39. Он с боль­шой жесто­ко­стью пода­вил в 296 г. вол­не­ние в Егип­те, а Гале­рий, после пер­вой неудач­ной экс­пе­ди­ции, вто­рым похо­дом победил пер­сов и при­нудил их согла­сить­ся на выгод­ный для рим­лян мир (Amm. Marc. 14, 11, 10. Eutr. 9, 24), сохра­не­ние кото­ро­го обес­пе­че­но было Дио­кле­ци­а­ном построй­кой цело­го ряда кре­по­стей по восточ­ной гра­ни­це импе­рии. Для тор­же­ст­вен­но­го празд­но­ва­ния сво­его 20-лет­не­го управ­ле­ния импе­ри­ей Дио­кле­ци­ан отпра­вил­ся в Рим, но сво­ей ску­по­стью навлек на себя нена­висть наро­да, а пото­му поспе­шил оста­вить этот город, кото­рый вооб­ще ему не при­хо­дил­ся по серд­цу, чтобы воз­вра­тить­ся в свою обык­но­вен­ную рези­ден­цию — Нико­медию в Малой Азии (в 304 г.). Тяж­кая болезнь, постиг­шая его доро­гою, рас­слаб­ле­ние тела (а по мне­нию хри­сти­ан­ских писа­те­лей — и духа), при­ве­ла его к испол­не­нию дав­но уже заду­ман­но­го им наме­ре­ния — сло­жить с себя власть. Может быть, он пола­гал, что, для пред­от­вра­ще­ния несо­гла­сий, каж­дый из импе­ра­то­ров после 20-лет­не­го прав­ле­ния дол­жен отка­зать­ся от пре­сто­ла. Он при­вел в испол­не­ние свое наме­ре­ние в Нико­медии 1 мая 305 г., оста­вив власть сво­им ста­рым сопра­ви­те­лям и двум вновь назна­чен­ным импе­ра­то­рам, и уда­лил­ся на свою роди­ну Дал­ма­цию в свою вил­лу близ горо­да Сало­ны. Здесь он зани­мал­ся пре­иму­ще­ст­вен­но садо­вод­ст­вом и устой­чи­во откло­нил сде­лан­ное ему впо­след­ст­вии при­гла­ше­ние сно­ва занять импе­ра­тор­ский пре­стол. Там он и умер в 313 г. Aur. Vict. ep. 39. Eumen. pa­neg. Con­st. 15. Введен­ная им систе­ма государ­ст­вен­но­го устрой­ства, состо­яв­шая в прав­ле­нии несколь­ких, друг дру­гу под­чи­нен­ных вла­сти­те­лей, ока­за­лась удоб­ной лишь до тех пор, пока он сам сто­ял во гла­ве пра­ви­тель­ства, и пала пред често­лю­би­ем и выдаю­щим­ся талан­том Кон­стан­ция. С этой орга­ни­за­ци­ей сто­я­ло в свя­зи и уве­ли­че­ние им чис­ла про­вин­ций, а вме­сте с тем и чис­ла долж­ност­ных лиц. Эти­кет и внеш­няя тор­же­ст­вен­ность, гос­под­ст­во­вав­шие при дво­ре Дио­кле­ци­а­на, заим­ст­во­ва­ны им от пер­сов. Вслед­ст­вие умень­ше­ния пре­то­ри­ан­ских леги­о­нов постав­лен был пре­дел само­управ­ству и про­из­во­лу пре­то­ри­ан­цев. Сопра­ви­те­ли Дио­кле­ци­а­на чти­ли его и после отка­за его от пре­сто­ла, зато не почи­та­ли и не люби­ли его хри­сти­ан­ские писа­те­ли, кото­рые не мог­ли забыть о про­из­веден­ных им в 303 и 304 гг., по насто­я­нию Гале­рия, гоне­ни­ях на хри­сти­ан, коих было нема­ло даже в самом двор­це меж­ду при­двор­ны­ми чинов­ни­ка­ми. И язы­че­ские писа­те­ли пори­ца­ют его ску­пость и страсть к восточ­ной пыш­но­сти, хотя он (как после него и Юли­ан) ста­рал­ся под­нять падаю­щее язы­че­ство посред­ст­вом неко­то­рых учреж­де­ний, заим­ст­во­ван­ных у хри­сти­ан, и вопре­ки тор­же­ст­ву­ю­ще­му хри­сти­ан­ству сохра­нить язы­че­ство как гос­под­ст­ву­ю­щую рели­гию, кото­рой он сам слу­жил в каче­стве вер­хов­но­го жре­ца. Эта мысль — утвер­дить пре­стол на рели­гии — и дала повод к гоне­ни­ям на хри­сти­ан. Ср.: Theod. Pre­uss, Kai­ser Dioc­le­tian und sei­ne Zeit (1860). Bernhardt Dioc­let. in sei­nem Ver­hältniss zu den Chris­ten (1862). Vo­gel, Kai­ser Dioc­le­tian (1857).

См. также:
ДИОКЛЕТИАН (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 404—405.
См. по теме: ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • ЭРУЦИИ • ДАМАРЕТА • КУРИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа двух императоров (Диоклетиан и Максимиан).
Порфир.
Нач. IV в.
Рим, Ватиканские музеи, Музеи Ватиканской апостольской библиотеки.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Два тетрарха. Деталь.
Порфир. Ок. 300 г.
Венеция, Базилика св. Марка.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Диоклетиана.
Мрамор. Кон. III в.
Рим, Вилла Дориа-Памфили.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диоклетиан.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Диоклетиана (?).
Кон. III — нач. IV в.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Два тетрарха.
Порфир. Ок. 300 г.
Венеция, Базилика св. Марка.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тетрархи.
Порфир. Ок. 300 г.
Венеция, Базилика св. Марка.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Два тетрарха. Деталь.
Порфир. Ок. 300 г.
Венеция, Базилика св. Марка.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тетрархи.
Порфир. Ок. 300 г.
Венеция, Базилика св. Марка.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тетрархи.
Порфир. Ок. 300 г.
Венеция, Базилика св. Марка.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Диоклетиан
Кизик, 287 г.
АВЕРС: DIOCLETIANVS AVGVSTVS — голова Диоклетиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Диоклетиан, в лавровом венке и в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии и держа скипетр и поводья в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА