Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ДИ́ПТИХ, ДИПТИХИ

Diptўcha, δίπ­τυ­χα, склад­ные пис­чие дощеч­ки, пер­во­на­чаль­но про­стой работы, назна­чен­ные для домаш­не­го употреб­ле­ния, у позд­ней­ших рим­лян дела­лись из сло­но­вой кости, золота или сереб­ра; внут­ри они выли­ва­лись вос­ком и слу­жи­ли для вре­мен­ных заме­ток. Если соеди­ня­лось боль­шее чис­ло таких доще­чек, то они назы­ва­лись trip­ty­cha, po­lyp­ty­cha, ta­bu­lae dup­li­ces, trip­li­ces и т. д. Рим­ские кон­су­лы и дру­гие выс­шие санов­ни­ки при вступ­ле­нии в долж­ность обык­но­вен­но рас­сы­ла­ли в пода­рок дипти­хи из сло­но­вой кости, кореш­ки кото­рых были укра­ше­ны сна­ру­жи искус­ной резь­бой. Дошед­шие до нас дипти­хи собр. Go­ri, the­saur. dip­tych. (1759 г., 3 т. in fol.). Их люби­ли употреб­лять на пере­пле­те дра­го­цен­ных руко­пи­сей, и они были впо­след­ст­вии в боль­шом употреб­ле­нии в хри­сти­ан­ской церк­ви.

См. также:
ДИПТИХ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 414.
См. по теме: ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА • ДЕЛУБР, СВЯТИЛИЩЕ • ДИНОКРАТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Полифем, получающий письмо от Галатеи.
Фреска IV стиля.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. МОЗАИКА. Греция.
Первое купание Ахилла.
Кипр. Вилла Тесея.
V в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Поэт Лин наставляет молодого Мусея.
Блюдо.
Глина. V в. до н. э.
Париж, Лувр.
4. МОЗАИКА. Греция.
Федра и Ипполит.
Дом Диониса.
Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Сцены из жизни греческой школы.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Мастер Дурис.
Глина.
Ок. 500—450 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Юноша с диптихом.
Ваза краснофигурная.
Мастер Дурис.
Глина. 500—470 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Византия.
Створка диптиха консула Ареобинда.
Слоновая кость.
Константинополь. 506 г.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Каллиопы.
Мрамор.
Римская работа II в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 18.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Каллиопы.
Мрамор.
Римская работа II в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 18.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА