Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭНДИМИО́Н, ЕНДИМИО́Н

En­dy­mion, кра­си­вый спя­щий юно­ша, любов­ник Селе­ны. Ска­за­ния о нем ука­зы­ва­ют отча­сти на Елиду, отча­сти на Карию. В Елиде он был сыном Аефлия (ср. ἄεθ­λος, состя­за­ние) или Зев­са и Кали­ки, царем стра­ны, отцом Епея, Это­ла и Пэо­на, кото­рых он заста­вил состя­зать­ся в беге в Олим­пии, назна­чив цар­ство Елиды награ­дою; Епей одер­жал победу. У Енди­ми­о­на было от Селе­ны 50 доче­рей: они озна­ча­ют 50 лун­ных меся­цев пен­та­е­те­риды в про­ме­жут­ке меж­ду олим­пий­ски­ми игра­ми. Моги­ла его нахо­ди­лась в Олим­пии. По дру­го­му ска­за­нию, он пере­се­лил­ся в Карию или был охот­ни­ком или пас­ту­хом в Карии, погру­жен­ным в веч­ный сон в гро­те у горы Лат­ма; Селе­на любит юно­шу и каж­дую ночь спус­ка­ет­ся с неба, чтобы цело­вать его и отды­хать с ним. По это­му мифу, Енди­ми­он есть оли­це­тво­ре­ние под­кра­ды­ваю­ще­го­ся (ἐνδύω) сна, он поко­ит­ся на горе забве­ния (Λάτ­μος вме­сто Λάθ­μος от λά­θω, λαν­θά­νω, как Λη­τώ вме­сто Λη­θώ), лас­кае­мый Селе­ной, подру­гой сна. Это при­род­ный миф, воз­ник­ший вслед­ст­вие захо­да меся­ца за серые ска­лы Лат­ма. Как Селе­на сде­ла­лась Арте­ми­дой, так Енди­ми­он пре­об­ра­зил­ся в кра­си­во­го охот­ни­ка или гор­но­го пас­ту­ха.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 471.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фронтальный рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
2. СКУЛЬПТУРА.
Диана и Эндимион.
Паоло Андреа Трискорни (1757—1833).
Мрамор.
Высота 140, длина 151.
Подпись справа на подставке: P. TRISCORNI
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Мрамор.
Начало III в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе (фронтальная панель).
Мрамор. Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фронтальная панель.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Спящий Эндимион.
Часть скульптурной группы «Селена и Эндимион».
Мрамор. Римская копия по греческому оригиналу II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Фронтальная панель.
Мрамор.
Дл. 252 см; выс. 132 см; шир.120 см.
Первая половина III в. н. э.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эндимион. Фронтальный рельеф т. н. «саркофага Браски».
Мрамор.
Ок. 250 г. н. э.
Рим, Музей Рима в палаццо Браски.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе (фронтальный рельеф).
Мрамор.
Начало III в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом о Селене и Эндимионе.
Паросский мрамор. Середина II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА