АХИ́ЛЛ, АХИЛЛЕ́С (Ἀχιλλεύς), в греческой мифологии один из величайших героев Троянской войны, сын царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днём натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери (Apollod. III 13, 6). Согласно другой версии (Stat. Achill. I 269 след.), Фетида купала Ахилла в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Оскорблённая вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал Ахилла на воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкозвучной кифаре и пению (Apollod. III 13, 6). Как самый юный из поколения героев — будущих участников Троянской войны — Ахилл не входил в число женихов Елены (по другим версиям мифа, его удержал от сватовства Хирон, обладавший даром предвидения) и не должен был принимать участие в походе. Фетида, зная, что её сыну всё же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала Ахилла во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там Ахилл жил, одетый в женские одежды, среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака Ахилла с дочерью Ликомеда — Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия Ахилла поход под Трою обречён на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Под видом купцов Одиссей и его спутники разложили перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием (мечом, щитом и др.). По версии, восходящей, вероятно, к Еврипиду, Одиссей велел своим воинам с.138 сыграть сигнал тревоги. Испуганные девушки разбежались, тогда как Ахилл схватился за оказавшееся под руками оружие и бросился навстречу врагу (Apollod. III 13, 6—
Из дошедших до нас источников образ Ахилла наиболее обстоятельно дан в «Илиаде». Мотив неуязвимости Ахилла не играет здесь никакой роли; Ахилл является храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу своих личных качеств. Он знает, что ему суждена короткая жизнь и стремится прожить её так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков. Поэтому, хотя судьба Елены и Менелая интересует его крайне мало, Ахилл принимает участие в Троянской войне, предпочитая героическую долю долгой, но бесславной жизни. Ахилл очень чувствителен в вопросах чести; поведение Агамемнона, отнявшего у Ахилла Брисеиду, присуждённую с.139 ему в качестве почётной добычи, вызывает яростный гнев Ахилла, и только вмешательство богини Афины предотвращает кровопролитие среди ахейских вождей. Отказ Ахилла продолжать после этого войну приводит к тяжёлым последствиям для ахейского войска, но Ахилл отвергает попытку примирения со стороны Агамемнона; опечаленный победами троянцев, Агамемнон по совету старца Нестора объявляет через Одиссея и других вождей, что вернёт Ахиллу Брисеиду, даст ему в жёны одну из своих дочерей, а в приданое много богатых городов (кн. IX). Лишь когда троянское войско подступает к ахейским кораблям и троянский герой Гектор поджигает один из них, Ахилл разрешает другу Патроклу, облачившись в его доспехи, вступить в бой, чтобы отогнать троянцев. Конец гневу Ахилла кладёт известие о гибели Патрокла от руки Гектора. Получив от бога Гефеста новые доспехи, он устремляется в бой, беспощадно поражает убегающих троянцев и с помощью Гефеста одолевает даже восставшего против него бога реки Скамандр. В решающем поединке с Гектором Ахилл одерживает победу, предвещающую, однако, его собственную гибель, о которой он знает от своей матери и вновь слышит из уст умирающего Гектора (кн. XVI—
О дальнейшей судьбе Ахилла сообщает поздний пересказ несохранившейся эпической поэмы «Эфиопида».
После сражений, в которых Ахилл побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает Ахилла возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь (Apollod. epit. V 3). В этом варианте сохранился рудиментарный мотив «ахиллесовой пяты», в соответствии с которым достаточно было поразить стрелой пятку Ахилла, чтобы убить героя. Эпос, отказавшись от представления о неуязвимости Ахилла, ввёл действительно смертельную для человека рану в грудь. Смерть Ахилла, равно как и его сражение с Пенфесилеей, в поздних источниках получили романтическую окраску. Сохранилась, в частности, поздняя версия о любви Ахилла к троянской царевне Поликсене и о его готовности ради брака с ней уговорить ахейское войско прекратить войну. Отправившись безоружным для переговоров о свадьбе в святилище Аполлона на троянской равнине, Ахилл был предательски убит Парисом с помощью сына Приама Деифоба. В течение 17 дней Ахилла оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и всё ахейское войско. На
По происхождению первоначально Ахилл являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм Ахилла, в котором совершалось ежегодное празднование. Перед расположенным по дороге из Спарты в Аркадию храмом Ахилла приносили жертвы спартанские эфебы (Paus. III 20, 8; 24, 5). Культ Ахилла был занесён также в греческие колонии на Сицилии с.140 и в Южной Италии (Тарент, Кротон и др.). Как место культа почитался жителями могильный курган Ахилла и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Святилища Ахилла имелись также в городах Византии, Эритрах, близ Смирны. Наконец, локализация умершего Ахилла на острове Левка в устье Дуная объяснялась тем, что как на этом острове, так и в ряде других районов Северного Причерноморья (в Ольвии, у Керченского пролива) имелись храмы, жертвенники и участки, посвящённые Ахиллу.
Лит.: Толстой И. И., Ахилл и священная Левка. «Журнал министерства народного просвещения», 1916, [№ 8—
Ахилл — один из популярнейших персонажей античного искусства: помпейские фрески («Ахилл и Хирон», «Ахилл среди дочерей Ликомеда», «спор Ахилла с Агамемноном» и др.), произведения вазописи (сюжеты «Фетида и Ахилл», «поединок Ахилла с Пенфесилеей», «Ахилл и Брисеида», «Приам перед Ахиллом», «оплакивание Ахилла»), рельефы римских саркофагов и другие произведения. В средневековом искусстве образ Ахилла воплощался в основном в иллюстрациях к произведениям о Троянской войне. Лишь с 16 в. сцены из жизни Ахилла получили широкое распространение в живописи (Дж. деи Росси, А. ван Дейк, Н. Пуссен,
Средневековая литература испытала воздействие «Энеиды» Вергилия с его симпатией к троянцам; отсюда значительное принижение образа Ахилла по сравнению с Гектором. На протяжении многих веков образ Ахилла появляется в эпических поэмах, посвящённых Троянской войне. С 17 в. к образу Ахилла начинают обращаться драматурги (в т. ч. трагедии «Ахилл» Ж. Лафонтена; «Смерть Ахилла» Т. Корнеля; в 18 в. —
В музыкально-драматическом искусстве особенно частым было обращение к эпизодам жизни Ахилла на Скиросе. Первые оперы: «Деидамия» Ф. Кавалли; «Ахилл на Скиросе» А. Драги; «Ахилл на Скиросе» Дж. Легренци. Наиболее значительными произведениями последующего периода были оперы: «Ахилл на Скиросе» Р. Кайзера; «Ахилл и Деидамия» А. Кампра; «Деидамия» Генделя. В 1736 г. сюжету дал новую жизнь П. Метастазио; его пьесу «Ахилл на Скиросе» использовало более 30 композиторов, в т. ч. А. Кальдара, Н. Йоммелли, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти. Популярны также были сюжеты, связанные с участием Ахилла в Троянской войне (оперы «Умиротворение Ахилла» А. Драги и А. Лотти, опера «Ахилл и Поликсена»