Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АХИ́ЛЛ, АХИЛЛЕ́С

Achil­les, Ἀχιλ­λεύς, Ἀχι­λεύς, сын Пелея, царя мир­мидо­нов во Фтии, и почи­тае­мой во Фтии нере­иды Фети­ды, внук Эака (Πη­λεΐδης, Πη­ληϊάδης, Πη­λείων, Αἰακί­δης), глав­ный герой Или­а­ды. Гоме­ров­ская сага: Ахилл, вскорм­лен­ный сво­ей мате­рью, обу­чал­ся крас­но­ре­чию и воен­но­му делу у Фой­ни­ка, кото­рый, бежав от сво­его отца Амин­то­ра, нашел при­ют у Пелея, а вра­чеб­но­му искус­ству у кен­тав­ра Хей­ро­на. Il. 9, 444. 11, 832. Уже с ран­ней юно­сти он нашел себе вер­но­го дру­га и това­ри­ща в Патрок­ле. Этот послед­ний, убив неча­ян­но при игре в баб­ки одно­го маль­чи­ка, бежал из сво­ей роди­ны Опун­та вме­сте с отцом сво­им Меной­ти­ем, свод­ным бра­том Эака, к Пелею и здесь вос­пи­ты­вал­ся вме­сте с Ахил­лом. Il. 23, 84. Рок пре­до­ста­вил Ахил­лу выбор меж­ду дол­гой, но без­де­я­тель­ной, и корот­кой, но пол­ной сла­вы жиз­нью; он избрал послед­нюю. Il. 9, 410. Поэто­му, когда Нестор и Одис­сей при­бы­ли во Фтию и при­гла­си­ли его при­нять уча­стие в похо­де про­тив Трои, он охот­но после­до­вал за ними. Il. 11, 765. В сопро­вож­де­нии Патрок­ла и ста­ри­ка Фой­ни­ка он с 50 кораб­ля­ми отправ­ля­ет­ся к Трое. Il. 2, 681. Здесь, поль­зу­ясь покро­ви­тель­ст­вом Геры и Афи­ны, он был могу­чей охра­ной ахей­цев, непо­беди­мым геро­ем. Он разо­рил 12 горо­дов у моря и 11 внут­ри Тро­ян­ской обла­сти. Но в 10-й год вой­ны, тяж­ко оби­жен­ный Ага­мем­но­ном, кото­рый отнял у него плен­ни­цу, дочь лир­нес­ско­го жре­ца Бри­са (Гип­по­да­мия, Бри­се­ида), он, него­дуя, уда­лил­ся со сво­и­ми вои­на­ми от уча­стия в бит­вах (Il. 1) и, толь­ко когда тро­ян­цы про­ник­ли в гре­че­ский лагерь, поз­во­лил Патро­клу идти в сра­же­ние вме­сте с мир­мидо­на­ми и дал ему свое воору­же­ние, не пере­ста­вая, одна­ко, роп­тать на гре­ков. Il. 16, 97. Патрокл отго­ня­ет тро­ян, но пада­ет от руки Гек­то­ра. Труп его спа­са­ют, но воору­же­ние Ахил­ла оста­лось в руках вра­га. Ахилл опла­ки­ва­ет дру­га и дает обет жесто­ко ото­мстить за него Гек­то­ру и всем тро­я­нам. Il. 18, 333. Он при­ми­ря­ет­ся с Ага­мем­но­ном и в новом, пре­крас­ном воору­же­нии, кото­рое при­гото­вил ему Гефест по прось­бе Фети­ды (щит Ахил­ла, Il. 18, 478—607), луче­зар­ный как Гелиос, стре­мит­ся в бой (19, 364). Он изби­ва­ет целые тол­пы вра­гов, а осталь­ных заго­ня­ет в город. Толь­ко один Гек­тор осме­ли­ва­ет­ся ждать его у город­ской сте­ны. Три­жды застав­ля­ет его Ахилл обе­жать вокруг горо­да, нако­нец, когда Гек­тор оста­но­вил­ся, прон­за­ет его копьем и за сво­ей колес­ни­цей вле­чет в лагерь. Il. 22. Теперь лишь пре­да­ет он погре­бе­нию тело дру­га, Il. 23. Труп Гек­то­ра он хочет бро­сить на съе­де­ние пти­цам и псам, но ночью в его палат­ку при­хо­дит ста­рик При­ам и умо­ля­ет воз­вра­тить ему тело сына; тогда Ахилл нако­нец смяг­ча­ет­ся и сми­ря­ет свой гнев. Il. 24. Еще до взя­тия Трои Ахилл пал в бит­ве при Скей­ских воротах от рук Пари­са и Апол­ло­на. Il. 19, 417. 22, 359. Его опла­ка­ли ахей­цы и с ними Фети­да, мор­ские боги­ни и Музы; остан­ки его гре­ки схо­ро­ни­ли вме­сте с остан­ка­ми Патрок­ла и Анти­ло­ха на бере­гу Гел­лес­пон­та (у мыса Сигея), под высо­ким кур­га­ном. Od. 24, 36. В под­зем­ном мире Одис­сей встре­тил души этих трех дру­зей в сооб­ще­стве Эан­та Тела­мо­но­ва. Od. 11, 467.

Гомер пред­ста­вил Ахил­ла вели­чай­шим и луч­шим из всех геро­ев, быв­ших под Тро­ей; он пре­вос­хо­дил всех кра­сотой и храб­ро­стью; он герой с воз­вы­шен­ной, вели­кой душой, твер­дым, непре­клон­ным нра­вом, в сво­ем стрем­ле­нии к сла­ве и чуд­ным подви­гам пре­зи­раю­щий пред­ска­зан­ную ему ран­нюю смерть. Ему мила пес­ня и лира, он госте­при­и­мен и кроток с несчаст­ны­ми, нежен с мате­рью, дру­зья­ми и това­ри­ща­ми, почти­те­лен к богам. Впро­чем, он име­ет и свои сла­бо­сти: неудер­жим в стра­стях, в гне­ве на Гек­то­ра и в печа­ли о смер­ти Патрок­ла; но из этих силь­ных потря­се­ний душа его выхо­дит еще более обла­го­ро­жен­ной.

После­го­ме­ров­ские ска­за­ния. Фети­да хоте­ла сде­лать свое дитя бес­смерт­ным, днем нати­рая его для это­го амбро­си­ей, а ночью, чтобы выжечь из него части­цы смерт­но­го есте­ства, дер­жа его над огнем. Но после того как одна­жды эти заня­тия были пре­рва­ны вне­зап­но явив­шим­ся Пеле­ем, кото­рый, испу­гав­шись, хотел спа­сти ребен­ка из пла­ме­ни, Фети­да поки­ну­ла сво­его супру­га и сына и бежа­ла обрат­но в море. По позд­ней­ше­му ска­за­нию, Фети­да оку­ну­ла сына в Стикс, вслед­ст­вие чего Ахилл весь, за исклю­че­ни­ем пят­ки, за кото­рую она его дер­жа­ла, сде­лал­ся неуяз­вим (Гомер ниче­го не гово­рит о неуяз­ви­мо­сти Ахил­ла). После бег­ства Фети­ды Пелей при­вел сына к Хей­ро­ну, кото­рый его и вос­пи­тал (Pind. nem. 3, 43). По кипр­ско­му эпо­су, когда воз­го­ре­лась Тро­ян­ская вой­на и Кал­хас пред­ска­зал, что Троя не может быть взя­та без Ахил­ла, сын Фети­ды, пред­видев­шей, что он погибнет под Тро­ей, был спря­тан на Ски­ре. Здесь, оде­тый в жен­ский наряд, он жил в обще­стве доче­рей царя Лико­меда. Но Одис­сей посред­ст­вом хит­ро­сти узнал Ахил­ла; пере­одев­шись куп­цом, Одис­сей раз­ло­жил перед девуш­ка­ми раз­лич­ные жен­ские укра­ше­ния и тут же поло­жил щит и копье; вдруг разда­ет­ся бое­вой крик и шум бит­вы; девуш­ки бегут, а Ахилл схва­ты­ва­ет ору­жие, чтобы спе­шить навстре­чу вра­гу. Таким обра­зом он узнан и обе­ща­ет уча­стие в похо­де. Apol­lod. 3, 13, 8 (см. Te­le­phus, Cyc­nus, Troja­num Bel­lum). В изо­бра­же­нии смер­ти Ахил­ла после­го­ме­ров­ские саги отча­сти дер­жат­ся гоме­ров­ских ука­за­ний, пере­да­вая, буд­то Апол­лон в бит­ве застре­лил его или напра­вил в него стре­лу Пари­са (Verg. A. 6, 56). По дру­гим, позд­ней­шим поэ­ти­че­ским ска­за­ни­ям, Ахилл, желая всту­пить в брак с Полик­се­ной, доче­рью При­а­ма, и перей­ти к тро­я­нам, явля­ет­ся без­оруж­ным в храм Апол­ло­на в Фим­б­ре, где и уби­ва­ет его Парис, пора­жая в пят­ку, един­ст­вен­ную уяз­ви­мую часть тела Ахил­ла. При воз­вра­ще­нии из Трои гре­ки на фра­кий­ском бере­гу, испол­няя тре­бо­ва­ние тени Ахил­ла, при­но­сят в жерт­ву Полик­се­ну, как удо­вле­тво­ре­ние за его смерть (Eur. Hec. 1 слл. Ov. met. 13, 448). Ахил­ла почи­та­ли в раз­лич­ных мест­но­стях Гре­ции как героя; ему воз­двиг­ну­ты были хра­мы в Элиде, Спар­те, а ост­ров Лев­ка (Ахил­лея), у устья Ист­ра, был в осо­бен­но­сти ему же посвя­щен. Там, рас­ска­зы­ва­ли, Ахилл ведет бла­жен­ную жизнь вме­сте с дру­ги­ми геро­я­ми и геро­и­ня­ми, поче­му на этот ост­ров смот­ре­ли как на вто­рой Ели­сий. Вая­тель­ное искус­ство изо­бра­жа­ет Ахил­ла подоб­ным Арею, с воло­са­ми, взды­маю­щи­ми­ся напо­до­бие гри­вы, с тон­кой и кру­той шеей, бла­го­род­ны­ми, мощ­ны­ми фор­ма­ми тела. Ста­туя, сни­мок с кото­рой здесь при­ло­жен, преж­де нахо­ди­лась в вил­ле Бор­ге­зе, а ныне нахо­дит­ся в Пари­же; одни при­зна­ют ее за ста­тую Ахил­ла, дру­гие за ста­тую Арея; коль­цо, нахо­дя­ще­е­ся выше щико­лот­ки, может озна­чать у Арея узы, кото­ры­ми хоте­ли удер­жать бога от пере­хо­да на сто­ро­ну непри­я­те­ля; у Ахил­ла оно может быть ука­за­ни­ем на бро­ню.

См. также:
АХИЛЛ (Словарь античности)
АХИЛЛ, АХИЛЛЕС (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 9—10.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. МОЗАИКА. Рим.
Гнев Ахилла: Афина появляется, чтобы не дать герою напасть на Агамемнона.
Мозаика из Помпей (дом Аполлона, VI, 7, 23, внутренняя стена сада).
Стеклянная масса.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой амазономахии.
Мрамор.
Ок. 230—250 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Северный портик, 27, 28.
4. МОЗАИКА. Греция.
Первое купание Ахилла.
Кипр. Вилла Тесея.
V в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл перевязывает руку Патрокла.
Краснофигурный килик. Аттика.
Гончар Сосий (по сигнатуре); художник: Мастер Сосия (Бизли) / Мастер Берлина (Робертсон).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Ахилл при дворе царя Ликомеда (задняя торцовая панель саркофага).
Мрамор. Ок. 240 г. н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами из Илиады (т. н. «саркофаг из Пианабеллы») — фронтальная панель.
Греческий мрамор. 160 г. н. э.
Остия, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Ахилл обмывает тело Гектора перед возвращением его Приаму» — сцена фриза крышки саркофага со сценами из Илиады.
Греческий мрамор. 160 г. н. э.
Остия, Археологический музей.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Одиссей в Царстве мертвых.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LVII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 57.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА