Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КОЛЬЦО, ПЕРСТЕНЬ

Annŭlus или Anŭlus. В древ­ней­шие вре­ме­на рим­ляне носи­ли про­стые желез­ные коль­ца с печа­тя­ми, позд­нее они ста­ли укра­шать паль­цы золоты­ми коль­ца­ми, кото­рые были укра­шае­мы гем­ма­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми; для сохра­не­ния таких колец име­лись осо­бые ящич­ки, или дак­ти­лио­те­ки. Вооб­ще, коль­ца, позд­нее слу­жив­шие укра­ше­ни­ем, пер­во­на­чаль­но име­ли назна­че­ние печа­тей, а так­же слу­жи­ли внеш­ним отли­чи­ем неко­то­рых сосло­вий. Золотые коль­ца, явив­ши­е­ся на место преж­них желез­ных, были спер­ва отли­чи­ем для всех сена­то­ров и долж­ност­ных лиц, а потом и всад­ни­ки полу­чи­ли ius an­nu­li aurei. Пле­беи носи­ли желез­ные коль­ца; пра­во носить золо­тое коль­цо дава­лось толь­ко за осо­бые заслу­ги; с этим пра­вом дава­лось и зва­ние всад­ни­ка, в том, конеч­но, слу­чае, если награж­дае­мое лицо име­ло ценз, опре­де­лен­ный для всад­ни­ков. Импе­ра­то­ры были очень щед­ры в даро­ва­нии пра­ва носить золо­тое коль­цо; этот знак отли­чия давал­ся даже воль­ноот­пу­щен­ни­кам, и тогда они ста­но­ви­лись и in­ge­nui и equi­tes. Поэто­му коль­цо поте­ря­ло свое преж­нее зна­че­ние и корот­кое вре­мя слу­жи­ло толь­ко отли­чи­ем сво­бод­но­рож­ден­но­го или, по край­ней мере, чело­ве­ка, поль­зу­ю­ще­го­ся пра­ва­ми сво­бод­но­рож­ден­но­го, а потом поз­во­ле­но было носить коль­ца и таким лицам, кото­рые поль­зо­ва­лись лишь непол­ной или посред­ст­вен­ной in­ge­nui­ta­te, соеди­нен­ною с неко­то­ры­ми при­ви­ле­ги­я­ми. Plin. 33, 1 слл. Раз­но­об­раз­но было употреб­ле­ние колец как печа­тей: ими, напр., запе­ча­ты­ва­ли пись­ма, скреп­ля­ли доку­мен­ты и кон­трак­ты, опе­ча­ты­ва­ли домаш­ние кла­до­вые, боч­ки, ящи­ки и т. п., чтобы поме­шать рабам воро­вать запа­сы. При обру­че­ни­ях жених обык­но­вен­но давал неве­сте коль­цо (так наз. an­nu­lus pro­nu­bus). Plin. ук. м. При тра­у­ре колец не носи­ли. Liv. 9, 7.

И у гре­ков желез­ные коль­ца употреб­ля­лись пре­иму­ще­ст­вен­но как печа­ти, отсюда σφρα­γῖδες (см. это сло­во). Ноше­ние доро­гих колец у Ари­сто­фа­на (Nub. 332. Eccl. 632) пред­став­ля­ет­ся при­зна­ком фатов­ства. Обы­чай ноше­ния колец заим­ст­во­ван, кажет­ся, из Азии.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 91.
См. по теме: ЭЛЕКТР, ЭЛЕКТРОН • ЛОШАДЬ, КОНЬ • КЕДРОВОЕ МАСЛО • ВОСК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Авла Метелла.
Бронза.
Ок. 100 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо с римской инталией с мужским портретом.
Инталия: Сердолик. I в. до н. э. — I в. н. э.
Кольцо: золото, современная работа.
Аукционный дом Кристи.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный рельеф вольноотпущенника Публия Айедия Амфиона и его жены, Айедии Фавсты Мелиор.
Белый мрамор.
Ок. 30—20 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. Фрагмент.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. n).
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Пан и нимфы.
Фреска из Помпей (Дом Роковой Любви, IX, 5, 18).
1—20 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
«Оратор».
Бронза.
Конец II — начало I в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Авла Метелла, т. н. Arringatore.
Бронза.
Конец II — начало I в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. УКРАШЕНИЯ. Рим.
Кольцо с бюстом Юпитера.
Золото.
Ок. 50 г. до н. э. — 20 г. н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
9. ГЛИПТИКА. Причерноморье.
Афина.
Гранат в золотом перстне.
Восточное Средиземноморье. Конец IV — начало III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фигура сидящего мужчины (т. н. «Менандр»).
Мрамор. Вторая половина I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 50.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА