КОЛЬЦО, ПЕРСТЕНЬ
Annŭlus или Anŭlus. В древнейшие времена римляне носили простые железные кольца с печатями, позднее они стали украшать пальцы золотыми кольцами, которые были украшаемы геммами и драгоценными камнями; для сохранения таких колец имелись особые ящички, или дактилиотеки. Вообще, кольца, позднее служившие украшением, первоначально имели назначение печатей, а также служили внешним отличием некоторых сословий. Золотые кольца, явившиеся на место прежних железных, были сперва отличием для всех сенаторов и должностных лиц, а потом и всадники получили ius annuli aurei. Плебеи носили железные кольца; право носить золотое кольцо давалось только за особые заслуги; с этим правом давалось и звание всадника, в том, конечно, случае, если награждаемое лицо имело ценз, определенный для всадников. Императоры были очень щедры в даровании права носить золотое кольцо; этот знак отличия давался даже вольноотпущенникам, и тогда они становились и ingenui и equites. Поэтому кольцо потеряло свое прежнее значение и короткое время служило только отличием свободнорожденного или, по крайней мере, человека, пользующегося правами свободнорожденного, а потом позволено было носить кольца и таким лицам, которые пользовались лишь неполной или посредственной ingenuitate, соединенною с некоторыми привилегиями. Plin. 33, 1 слл. Разнообразно было употребление колец как печатей: ими, напр., запечатывали письма, скрепляли документы и контракты, опечатывали домашние кладовые, бочки, ящики и т. п., чтобы помешать рабам воровать запасы. При обручениях жених обыкновенно давал невесте кольцо (так наз. annulus pronubus). Plin. ук. м. При трауре колец не носили. Liv. 9, 7.
И у греков железные кольца употреблялись преимущественно как печати, отсюда σφραγῖδες (см. это слово). Ношение дорогих колец у Аристофана (Nub. 332. Eccl. 632) представляется признаком фатовства. Обычай ношения колец заимствован, кажется, из Азии.