Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КОЛЬЦО, ПЕРСТЕНЬ

Annŭlus или Anŭlus. В древ­ней­шие вре­ме­на рим­ляне носи­ли про­стые желез­ные коль­ца с печа­тя­ми, позд­нее они ста­ли укра­шать паль­цы золоты­ми коль­ца­ми, кото­рые были укра­шае­мы гем­ма­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми; для сохра­не­ния таких колец име­лись осо­бые ящич­ки, или дак­ти­лио­те­ки. Вооб­ще, коль­ца, позд­нее слу­жив­шие укра­ше­ни­ем, пер­во­на­чаль­но име­ли назна­че­ние печа­тей, а так­же слу­жи­ли внеш­ним отли­чи­ем неко­то­рых сосло­вий. Золотые коль­ца, явив­ши­е­ся на место преж­них желез­ных, были спер­ва отли­чи­ем для всех сена­то­ров и долж­ност­ных лиц, а потом и всад­ни­ки полу­чи­ли ius an­nu­li aurei. Пле­беи носи­ли желез­ные коль­ца; пра­во носить золо­тое коль­цо дава­лось толь­ко за осо­бые заслу­ги; с этим пра­вом дава­лось и зва­ние всад­ни­ка, в том, конеч­но, слу­чае, если награж­дае­мое лицо име­ло ценз, опре­де­лен­ный для всад­ни­ков. Импе­ра­то­ры были очень щед­ры в даро­ва­нии пра­ва носить золо­тое коль­цо; этот знак отли­чия давал­ся даже воль­ноот­пу­щен­ни­кам, и тогда они ста­но­ви­лись и in­ge­nui и equi­tes. Поэто­му коль­цо поте­ря­ло свое преж­нее зна­че­ние и корот­кое вре­мя слу­жи­ло толь­ко отли­чи­ем сво­бод­но­рож­ден­но­го или, по край­ней мере, чело­ве­ка, поль­зу­ю­ще­го­ся пра­ва­ми сво­бод­но­рож­ден­но­го, а потом поз­во­ле­но было носить коль­ца и таким лицам, кото­рые поль­зо­ва­лись лишь непол­ной или посред­ст­вен­ной in­ge­nui­ta­te, соеди­нен­ною с неко­то­ры­ми при­ви­ле­ги­я­ми. Plin. 33, 1 слл. Раз­но­об­раз­но было употреб­ле­ние колец как печа­тей: ими, напр., запе­ча­ты­ва­ли пись­ма, скреп­ля­ли доку­мен­ты и кон­трак­ты, опе­ча­ты­ва­ли домаш­ние кла­до­вые, боч­ки, ящи­ки и т. п., чтобы поме­шать рабам воро­вать запа­сы. При обру­че­ни­ях жених обык­но­вен­но давал неве­сте коль­цо (так наз. an­nu­lus pro­nu­bus). Plin. ук. м. При тра­у­ре колец не носи­ли. Liv. 9, 7.

И у гре­ков желез­ные коль­ца употреб­ля­лись пре­иму­ще­ст­вен­но как печа­ти, отсюда σφρα­γῖδες (см. это сло­во). Ноше­ние доро­гих колец у Ари­сто­фа­на (Nub. 332. Eccl. 632) пред­став­ля­ет­ся при­зна­ком фатов­ства. Обы­чай ноше­ния колец заим­ст­во­ван, кажет­ся, из Азии.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 91.
См. по теме: ЭЛЕКТР, ЭЛЕКТРОН • ЛОШАДЬ, КОНЬ • КЕДРОВОЕ МАСЛО • ВОСК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Авла Метелла.
Бронза.
Ок. 100 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Венера Помпейская с эротом.
Фреска с фасада Дома Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
I в. н. э.
Помпеи, Антиквариум.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фигура сидящего мужчины (т. н. «Менандр»).
Мрамор. Вторая половина I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 50.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный рельеф.
Мрамор.
Правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, LIX. 8.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный рельеф. Обратная сторона.
Мрамор.
Правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, LIX. 8.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Пан и нимфы.
Фреска из Помпей (Дом Роковой Любви, IX, 5, 18).
1—20 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
7. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Золотые украшения.
XII в. до н. э.
Никосия, Кипрский музей.
8. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо с римской инталией с мужским портретом.
Инталия: Сердолик. I в. до н. э. — I в. н. э.
Кольцо: золото, современная работа.
Аукционный дом Кристи.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо, украшенное камеей с женским профилем.
Золото, сардоникс.
Имперское время.
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Сирия.
Мужской надгробный рельеф.
Известняк. Пальмира. Римский период, II—III вв. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА