Мифы народов мира

ГЕКА́ТА (Ἑκά­τη), в гре­че­ской мифо­ло­гии боги­ня мра­ка, ноч­ных виде­ний и чаро­дей­ства. Дочь тита­нидов Пер­са и Асте­рии. Она полу­чи­ла от Зев­са в удел власть над судь­бой зем­ли и моря, была ода­ре­на Ура­ном вели­кой силой (Hes. Theog. 409—420). Гека­та — древ­нее хто­ни­че­ское боже­ство, кото­рое после победы олим­пий­цев над тита­на­ми сохра­ни­ло свои арха­и­че­ские функ­ции, даже было глу­бо­ко чти­мо самим Зев­сом, вой­дя в чис­ло богов, помо­гаю­щих людям в их повсе­днев­ных трудах. Она покро­ви­тель­ст­ву­ет охо­те, пас­ту­ше­ству, раз­веде­нию коней, обще­ст­вен­ным заня­ти­ям чело­ве­ка (в суде, народ­ном собра­нии, состя­за­ни­ях в спо­рах, в войне), охра­ня­ет детей и юно­ше­ство (Hes. Theog. 421—452). Ноч­ная, страш­ная боги­ня, с пылаю­щим факе­лом в руках и зме­я­ми в воло­сах, Гека­та — боги­ня кол­дов­ства, к кото­рой обра­ща­ют­ся за помо­щью, при­бе­гая к спе­ци­аль­ным таин­ст­вен­ным мани­пу­ля­ци­ям. Она помо­га­ла Медее добить­ся люб­ви Ясо­на и в при­готов­ле­нии зелий (Apoll. Rhod. III 842, 985, 1026—1041; IV 246—251). Она помо­га­ет поки­ну­тым воз­люб­лен­ным (Theocr. II). Гека­та — ноч­ная «хто­ния» и небес­ная «ура­ния», «неодо­ли­мая» — бро­дит сре­ди могил и выво­дит при­зра­ки умер­ших (Hymn. Orph. I). В обра­зе Гека­ты тес­но пере­пле­та­ют­ся хто­ни­че­ски-демо­ни­че­ские чер­ты доолим­пий­ско­го боже­ства, свя­зы­ваю­ще­го два мира — живой и мёрт­вый. Она — мрак и вме­сте с тем лун­ная боги­ня, близ­кая Селене (Theocr. II 11—14) и Арте­ми­де, что уво­дит про­ис­хож­де­ние Гека­ты в пре­де­лы Малой Азии. Гека­ту мож­но счи­тать ноч­ным корре­ля­том Арте­ми­ды; она тоже охот­ни­ца, кото­рую сопро­вож­да­ет сво­ра собак, но её охота — это мрач­ная, ноч­ная охота сре­ди мерт­ве­цов, могил и при­зра­ков пре­ис­под­ней. Гека­та близ­ка Демет­ре — жиз­нен­ной силе зем­ли, Пер­се­фоне — оли­це­тво­ре­нию под­зем­но­го мира, кото­рую она помо­га­ет искать мате­ри (Hymn. Hom. V 52—62). Рим­ляне отож­дествля­ли Гека­ту со сво­ей боги­ней Три­ви­ей — «боги­ней трёх дорог». Изо­бра­же­ние Гека­ты поме­ща­лось на рас­пу­тье или пере­крёст­ке дорог, где ей обыч­но при­но­си­ли жерт­вы (Soph. frg. 492). Образ Гека­ты сов­ме­ща­ет мир геро­и­че­ской мифо­ло­гии и арха­и­че­ский демо­низм (постав­лен­ный на служ­бу чело­ве­ку, но часто губя­щий клас­си­че­ский геро­изм, пере­во­дя его в план пря­мой зави­си­мо­сти от тём­ных сил).

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ГЕКАТА (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 269—270.
См. по теме: ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Наиск с восседающей на троне Кибелой. (На антах изображены Гермес Кадмил и Геката).
Мрамор. Посвятительный рельеф. 2-я половина IV в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гермес, Геракл и Цербер, Геката.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Артемида-Геката.
Лекиф краснофигурный. Аттика.
Мастер Пана.
Глина. Ок. 480 г. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Наиск с восседающей на троне Кибелой. (На антах изображены Гермес Кадмил и Геката).
Мрамор. Посвятительный рельеф. 2-я половина IV в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
6. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Рельеф с тремя божествами. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Фронтальная панель.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон, медь
Септимий Север
Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘⲈ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ. — напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘⲈΟΥ (Howgego 188, 536).
ΘЄ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. = Θεὰν Σεβαστὴν νέαν (BMCG 18, 158, 64 note).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝⲈΙΚⲈΟΝ ⲈΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА