Мифы народов мира

ГЕРКУЛЕ́С (Her­cu­les), в рим­ской мифо­ло­гии бог и герой. Соот­вет­ст­ву­ет гре­че­ско­му Герак­лу. Почи­тал­ся во мно­гих горо­дах Ита­лии (Dion. Ha­lic. I 40, 6); его культ был заим­ст­во­ван рим­ля­на­ми из Туску­ла (или Тибу­ра), где Гер­ку­лес почи­тал­ся как воин­ст­вен­ный бог, «победи­тель», «непо­беди­мый» и имел жре­цов-сали­ев, ана­ло­гич­ных рим­ским сали­ям Мар­са (Serv. Verg. Aen. VIII 285; Ovid. Fast. III 127). В Риме древ­ней­ший алтарь Гер­ку­ле­са (т. н. ara ma­xi­ma) нахо­дил­ся у Бычье­го рын­ка воз­ле цир­ка; по пре­да­нию, он был постав­лен Эван­дром в память посе­ще­ния его Гер­ку­ле­сом, воз­вра­щав­шим­ся из Испа­нии со ста­да­ми Гери­о­на (один из подви­гов Герак­ла) (Dion. Ha­lic. I 39, 4; Ovid. Fast. I 579). Гер­ку­лес посо­ве­то­вал под­дан­ным Эванд­ра отка­зать­ся от чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний и заме­нить их кук­ла­ми, кото­рых бро­са­ли в Тибр в празд­ник арге­ев. С пре­вра­ще­ни­ем куль­та Гер­ку­ле­са в государ­ст­вен­ный (сна­ча­ла он обслу­жи­вал­ся пат­ри­ци­ан­ски­ми рода­ми Пина­ри­ев и Поти­ти­ев) жерт­вы на алта­ре стал при­но­сить, по гре­че­ско­му риту­а­лу, город­ской пре­тор. Хотя и здесь Гер­ку­лес имел эпи­тет «непо­беди­мый», он почи­тал­ся в основ­ном как бог обо­га­ще­ния, куп­цы и пол­ко­вод­цы жерт­во­ва­ли ему деся­тую часть при­бы­ли и добы­чи, шед­шую на уго­ще­ние наро­да. Жен­щи­ны из уча­стия в куль­те Гер­ку­ле­са исклю­ча­лись, и им запре­ща­лось употреб­лять обыч­ную для муж­чин клят­ву его име­нем, обу­сло­вив­шую его интер­пре­та­цию как гаран­та чест­но­сти — Me­dius Fi­dius. Культ Гер­ку­ле­са посте­пен­но стал одним из самых рас­про­стра­нён­ных в рим­ском мире. В Гаде­се с ним был отож­дест­влён Мель­карт, в Гал­лии — Огма и др. Вме­сте с тем услож­нял­ся его образ и мно­жи­лись его функ­ции. Так, он стал покро­ви­те­лем отдель­ных име­ний, сель­ско­го хозяй­ства (P. Porph. II 6, 12). Как чело­век, став­ший богом за свои заслу­ги, он рас­смат­ри­вал­ся как залог надеж­ды на бес­смер­тие для любо­го чест­но­го чело­ве­ка: покой­ный часто изо­бра­жал­ся с атри­бу­та­ми Гер­ку­ле­са. Пле­беи и рабы почи­та­ли Гер­ку­ле­са как веч­но­го тру­же­ни­ка, помощ­ни­ка нахо­дя­щим­ся в нуж­де, муже­ст­вен­но­го и доб­ро­де­тель­но­го героя (Serv. Verg. Aen. VIII 564; Mac­rob. Sat. I 20, 6—13). Для сол­дат Гер­ку­лес был богом победы, для ари­сто­кра­тии — про­об­ра­зом иде­аль­но­го царя (Dion. Chrys. Orat. I), анти­по­дом тира­на, муд­ре­цом, побеж­дав­шим чудо­вищ (тол­ко­вав­ших­ся как поро­ки) силой разу­ма и зна­ний, посред­ни­ком меж­ду бога­ми и людь­ми (Serv. Verg. Aen. I 741; IV 58; VI 395). Попу­ляр­ность Гер­ку­ле­са исполь­зо­ва­лась импе­ра­то­ра­ми (его изо­бра­жа­ли на моне­тах Анто­ни­нов и Севе­ров, на моне­тах пра­ви­те­лей Галль­ской импе­рии, с ним отож­дествлял себя Ком­мод, сбли­жал себя Мак­си­ми­ан, при­няв имя Гер­ку­лий).


Лит.: Bayet J., Herclé, P., 1926.

Е. М. Шта­ер­ман

См. также:
ГЕРКУЛЕС (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 284.
См. по теме: ДУЕЛЛОНА • ЭГЕСТИС • ДИСКОРДИЯ • DIESPITER •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).
Мрамор.
Римская работа конца II — начала III вв. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. МОЗАИКА. Греция.
Геркулес и Немейский лев.
Дом Орфея. Конец II — начало III в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл Фарнезе.
Мрамор.
Римская работа эпохи империи с оригинала 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Геракл.
Мрамор. I в. до н. э.
Высота 56 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Эрот, Геракл и Иолай. Ножка цисты «Фикорони».
Бронза.
Сер. III в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Геркулеса Победителя (Храм Геркулеса Оливария).

Рим, Бычий форум.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).
Мрамор.
Римская работа конца II — начала III в. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуэтка писающего пьяного Геркулеса.
Белый мрамор.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Геркуланум, Антиквариум (в депозитарии).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. Фрагмент.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. n).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обнаженный Геракл стоит, повернувшись влево, опираясь на дубину под левой рукой, поставленную вертикально на скалу, поверх дубины наброшена шкура Немейского льва; правая рука отведена за спину.
В левом поле: Ε.
2. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обнаженный Геракл стоит фронтально, повернув голову вправо, правая рука лежит на дубине, поставленной на землю, через левую руку переброшена шкура Немейского льва, в руке яблоки из сада Гесперид.
В правом поле: Ε.
3. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
4. Квадрант, бронза
Публий Лициний Нерва
Рим, 113—112 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, впереди P. NERVA вверх, сзади
РЕВЕРС: Нос корабля вправо; на нем конь (MRR: лань); впереди ; ниже ROMA
5. Квадрант, бронза
Гай Юний
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, за ней три точки.
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, вверху C IVNI, внизу ROMA, впереди три точки.
6. Антониниан, медь
Клавдий II Готский
Антиохия, 268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: IVVENTVS AVG. — Геркулес стоит влево, опирается правой рукой на дубину, левой рукой держит глобус, на руке висит шкура льва.
В обрезе: Δ
7. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
8. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
9. Квадрант, медь
Траян
Рим, 101 г.
АВЕРС: IMP. CAES. TRAIAN. AVG. GERM. — Бюст Геркулеса вправо, волосы связаны лентой (taenia), на плечах — шкура льва.
РЕВЕРС: Хряк вправо.
В обрезе: S. C.
10. Номос, серебро
Гераклея, 330—325 гг. до н.э.
АВЕРС: ΗΡΑΚΛΗΙΩΝ — голова Афины вправо; на ней коринфский шлем с гребнем, украшенный Скиллой, метающей камень; позади подшлемника буква Κ.
РЕВЕРС: ΗΡΑΚΛΗΙΩΝ — обнаженный Геракл стоит анфас, повернув голову вправо, положив правую руку на дубину; поверх протянутой левой руки висит львиная шкура, в руке держит лук и стрелу; над дубиной кувшин, и в поле слева ΑΘΑ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА