Мифы народов мира

ГИПНО́С (Ὕπνος), в гре­че­ской мифо­ло­гии пер­со­ни­фи­ка­ция сна, боже­ство сна, сын Ночи и брат Смер­ти, богинь судь­бы мойр, Неме­сиды — боги­ни мести (Hes. Theog. 211—225). По сло­вам Геси­о­да, на Сон и Смерть нико­гда не взи­ра­ет Гелиос; Гип­нос спо­ко­ен, тих и бла­го­скло­нен к людям, в про­ти­во­по­лож­ность бес­по­щад­ной Смер­ти (756—766). У Гоме­ра Гип­нос оби­та­ет на ост­ро­ве Лем­нос, где Гера замыс­ли­ла коз­ни про­тив Зев­са, уго­во­рив Гип­но­са усы­пить Зев­са, пока она пре­сле­до­ва­ла Герак­ла. От гне­ва Зев­са Гип­нос был спа­сён сво­ей мате­рью, кото­рую Зевс не решил­ся оскор­бить. Опа­са­ясь Зев­са, Гип­нос пре­вра­ща­ет­ся в пти­цу и во вто­рой раз наго­ня­ет сон на бога, соблаз­нён­но­го Герой, чтобы дать ахей­цам воз­мож­ность победить в сра­же­нии. В награ­ду за содей­ст­вие Гера обе­ща­ет в жёны Гип­но­су млад­шую из харит — Паси­фею (Hom. Il. XIV 230—291, 354—360). Овидий в «Мета­мор­фо­зах» (XI 592—620) опи­сы­ва­ет пеще­ру в Ким­ме­рий­ской зем­ле, где оби­та­ет Гип­нос, где царят веч­ные сумер­ки и откуда выте­ка­ет род­ник забве­ния; в пеще­ре на пре­крас­ном ложе поко­ит­ся Гип­нос.


Лит.: Schra­der H., Hyp­nos, B., 1926.

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ГИПНОС (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 305.
См. по теме: ДИАКТОР • ДИМАС • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фронтальный рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Гипнос и Танатос переносят труп Сарпедона в присутствии Гермеса.
Краснофигурный кратер-калик (сторона A). Аттика.
Подписан Евксифеем (гончар) и Евфронием (художник).
Терракота.
Ок. 515—510 г. до н. э.
Черветери, Национальный музей Чери им. Клаудии Русполи.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дионис находит на Наксосе спящую Ариадну.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Фронтальная панель.
Мрамор.
Дл. 252 см; выс. 132 см; шир.120 см.
Первая половина III в. н. э.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дионис находит на Наксосе спящую Ариадну: Гипнос окропляет Ариадну.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Мрамор.
Начало III в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе (фронтальный рельеф).
Мрамор.
Начало III в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с мифом о Селене и Эндимионе.
Паросский мрамор. Середина II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Мрамор. 220—250 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с мифом о Селене и Эндимионе.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА