С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ФЛАМИНИЕВ ЦИРК (Cir­cus Fla­mi­nius), постро­ен цен­зо­ром Гаем Фла­ми­ни­ем Непотом в 221 г. до н. э. Он нахо­дил­ся на Фла­ми­ни­е­вом лугу (q. v. pra­ta Fla­mi­nia; Liv. III. 54. 15), в южной части Мар­со­ва поля (Liv. ep. 20; Fest. 89; Cas­siod. Chron. ad a. 534) и был назван в честь стро­и­те­ля, хотя Варрон утвер­жда­ет (LL V. 154), что цирк полу­чил своё имя от Фла­ми­ни­е­ва поля (Cam­pus Fla­mi­nius, q. v.). В этом цир­ке про­во­ди­лись с.112 Пле­бей­ские игры (lu­di ple­beii, Val. Max. I. 7. 4), Тав­рии (Varr. V. 154) и дру­гие игры, напри­мер, Веко­вые игры (lu­di sae­cu­la­res) в 158 г. до н. э. (Liv. XL. 52. 4); кро­ме того, здесь часто созы­ва­лись народ­ные собра­ния (Cic. ad Att. I. 14. 1; pro Ses­tio 33; post red. in sen. 13, 17; Plut. Mar­cell. 27; Liv. XXVII. 21. 1). Здесь так­же нахо­дил­ся рынок (Cic. ad Att. I. 14. 1) и про­хо­ди­ла часть цере­мо­нии три­ум­фа (Liv. XXXIX. 5; Plut. Lu­cull. 37)1. В 9 г. до н. э. Август про­из­нёс здесь над­гроб­ную хва­леб­ную речь (lau­da­tio) в честь Дру­за (Cass. Dio LV. 2. 2), а во 2 г. до н. э. цирк был запол­нен водой, и здесь было уби­то трид­цать шесть кро­ко­ди­лов сра­зу после посвя­ще­ния фору­ма Авгу­ста (Ib. 10. 8). Если пра­вы П. Май­ер (Meyer P. Stra­bo­nia­na. Grim­ma, 1890. Bd. 2. S. 20) и А. У. ван Бёрен (Van Bu­ren A. W. No­tes on the Text of Stra­bo, V. iii // AB­SA. Vol. 22. 1916—1918, 48—50), то Стра­бон (V. 3. 8) упо­ми­на­ет Фла­ми­ни­ев цирк меж­ду Боль­шим цир­ком и Рим­ским фору­мом.

В дошед­ших до нас лите­ра­тур­ных источ­ни­ках нет ника­ких сведе­ний ни о стро­и­тель­стве это­го зда­ния, ни о его рестав­ра­ции, ни о его внут­рен­нем устрой­стве, за исклю­че­ни­ем одно­го утвер­жде­ния Вит­ру­вия (IX. 8. 1: plin­thi­um si­ve la­cu­nar quod etiam in cir­co Fla­mi­nio est po­si­tum Sco­pi­nas Sy­ra­cu­sius (di­ci­tur in­ve­nis­se)[1]). Этот цирк был столь огром­ным зда­ни­ем и столь важ­ным цен­тром, что ско­ро дал назва­ние всей окру­жаю­щей мест­но­сти, и дру­гие зда­ния опи­сы­ва­лись как рас­по­ло­жен­ные «у Фла­ми­ни­е­ва цир­ка» (ad cir­cum Fla­mi­nium, Plin. NH. XXXIV. 13) или «во Фла­ми­ни­е­вом цир­ке» (in cir­co Fla­mi­nio, Liv. XL. 52. 2; Plin. NH. XXXVI. 26 и во мно­гих дру­гих источ­ни­ках; ср. Mart. XII. 74. 2: ac­ci­pe de cir­co po­cu­la Fla­mi­nio[2]). В «Ката­ло­ге рай­о­нов» так офи­ци­аль­но назы­ва­ет­ся IX рай­он. Фла­ми­ни­ев цирк изо­бра­жён на фраг­мен­те 27 Мра­мор­но­го пла­на (ср. For­ma Ur­bis Ro­mae Re­gio­num XIV / ed. H. Jor­dan. Ber­lin, 1874. P. 21—22). В его арка­дах, види­мо, раз­ме­ща­лись лав­ки менял (CIL VI. 9713). В Айн­зидельн­ском путе­во­ди­те­ле (1. 2; 2. 2; 8. 3) этим име­нем оши­боч­но назван Ста­ди­он, хотя неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что в «Уста­ве свя­то­го Бенедик­та» это назва­ние употреб­ля­ет­ся пра­виль­но (Mo­nu­men­ti An­ti­chi pubbli­ca­ti per cu­ra del­la R. Ac­ca­de­mia dei Lin­cei. Vol. 1. Mi­la­no, 1890. P. 521; ср. Per­nier L. A pro­po­si­to di al­cu­ni la­vo­ri ese­gui­ti re­cen­te­men­te nell’in­ter­no del teat­ro di Mar­cel­lo // BCAR. Vol. 29. 1901. P. 57, 58), а дру­гие счи­та­ют, что цирк — это «бази­ли­ка Юпи­те­ра» (ba­si­li­ca Iovis).

Илл. 14. Опо­ра арка­ды Фла­ми­ни­е­ва цир­ка.

В кон­це XII в. зна­чи­тель­ная часть цир­ка, назы­вав­ша­я­ся «Золо­той кре­по­стью» (cas­tel­lum aure­um) ещё сто­я­ла (в бул­ле Целе­сти­на III, издан­ной в 1192 г., упо­ми­на­ют­ся церк­ви Сан-Лорен­цо и Сан­та-Мария «в Золо­той кре­по­сти» (in Cas­tel­lo aureo) или «у Золо­то­го лаге­ря» (de castro aureo); Dom­nae Ro­sae; Bul­lar. Vat. I. 74; Cae­ta­ni-Lo­va­tel­li E. Pas­seg­gia­te nel­la Ro­ma an­ti­ca. Ro­ma, 1909. P. 108—128; Hül­sen Ch. Le Chie­se di Ro­ma. Fi­ren­ze, 1927. P. 284—285, 331). В XV в. его руи­ны опи­сал Бион­до (Bion­do Fla­vio. De Ro­ma instau­ra­ta. Vol. 3. Ve­ne­tiis, 1510. P. 109), но в XVI в. их почти пол­но­стью разо­бра­ли, чтобы осво­бо­дить место для двор­ца Мат­теи, и весь этот уча­сток был посте­пен­но застро­ен совре­мен­ны­ми зда­ни­я­ми. Неко­то­рые остат­ки закруг­лён­но­го кон­ца нахо­дят­ся на пьяц­ца Пага­ни­ка, в палац­цо Каэта­ни и под ним (илл. 14), а руи­ны длин­ных сто­рон — в раз­ных под­ва­лах, осо­бен­но в палац­цо Лон­ги Мат­теи Пага­ни­ка. Зда­ние постро­е­но из бето­на, обли­цо­ван­но­го сет­ча­той клад­кой (opus re­ti­cu­la­tum), но стол­бы сло­же­ны из боль­ших квад­рат­ных бло­ков из туфа и тра­вер­ти­на. Все эти руи­ны не могут отно­сить­ся к пер­во­на­чаль­но­му соору­же­нию.

Глав­ная ось цир­ка про­хо­ди­ла почти точ­но по линии восток — запад. Восточ­ную гра­ни­цу цир­ка (где нахо­ди­лись стар­то­вые барье­ры (car­ce­res)) уда­лось уста­но­вить бла­го­да­ря обна­ру­же­нию част­ных домов и мосто­вой антич­ной ули­цы к восто­ку с.113 от пьяц­ца Мар­га­на (Lan­cia­ni R. Re­cen­ti sco­per­te in Ro­ma e nel­le sue vi­ci­nan­ze // Bul­let­ti­no dell’Insti­tu­to di cor­ris­pon­den­za ar­cheo­lo­gi­ca. 1870. P. 48 ff.; ср. Ful­vius A. An­ti­qui­ta­tes ur­bis. Ro­ma, 1527. P. l(x)v; Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 453; Lan­cia­ni R. Sto­ria deg­li Sca­vi di Ro­ma. Vol. 2. Ro­ma, 1903. P. 64—66). Если так, то дли­на цир­ка состав­ля­ла око­ло 260 м, а шири­на — око­ло 100 м.

Скуд­ные руи­ны (ср. Ca­ni­na L. Gli edi­fi­zi di Ro­ma an­ti­ca. Vol. 4. Ro­ma, 1851. Ill. 186, 187) и рисун­ки архи­тек­то­ров XVI в. (Lan­cia­ni R. The Ruins… P. 454—456; Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. I, Tl. 3 (Ch. Hül­sen). Ber­lin, 1906. S. 551, Anm. 122; Ashby T. The Bod­leian MS. of Pir­ro Li­go­rio // JRS. Vol. 9. 1919. P. 187) свиде­тель­ст­ву­ют о том, что гене­раль­ный план, по кото­ро­му был постро­ен цирк, впо­след­ст­вии был при­нят в более позд­них соору­же­ни­ях того же харак­те­ра, а ниж­ний этаж цир­ка откры­вал­ся нару­жу рядом тра­вер­ти­но­вых аркад, меж­ду кото­ры­ми рас­по­ла­га­лись дори­че­ские полу­ко­лон­ны. В Сред­ние века арка­ды север­ной сто­ро­ны были пре­вра­ще­ны в тём­ные лав­ки и дали назва­ние ули­це, про­хо­див­шей с этой сто­ро­ны — виа дел­ле Бот­те­ге Оску­ре (ули­ца Тём­ных лавок); ср. цер­ковь Сан­та-Лючия «у извест­ня­ко­вой печи» (de cal­ca­ra­rio) или «у тём­ных скла­дов» (de apo­the­cis obscu­ris; Hül­sen Ch. Le Chie­se… P. 300—301; ср. 306, и v. Do­mus Ani­cio­rum, 2) и Сан-Саль­ва­тор «на вися­чих стро­е­ни­ях» (in Pen­su­lis; Ibid. P. 449)2; и память о канат­чи­ках, сва­ли­вав­ших свои това­ры на арене, сохра­ня­ет­ся в назва­нии ули­цы — виа деи Фуна­ри — и церк­вей Сан-Нико­ла и Сан­та-Кате­ри­на-деи-Фуна­ри (Hül­sen Ch. Le Chie­se… P. 399; Ar­mel­li­ni M. Chie­se di Ro­ma. Ed. 2. Ro­ma, 1891. P. 551—568). Соглас­но руко­пис­ной замет­ке в копии «Кни­ге древ­но­стей» (“Lib­ro dell’an­ti­chi­tà”) Лиго­рио (1553), про­дан­ной рим­ским кни­го­тор­гов­цем Луц­ци­ет­ти в декаб­ре 1908 г. (кат. №25), остат­ки (тра­вер­ти­но­вые фраг­мен­ты) были най­де­ны в 1636 г., когда мона­стырь Сан­та-Кате­ри­на-деи-Фуна­ри был рас­ши­рен до ули­цы Бот­те­ге Оску­ре. См. Jor­dan H. Op. cit. S. 548—551; Pol­lack E. Cir­cus // RE. Bd. 6. 1899. Sp. 2580—2581; Mar­chet­ti-Longhi G. Cir­cus Fla­mi­nius (No­te di to­pog­ra­fia di Ro­ma an­ti­ca e me­die­va­le) // Me­mo­rie del­la Clas­se di Scien­ze Mo­ra­li, Sto­riche e Phi­lo­lo­gi­che del­la R. Ac­ca­de­mia dei Lin­cei. Ser. 5. Vol. 16. 1920. P. 621—770.

См. также:
Фламиниев цирк (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1См. так­же Ma­kin E. The Tri­um­phal Rou­te, with Par­ti­cu­lar Re­fe­ren­ce to the Fla­vian Tri­umph // JRS. Vol. 11. 1921. P. 33—34.
  • 2К это­му мож­но доба­вить цер­ковь Сан-Лорен­цо-ин-Пен­су­лис (Hül­sen Ch. Le Chie­se… P. 293), веро­ят­но, иден­тич­ную церк­ви Сан-Лорен­цо-ин-Пал­ла­ци­нис (см. Pal­la­ci­nae).
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Плинт или кес­сон, подоб­ный постав­лен­но­му в цир­ке Фла­ми­ния, [изо­брёл, гово­рят,] Ско­пин Сира­куз­ский.
  • [2]С цир­ка Фла­ми­ния в дар несколь­ко куб­ков при­ми. (Пер. Ф. А. Пет­ров­ско­го).

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Circus Flaminius, с. 111—112. Серым цве­том выде­ле­но допол­не­ние к ста­тье со стр. 603.
    © 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. НАДПИСИ. Рим.
    Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
    Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
    CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
    Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
    2. НАДПИСИ. Рим.
    Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
    Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
    CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
    Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА