Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ФЛАМИНИЕВ ЦИРК (Cir­cus Fla­mi­nius) — обще­ст­вен­ная пло­щадь, постро­ен­ная цен­зо­ром Гаем Фла­ми­ни­ем в 221 г. до н. э. (Liv. Epit. 20; Pau­lus ex Fest. 79L) на Фла­ми­ни­е­вом лугу (Pra­ta Fla­mi­nia, Liv. III. 54. 15) в южной части Мар­со­ва поля, дав­шая «назва­ние» IX рай­о­ну Рима в «Ката­ло­ге рай­о­нов». Фла­ми­ни­ев цирк изо­бра­жён на фраг­мен­те Мра­мор­но­го пла­на, кото­ро­му теперь най­де­но несо­мнен­ное место — это пло­щадь к югу от пор­ти­ка Окта­вии и пор­ти­ка Филип­па, на кото­рую они выхо­ди­ли (Gat­ti G. Do­ve era­no si­tua­ti il Teat­ro di Bal­bo e il Cir­co Fla­mi­nio? // Ca­pi­to­lium. Vol. 35. 7. 1960. P. 3—12). На восто­ке он гра­ни­чил с теат­ром Мар­цел­ла, на севе­ро-восто­ке — с толь­ко что назван­ны­ми пор­ти­ка­ми, а на севе­ро-запа­де — с хра­мом Гер­ку­ле­са Стра­жа (см. Her­cu­les Cus­tos, Aedes; ср. Ovid. Fast. VI. 205—212). Вто­рая линия хра­мов, веро­ят­но, запол­ня­ла или почти запол­ня­ла его юго-запад­ную сто­ро­ну. Один из них — храм Касто­ра и Пол­лук­са (см. Cas­tor et Pol­lux, Aedes) теперь изве­стен бла­го­да­ря фраг­мен­ту ново­го мра­мор­но­го пла­на этой терри­то­рии. По-види­мо­му, через цирк про­те­кал Пет­ро­ни­ев ручей (q. v.), и в важ­ных пунк­тах через него были пере­ки­ну­ты мосты. Веро­ят­но, под­зем­ный водо­вод для это­го ручья был постро­ен не рань­ше водо­во­да для Кло­аки, кото­рый сооруди­ли, види­мо, неза­дол­го до 179 г. до н. э., а воз­мож­но, зна­чи­тель­ная часть Пет­ро­ни­е­ва ручья оста­ва­лась откры­той до тех пор, пока Агрип­па в 33 г. до н. э. не начал при­во­дить в порядок рим­ский водо­про­вод и кана­ли­за­цию. Ниж­няя часть под­зем­но­го водо­во­да под Пьяц­ца Мат­теи, сло­жен­ная из круп­ных бло­ков габий­ско­го кам­ня, види­мо, постро­е­на Агрип­пой.

Вряд ли эта пло­щадь была цир­ком в соб­ст­вен­ном смыс­ле сло­ва, и вопрос о про­ис­хож­де­нии её назва­ния поста­вил Варро­на в тупик (LL. V. 154). Здесь не было зри­тель­ских рядов и извест­ны лишь одни про­во­див­ши­е­ся здесь игры — Тав­рии, кото­рые устра­и­ва­лись ред­ко и вклю­ча­ли кон­ные скач­ки вокруг мет (me­tae, Varr. LL. V. 154). Здесь регу­ляр­но созы­ва­лись сход­ки (con­tio­nes, Att. I. 14. 1, Sest. 33, Red. Sen. 13, 17; Liv. XXVII. 21. 1; Plut. Marc. 27. 3) и, види­мо, посто­ян­но функ­ци­о­ни­ро­вал рынок (Cic. Att. I. 14. 1; Mart. XII. 74. 2). Фла­ми­ни­ев цирк слу­жил сце­ной для три­ум­фов, в тече­ние несколь­ких дней перед цере­мо­ни­ей здесь выстав­ля­лась добы­ча, и, веро­ят­но, все вели­кие про­цес­сии (pom­pae) на сво­ём пути про­хо­ди­ли через этот цирк (Liv. XXXIX. 5. 17; Val. Max. I. 7. 4; Plut. Luc. 37. 2). Август про­из­нёс здесь над­гроб­ную хва­леб­ную речь (lau­da­tio) в честь Дру­за (Cass. Dio LV. 10. 8), а во 2 г. до н. э. сюда про­ве­ли воду, и в ходе цере­мо­нии посвя­ще­ния фору­ма Авгу­ста здесь было уби­то трид­цать шесть кро­ко­ди­лов (Cass. Dio LV. 10. 8). Здесь реше­но было постро­ить арку в честь Гер­ма­ни­ка после его смер­ти (см. Ar­cus Ger­ma­ni­ci). Насколь­ко поз­во­ля­ют судить сохра­нив­ши­е­ся свиде­тель­ства, цирк не имел архи­тек­тур­ной фор­мы. На Мра­мор­ном плане (Rod­ri­guez Al­mei­da E. For­ma ur­bis mar­mo­rea: Ag­gior­na­men­to ge­ne­ra­le 1980. Ro­ma, 1981. Ill. 23) с севе­ро-восто­ка Фла­ми­ни­ев цирк очер­чен оди­нар­ной лини­ей, кото­рая может обо­зна­чать ули­цу, про­хо­див­шую по его краю, или сту­пень­ку, под­ни­мав­шую его над окру­жаю­щей терри­то­ри­ей. В его восточ­ной части нахо­ди­лась арка — види­мо, три­ум­фаль­ная, ибо через цирк регу­ляр­но про­хо­ди­ли три­ум­фаль­ные про­цес­сии; были, веро­ят­но, и дру­гие арки. Но цен­траль­ная терри­то­рия, ско­рее все­го, оста­ва­лась совер­шен­но сво­бод­ной.


Wise­man T. P. The Cir­cus Fla­mi­nius // PBSR. Vol. 42. 1974. P. 3—26; Wise­man T. P. Two Ques­tions on the Cir­cus Fla­mi­nius // PBSR. Vol. 44. 1976. P. 44—47;
Humphrey J. H. Ro­man Cir­cu­ses: Are­nas for Cha­riot Ra­cing. Lon­don, 1986. P. 540—545;
La Roc­ca E. L’ade­sio­ne se­na­to­ria­le al «con­sen­sus»: i mo­di del­la pro­pa­gan­da augus­tea e ti­be­ria­na nei mo­nu­men­ti «in cir­co Fla­mi­nio» // L’Urbs, es­pa­ce ur­bain et his­toi­re (Ier sièc­le av. J. C. — IIIe sièc­le ap. J. C.). Col­lec­tion de l’Eco­le Française de Ro­me 98. Ro­me; Pa­ris 1987. P. 347—372.

См. также:
Фламиниев цирк (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 83.
© 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • Храм Юпитера Долихена •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
2. НАДПИСИ. Рим.
Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА