Мифы народов мира

ЭРИ́НИИ, ЭРИ́ННИИ, ЭВМЕНИ́ДЫ (Ἐρι­νύες, Ἐυμε­νίδες), в гре­че­ской мифо­ло­гии боги­ни мести, рож­дён­ные Геей, впи­тав­шей кровь оскоп­лён­но­го Ура­на (Hes. Theog. 184—186). На хто­низм эри­ний ука­зы­ва­ет так­же дру­гой миф о рож­де­нии их от Ночи и Эре­ба (Ae­schyl. Eum. 69, 321 след.). Эри­ний три: Але­кто, Тиси­фо­на, Меге­ра (Apol­lod. I 1, 4). Они оби­та­ют в цар­стве Аида и Пер­се­фо­ны (Verg. Aen. VI 280, VII 563—571), появ­ля­ясь на зем­ле, чтобы воз­будить месть, безу­мие, зло­бу. Эри­ния Але­кто, напо­ён­ная ядом гор­го­ны, вли­ва­ет зло­бу в серд­це цари­цы лати­нов Ама­ты, про­ни­ка­ет в её грудь в виде змеи и дела­ет её безум­ной (VII 341—384). В обра­зе страш­ной ста­ру­хи Але­кто воз­буж­да­ет к бою Тур­на — вождя руту­лов (VIII 415—474) и вызы­ва­ет кро­во­про­ли­тие (VII 475—545). Вид эри­ний отвра­ти­те­лен: это ста­ру­хи с раз­ве­ваю­щи­ми­ся зме­я­ми вме­сто волос, с зажжён­ны­ми факе­ла­ми в руках. Из их пасти кап­лет кровь. Эри­нии — хто­ни­че­ские боже­ства, охра­ни­тель­ни­цы мате­рин­ско­го пра­ва. Они пре­сле­ду­ют Оре­ста за убий­ство мате­ри и спо­рят с Афи­ной и Апол­ло­ном, защит­ни­ка­ми Оре­ста. Эсхил в «Эвме­нидах» изо­бра­жа­ет безу­мие охва­чен­но­го эри­ни­я­ми Оре­ста, суд в аре­о­па­ге и при­ми­ре­ние эри­ний с новы­ми бога­ми, после чего эри­нии полу­ча­ют имя эвме­ниды («бла­го­мыс­ля­щие»), тем самым меняя свою злоб­ную сущ­ность (греч. ἐρι­νύειν, «быть безум­ным») на функ­цию покро­ви­тель­ниц закон­но­сти. Отсюда пред­став­ле­ние в гре­че­ской натур­фи­ло­со­фии, у Герак­ли­та, об эри­ни­ях как «блю­сти­тель­ни­цах прав­ды», ибо без их воли даже «солн­це не пре­сту­пит сво­ей меры» (B 94D). Образ эри­ний про­шёл путь от хто­ни­че­ских божеств, охра­ня­ю­щих пра­ва мёрт­вых, до устро­и­тель­ниц кос­ми­че­ско­го поряд­ка. С эри­ни­я­ми отож­дествля­ют­ся рим­ские фурии («безум­ные», «ярост­ные»).

А. Ф. Лосев

См. также:
ЭРИНИИ, ЕРИННИИ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 666—667.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская урна для пепла.
Раскрашенная терракота.
1-я пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Орест убивает Эгиста и Клитемнестру.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с Орестом.
Мрамор.
Начало правления Августа.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи. Сторона A: Медея, улетающая в колеснице после убийства своих детей.
Краснофигурный кратер-калик. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд, Художественный музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника. (Вариант: Гибель Патрокла).
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Орест, убивающий свою мать Клитемнестру.
Этрусское бронзовое зеркало.
IV—III вв. до н. э.
Аукционный дом Кристи, Лондон.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гермес, Геракл и Цербер, Геката.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эриния Лудовизи.
Лунский мрамор.
Римская копия II в. н. э. эллинистического образца, возможно, раненой амазонки.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр.
Конец III — начало II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА