Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭРИНИИ, ЕРИННИИ

Ἐρι­νύες, или Ἐριν­νύες (сан­скр. Sa­ranjȗs). Евме­ниды, Εὐμε­νίδες, Fu­riae, древ­ние страш­ные боги­ни про­кля­тья, мести и кары. Если чело­век совер­шил в сво­ей жиз­ни пре­ступ­ле­ние про­тив свя­щен­ных прав, напр., если дерз­но­вен­но нару­ше­ны кров­ные узы, если дети нанес­ли тяж­кую и постыд­ную обиду роди­те­лям, млад­шие бра­тья или сест­ры — стар­шим, то Ерин­нии вос­ста­ют про­тив пре­ступ­ни­ков и, карая, вос­ста­нов­ля­ют попран­ный нрав­ст­вен­ный порядок в мире. Него­до­ва­ние за позор­ную обиду раз­ре­ша­ет­ся в про­кля­тии (ἀρά, и поэто­му Ерин­нии назы­ва­ют­ся у Эсхи­ла Ἀραί) и взы­ва­ет к боги­ням-мсти­тель­ни­цам, живу­щим в Ере­бе, о нака­за­нии пре­ступ­ни­ка (поэто­му Ерин­нии назы­ва­лись и Ποιναί, нака­зу­ю­щие, у Эсхи­ла); они пре­сле­ду­ют его сво­им ужас­ным могу­ще­ст­вом на зем­ле и кара­ют его даже и под зем­лей, в аду. Od. 11, 279. Il. 9, 571. 21, 412. Впро­чем, зна­че­ние Ерин­ний со вре­ме­нем рас­ши­ри­лось; уже у Гоме­ра име­ют сво­их Ерин­ний нищие, про­ся­щие о защи­те, и гости, и эти боги­ни мстят за при­чи­нен­ный им позор (Od. 17, 475); они кара­ют за вся­кое нару­ше­ние чело­ве­че­ских отно­ше­ний, за убий­ство, клят­во­пре­ступ­ле­ние и т. д. Il. 19, 259. Ср. He­siod. op. et d. 803, они при­во­дят само­го чело­ве­ка к безу­мию и ослеп­ле­нию, так что он впа­да­ет в пре­ступ­ле­ния и несча­стия. Od. 15, 233. Il. 19, 87. Так­же и у тра­ги­ков Ерин­нии явля­ют­ся боже­ства­ми вредо­нос­ны­ми и караю­щи­ми; пре­иму­ще­ст­вен­но же они высту­па­ют мсти­тель­ни­ца­ми за нару­ше­ние освя­щен­ных при­ро­дой семей­ных прав; так, они осо­бен­но пре­сле­ду­ют мате­ре­убийц Оре­ста и Алк­мео­на и Эди­па, убив­ше­го отца и всту­пив­ше­го в брак со сво­ей мате­рью. Они пре­сле­ду­ют пре­ступ­ни­ка, как гон­чие — дичь, помра­ча­ют ему разум, вну­ша­ют ему без­рас­суд­ные мыс­ли и поют ему ужас­ную песнь, кото­рая обви­ва­ет­ся вокруг него подоб­но цепям. Но они не неумо­ли­мы: если пре­ступ­ник пока­ет­ся и очи­стит­ся от сво­ей вины, то они пере­ста­ют его пре­сле­до­вать и ста­но­вят­ся боги­ня­ми-бла­го­де­тель­ни­ца­ми, Εὐμε­νίδες.

Гомер гово­рит то об одной Ерин­нии, то о несколь­ких, но не опре­де­ля­ет ни чис­ла их, ни имен, ни про­ис­хож­де­ния. У Геси­о­да (theog. 185) они — доче­ри Геи, про­ис­шед­шие от кро­ви изу­ве­чен­но­го сыном сво­им Кро­но­сом Ура­на, так что они про­ис­хож­де­ни­ем сво­им обя­за­ны нару­ше­нию кров­ных уз. Эсхил назы­ва­ет их доче­ря­ми Ночи, Софокл — Ското­са (мра­ка) и Геи. Ae­sch. Eum. 321. Soph. O. C. 40, 106. Ука­за­ние, что Ерин­ний было три, встре­ча­ет­ся впер­вые у Еври­пида, а име­на их Але­кто (Ἀληκ­τώ, нико­гда не успо­ка­и­ваю­ща­я­ся), Тиси­фо­на (Τι­σιφό­νη, мсти­тель­ни­ца за убий­ство) и Меге­ра (Μέ­γαιρα, враж­деб­ная) — лишь у Апол­ло­до­ра. В Атти­ке, где было у них свя­ти­ли­ще при Аре­о­па­ге и на хол­ме Колоне, они пре­иму­ще­ст­вен­но назы­ва­лись Σεμ­ναὶ θεαί, досто­по­чтен­ные); Евме­нида­ми назы­ва­лись они в Сики­оне, а в аркад­ской обла­сти Парра­сии носи­ли про­зва­ние Μα­νίαι, при­во­дя­щие в неистов­ство. Поня­тие Ерин­ний раз­ви­лось пер­во­на­чаль­но из пред­став­ле­ния Демет­ры-Ерин­нии, гнев­ной Демет­ры, кото­рую чти­ли с самых древ­них вре­мен в Бэо­тии и Арка­дии и кото­рая гне­вом сво­им ужас­но тяго­те­ла над родом Лаб­да­кидов, к кото­ро­му при­над­ле­жал Эдип. В жерт­ву Ерин­ни­ям при­но­си­ли чер­ных овец.

Вид и образ этих ужас­ных богинь, нена­вист­ных и страш­ных и людям и богам, был страш­но отвра­ти­те­лен. Эсхил, кото­рый пер­вый вывел их на сце­ну, пред­став­лял их подоб­ны­ми гор­го­нам и гар­пи­ям, в виде без­образ­ных ста­рых жен­щин, с воло­са­ми из змей, с налив­ши­ми­ся кро­вью гла­за­ми, вытя­ну­тым язы­ком и оска­лен­ны­ми зуба­ми; они носи­ли длин­ные чер­ные оде­я­ния, под­по­я­сан­ные кро­ва­во-крас­ны­ми поя­са­ми. Еври­пид пред­став­лял их уже не столь ужас­ны­ми — в виде про­вор­ных, кры­ла­тых дев-охот­ниц, с факе­ла­ми и зме­я­ми в руках. В таком виде явля­ют­ся они обык­но­вен­но и на памят­ни­ках. Fu­riae (Di­rae deae) рим­ских поэтов заим­ст­во­ва­ны от гре­че­ских Ерин­ний. В каче­стве мучи­тель­ниц, наблюдаю­щих за пре­ступ­ни­ка­ми, поме­ща­ли их в под­зем­ном мире, но они явля­лись ино­гда и на зем­лю, с целью вну­шать людям кро­ва­вые замыс­лы и без­рас­суд­ства. Verg. A. 6, 570. 605. 7, 324 слл. Ov. Met. 4, 451, 481.

См. также:
ЭРИНИИ, ЭРИННИИ, ЭВМЕНИДЫ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 495.
См. по теме: ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭХЕТЛ, ЕХЕТЛ • ДАВН • ДЕЛЬФИНИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эриния Лудовизи.
Лунский мрамор.
Римская копия II в. н. э. эллинистического образца, возможно, раненой амазонки.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи. Сторона A: Медея, улетающая в колеснице после убийства своих детей.
Краснофигурный кратер-калик. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд, Художественный музей.
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи.
Краснофигурный кратер-калик. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд, Художественный музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Фронтальный рельеф погребальной урны со сценой сражения.
Терракота. II—III вв. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Мелеагре (фронтальная панель).
Мрамор.
Римская работа ок. 180 г. н. э.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Орест убивает Эгиста и Клитемнестру.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гермес, Геракл и Цербер, Геката.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с Орестом.
Мрамор.
Начало правления Августа.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская урна для пепла.
Раскрашенная терракота.
1-я пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА