Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭРИНИИ, ЕРИННИИ

Ἐρι­νύες, или Ἐριν­νύες (сан­скр. Sa­ranjȗs). Евме­ниды, Εὐμε­νίδες, Fu­riae, древ­ние страш­ные боги­ни про­кля­тья, мести и кары. Если чело­век совер­шил в сво­ей жиз­ни пре­ступ­ле­ние про­тив свя­щен­ных прав, напр., если дерз­но­вен­но нару­ше­ны кров­ные узы, если дети нанес­ли тяж­кую и постыд­ную обиду роди­те­лям, млад­шие бра­тья или сест­ры — стар­шим, то Ерин­нии вос­ста­ют про­тив пре­ступ­ни­ков и, карая, вос­ста­нов­ля­ют попран­ный нрав­ст­вен­ный порядок в мире. Него­до­ва­ние за позор­ную обиду раз­ре­ша­ет­ся в про­кля­тии (ἀρά, и поэто­му Ерин­нии назы­ва­ют­ся у Эсхи­ла Ἀραί) и взы­ва­ет к боги­ням-мсти­тель­ни­цам, живу­щим в Ере­бе, о нака­за­нии пре­ступ­ни­ка (поэто­му Ерин­нии назы­ва­лись и Ποιναί, нака­зу­ю­щие, у Эсхи­ла); они пре­сле­ду­ют его сво­им ужас­ным могу­ще­ст­вом на зем­ле и кара­ют его даже и под зем­лей, в аду. Od. 11, 279. Il. 9, 571. 21, 412. Впро­чем, зна­че­ние Ерин­ний со вре­ме­нем рас­ши­ри­лось; уже у Гоме­ра име­ют сво­их Ерин­ний нищие, про­ся­щие о защи­те, и гости, и эти боги­ни мстят за при­чи­нен­ный им позор (Od. 17, 475); они кара­ют за вся­кое нару­ше­ние чело­ве­че­ских отно­ше­ний, за убий­ство, клят­во­пре­ступ­ле­ние и т. д. Il. 19, 259. Ср. He­siod. op. et d. 803, они при­во­дят само­го чело­ве­ка к безу­мию и ослеп­ле­нию, так что он впа­да­ет в пре­ступ­ле­ния и несча­стия. Od. 15, 233. Il. 19, 87. Так­же и у тра­ги­ков Ерин­нии явля­ют­ся боже­ства­ми вредо­нос­ны­ми и караю­щи­ми; пре­иму­ще­ст­вен­но же они высту­па­ют мсти­тель­ни­ца­ми за нару­ше­ние освя­щен­ных при­ро­дой семей­ных прав; так, они осо­бен­но пре­сле­ду­ют мате­ре­убийц Оре­ста и Алк­мео­на и Эди­па, убив­ше­го отца и всту­пив­ше­го в брак со сво­ей мате­рью. Они пре­сле­ду­ют пре­ступ­ни­ка, как гон­чие — дичь, помра­ча­ют ему разум, вну­ша­ют ему без­рас­суд­ные мыс­ли и поют ему ужас­ную песнь, кото­рая обви­ва­ет­ся вокруг него подоб­но цепям. Но они не неумо­ли­мы: если пре­ступ­ник пока­ет­ся и очи­стит­ся от сво­ей вины, то они пере­ста­ют его пре­сле­до­вать и ста­но­вят­ся боги­ня­ми-бла­го­де­тель­ни­ца­ми, Εὐμε­νίδες.

Гомер гово­рит то об одной Ерин­нии, то о несколь­ких, но не опре­де­ля­ет ни чис­ла их, ни имен, ни про­ис­хож­де­ния. У Геси­о­да (theog. 185) они — доче­ри Геи, про­ис­шед­шие от кро­ви изу­ве­чен­но­го сыном сво­им Кро­но­сом Ура­на, так что они про­ис­хож­де­ни­ем сво­им обя­за­ны нару­ше­нию кров­ных уз. Эсхил назы­ва­ет их доче­ря­ми Ночи, Софокл — Ското­са (мра­ка) и Геи. Ae­sch. Eum. 321. Soph. O. C. 40, 106. Ука­за­ние, что Ерин­ний было три, встре­ча­ет­ся впер­вые у Еври­пида, а име­на их Але­кто (Ἀληκ­τώ, нико­гда не успо­ка­и­ваю­ща­я­ся), Тиси­фо­на (Τι­σιφό­νη, мсти­тель­ни­ца за убий­ство) и Меге­ра (Μέ­γαιρα, враж­деб­ная) — лишь у Апол­ло­до­ра. В Атти­ке, где было у них свя­ти­ли­ще при Аре­о­па­ге и на хол­ме Колоне, они пре­иму­ще­ст­вен­но назы­ва­лись Σεμ­ναὶ θεαί, досто­по­чтен­ные); Евме­нида­ми назы­ва­лись они в Сики­оне, а в аркад­ской обла­сти Парра­сии носи­ли про­зва­ние Μα­νίαι, при­во­дя­щие в неистов­ство. Поня­тие Ерин­ний раз­ви­лось пер­во­на­чаль­но из пред­став­ле­ния Демет­ры-Ерин­нии, гнев­ной Демет­ры, кото­рую чти­ли с самых древ­них вре­мен в Бэо­тии и Арка­дии и кото­рая гне­вом сво­им ужас­но тяго­те­ла над родом Лаб­да­кидов, к кото­ро­му при­над­ле­жал Эдип. В жерт­ву Ерин­ни­ям при­но­си­ли чер­ных овец.

Вид и образ этих ужас­ных богинь, нена­вист­ных и страш­ных и людям и богам, был страш­но отвра­ти­те­лен. Эсхил, кото­рый пер­вый вывел их на сце­ну, пред­став­лял их подоб­ны­ми гор­го­нам и гар­пи­ям, в виде без­образ­ных ста­рых жен­щин, с воло­са­ми из змей, с налив­ши­ми­ся кро­вью гла­за­ми, вытя­ну­тым язы­ком и оска­лен­ны­ми зуба­ми; они носи­ли длин­ные чер­ные оде­я­ния, под­по­я­сан­ные кро­ва­во-крас­ны­ми поя­са­ми. Еври­пид пред­став­лял их уже не столь ужас­ны­ми — в виде про­вор­ных, кры­ла­тых дев-охот­ниц, с факе­ла­ми и зме­я­ми в руках. В таком виде явля­ют­ся они обык­но­вен­но и на памят­ни­ках. Fu­riae (Di­rae deae) рим­ских поэтов заим­ст­во­ва­ны от гре­че­ских Ерин­ний. В каче­стве мучи­тель­ниц, наблюдаю­щих за пре­ступ­ни­ка­ми, поме­ща­ли их в под­зем­ном мире, но они явля­лись ино­гда и на зем­лю, с целью вну­шать людям кро­ва­вые замыс­лы и без­рас­суд­ства. Verg. A. 6, 570. 605. 7, 324 слл. Ov. Met. 4, 451, 481.

См. также:
ЭРИНИИ, ЭРИННИИ, ЭВМЕНИДЫ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 495.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская урна для пепла.
Раскрашенная терракота.
1-я пол. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Орест убивает Эгиста и Клитемнестру.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с Орестом.
Мрамор.
Начало правления Августа.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи. Сторона A: Медея, улетающая в колеснице после убийства своих детей.
Краснофигурный кратер-калик. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд, Художественный музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника. (Вариант: Гибель Патрокла).
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Орест, убивающий свою мать Клитемнестру.
Этрусское бронзовое зеркало.
IV—III вв. до н. э.
Аукционный дом Кристи, Лондон.
7. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гермес, Геракл и Цербер, Геката.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эриния Лудовизи.
Лунский мрамор.
Римская копия II в. н. э. эллинистического образца, возможно, раненой амазонки.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр.
Конец III — начало II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА