Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ДОМ АВГУСТА (Do­mus Augus­ti) (3) (рис. 29, 63. 3) — дом Авгу­ста на Пала­тине, ранее при­над­ле­жав­ший ора­то­ру Гор­тен­зию (q. v.), скром­ный дом, в кото­ром колон­ны пор­ти­ка были сде­ла­ны из пепе­ри­на, а в при­ём­ных залах не было ни мра­мор­ной обли­цов­ки, ни кра­си­вых полов (Suet. Aug. 72. 1). Он с.118 при­мы­кал к хра­му Апол­ло­на Пала­тин­ско­го (Suet. Aug. 29. 3); к нему был при­со­еди­нён и вклю­чён в него дом Квин­та Лута­ция Кату­ла (Suet. Gramm. 17).

Храм Апол­ло­на был постро­ен на месте части дома, пора­жён­ной мол­нией; гаруспи­ки объ­яви­ли, что её необ­хо­ди­мо посвя­тить богу, и вслед­ст­вие это­го народ про­го­ло­со­вал за то, чтобы постро­ить Авгу­сту новый дом за государ­ст­вен­ный счёт (Cass. Dio XLIX. 15. 5). 13 янва­ря 27 г. до н. э. сенат решил поме­стить дубо­вый венок над две­рью дома и поса­дить лав­ро­вые дере­вья по обе сто­ро­ны от неё (RGDA 34. 2; Cass. Dio LIII. 16. 4). Где-то на верх­нем эта­же зда­ния нахо­ди­лась ком­на­та, слу­жив­шая Авгу­сту лич­ным каби­не­том; он назы­вал её сво­и­ми Сира­ку­за­ми и «масте­ро­вуш­кой» (tech­ny­phion, Suet. Aug. 72. 2). В доме нахо­ди­лось так­же свя­ти­ли­ще (aedi­cu­la) и алтарь Весты (см. Ves­ta, Ara).

Дом сго­рел, веро­ят­но, в 3 г. н. э., и затем был пере­стро­ен (Suet. Aug. 57. 2; Cass. Dio LV. 12. 4—5); соглас­но Дио­ну Кас­сию, на сей раз он стал государ­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­стью. Све­то­ний гово­рит о нём в про­шед­шем вре­ме­ни, так что мож­но пред­по­ло­жить, что он сго­рел во вре­мя пожа­ра при Нероне.

Недав­но он был иден­ти­фи­ци­ро­ван как дом к севе­ро-запа­ду от хра­ма Апол­ло­на, меж­ду ним и лест­ни­цей Кака. Это был пре­крас­ный дом, по мень­шей мере двух­этаж­ный, и его ком­на­ты спус­ка­лись вниз по скло­ну Цер­ма­ла. Ком­на­ты укра­ше­ны пре­крас­ны­ми фрес­ка­ми позд­не­го Вто­ро­го пом­пей­ско­го сти­ля, и, хотя из-за утра­ты зна­чи­тель­ных частей дома вдоль юго-запад­но­го фаса­да и пере­строй­ки боль­шей части этой терри­то­рии мно­гое неяс­но и труд­но полу­чить о доме целост­ное пред­став­ле­ние, понят­но, что это был эле­гант­ный, но не рос­кош­ный особ­няк сво­его вре­ме­ни. Ком­на­ты срав­ни­тель­но неболь­шие, но не тес­ные. В доме, види­мо, не было атрия, и он объ­еди­нял в себе эле­мен­ты пери­стиль­но­го ком­плек­са и вил­лы с пор­ти­ка­ми.


Рис. 29. Дом Авгу­ста. План.

Глав­ные ком­на­ты при­мы­ка­ют к боль­шо­му пери­сти­лю с колон­на­ми из пепе­ри­на, а дру­гие обра­зу­ют вто­рой ряд поза­ди них — по край­ней мере, с севе­ро-восто­ка и севе­ро-запа­да. Неяс­но, как осве­ща­лись и для чего исполь­зо­ва­лись эти части дома. Вдоль севе­ро-восточ­ной сто­ро­ны пери­сти­ля семь ком­нат рас­по­ло­же­ны с соблюде­ни­ем изыс­кан­ной сим­мет­рии, за рядом неболь­ших при­хо­жих. Край­ние ком­на­ты иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны как биб­лио­те­ки, так как в каж­дой боко­вой стене устро­е­но по три боль­шие пря­мо­уголь­ные ниши; цен­траль­ная ком­на­та назы­ва­ет­ся «таб­лин» из-за сво­его раз­ме­ра (10,5 × 6,7 м). Вдоль трёх сто­рон ком­на­ты идёт поди­ум (0,8 м в высоту и 1,2 м в шири­ну); и он, и пол были выло­же­ны штуч­ной моза­и­кой (opus sec­ti­le). Все эти ком­на­ты, види­мо, были пре­крас­но отде­ла­ны и слу­жи­ли при­ём­ны­ми. Ком­на­ты к юго-восто­ку от пери­сти­ля вклю­ча­ют зал (oecus) с четырь­мя колон­на­ми, под­ня­ты­ми на пьеде­ста­лах, кото­рые под­дер­жи­ва­ли свод­ча­тый пото­лок, пони­жаю­щий­ся в зад­ней части ком­на­ты, где, види­мо, сто­я­ли обеден­ные ложа. Этот зал сооб­ща­ет­ся с неболь­шой жен­ской сто­ло­вой в сосед­нем поме­ще­нии, укра­шен­ной так же, но не смеж­ной. В ком­на­те, рас­по­ло­жен­ной к юго-запа­ду от этой пары, зад­няя сте­на была разо­бра­на и соору­жен пан­дус, веду­щий к плат­фор­ме перед хра­мом Апол­ло­на. Столь тес­ная связь меж­ду домом и хра­мом слу­жит ещё одним аргу­мен­том в поль­зу иден­ти­фи­ка­ции хра­ма.

Карре­то­ни пола­га­ет, что дом не исполь­зо­вал­ся после смер­ти Авгу­ста, и где-то в I в. н. э. был пере­стро­ен, чтобы соорудить новый мону­мен­таль­ный вход в храм. Но эти работы так и не были завер­ше­ны; воз­мож­но, их пре­рвал пожар при Нероне в 64 г. н. э. Позд­нее Доми­ци­ан засы­пал всю ниж­нюю часть дома, постро­ен­ную при Авгу­сте, и под­нял уро­вень зем­ли до уров­ня хра­ма, сохра­нив таким обра­зом большу́ю часть отдел­ки дома. Фрес­ки пре­крас­но­го каче­ства выпол­не­ны во Вто­ром сти­ле, для кото­ро­го харак­тер­ны малень­кие кар­ти­ны (pi­na­kes) с жан­ро­вы­ми сцен­ка­ми и боль­шие живо­пис­ные пане­ли, как ланд­шафт­ные, так и сюжет­ные, хотя пер­со­на­жи этих сюже­тов не под­да­ют­ся иден­ти­фи­ка­ции. Види­мо, они соот­вет­ст­ву­ют той же ста­дии раз­ви­тия живо­пи­си, что и фрес­ки дома Ливии; воз­мож­но, немно­го стар­ше. Един­ст­вен­ная ком­на­та, рас­пи­сан­ная в Третьем сти­ле, види­мо, была отде­ла­на при­мер­но на десять лет поз­же.


Рис. 63. Пала­тин­ский холм. Гене­раль­ный план извест­ных древ­них остат­ков.
3 — Дом Ливии и Авгу­ста.

Ca­ret­to­ni G. Ro­ma (Pa­la­ti­no) // NSA. Vol. 21. 1967. P. 287—319;
Ca­ret­to­ni G. Ca­pi­tel­li el­le­nis­ti­ci dal­la ca­sa di Augus­to // MDAIR. Bd. 87. 1980. P. 131—136;
Ca­ret­to­ni G. La de­co­ra­zio­ne pit­to­ri­ca del­la ca­sa di Augus­to sul Pa­la­ti­no // MDAIR. Bd. 90. 1983. P. 373—419;
Ca­ret­to­ni G. Das Haus des Augus­tus auf den Pa­la­tin. Mainz, 1983;
Wise­man T. P. Con­spi­cui pos­tes tec­ta­que dig­na deo: the pub­lic ima­ge of aris­toc­ra­tic and im­pe­rial hou­ses in the la­te Re­pub­lic and ear­ly Em­pi­re // L’Urbs, es­pa­ce ur­bain et his­toi­re (Ier sièc­le av. J. C. — IIIe sièc­le ap. J. C.). Ro­me; Pa­ris, 1987. P. 393—413.

См. также:
Дом Августа (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 117—118.
© 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Августа •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА