ДОМ АВГУСТА (Domus Augusti) (3) (рис. 29, 63. 3) — дом Августа на Палатине, ранее принадлежавший оратору Гортензию (q. v.), скромный дом, в котором колонны портика были сделаны из пеперина, а в приёмных залах не было ни мраморной облицовки, ни красивых полов (Suet. Aug. 72. 1). Он с.118 примыкал к храму Аполлона Палатинского (Suet. Aug. 29. 3); к нему был присоединён и включён в него дом Квинта Лутация Катула (Suet. Gramm. 17).
Храм Аполлона был построен на месте части дома, поражённой молнией; гаруспики объявили, что её необходимо посвятить богу, и вследствие этого народ проголосовал за то, чтобы построить Августу новый дом за государственный счёт (Cass. Dio XLIX. 15. 5). 13 января 27 г. до н. э. сенат решил поместить дубовый венок над дверью дома и посадить лавровые деревья по обе стороны от неё (RGDA 34. 2; Cass. Dio LIII. 16. 4). Где-то на верхнем этаже здания находилась комната, служившая Августу личным кабинетом; он называл её своими Сиракузами и «мастеровушкой» (technyphion, Suet. Aug. 72. 2). В доме находилось также святилище (aedicula) и алтарь Весты (см. Vesta, Ara).
Дом сгорел, вероятно, в 3 г. н. э., и затем был перестроен (Suet. Aug. 57. 2; Cass. Dio LV. 12. 4—
Недавно он был идентифицирован как дом к северо-западу от храма Аполлона, между ним и лестницей Кака. Это был прекрасный дом, по меньшей мере двухэтажный, и его комнаты спускались вниз по склону Цермала. Комнаты украшены прекрасными фресками позднего Второго помпейского стиля, и, хотя из-за утраты значительных частей дома вдоль юго-западного фасада и перестройки большей части этой территории многое неясно и трудно получить о доме целостное представление, понятно, что это был элегантный, но не роскошный особняк своего времени. Комнаты сравнительно небольшие, но не тесные. В доме, видимо, не было атрия, и он объединял в себе элементы перистильного комплекса и виллы с портиками.
Рис. 29. Дом Августа. План. |
Главные комнаты примыкают к большому перистилю с колоннами из пеперина, а другие образуют второй ряд позади них — по крайней мере, с северо-востока и северо-запада. Неясно, как освещались и для чего использовались эти части дома. Вдоль северо-восточной стороны перистиля семь комнат расположены с соблюдением изысканной симметрии, за рядом небольших прихожих. Крайние комнаты идентифицированы как библиотеки, так как в каждой боковой стене устроено по три большие прямоугольные ниши; центральная комната называется «таблин» из-за своего размера (
Карретони полагает, что дом не использовался после смерти Августа, и где-то в I в. н. э. был перестроен, чтобы соорудить новый монументальный вход в храм. Но эти работы так и не были завершены; возможно, их прервал пожар при Нероне в 64 г. н. э. Позднее Домициан засыпал всю нижнюю часть дома, построенную при Августе, и поднял уровень земли до уровня храма, сохранив таким образом большу́ю часть отделки дома. Фрески прекрасного качества выполнены во Втором стиле, для которого характерны маленькие картины (pinakes) с жанровыми сценками и большие живописные панели, как ландшафтные, так и сюжетные, хотя персонажи этих сюжетов не поддаются идентификации. Видимо, они соответствуют той же стадии развития живописи, что и фрески дома Ливии; возможно, немного старше. Единственная комната, расписанная в Третьем стиле, видимо, была отделана примерно на десять лет позже.
Рис. 63. Палатинский холм. Генеральный план известных древних остатков. 3 — Дом Ливии и Августа. |
Carettoni G. Roma (Palatino) // NSA. Vol. 21. 1967. P. 287—
Carettoni G. Capitelli ellenistici dalla casa di Augusto // MDAIR. Bd. 87. 1980. P. 131—
Carettoni G. La decorazione pittorica della casa di Augusto sul Palatino // MDAIR. Bd. 90. 1983. P. 373—
Carettoni G. Das Haus des Augustus auf den Palatin. Mainz, 1983;
Wiseman T. P. Conspicui postes tectaque digna deo: the public image of aristocratic and imperial houses in the late Republic and early Empire // L’Urbs, espace urbain et histoire (Ier siècle av.