Ростры Августа (Rostra Augusti) — ростры императорского времени, расположенные в северо-западном конце форума. Перенести их решил Цезарь, но с.452 составленный им план, видимо, не был выполнен или, по крайней мере, посвящение состоялось только после 42 г. до н. э. (Cass. Dio XLIII. 49; ср. Diod. XII. 26; Ascon. Mil. 12)1. Если принять во внимание, где именно было сожжено тело Цезаря, то представляется естественным, что Марк Антоний произнёс свою речь в противоположном конце форума (ср. Sen. Dial. III. 1. 3: полная длина форума описывается выражением a rostris usque ad arcum Fabianum[1]). Август завершил сооружение этих ростр (Pompon. Dig. I. 2. 2), и на монете он изображён сидящим на них(1). С этих ростр Друз произнёс надгробную речь в честь Августа (Suet. Aug. 100, где они названы «старыми» (vetera) в противоположность рострам храма Божественного Юлия (Rostra aedis divi Iulii)).
Дион Кассий описывает две великолепные церемонии, состоявшиеся на рострах: приём, устроенный Нероном для Тиридата, и погребальная церемония Пертинакса (LVI. 34; LXXXIV. 3); ср. также Fronto ad Antonin. I. 2, p. 98, Nab.; Mamertin. genethl. Maximian. 19; Prudent. Peristeph. XI. 45; Aur. Vict. Epit. 19.
Известно, что на рострах стояли статуи Августа (Tac. Ann. IV. 67, где о рострах говорится эллиптически: «celeberrimo fori»[2], точно так же, как старые ростры назывались oculatissimus locus[3]; и даже Аммиан Марцеллин (XVI. 10. 13) называет их perspectissimum priscae potentiae locum[4]), Клавдия Готского (SHA. Claud. 3) и Стилихона (CIL. VI. 1731 = 11952). Действительно, на рельефе на арке Константина (см. выше, с. 27), колонны со статуями на них видны позади ростр3.
Сохранившиеся руины ростр относятся к четырём основным периодам:
1) Эпоха Цезаря: сохранилось бетонное ядро ростр высотой 3,5 м, длиной более 13 м, построенное вплотную к линии арок, поддерживающих Капитолийский спуск (Clivus Capitolinus, q. v.), и по всей вероятности, на них.
2) Эпоха Августа: последний включил ядро ростр Цезаря в более широкое и высокое ядро, служившее основанием изогнутого лестничного пролёта на западе, который идёт вдоль всей длины ростр и образует монументальный вход на саму платформу. Передняя часть этого расширенного ядра была закрыта стеной из прекраснейшей кирпичной кладки эпохи Августа; стена, облицованная тем же материалом, обнаружена в фундаменте северной стороны самой платформы и, возможно, также впереди. Платформа простиралась на 10 м вперёд от западной кирпичной стены; длина её фасада составляла около 24 м, высота — 3 м. Передняя и боковые стены сложены из туфовой прямоугольной кладки (opus quadratum), облицованной мрамором; в эту облицовку были вставлены два ряда бронзовых корабельных носов. Бони восстановил эти стены до изначальной высоты. Травертиновые плиты, служившие помостом, покоились на балках из того же материала, лежавших на этих стенах и на трёх рядах травертиновых с.453 столбов, которые позднее частично укрепили, а частично заменили кирпичными столбами и стенами. Вдоль боковых сторон и фасада тянулась мраморная балюстрада, прерывавшаяся в центре.
Изложенная выше теория подтверждается любопытной деталью. Планы центральной зоны форума(2) не включают два «ритуальных колодца» (pozzi rituali), доводящих линию таких колодцев в правой нижней части до фасада изначальных ростр Цезаря. Когда Август расширил ростры, то эти два последних колодца вместе с первым из изображённых на плане были уничтожены, и была создана новая линия, которая шла вдоль нового фасада. (Согласно прежней теории, прямоугольная платформа была возведена Траяном.)
3) Эпоха Септимия Севера; в связи со строительством его арки была снесена почти вся северная стена ростр, северная часть задней стены облицованного кирпичом бетонного ядра была срыта до уровня мостовой и образован так называемый полукруг за счёт урезания облицованного кирпичом ядра лестницы по меньшей мере на половину длины, чтобы его изгиб соответствовал изгибу лестничного пролёта позади.
Северная половина полукруга была отделана плитами из мрамора портасанта, перемежающимися пилястрами из африкано, и плинтусом из пентелийского мрамора, а роскошно украшенный изогнутый карниз, вероятно, принадлежал к колоннаде вдоль его передней части(3). В южной части работы не были завершены. Таким образом появился маленький треугольный двор, откуда лестница вела на платформу(4); и он, и пространство под рострами были вымощены плиткой поверх предыдущего покрытия из кирпича, уложенного «ёлочкой»; некоторые из этих плиток имеют клейма эпохи Северов (CIL. XV. 405). Согласно прежней теории, от которой сегодня отказалось большинство исследователей, полукруг представлял собой Грекостас эпохи Цезаря(5), а Мау считает его рострами Цезаря(6).
4) Период примерно около 470 г. н. э. (?), когда прямоугольная часть ростр была удлинена за счёт трапециевидной кирпичной пристройки в северном конце, фасад которой тоже был украшен корабельными носами. Вдоль всей длины расширенной платформы шла надпись, сообщающая о реставрации, которую провёл Юний Валентин, префект города, в честь Льва и Антемия (?), возможно, после морской победы над вандалами.
Обычно считается, что две мраморные балюстрады, или плутеи (plutei), находящиеся сегодня в открытой части форума, рядом с колонной Фоки, были частью ростр и стояли либо по обеим сторонам от входа, либо на концах платформы(7). В действительности же они были найдены в этом самом месте, грубо водружёнными на травертиновые блоки(8). с.454 Согласно одной точке зрения4, они датируются правлением Домициана(9); но большинство исследователей связывает их с Траяном5 и интерпретирует их как изображение щедрости Траяна, который обеспечил поддержку детей бедняков, вложив крупные суммы в закладные на земельные хозяйства и уничтожив реестры налогов, уже причитающихся за наследства. Недавно эти рельефы были датированы правлением Адриана и отнесены к ограждению вокруг статуи Марсия (Statua Marsyae, q. v.)(10).
Для топографов они интересны в основном изображениями зданий форума на заднем плане.
На первом рельефе (который смотрит вниз на форум) на переднем плане изображён император на рострах. Далее следует храм Веспасиана (на первой секции, ныне утраченной, был, вероятно, изображён храм Согласия) с шестью коринфскими колоннами, затем храм Сатурна с шестью ионическими колоннами и между ними — арка дорической аркады Табулярия. За ними располагаются более низкие аркады базилики Юлия, и завершают картину статуя Марсия и священная смоковница на огороженном участке (они находились неподалёку; см.: Statua Marsyae, Ficus, Olea, Vitis), и они же начинают изображение на втором рельефе, выступая, видимо, как ориентир. Далее следует ряд аркад, похожих на аркады первого рельефа и изображающих Эмилиеву базилику; затем Аргилет; затем Курия с широким лестничным пролётом впереди (после реставрации Домициана), по фасаду которой ошибочно изображено пять колонн, и, наконец, триумфальная арка, стоявшая, вероятно, на спуске Аргентариев и, опять-таки, ростры. Повторение ростр и статуи Марсия свидетельствуют о том, что эти два рельефа были задуманы как полный круг, а храм Цезаря и храм Кастора и Поллукса, не изображённые на них, должны были находиться как раз перед взором оратора. Следует также отметить, что рельефы на другой (внешней) стороне каждого плутея с изображением овцы, свиньи и быка — животных, приносившихся в жертву во время суоветаурилий, — имеют совершенно иной масштаб и очень хорошо видны с уровня форума, тогда как рельефы на внутренней стороне гораздо мельче и видны только с близкого расстояния(11). Рельеф с суоветаурилиями был воспроизведён на базе колонны, воздвигнутой рядом в честь десятилетия правления Диоклетиана (CIL. VI. 1204)(12).
Теория о том, что рельефы относились к памятнику, воздвигнутому в честь Траяна и изображают только здания на восточной стороне форума, с.455 вызвана к жизни неверным толкованием пассажа Плиния (Panegyr. 36)(13); при этом, согласно другой теории, этот памятник стоял рядом с преторским трибуналом и рельефы изображают здания на западной стороне форума(14).
О рострах в целом см.:
Jordan H. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. 1. Abt. 2. B., 1885. S. 229 f.;
Nichols F. M. Notizie dei rostri del Foro romano e dei monumenti contigui. Roma, 1885;
Richter O. Die römische Rednerbühne. Berlin, 1904. S. 8—
Richter O. Die römische Rednerbühne // JdI. Bd. 4. 1889. S. 1—
Richter O. Beiträge zur römischen Topographie, II. Berlin, 1904.
Hülsen Ch. The Roman Forum / Transl. J. B. Carter. Ed. 2. Rome, 1909. P. 70—
Hülsen Ch. Miscellanea epigraphica // MDAIR. Bd. 10. 1895. S. 59;
Hülsen Ch. Jahresbericht über neue Funde und Forschungen zur Topographie der Stadt Rom // MDAIR. Bd. 4. 1889. S. 238; Bd. 17. 1902. S. 13—
Mau A. Rostra Caesaris // MDAIR. Bd. 20. 1905. S. 230—
Petersen E. Rostra Caesaris nochmals // MDAIR. Bd. 21. 1906. S. 57—
van Deman E. B. The so-called Flavian Rostra // AJA. Vol. 13. 1909. P. 170—
Schneider K. Rednerbühne // RE. Bd. 1 A. 1914. Sp. 450 f.;
Ashby T. Excavations in Rome // CR. Vol. 13. 1899. P. 235;
de Ruggiero E. Il Foro Romano. Roma, 1913. P. 359—
Hülsen Ch. The Forum and the Palatine / Transl. H. H. Tanzer. New York, 1928. P. 22—
ПРИМЕЧАНИЯ
|
||
1.
Денарий, серебро Август Рим, 29 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой. В поле, слева и справа: IMP. CAESAR. | ||
2.
Денарий, серебро Август Рим, 13 г. до н.э. | ||
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо. РЕВЕРС: C. SVLPICIVS PLATORIN. (Caius Sulpicius Platorinus) — Август и Агриппа, с обнаженными головами, в тогах, сидят бок о бок, немного наклонившись влево, на биселлиуме (bisellium), сиденье на платформе, украшенной тремя рострами; слева — судейский жезл. |