С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

Рост­ры Авгу­ста (Rostra Augus­ti) — рост­ры импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни, рас­по­ло­жен­ные в севе­ро-запад­ном кон­це фору­ма. Пере­не­сти их решил Цезарь, но с.452 состав­лен­ный им план, види­мо, не был выпол­нен или, по край­ней мере, посвя­ще­ние состо­я­лось толь­ко после 42 г. до н. э. (Cass. Dio XLIII. 49; ср. Diod. XII. 26; As­con. Mil. 12)1. Если при­нять во вни­ма­ние, где имен­но было сожже­но тело Цеза­ря, то пред­став­ля­ет­ся есте­ствен­ным, что Марк Анто­ний про­из­нёс свою речь в про­ти­во­по­лож­ном кон­це фору­ма (ср. Sen. Dial. III. 1. 3: пол­ная дли­на фору­ма опи­сы­ва­ет­ся выра­же­ни­ем a rostris us­que ad ar­cum Fa­bia­num[1]). Август завер­шил соору­же­ние этих ростр (Pom­pon. Dig. I. 2. 2), и на моне­те он изо­бра­жён сидя­щим на них(1). С этих ростр Друз про­из­нёс над­гроб­ную речь в честь Авгу­ста (Suet. Aug. 100, где они назва­ны «ста­ры­ми» (ve­te­ra) в про­ти­во­по­лож­ность рост­рам хра­ма Боже­ст­вен­но­го Юлия (Rostra aedis di­vi Iulii)).

Дион Кас­сий опи­сы­ва­ет две вели­ко­леп­ные цере­мо­нии, состо­яв­ши­е­ся на рострах: при­ём, устро­ен­ный Неро­ном для Тирида­та, и погре­баль­ная цере­мо­ния Пер­ти­на­к­са (LVI. 34; LXXXIV. 3); ср. так­же Fron­to ad An­to­nin. I. 2, p. 98, Nab.; Ma­mer­tin. ge­nethl. Ma­xi­mian. 19; Pru­dent. Pe­ris­teph. XI. 45; Aur. Vict. Epit. 19.

Извест­но, что на рострах сто­я­ли ста­туи Авгу­ста (Tac. Ann. IV. 67, где о рострах гово­рит­ся эллип­ти­че­ски: «ce­le­ber­ri­mo fo­ri»[2], точ­но так же, как ста­рые рост­ры назы­ва­лись ocu­la­tis­si­mus lo­cus[3]; и даже Амми­ан Мар­цел­лин (XVI. 10. 13) назы­ва­ет их perspec­tis­si­mum pris­cae po­ten­tiae lo­cum[4]), Клав­дия Гот­ско­го (SHA. Claud. 3) и Сти­ли­хо­на (CIL. VI. 1731 = 11952). Дей­ст­ви­тель­но, на релье­фе на арке Кон­стан­ти­на (см. выше, с. 27), колон­ны со ста­ту­я­ми на них вид­ны поза­ди ростр3.

Сохра­нив­ши­е­ся руи­ны ростр отно­сят­ся к четы­рём основ­ным пери­о­дам:

1) Эпо­ха Цеза­ря: сохра­ни­лось бетон­ное ядро ростр высотой 3,5 м, дли­ной более 13 м, постро­ен­ное вплот­ную к линии арок, под­дер­жи­ваю­щих Капи­то­лий­ский спуск (Cli­vus Ca­pi­to­li­nus, q. v.), и по всей веро­ят­но­сти, на них.

2) Эпо­ха Авгу­ста: послед­ний вклю­чил ядро ростр Цеза­ря в более широ­кое и высо­кое ядро, слу­жив­шее осно­ва­ни­ем изо­гну­то­го лест­нич­но­го про­лё­та на запа­де, кото­рый идёт вдоль всей дли­ны ростр и обра­зу­ет мону­мен­таль­ный вход на саму плат­фор­му. Пере­д­няя часть это­го рас­ши­рен­но­го ядра была закры­та сте­ной из пре­крас­ней­шей кир­пич­ной клад­ки эпо­хи Авгу­ста; сте­на, обли­цо­ван­ная тем же мате­ри­а­лом, обна­ру­же­на в фун­да­мен­те север­ной сто­ро­ны самой плат­фор­мы и, воз­мож­но, так­же впе­ре­ди. Плат­фор­ма про­сти­ра­лась на 10 м впе­рёд от запад­ной кир­пич­ной сте­ны; дли­на её фаса­да состав­ля­ла око­ло 24 м, высота — 3 м. Пере­д­няя и боко­вые сте­ны сло­же­ны из туфо­вой пря­мо­уголь­ной клад­ки (opus quad­ra­tum), обли­цо­ван­ной мра­мо­ром; в эту обли­цов­ку были встав­ле­ны два ряда брон­зо­вых кора­бель­ных носов. Бони вос­ста­но­вил эти сте­ны до изна­чаль­ной высоты. Тра­вер­ти­но­вые пли­ты, слу­жив­шие помо­стом, поко­и­лись на бал­ках из того же мате­ри­а­ла, лежав­ших на этих сте­нах и на трёх рядах тра­вер­ти­но­вых с.453 стол­бов, кото­рые позд­нее частич­но укре­пи­ли, а частич­но заме­ни­ли кир­пич­ны­ми стол­ба­ми и сте­на­ми. Вдоль боко­вых сто­рон и фаса­да тяну­лась мра­мор­ная балю­ст­ра­да, пре­ры­вав­ша­я­ся в цен­тре.

Изло­жен­ная выше тео­рия под­твер­жда­ет­ся любо­пыт­ной дета­лью. Пла­ны цен­траль­ной зоны фору­ма(2) не вклю­ча­ют два «риту­аль­ных коло­д­ца» (poz­zi ri­tua­li), дово­дя­щих линию таких колод­цев в пра­вой ниж­ней части до фаса­да изна­чаль­ных ростр Цеза­ря. Когда Август рас­ши­рил рост­ры, то эти два послед­них коло­д­ца вме­сте с пер­вым из изо­бра­жён­ных на плане были уни­что­же­ны, и была созда­на новая линия, кото­рая шла вдоль ново­го фаса­да. (Соглас­но преж­ней тео­рии, пря­мо­уголь­ная плат­фор­ма была воз­веде­на Тра­я­ном.)

3) Эпо­ха Сеп­ти­мия Севе­ра; в свя­зи со стро­и­тель­ст­вом его арки была сне­се­на почти вся север­ная сте­на ростр, север­ная часть зад­ней сте­ны обли­цо­ван­но­го кир­пи­чом бетон­но­го ядра была сры­та до уров­ня мосто­вой и обра­зо­ван так назы­вае­мый полу­круг за счёт уре­за­ния обли­цо­ван­но­го кир­пи­чом ядра лест­ни­цы по мень­шей мере на поло­ви­ну дли­ны, чтобы его изгиб соот­вет­ст­во­вал изги­бу лест­нич­но­го про­лё­та поза­ди.

Север­ная поло­ви­на полу­кру­га была отде­ла­на пли­та­ми из мра­мо­ра пор­та­сан­та, пере­ме­жаю­щи­ми­ся пиляст­ра­ми из афри­ка­но, и плин­ту­сом из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра, а рос­кош­но укра­шен­ный изо­гну­тый кар­низ, веро­ят­но, при­над­ле­жал к колон­на­де вдоль его пере­д­ней части(3). В южной части работы не были завер­ше­ны. Таким обра­зом появил­ся малень­кий тре­уголь­ный двор, откуда лест­ни­ца вела на плат­фор­му(4); и он, и про­стран­ство под рост­ра­ми были вымо­ще­ны плит­кой поверх преды­ду­ще­го покры­тия из кир­пи­ча, уло­жен­но­го «ёлоч­кой»; неко­то­рые из этих пли­ток име­ют клей­ма эпо­хи Севе­ров (CIL. XV. 405). Соглас­но преж­ней тео­рии, от кото­рой сего­дня отка­за­лось боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей, полу­круг пред­став­лял собой Гре­ко­стас эпо­хи Цеза­ря(5), а Мау счи­та­ет его рост­ра­ми Цеза­ря(6).

4) Пери­од при­мер­но око­ло 470 г. н. э. (?), когда пря­мо­уголь­ная часть ростр была удли­не­на за счёт тра­пе­цие­вид­ной кир­пич­ной при­строй­ки в север­ном кон­це, фасад кото­рой тоже был укра­шен кора­бель­ны­ми носа­ми. Вдоль всей дли­ны рас­ши­рен­ной плат­фор­мы шла над­пись, сооб­щаю­щая о рестав­ра­ции, кото­рую про­вёл Юний Вален­тин, пре­фект горо­да, в честь Льва и Анте­мия (?), воз­мож­но, после мор­ской победы над ван­да­ла­ми.

Обыч­но счи­та­ет­ся, что две мра­мор­ные балю­ст­ра­ды, или плу­теи (plu­tei), нахо­дя­щи­е­ся сего­дня в откры­той части фору­ма, рядом с колон­ной Фоки, были частью ростр и сто­я­ли либо по обе­им сто­ро­нам от вхо­да, либо на кон­цах плат­фор­мы(7). В дей­ст­ви­тель­но­сти же они были най­де­ны в этом самом месте, гру­бо водру­жён­ны­ми на тра­вер­ти­но­вые бло­ки(8). с.454 Соглас­но одной точ­ке зре­ния4, они дати­ру­ют­ся прав­ле­ни­ем Доми­ци­а­на(9); но боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей свя­зы­ва­ет их с Тра­я­ном5 и интер­пре­ти­ру­ет их как изо­бра­же­ние щед­ро­сти Тра­я­на, кото­рый обес­пе­чил под­держ­ку детей бед­ня­ков, вло­жив круп­ные сум­мы в заклад­ные на земель­ные хозяй­ства и уни­что­жив реест­ры нало­гов, уже при­чи­таю­щих­ся за наслед­ства. Недав­но эти релье­фы были дати­ро­ва­ны прав­ле­ни­ем Адри­а­на и отне­се­ны к ограж­де­нию вокруг ста­туи Мар­сия (Sta­tua Mar­syae, q. v.)(10).

Для топо­гра­фов они инте­рес­ны в основ­ном изо­бра­же­ни­я­ми зда­ний фору­ма на зад­нем плане.

На пер­вом релье­фе (кото­рый смот­рит вниз на форум) на пере­д­нем плане изо­бра­жён импе­ра­тор на рострах. Далее сле­ду­ет храм Вес­па­си­а­на (на пер­вой сек­ции, ныне утра­чен­ной, был, веро­ят­но, изо­бра­жён храм Согла­сия) с шестью коринф­ски­ми колон­на­ми, затем храм Сатур­на с шестью иони­че­ски­ми колон­на­ми и меж­ду ними — арка дори­че­ской арка­ды Табу­ля­рия. За ними рас­по­ла­га­ют­ся более низ­кие арка­ды бази­ли­ки Юлия, и завер­ша­ют кар­ти­ну ста­туя Мар­сия и свя­щен­ная смо­ков­ни­ца на ого­ро­жен­ном участ­ке (они нахо­ди­лись непо­да­лё­ку; см.: Sta­tua Mar­syae, Fi­cus, Olea, Vi­tis), и они же начи­на­ют изо­бра­же­ние на вто­ром релье­фе, высту­пая, види­мо, как ори­ен­тир. Далее сле­ду­ет ряд аркад, похо­жих на арка­ды пер­во­го релье­фа и изо­бра­жаю­щих Эми­ли­е­ву бази­ли­ку; затем Арги­лет; затем Курия с широ­ким лест­нич­ным про­лё­том впе­ре­ди (после рестав­ра­ции Доми­ци­а­на), по фаса­ду кото­рой оши­боч­но изо­бра­же­но пять колонн, и, нако­нец, три­ум­фаль­ная арка, сто­яв­шая, веро­ят­но, на спус­ке Арген­та­ри­ев и, опять-таки, рост­ры. Повто­ре­ние ростр и ста­туи Мар­сия свиде­тель­ст­ву­ют о том, что эти два релье­фа были заду­ма­ны как пол­ный круг, а храм Цеза­ря и храм Касто­ра и Пол­лук­са, не изо­бра­жён­ные на них, долж­ны были нахо­дить­ся как раз перед взо­ром ора­то­ра. Сле­ду­ет так­же отме­тить, что релье­фы на дру­гой (внеш­ней) сто­роне каж­до­го плу­тея с изо­бра­же­ни­ем овцы, сви­ньи и быка — живот­ных, при­но­сив­ших­ся в жерт­ву во вре­мя суове­та­у­ри­лий, — име­ют совер­шен­но иной мас­штаб и очень хоро­шо вид­ны с уров­ня фору­ма, тогда как релье­фы на внут­рен­ней сто­роне гораздо мель­че и вид­ны толь­ко с близ­ко­го рас­сто­я­ния(11). Рельеф с суове­та­у­ри­ли­я­ми был вос­про­из­ведён на базе колон­ны, воз­двиг­ну­той рядом в честь деся­ти­ле­тия прав­ле­ния Дио­кле­ти­а­на (CIL. VI. 1204)(12).

Тео­рия о том, что релье­фы отно­си­лись к памят­ни­ку, воз­двиг­ну­то­му в честь Тра­я­на и изо­бра­жа­ют толь­ко зда­ния на восточ­ной сто­роне фору­ма, с.455 вызва­на к жиз­ни невер­ным тол­ко­ва­ни­ем пас­са­жа Пли­ния (Pa­ne­gyr. 36)(13); при этом, соглас­но дру­гой тео­рии, этот памят­ник сто­ял рядом с пре­тор­ским три­бу­на­лом и релье­фы изо­бра­жа­ют зда­ния на запад­ной сто­роне фору­ма(14).

О рострах в целом см.:
Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. Abt. 2. B., 1885. S. 229 f.;
Nichols F. M. No­ti­zie dei rostri del Fo­ro ro­ma­no e dei mo­nu­men­ti con­ti­gui. Ro­ma, 1885;
Rich­ter O. Die rö­mi­sche Red­ner­büh­ne. Ber­lin, 1904. S. 8—39;
Rich­ter O. Die rö­mi­sche Red­ner­büh­ne // JdI. Bd. 4. 1889. S. 1—7;
Rich­ter O. Beit­rä­ge zur rö­mi­schen To­po­gra­phie, II. Ber­lin, 1904.
Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum / Transl. J. B. Car­ter. Ed. 2. Ro­me, 1909. P. 70—77;
Hül­sen Ch. Mis­cel­la­nea epi­gra­phi­ca // MDAIR. Bd. 10. 1895. S. 59;
Hül­sen Ch. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom // MDAIR. Bd. 4. 1889. S. 238; Bd. 17. 1902. S. 13—21; Bd. 20. 1905, 15—28;
Mau A. Rostra Cae­sa­ris // MDAIR. Bd. 20. 1905. S. 230—266;
Pe­ter­sen E. Rostra Cae­sa­ris noch­mals // MDAIR. Bd. 21. 1906. S. 57—63;
van De­man E. B. The so-cal­led Fla­vian Rostra // AJA. Vol. 13. 1909. P. 170—186;
Schnei­der K. Red­ner­büh­ne // RE. Bd. 1 A. 1914. Sp. 450 f.;
Ashby T. Ex­ca­va­tions in Ro­me // CR. Vol. 13. 1899. P. 235;
de Rug­gie­ro E. Il Fo­ro Ro­ma­no. Ro­ma, 1913. P. 359—381;
Hül­sen Ch. The Fo­rum and the Pa­la­ti­ne / Transl. H. H. Tan­zer. New York, 1928. P. 22—25.

См. также:
РОСТРЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Ростры (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
Ростры (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Августа (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Цезаря (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1P. 37, § 3, в изда­нии Кис­слин­га и Шол­ля.
  • 2Ср. CIL. VI. 31913a.
  • 3Труд­но пред­ста­вить себе, как они мог­ли сто­ять на рострах (как у Хюль­зе­на: Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum. P. 72), ибо фун­да­мент ростр недо­ста­точ­но мас­си­вен, чтобы их выдер­жать. О книж­ных лав­ках побли­зо­сти см.: Ps.-Ac­ro ad Hor. Epist. I. 20. 1.
  • 4Впер­вые её выска­зал К. Л. Вис­кон­ти (Vis­con­ti C. L. Deux ac­tes de Do­mi­tien en qua­li­té de cen­seur. Ro­me, 1873 и др.; ср. Car­ter J. B. The so-cal­led Ba­lustra­des of Tra­jan // AJA. Vol. 14. 1910. P. 310—317): но его сто­рон­ни­ки не учи­ты­ва­ют, что едва ли толь­ко выдаю­щий­ся памят­ник мог пере­жить убий­ство Доми­ци­а­на.
  • 5Сиве­кинг отно­сит их к кон­цу его прав­ле­ния, см.: Sie­ve­king J. Das rö­mi­sche Re­lief // Festschrift Paul Arndt. Mün­chen, 1925. P. 28.
  • (1)Co­hen, Aug. 529 = BMCRE. Aug. 115 = Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum / Transl. J. B. Car­ter. Ed. 2. Ro­me, 1909. P. 75, fig. 32.
  • (2)Hül­sen Ch. Op. cit. P. 139, fig. 69; Lug­li G. La zo­na ar­cheo­lo­gi­ca di Ro­ma. Ro­ma, 1925. P. 83, ill. 18.
  • (3)Hül­sen Ch. Jah­res­be­richt über neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom Die Ausgra­bun­gen auf dem Fo­rum Ro­ma­num // MDAIR. Bd. 17. 1902. S. 18, Ill. 3.
  • (4)Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum. P. 77, fig. 33.
  • (5)Nichols F. M. No­ti­zie dei rostri del Fo­ro ro­ma­no e dei mo­nu­men­ti con­ti­gui. Ro­ma, 1885.
  • (6)Mau A. Rostra Cae­sa­ris // MDAIR. Bd. 20. 1905. S. 230—266; Rich­ter O. Beit­rä­ge zur rö­mi­schen To­po­gra­phie. Bd. 2. Ber­lin, 1904; Bd. 4. Ber­lin, 1910. S. 11; Delbrück R. Hel­le­nis­ti­sche Bau­ten in La­tium. Bd. 2. Straßburg, 1912. S. 89; Graf­fun­der P. Rez. zu: Plat­ner S. B. The To­pog­ra­fy and Mo­nu­ments of An­cient Ro­me // Ber­li­ner phi­lo­lo­gi­sche Wochenschrift. Jg. 32. 1912, 1737.
  • (7)О послед­ней гипо­те­зе см.: Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum. P. 74, fig. 31; Plat­ner S. B. The To­po­gra­phy and Mo­nu­ments of An­cient Ro­me / Ed. 2. Bos­ton, 1911 (repr. 1918). P. 223, fig. 45.
  • (8)Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. Abt. 2. B., 1885. S. 219, Taf. IV. Ill. 3.
  • (9)Так счи­та­ет Кан­та­рел­ли: Can­ta­rel­li L. Os­ser­va­zio­ni sul­le sce­ne sto­riche rappre­sen­ta­te nei due bas­so­ri­lie­vi mar­mo­rei del Fo­ro Ro­ma­no // BCAR. An. 18. 1889. P. 99—113; Can­ta­rel­li L. Mis­cel­la­nea epig­ra­fi­ca ed ar­cheo­lo­gi­ca // BCAR. An. 28. 1900. P. 145; Can­ta­rel­li L., Co­lin J. No­te bib­liog­ra­fiche // BCAR. An. 48, 1920. P. 169; ср. так­же Strong E. Scul­tu­ra Ro­ma­na da Augus­to a Cos­tan­ti­no. Fi­ren­ze, 1924—1926. P. 138—142, 418.
  • (10)См.: Ses­ton W. Les «Anag­ly­pha Tra­jani» du Fo­rum ro­main et la po­li­ti­que d’Had­rien en 118 // MEF­RA. T. 44. 1927. P. 154—183.
  • (11)Jen­kins A. S. The “Tra­jan-Re­liefs” in the Ro­man Fo­rum // AJA. Vol. 5. 1901. P. 58—82; Hül­sen Ch. Jah­res­be­richt über Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt Rom // MDAIR. Bd. 4. 1889. S. 239—240; Pe­ter­sen E. Über die Re­liefschran­ken auf dem Rö­mi­schen Fo­rum // MDAIR. Bd. 12. 1897. S. 326; Pe­ter­sen E. Die Re­liefschran­ken auf dem Rö­mi­schen Fo­rum // Ab­hand­lun­gen Ale­xan­der von Oet­tin­gen gewid­met. Mün­chen, 1898. S. 130—143; Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum. P. 97—102; Lug­li G. Op. cit. P. 75—76.
  • (12)О релье­фах колон­ны см.: Fro­thingham A. L. Dioc­le­tian and Mith­ra in the Ro­man Fo­rum // AJA. Vol. 18. 1914. P. 146—155; Strong E. Op. cit. P. 317, 318; Hül­sen Ch. The Ro­man Fo­rum. P. 95, 96.
  • (13)Ср.: Brunswick F. Ausgra­bun­gen in Rom // Ber­li­ner Phi­lo­lo­gi­sche Wochenschrift. Jg. 36. 1906. Sp. 221; Ashby T. Re­cent Ex­ca­va­tions in Ro­me // CR. Vol. 20. 1906. P. 132.
  • (14)Car­ter J. B. The so-cal­led Ba­lustra­des of Tra­jan // AJA. Vol. 14. 1910. P. 310—317.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]От ростр до Фаби­е­вой арки.
  • [2]В самом ожив­лён­ном месте на фору­ме.
  • [3]Самое вид­ное место.
  • [4]Извест­ней­шее место преж­не­го могу­ще­ства.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Rostra Augusti, с. 451—455.
    © 2019 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Цезаря •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Римский Форум. Реконструкция XIX в.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
    Художник Бекетти. 1893 г.
    2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
    (Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
    Художник Констан Муайо. 1866 г.
    Тушь, акварель.
    Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Реконструкция части Римского Форума.
    (Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
    Рим, Римский Форум.
    4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Римский форум в IV веке.
    Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
    Акварель (до 1906 г.).
    Рим, Римский Форум.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера.
    Вид с Палатина.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
    203 г.
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Новые ростры.

    Рим, Римский Форум.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Новые ростры.

    Рим, Римский Форум.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Римский Форум.
    (Колонна Фоки, базилика Юлия, Новые ростры, пьедестал колонны в честь 10-летия тетрархии, храм Сатурна, арка Септимия Севера.)
    Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Денарий, серебро
    Август
    Рим, 29 г. до н.э.
    АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
    В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
    2. Денарий, серебро
    Август
    Рим, 13 г. до н.э.
    АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
    РЕВЕРС: C. SVLPICIVS PLATORIN. (Caius Sulpicius Platorinus) — Август и Агриппа, с обнаженными головами, в тогах, сидят бок о бок, немного наклонившись влево, на биселлиуме (bisellium), сиденье на платформе, украшенной тремя рострами; слева — судейский жезл.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА