Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

Рост­ры Авгу­ста (Rostra Augus­ti) — рост­ры импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни в севе­ро-запад­ном кон­це фору­ма. Реше­ние о пере­но­се ста­рых ростр при­нял Юлий Цезарь (Cass. Dio XLIII. 49. 1), но они были пере­стро­е­ны, види­мо, не рань­ше 42 г. до н. э. Завер­шил стро­и­тель­ство опре­де­лён­но Август (Dig. 1. 2. 2. 43* [Пом­по­ний]), и на моне­те он изо­бра­жён сидя­щим на них рядом с Агрип­пой (Co­hen I, Aug. 529 = BMCRE. I. 23 no. 115 = Maz­zi­ni G. Mo­ne­te im­pe­ria­li ro­ma­ne. Vol. 1. Mi­la­no, 1957. Aug. 529). Рост­ры ста­ли обо­зна­чать севе­ро-запад­ную гра­ни­цу фору­ма (Sen. Con­stant. 1. 3), и, веро­ят­но, с этих ростр, назван­ных «Ста­ры­ми» (Ve­te­ra), Друз про­из­нёс над­гроб­ную речь в честь Авгу­ста (Suet. Aug. 100. 3; Cass. Dio LVI. 34. 4), тогда как с ростр Боже­ст­вен­но­го Юлия высту­пал Тибе­рий.

Здесь были устро­е­ны два вели­ко­леп­ных зре­ли­ща, подроб­но опи­сан­ных Дио­ном Кас­си­ем: при­ём, орга­ни­зо­ван­ный Неро­ном в честь Тирида­та Армян­ско­го, и похо­ро­ны Пер­ти­на­к­са (Cass. Dio LXII [LXIII]. 4. 3, LXXV. 4. 2). Здесь же была выстав­ле­на голо­ва Дидия Юли­а­на (Aur. Vict. Epit. 19). На рострах все­гда сто­я­ли ста­туи (ср. сидя­щие ста­туи на пане­ли арки Кон­стан­ти­на с с.336 изо­бра­же­ни­ем ростр [L’Oran­ge H. P., von Ger­kan A. Der spä­tan­ti­ke Bildschmuck des Konstan­tinsbo­gens. Ber­lin, 1939. Taf. 5a, 14b, 15a]; SHA. Claud. 3. 5; CIL. VI. 1195, 1731 = ILS. 1278). Рядом (iux­ta: Plin. NH. XXXIV. 93) сто­я­ла арха­и­че­ская ста­туя Гер­ку­ле­са в туни­ке.

Сохра­нив­ши­е­ся руи­ны труд­но интер­пре­ти­ро­вать, но их мож­но разде­лить на четы­ре пери­о­да:

1. Рост­ры Цеза­ря (?), бетон­ное ядро с изо­гну­тым фаса­дом дли­ной более 13 м, поза­ди кото­ро­го нахо­дит­ся пять или шесть изо­гну­тых сту­пе­ней. Оно при­стро­е­но к ряду низ­ких арок, под­дер­жи­ваю­щих Ярём­ную ули­цу вдоль сту­пе­ней хра­ма Сатур­на и, веро­ят­но, долж­но было втор­гать­ся в этот ряд. Высота это­го ядра состав­ля­ла 3,5 м, оно было обли­цо­ва­но мра­мо­ром; фасад был отде­лан пли­та­ми из мра­мо­ра пор­то­сан­та, разде­лён­ных тон­ки­ми пиляст­ра­ми из афри­ка­но — веро­ят­но, остат­ка­ми пер­во­на­чаль­ной обли­цов­ки. В фаса­де име­ют­ся отвер­стия для креп­ле­ния каких-то укра­ше­ний, но они, види­мо, слиш­ком малы, чтобы удер­жи­вать огром­ные носы воен­ных кораб­лей. Воз­мож­но, это рост­ры с моне­ты Пали­ка­на (см. Rostra).

2. К этим рост­рам Август сде­лал при­строй­ку, чтобы полу­чить более широ­кое и чуть более высо­кое ядро для сту­пе­ней с рас­ши­ре­ни­ем лест­ни­цы Цеза­ря на запад, в пол­ную шири­ну кон­струк­ции, фасад кото­рой состав­лял теперь 23,8 м, и созда­ни­ем поис­ти­не мону­мен­таль­ной лест­ни­цы. Преж­няя плат­фор­ма Цеза­ря была узкой, теперь же в верх­ней части она про­сти­ра­лась на 10 м впе­рёд; фасад и боко­вые сте­ны были сло­же­ны из квад­рат­ных туфо­вых бло­ков, обли­цо­ван­ных мра­мо­ром, к кото­рым было при­креп­ле­но два ряда кора­бель­ных носов. Сего­дня они вос­ста­нов­ле­ны до пол­ной высоты. Рост­ры, види­мо, име­ли дере­вян­ный пол, кото­рый под­дер­жи­ва­ли тра­вер­ти­но­вые бал­ки, лежав­шие на пере­д­ней и боко­вых сте­нах и на трёх рядах тра­вер­ти­но­вых стол­бов. Позд­нее тра­вер­ти­но­вые стол­бы были укреп­ле­ны или заме­не­ны кир­пич­ны­ми. Фасад и боко­вые сто­ро­ны ростр окру­жа­ла мра­мор­ная балю­ст­ра­да, но в середине было остав­ле­но широ­кое отвер­стие, и ино­гда для вхо­да наверх соору­жа­лась вре­мен­ная фрон­таль­ная лест­ни­ца.

3. Стро­и­тель­ство арки Сеп­ти­мия Севе­ра потре­бо­ва­ло сне­сти почти всю севе­ро-восточ­ную сте­ну ростр, и за счёт сры­тия ядра плат­фор­мы Авгу­ста до уров­ня мосто­вой фору­ма чуть более чем на поло­ви­ну его дли­ны был обра­зо­ван малень­кий двор, извест­ный как «полу­круг». Вслед­ст­вие это­го откры­лась обли­цов­ка ростр Цеза­ря из пор­то­сан­та и афри­ка­но с плин­ту­сом из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра и рос­кош­ной леп­ни­ной навер­ху, и обра­зо­ва­лось малень­кое тре­уголь­ное поме­ще­ние, кры­шей кото­ро­го, види­мо, слу­жил дере­вян­ный пол ростр. Неяс­но, для чего пред­на­зна­ча­лось это поме­ще­ние и сооб­ща­лось ли оно с плат­фор­мой навер­ху. Ком­на­та была вымо­ще­на плит­ка­ми, часть из кото­рых име­ет клей­ма Севе­ров (CIL. XV. 405).

4. Око­ло 470 г. н. э. пере­д­ний пря­мо­уголь­ный блок ростр был удли­нён за счёт при­строй­ки неук­лю­жей, отча­сти тра­пе­цие­вид­ной кир­пич­ной кон­струк­ции в севе­ро-восточ­ном кон­це перед опо­рой арки Сеп­ти­мия Севе­ра; фасад этой при­строй­ки тоже был укра­шен кора­бель­ны­ми носа­ми. Она полу­чи­ла назва­ние «Ван­даль­ские рост­ры» бла­го­да­ря над­пи­си, кото­рая уве­ко­ве­чи­ва­ет рестав­ра­цию, про­ведён­ную пре­фек­том горо­да Юни­ем Вален­ти­ном в честь победы Льва и Анте­мия (?) над ван­да­ла­ми (CIL. VI. 32005; Hül­sen Ch. Mis­cel­la­nea epi­gra­phi­ca // MDAIR. Bd. 10. 1895. S. 59—63).

Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей сего­дня счи­та­ет, что две мра­мор­ные балю­ст­ра­ды, извест­ные как плу­теи или ана­гли­фы Тра­я­на (см. Plu­tei Tra­iani), най­ден­ные в откры­той части фору­ма рядом с колон­ной Фоки, изна­чаль­но были частью ростр Авгу­ста и сто­я­ли либо по обе­им сто­ро­нам от вхо­да, либо в кон­цах плат­фор­мы. Когда их нашли, они были про­сто гру­бо водру­же­ны на тра­вер­ти­но­вые бло­ки, явно вне кон­тек­ста. Сего­дня обще­при­ня­тое мне­ние гла­сит, что они дати­ру­ют­ся прав­ле­ни­ем Адри­а­на. С одной сто­ро­ны на них изо­бра­же­на про­цес­сия суове­та­у­ри­лий, жерт­вен­ные живот­ные, укра­шен­ные для закла­ния, а с дру­гой, в гораздо мень­шем мас­шта­бе, исто­ри­че­ское собы­тие в город­ском кон­тек­сте: на одном релье­фе — сожже­ние мно­же­ства нало­го­вых запи­сей по слу­чаю про­ще­ния недо­и­мок (ср. CIL. VI. 967 = ILS. 309), а на дру­гом — прин­цепс, обра­щаю­щий­ся с ростр к народ­но­му собра­нию, а на про­ти­во­по­лож­ном кон­це — ста­туя Тра­я­на, кото­рой некая мать воз­но­сит бла­го­дар­ность за али­мен­тар­ные рас­по­ря­же­ния (Insti­tu­tio Ali­men­ta­ria, CIL. IX. 1455 = ILS. 6509 и CIL. XI. 1147 = ILS. 6675). С пра­виль­ным тол­ко­ва­ни­ем зад­не­го пла­на свя­за­ны слож­ные топо­гра­фи­че­ские про­бле­мы, и сре­ди учё­ных нет согла­сия по пово­ду их реше­ния, но пред­став­ля­ет­ся доволь­но оче­вид­ным, что оба релье­фа долж­ны были изо­бра­жать Рим­ский форум и исполь­зо­ва­ли ста­тую Мар­сия как опор­ную точ­ку. Но пред­по­ла­га­лось, что их будут окиды­вать лишь поверх­ност­ным взглядом, поэто­му чис­ло арок и колонн и угол зре­ния на зад­нем плане явно про­из­воль­ны и не поз­во­ля­ют уточ­нить топо­гра­фию фору­ма (см. Plu­tei Tra­iani и Sta­tua Mar­syae).


Lug­li G. Ro­ma an­ti­ca: Il centro mo­nu­men­ta­le. Ro­ma, 1946. P. 140—144;
Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. 2d ed. Lon­don, 1968. Vol. 2. P. 176—77;
Ver­du­chi P. La­vo­ri ai rostri del Fo­ro Ro­ma­no: l’esem­pio dell’ “Um­bi­li­cus” // RPAA. Vol. 55—56. 1982—1984. P. 329—340;
Coa­rel­li, F. Il fo­ro ro­ma­no: Pe­rio­do re­pubbli­ca­no e augus­teo. Ro­ma, 1985. P. 237—257;
Ver­du­chi P. Le tri­bu­ne rostra­te // Ro­ma, ar­cheo­lo­gia nel centro / Ed. A. M. Biet­ti Ses­tie­ri et al. Ro­ma, 1985. Vol. 1. P. 29—33.

См. также:
РОСТРЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Ростры (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
Ростры (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Августа (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Цезаря (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 335—336.
© 2019 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Цезаря •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Арка Септимия Севера, Новые ростры, храм Божественного Юлия, арка Тита, храм Весты, колонна Фоки, храм Кастора и Поллукса, базилика Юлия, дом Тиберия)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Обращение Константина к гражданам Рима на Форуме (Oratio).
Рельеф фриза северной стороны арки (т. н. фриз Константина).
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Учреждение алиментов Траяном.
Один из рельефов Траяна (т. н. Plutei Traiani) с Римского Форума.
Мрамор. 98—117 гг.
Рим, Римский Форум, Курия Юлия.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Вид с Палатина.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Август
Рим, 29 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
2. Денарий, серебро
Август
Рим, 13 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: C. SVLPICIVS PLATORIN. (Caius Sulpicius Platorinus) — Август и Агриппа, с обнаженными головами, в тогах, сидят бок о бок, немного наклонившись влево, на биселлиуме (bisellium), сиденье на платформе, украшенной тремя рострами; слева — судейский жезл.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА