Ростры Августа (Rostra Augusti) — ростры императорского времени в северо-западном конце форума. Решение о переносе старых ростр принял Юлий Цезарь (Cass. Dio XLIII. 49. 1), но они были перестроены, видимо, не раньше 42 г. до н. э. Завершил строительство определённо Август (Dig. 1. 2. 2. 43* [Помпоний]), и на монете он изображён сидящим на них рядом с Агриппой (Cohen I, Aug. 529 = BMCRE. I. 23 no. 115 = Mazzini G. Monete imperiali romane. Vol. 1. Milano, 1957. Aug. 529). Ростры стали обозначать северо-западную границу форума (Sen. Constant. 1. 3), и, вероятно, с этих ростр, названных «Старыми» (Vetera), Друз произнёс надгробную речь в честь Августа (Suet. Aug. 100. 3; Cass. Dio LVI. 34. 4), тогда как с ростр Божественного Юлия выступал Тиберий.
Здесь были устроены два великолепных зрелища, подробно описанных Дионом Кассием: приём, организованный Нероном в честь Тиридата Армянского, и похороны Пертинакса (Cass. Dio LXII [LXIII]. 4. 3, LXXV. 4. 2). Здесь же была выставлена голова Дидия Юлиана (Aur. Vict. Epit. 19). На рострах всегда стояли статуи (ср. сидящие статуи на панели арки Константина с с.336 изображением ростр [L’Orange H. P., von Gerkan A. Der spätantike Bildschmuck des Konstantinsbogens. Berlin, 1939. Taf. 5a, 14b, 15a]; SHA. Claud. 3. 5; CIL. VI. 1195, 1731 = ILS. 1278). Рядом (iuxta: Plin. NH. XXXIV. 93) стояла архаическая статуя Геркулеса в тунике.
Сохранившиеся руины трудно интерпретировать, но их можно разделить на четыре периода:
1. Ростры Цезаря (?), бетонное ядро с изогнутым фасадом длиной более 13 м, позади которого находится пять или шесть изогнутых ступеней. Оно пристроено к ряду низких арок, поддерживающих Ярёмную улицу вдоль ступеней храма Сатурна и, вероятно, должно было вторгаться в этот ряд. Высота этого ядра составляла 3,5 м, оно было облицовано мрамором; фасад был отделан плитами из мрамора портосанта, разделённых тонкими пилястрами из африкано — вероятно, остатками первоначальной облицовки. В фасаде имеются отверстия для крепления каких-то украшений, но они, видимо, слишком малы, чтобы удерживать огромные носы военных кораблей. Возможно, это ростры с монеты Паликана (см. Rostra).
2. К этим рострам Август сделал пристройку, чтобы получить более широкое и чуть более высокое ядро для ступеней с расширением лестницы Цезаря на запад, в полную ширину конструкции, фасад которой составлял теперь 23,8 м, и созданием поистине монументальной лестницы. Прежняя платформа Цезаря была узкой, теперь же в верхней части она простиралась на 10 м вперёд; фасад и боковые стены были сложены из квадратных туфовых блоков, облицованных мрамором, к которым было прикреплено два ряда корабельных носов. Сегодня они восстановлены до полной высоты. Ростры, видимо, имели деревянный пол, который поддерживали травертиновые балки, лежавшие на передней и боковых стенах и на трёх рядах травертиновых столбов. Позднее травертиновые столбы были укреплены или заменены кирпичными. Фасад и боковые стороны ростр окружала мраморная балюстрада, но в середине было оставлено широкое отверстие, и иногда для входа наверх сооружалась временная фронтальная лестница.
3. Строительство арки Септимия Севера потребовало снести почти всю северо-восточную стену ростр, и за счёт срытия ядра платформы Августа до уровня мостовой форума чуть более чем на половину его длины был образован маленький двор, известный как «полукруг». Вследствие этого открылась облицовка ростр Цезаря из портосанта и африкано с плинтусом из пентелийского мрамора и роскошной лепниной наверху, и образовалось маленькое треугольное помещение, крышей которого, видимо, служил деревянный пол ростр. Неясно, для чего предназначалось это помещение и сообщалось ли оно с платформой наверху. Комната была вымощена плитками, часть из которых имеет клейма Северов (CIL. XV. 405).
4. Около 470 г. н. э. передний прямоугольный блок ростр был удлинён за счёт пристройки неуклюжей, отчасти трапециевидной кирпичной конструкции в северо-восточном конце перед опорой арки Септимия Севера; фасад этой пристройки тоже был украшен корабельными носами. Она получила название «Вандальские ростры» благодаря надписи, которая увековечивает реставрацию, проведённую префектом города Юнием Валентином в честь победы Льва и Антемия (?) над вандалами (CIL. VI. 32005; Hülsen Ch. Miscellanea epigraphica // MDAIR. Bd. 10. 1895. S. 59—
Большинство исследователей сегодня считает, что две мраморные балюстрады, известные как плутеи или анаглифы Траяна (см. Plutei Traiani), найденные в открытой части форума рядом с колонной Фоки, изначально были частью ростр Августа и стояли либо по обеим сторонам от входа, либо в концах платформы. Когда их нашли, они были просто грубо водружены на травертиновые блоки, явно вне контекста. Сегодня общепринятое мнение гласит, что они датируются правлением Адриана. С одной стороны на них изображена процессия суоветаурилий, жертвенные животные, украшенные для заклания, а с другой, в гораздо меньшем масштабе, историческое событие в городском контексте: на одном рельефе — сожжение множества налоговых записей по случаю прощения недоимок (ср. CIL. VI. 967 = ILS. 309), а на другом — принцепс, обращающийся с ростр к народному собранию, а на противоположном конце — статуя Траяна, которой некая мать возносит благодарность за алиментарные распоряжения (Institutio Alimentaria, CIL. IX. 1455 = ILS. 6509 и CIL. XI. 1147 = ILS. 6675). С правильным толкованием заднего плана связаны сложные топографические проблемы, и среди учёных нет согласия по поводу их решения, но представляется довольно очевидным, что оба рельефа должны были изображать Римский форум и использовали статую Марсия как опорную точку. Но предполагалось, что их будут окидывать лишь поверхностным взглядом, поэтому число арок и колонн и угол зрения на заднем плане явно произвольны и не позволяют уточнить топографию форума (см. Plutei Traiani и Statua Marsyae).
Lugli G. Roma antica: Il centro monumentale. Roma, 1946. P. 140—
Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. 2d ed. London, 1968. Vol. 2. P. 176—
Verduchi P. Lavori ai rostri del Foro Romano: l’esempio dell’ “Umbilicus” // RPAA. Vol. 55—
Coarelli, F. Il foro romano: Periodo repubblicano e augusteo. Roma, 1985. P. 237—
Verduchi P. Le tribune rostrate // Roma, archeologia nel centro / Ed. A. M. Bietti Sestieri et al. Roma, 1985. Vol. 1. P. 29—
|
||
1.
Денарий, серебро Август Рим, 29 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой. В поле, слева и справа: IMP. CAESAR. | ||
2.
Денарий, серебро Август Рим, 13 г. до н.э. | ||
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо. РЕВЕРС: C. SVLPICIVS PLATORIN. (Caius Sulpicius Platorinus) — Август и Агриппа, с обнаженными головами, в тогах, сидят бок о бок, немного наклонившись влево, на биселлиуме (bisellium), сиденье на платформе, украшенной тремя рострами; слева — судейский жезл. |