Форум Августа (Forum Augustum или Augusti, часто именовавшийся форумом Марса) (рис. 36): величайшее архитектурное сооружение Августа, великолепная площадь с колоннами и огромным храмом Марса. Октавиан дал обет построить храм Марсу Мстителю накануне битвы при Филиппах (Suet. Aug. 29. 2; Ovid. Fast. V. 569—
Рис. 36. Форум Августа и Юлиев форум. План-реконструкция. |
Форум представлял собой в плане широкий прямоугольник длиной около 125 м и шириной 90 м. Неизвестно, как был устроен главный вход, но он, видимо, находился на оси и открывался либо с с.161 Юлиева форума, перпендикулярного форуму Августа, либо с улицы, отделявшей друг от друга эти форумы. Форум Августа был окружён глубокими колоннадами, а храм Марса практически заполнял дальний конец открытой площади. За колоннами, выстроившимися вдоль боковых сторон храма, открывались огромные полуокружности, вдоль которых, как и вдоль колоннад, располагались ниши. Об устройстве кровли этих полуокружностей велось много споров, но их главная цель, видимо, состояла в том, чтобы впустить достаточно света в пространство за колоннами, осветить и подчеркнуть боковые стороны храма, которые иначе оказались бы в глубоком и тёмном ущелье, а также в том, чтобы значительно расширить площадь в обе стороны. Юго-восточная колоннада резко заканчивается прямой линией; северо-западная — квадратным залом, отгороженным от колоннады парой колонн. В этом конце, в пространстве между колоннадой и храмом широкая лестница, расположенная под углом, чтобы сконцентрировать внимание на храме, ведёт через арку на широкую улицу позади форума; арка на юго-востоке известна как Арко деи Пантани. С этой задней улицы можно было войти в какие-то маловажные помещения, скрывающиеся в неиспользуемых пространствах неправильной формы, а также в окружённый сводчатыми аркадами внутренний двор в северном углу, который, видимо, имел какое-то значение, но не сообщался с форумом напрямую.
Колоннады форума были подняты на три ступени дал уровнем площади и вымощены прямоугольными плитами из цветного мрамора. Колонны были изготовлены из чиполлино и других видов цветного мрамора, имели в высоту 9,5 м, коринфские капители и беломраморный антаблемент, увенчанный глубоким аттиком, предполагающим позади сводчатый потолок, а на фасаде аттика кариатиды, уменьшенные реплики кариатид из Эрехтейона в Афинах, чередовались с большими и богато украшенными щитами с головами божеств (сохранился Юпитер Аммон) вместо умбонов — декоративный вариант изображений на щитах (imagines clipeatae). По отношению к поверхности стены кариатиды выдаются вперёд, поэтому выступает и архитрав, который они поддерживают; каждую пару разделяет линия кессонов. В задней стене колоннады находятся прямоугольные ниши, которые обрамлены встроенными в стену колоннами, соответствующими колоннаде. Встроенная колоннада продолжается рядом столбов, перегораживающим вход в каждое полукружие, и обрамляет также ряд ниш вдоль каждой изогнутой стены, тогда как в центре кривой этот ряд прерывает более крупная ниша-эдикула; выше проходит ещё один ряд ниш. Предполагается, что нижние ниши предназначались для бронзовых статуй Юлиев и выдающихся мужей (summi viri) Рима, увековеченных, как известно, на форуме; каждая из них сопровождалась надписью с указанием должностей и свершений данного деятеля (Suet. Aug. 31. 5; Cass. Dio LV. 10. 3; Plin. HN. XXII. 13; Gell. IX. 11. 10; SHA. Alex. Sev. 28. 6, где статуи названы мраморными; о надписях, значительная часть которых известна, см.: Degrassi A. Inscriptiones Italiae. 13. 3. 1—
Храм Марса Мстителя был периптерическим октастилем без колоннады на задней стороне (sine postico), стоял на высокой платформе и примыкал к стене, окружающей форум. Пронаос с обеих сторон замыкала дополнительная пара колонн, продолжающих линию стены целлы. Колонны были коринфскими, беломраморными, а потолок — богато украшенным, с розетками в кессонах. Вся лепнина и украшения следовали классическим образцам, а коринфские колонны считались одними из самых прекрасных в Риме и соперничали с колоннами в храмах Кастора и Согласия.
Фронтон храма изображён на одном из рельефов с арки Клавдия на Вилле Медичи, известных как рельефы с Алтаря Благочестия (Zanker P. Forum Augustum. Tübingen, 1968. Figs. 45, с.162 46). На нём в центре изображён Марс, по сторонам от него — Венера и Фортуна, затем сидящие Ромул и Рома, а по углам фронтона — возлежащие фигуры, олицетворяющие местности и идентифицированные как Холм Палатин и Отец Тиберин.
Интерьер храма представлял собой характерный для Августа сюрприз: он резко контрастировал с классическим внешним видом, с облицовкой и архитектурой из греческого мрамора. Сводчатый неф был довольно коротким и вёл вглубь храма к полукруглой апсиде в полную ширину нефа, которую заполняла база для статуй. Вдоль боковых стен стояли колонны на очень высокой сплошной базе, с пилястром позади каждой колонны; ордер был коринфским, с протомами в виде крылатых Пегасов вместо волют, что стало очень изящным новшеством. К апсиде вёл пролёт из пяти ступеней в её полную ширину, а культовых фигур, видимо было три: Марс Мститель в полном вооружении, справа от него Венера с Купидоном, а слева — Божественный Юлий.
Стена форума вдоль задней улицы вызывает заслуженное восхищение. Она построена из крупных блоков габийского камня (спероне) и пеперино, с элегантными рустиками на открытой поверхности и массивными рамами вокруг всех отверстий. Продольная и поперечная кладка чередуется целыми рядами, и вся стена делится на три полосы равной ширины, а венчают её выступающие ряды травертиновых блоков, чуть более крупных, чем остальные. Возможно, эти камни были выбраны отчасти потому, что считались огнеупорными, но при этом стена выглядит красиво. С внутренней стороны окружающей стены травертин использовался чаще — в точках высокого давления, для сооружения плоских арок над нишами и для обрамления проходов.
В 19 г. н. э. Тиберий пристроил две арки с обеих сторон храма, у подножия лестниц, ведущих на форум из проходов в задней стене, в честь побед Германика и Друза в Германии (Tac. Ann. II. 64; CIL. VI. 911). Возможно, Тиберий также заново украсил квадратный зал в конце северо-западной колоннады. Коринфские колонны у входа в этот зал изготовлены из павонацетто, а в самом зале облицовка полностью заменена на панели из цветного мрамора (джалло антико и африкано) и полосы из павонацетто, в которые были вставлены металлические рельефы или картины. Зрительным центром этой комнаты была колоссальная статуя в её дальнем конце, высотой около 12 м, изображавшая, возможно, самого Августа. Сохранилась низкая база с отпечатком подошв. Плиний (HN. XXXVI. 102) считает форум Августа, базилику Павла (Эмилиеву) и храм Мира тремя прекраснейшими зданиями в Риме и рассказывает (HN. XVI. 192), что лес для строительства форума был срублен в Рецийских Альпах в самые жаркие дни, что обеспечило его превосходное качество. В XVI в. были найдены деревянные штифты, использованные для его строительства, настолько хорошо сохранившиеся, что их можно было использовать повторно (Vacca F. Memorie di varie antichità trovate in diversi luoghi della città di Roma // F. Nardini. Roma antica. Roma, 1704. № 89; Borsari L. Il foro d’Augusto ed il tempio di Marte Ultore // Memorie della Classe di Scienze Morali, Storiche e Filologiche della Reale Accademia dei Lincei. Ser. 3. Vol. 13. 1884. P. 402). Форум был восстановлен Адрианом (SHA. Hadr. 19) и в каталоги районов включён в составе VIII района.
На форуме и в храме было собрано и посвящено много произведений искусства. Самыми примечательными из них были квадрига, которую сенат посвятил Августу (RGDA. 35), две картины Апеллеса — одна изображала персонификацию Войны и Александра в триумфе, вторая — Кастора и Поллукса с Победой (Plin. HN. XXXV. 27 и 93—
Дион Кассий (LV. 10. 2—
Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome / 2d ed. London 1968. Vol. 1. P. 401—
Zanker P. Forum Augustum. Tübingen, 1968;
Rinaldi Tufi S. Frammenti delle statue dei summi viri nel foro di Augusto // Dialoghi di archeologia. N. s. Vol. 3. 1981. P. 69—
Kockel V. Beobachtungen zum Tempel des Mars Ultor und zum Forum des Augustus // MDAIR. Bd. 90. 1983. P. 421—
Anderson J. C. The Historical Topography of the Imperial Fora. Brussels, 1984. P. 65—
Wesenberg B. Augustusforum und Akropolis // JdI. Bd. 99. 1984. S. 161—
Ganzert J. Der Mars-Ultor-Tempel auf dem Augustusforum in Rom. Vorläufiger Arbeitsbericht // MDAIR. Bd. 92. 1985. S. 201—
Gismondi I. Regione 8. Foro di Augusto // BCAR. Vol. 90. 1985. P. 341—
Kockel V. Ricerche al tempio di Marte Ultore // Roma, archeologia nel centro / Ed. A. M. Bietti Sestieri et al. Roma, 1985. Vol. 1. P. 241—
Camodeca G. Una nuova fonte sulla topografia del foro di Augusto (TPSulp. 19 = TP 84=102) // Athenaeum. Vol. 64. 1987. P. 505—
Bonnefond M. Transferts de fonctions et mutation idéologique: le Capitole et le Forum d’Auguste // L’Urbs: espace urbain et histoire (Ier siècle av.
Bauer H. Nuove ricerche sul Foro di Augusto // Ibid. P. 763—