Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

Театр Баль­ба (Theat­rum Bal­bi, рис. 80): камен­ный театр, постро­ен­ный уро­жен­цем Испа­нии Луци­ем Кор­не­ли­ем Баль­бом Млад­шим после его три­ум­фа над гара­ман­та­ми, заслу­жен­но­го во вре­мя его про­кон­суль­ства в Афри­ке в 19 г. до н. э. Театр был посвя­щён в 13 г. до н. э. (Suet. Aug. 29.5; Cass. Dio LIV.25.2), в честь чего состо­я­лись рос­кош­ные игры; четы­ре оник­со­вые колон­ны уме­рен­ных раз­ме­ров, исполь­зо­ван­ные для его укра­ше­ния, счи­та­лись в то вре­мя осо­бен­но пора­зи­тель­ны­ми (Plin. HN. XXXVI.60). Театр был повреж­дён в 80 г. н. э. во вре­мя пожа­ра при Тите (Cass. Dio LVI.24) и вос­ста­нов­лен, веро­ят­но, Доми­ци­а­ном. В ката­ло­гах рай­о­нов он упо­мя­нут в IX рай­оне; сооб­ща­ет­ся, что в нём было 11510 lo­ca, что, соглас­но под­счё­там иссле­до­ва­те­лей, состав­ля­ет око­ло 7700 зри­тель­ских мест; таким обра­зом, это был самый малень­кий из трёх рим­ских теат­ров.

После того, как Гат­ти открыл истин­ное место­по­ло­же­ние Фла­ми­ни­е­ва цир­ка меж­ду Тиб­ром и пор­ти­ком Окта­вии, руи­ны под двор­цом Мат­теи ди Пага­ни­ка и сосед­ни­ми зда­ни­я­ми вдоль ули­цы Бот­те­ге Оску­ре, дол­гое вре­мя счи­тав­ши­е­ся остат­ка­ми зри­тель­ских рядов в закруг­лён­ном кон­це Фла­ми­ни­е­ва цир­ка, были иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны как часть теат­ра Баль­ба. Позд­нее эта иден­ти­фи­ка­ция под­твер­ди­лась, когда фраг­мен­ты Мра­мор­но­го пла­на с над­пи­сью THEAT­RUM BAL­BI были пере­дви­ну­ты на новое место в этом рай­оне и ока­за­лось, что они пре­крас­но соот­вет­ст­ву­ют ново­му окру­же­нию. Театр при­мы­кал с юга к Мину­ци­е­ву (Мини­ци­е­ву) пор­ти­ку и сто­ял меж­ду ним и хра­мом Гер­ку­ле­са и Муз, ори­ен­ти­ро­ван­ным с восто­ка на запад. Театр был постро­ен из бето­на, обли­цо­ван­но­го сет­ча­той клад­кой, исклю­чая внеш­нюю часть, сло­жен­ную из круп­ных тра­вер­ти­но­вых бло­ков, но боль­ше о его пла­ни­ров­ке ниче­го не извест­но. Сра­зу к восто­ку от него рас­по­ла­га­лась широ­кая пло­щадь, с.382 кото­рую с трёх сто­рон обрам­ля­ли арка­ды или коридо­ры с окна­ми, — пред­по­ла­га­ет­ся, что это Крип­та Баль­ба, отдель­но упо­мя­ну­тая в ката­ло­гах рай­о­нов. В цен­тре её восточ­ной сто­ро­ны откры­ва­лась полу­круг­лая эксед­ра, изо­бра­жён­ная на Мра­мор­ном плане, с колон­на­дой из шести колонн вдоль изги­ба. Южная часть этой эксед­ры сохра­ни­лась до сих пор и исполь­зу­ет­ся как фун­да­мент сада перед совре­мен­ным двор­цом. Она постро­е­на из бето­на, обли­цо­ван­но­го кир­пи­чом, име­ет ароч­ные и свод­ча­тые окна и дати­ру­ет­ся, веро­ят­но, прав­ле­ни­ем Доми­ци­а­на. Зон­ди­ро­ва­ние, про­из­ведён­ное в 1961—1962 гг., под­твер­ди­ло коррект­ность иден­ти­фи­ка­ции и аргу­мен­та­ции Гат­ти.


Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. 2d ed. Lon­don, 1968. Vol. 2. P. 414—417;

Gat­ti G. Il teat­ro e la cryp­ta di Bal­bo in Ro­ma // MEF­RA. T. 91.1. 1979. P. 237—313;

Ma­na­cor­da D. II pro­get­to dé­lia Cryp­ta Bal­bi. Fi­ren­ze, 1982. P. 14—44;

Fuchs M. Zu eini­gen Re­lieffrag­men­ten aus dem Bal­bus-Thea­ter und dem Nach­le­ben des Gros­sen Frie­ses von Per­ga­mon // JDAI. Bd. 99. 1984. S. 215—255;

Ma­na­cor­da D. Sca­vi al­la Cryp­ta Bal­bi : prob­le­mi di to­pog­ra­fia an­ti­ca // L’Urbs: es­pa­ce ur­bain et his­toi­re (Ier sièc­le av. J.-C. — IIIe sièc­le ap. J.-C.). Ac­tes du col­lo­que in­ter­na­tio­nal de Ro­me (8—12 mai 1985). Ro­me, 1987. P. 597—610.

Рис. 80. Театр Баль­ба, Крип­та Баль­ба и окрест­но­сти. План извест­ных руин.

См. также:
Театр Бальба (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. P. 381—382.
© 2022 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Августа •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА