Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

Рост­ры Цеза­ря (Rostra Cae­sa­ris) — рост­ры, кото­рые постро­ил Юлий Цезарь в севе­ро-запад­ном кон­це фору­ма вме­сто ростр в коми­ции, уни­что­жен­ных, веро­ят­но, при сно­се курии за неко­то­рое вре­мя до убий­ства Цеза­ря в мар­те 44 г. до н. э. Дион Кас­сий (XLIII. 49. 1) отно­сит стро­и­тель­ство ростр к нача­лу 44 г. до н. э. и сооб­ща­ет, что оно ста­ло пово­дом для вос­ста­нов­ле­ния ста­туй Сул­лы и Пом­пея, раз­ру­шен­ных плеб­сом (Suet. Iul. 75. 4; Cass. Dio XLII. 18. 2). Види­мо, имен­но с новых ростр Цезарь в фев­ра­ле наблюдал за празд­но­ва­ни­ем Лупер­ка­лий, когда Анто­ний пуб­лич­но пред­ло­жил ему цар­скую диа­де­му, кото­рую он затем откло­нил с.337 (Vell. Pat. II. 56. 4; Plut. Caes. 61. 1—4; Cass. Dio XLIV. 11. 2—3). Веро­ят­но, имен­но здесь были воз­двиг­ну­ты две ста­туи Цеза­ря: одна изо­бра­жа­ла его в дубо­вом вен­ке (Co­ro­na Ci­vi­ca) за спа­се­ние граж­дан, а вто­рая — в осад­ном вен­ке (Co­ro­na Ob­si­dio­na­lis) за спа­се­ние горо­да от оса­ды, счи­тав­шем­ся самой выс­шей поче­стью (Plin. HN. XXII. 6; Cass. Dio XLIV. 4. 5). Одна из них, види­мо, иден­тич­на кон­ной ста­туе, упо­мя­ну­той Вел­ле­ем (II. 61. 3). Здесь же долж­на была сто­ять кон­ная ста­туя, пожа­ло­ван­ная Окта­виа­ну сена­том в 43 г. до н. э. (Vell. Pat. II. 56. 4). Всё это пред­по­ла­га­ет, что рост­ры Цеза­ря были весь­ма вели­ки. Они иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны с бетон­ным ядром высотой 3,5 м и дли­ной более 13 м, постро­ен­ным вплот­ную к ряду низ­ких арок, под­дер­жи­вав­ших Ярем­ную ули­цу вдоль сту­пе­ней хра­ма Сатур­на и, веро­ят­но, пер­во­на­чаль­но над этим рядом. Это соору­же­ние име­ло изо­гну­тый фасад, обра­щён­ный к откры­той пло­ща­ди фору­ма, узкую плат­фор­му навер­ху и лест­ни­цу, веро­ят­но, из семи сту­пе­ней, поза­ди, кото­рая в кон­це кон­цов ста­ла лест­ни­цей на рост­ры Авгу­ста. Эта плат­фор­ма явно была слиш­ком мала, чтобы на ней поме­сти­лись все памят­ни­ки, кото­рые долж­ны были там нахо­дить­ся, и мы вста­ём перед выбо­ром: либо счи­тать, что она име­ла про­дол­же­ние на опо­рах, подоб­но рост­рам Авгу­ста, либо лока­ли­зо­вать рост­ры Цеза­ря где-то в дру­гом месте. Пер­вый вари­ант во всех отно­ше­ни­ях про­ще, ввиду направ­ле­ния Ярем­ной ули­цы и Капи­то­лий­ско­го спус­ка, но не вполне ясно, как мог­ло быть устро­е­но такое рас­ши­ре­ние и как оно функ­ци­о­ни­ро­ва­ло с архи­тек­тур­ной точ­ки зре­ния.

См. также:
РОСТРЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Ростры (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
Ростры (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Августа (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Ростры Августа (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 336—337.
© 2019 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Театр Бальба • Арка Тита • Ростры Августа • Ростры Августа •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Вид с Палатина.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Новые ростры.

Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Новые ростры.

Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
(Колонна Фоки, базилика Юлия, Новые ростры, пьедестал колонны в честь 10-летия тетрархии, храм Сатурна, арка Септимия Севера.)
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Август
Рим, 29 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Августа (в образе Аполлона?) (RIC: голова Аполлона) в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Ростральная колонна, украшенная по бокам корабельными носами и на фронтальной стороне двумя якорями, увенчанная статуей Октавиана, обнаженного, за исключением плаща, держащего копье в правой руке и паразоний в левой.
В поле, слева и справа: IMP. CAESAR.
2. Денарий, серебро
Август
Рим, 13 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: C. SVLPICIVS PLATORIN. (Caius Sulpicius Platorinus) — Август и Агриппа, с обнаженными головами, в тогах, сидят бок о бок, немного наклонившись влево, на биселлиуме (bisellium), сиденье на платформе, украшенной тремя рострами; слева — судейский жезл.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА