Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.30

8. РОЖДЕНИЕ АФИНЫ








a. По мне­нию пеласгов, боги­ня Афи­на роди­лась на бере­гу озе­ра Три­тон в Ливии, где ее нашли и вскор­ми­ли три ливий­ские ним­фы, носив­шие козьи шку­ры1. Будучи девоч­кой, она неча­ян­но уби­ла сво­его това­ри­ща по играм Пал­лан­та, когда они сошлись в шут­ли­вой схват­ке, воору­жен­ные мечом и щитом. В знак скор­би она доба­ви­ла к сво­е­му име­ни имя Пал­ла­да. Когда она, побы­вав на Кри­те, появи­лась в Гре­ции, то сна­ча­ла выбра­ла для житель­ства город Афи­ны, что рас­по­ло­жен на бео­тий­ской реке Три­тон2.

* * *

1. Пла­тон отож­дествлял Афи­ну — покро­ви­тель­ни­цу горо­да Афин, с ливий­ской боги­ней Нейт, кото­рая отно­сит­ся к той эпо­хе, когда отцов­ство еще не при­зна­ва­лось (см. 1. 1). Храм Нейт нахо­дил­ся в горо­де Саи­се, где Соло­на при­ни­ма­ли хоро­шо лишь за то, что он был афи­ня­ни­ном (Пла­тон. Тимей 21. e). Дев­ст­вен­ни­цы — жри­цы Нейт — еже­год­но про­во­ди­ли воору­жен­ные поедин­ки (Геро­дот IV. 180), оче­вид­но, за пра­во назы­вать­ся вер­хов­ной жри­цей. По сло­вам Апол­ло­до­ра, Афи­на, рож­ден­ная от Зев­са и вос­пи­тан­ная богом реки Три­то­ном, неча­ян­но уби­ла свою молоч­ную сест­ру Пал­ла­ду, дочь реки Три­тон: когда Пал­ла­да уже соби­ра­лась нане­сти удар Афине, эгида Зев­са ока­за­лась меж­ду ними и отвлек­ла ее вни­ма­ние. Эгида[1] — это маги­че­ский мешок из козьей шку­ры с голо­вой зме­евла­сой Гор­го­ны; он при­над­ле­жал Афине задол­го до того, как Зевс стал назы­вать­ся ее отцом (см. 9. d). Пере­д­ни­ки из козьих шкур были обыч­ным эле­мен­том костю­ма ливий­ских деву­шек, а Pal­las озна­ча­ет с.31 все­го лишь «девуш­ка» или «юно­ша». Геро­дот пишет (IV. 189): «Оде­я­ние и эгиду на изо­бра­же­ни­ях Афи­ны элли­ны заим­ст­во­ва­ли у этих ливи­я­нок. Толь­ко одеж­да ливи­я­нок — кожа­ная, а под­вес­ки на эгиде — не змеи, а рем­ни, в осталь­ном же оде­я­ние того же покроя». Эфи­оп­ские девуш­ки до сих пор носят такие одеж­ды, ино­гда укра­шен­ные рако­ви­на­ми — как сим­вол пло­до­ро­дия. Геро­дот добав­ля­ет, что гром­кие вопли olo­ly, olo­ly, возда­вае­мые в честь Афи­ны (см. об этом: «Или­а­да» VI. 297—302), так­же име­ют ливий­ское про­ис­хож­де­ние.

2. На осно­ве обна­ру­жен­ной кера­ми­ки мож­но пред­по­ло­жить, что пере­се­лен­цы из Ливии появи­лись на Кри­те на рубе­же V—IV тыся­че­ле­тий до н. э., при­чем боль­шое коли­че­ство бежен­цев-ливий­цев из запад­ной Дель­ты появи­лись после насиль­ст­вен­но­го объ­еди­не­ния Верх­не­го и Ниж­не­го Егип­та фара­о­на­ми Пер­вой дина­стии око­ло 3000 г. до н. э. Вско­ре после это­го нача­лась Пер­вая миной­ская эпо­ха и крит­ская куль­ту­ра достиг­ла Фра­кии и ран­не­эл­лин­ской Гре­ции.

3. Сре­ди дру­гих мифо­ло­ги­че­ских пер­со­на­жей, носив­ших имя Пал­лант, был титан, женив­ший­ся на реке Стикс и имев­ший от нее детей: Зелос («рве­ние»), Кра­тос («мощь»), Биа («сила») и Нике («победа») (Геси­од. Тео­го­ния 376 и 383; Пав­са­ний VII. 26. 5; Апол­ло­дор II. 2—4).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Апол­ло­ний Родос­ский IV, 1310—1314.
  • 2Апол­ло­дор III. 12. 3 О Пал­ла­де-девуш­ке; Пав­са­ний IX. 33. 5.


  • РЕДАКЦИОННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ (И. И. Махань­ко­ва):

    с.551

  • [1]Эгида — маги­че­ское щито­об­раз­ное ору­жие Зев­са, изготов­лен­ное Гефе­стом и укра­шен­ное вну­шаю­щей ужас голо­вой Гор­го­ны Меду­зы. Впро­чем, Зевс в бою ею даже не поль­зо­вал­ся. Пра­вой рукой он мечет мол­нии, а левой — потря­са­ет эгидой и наго­ня­ет гро­зо­вые тучи. Зевс часто пере­да­ет эгиду Апол­ло­ну и осо­бен­но Афине, кото­рые носят ее как сим­вол Зев­со­вой мощи. При­ня­то счи­тать, что сло­во «эгида» (греч. aigis) не свя­за­но с козой (aix), а вос­хо­дит к неяс­но­му догре­че­ско­му кор­ню, вхо­дя­ще­му во мно­гие мифо­ло­ги­че­ские име­на. Но позд­ние гре­че­ские мифо­гра­фы объ­яс­ня­ли про­ис­хож­де­ние назва­ния тем, что эгида изготов­ле­на из шку­ры козы Амал­феи.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1341515196 1304093169 1356780009 1356780010 1356780011