Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.25

7. СВЕРЖЕНИЕ КРОНА

a. Крон женил­ся на сво­ей сест­ре Рее, свя­щен­ным дере­вом кото­рой счи­тал­ся дуб1. Одна­ко, по пред­ска­за­нию мате­ри-Зем­ли и уми­раю­ще­го Ура­на, Кро­на дол­жен был сверг­нуть один из сыно­вей. Поэто­му он каж­дый год про­гла­ты­вал всех детей, кото­рых рожа­ла ему Рея: сна­ча­ла он про­гло­тил Гестию, потом Демет­ру и Геру, затем Гаде­са, а потом Посей­до­на2.




с.26 b. Рея была вне себя от про­ис­хо­дя­ще­го. Третье­го сво­его сына — Зев­са — она роди­ла в глухую ночь на горе Ликей в Арка­дии, где не пада­ла тень еще ни от одно­го суще­ства3. Она обмы­ла его в реке Неда и пере­да­ла Гее-Зем­ле, кото­рая отнес­ла его в Ликт на ост­ро­ве Крит и спря­та­ла в Дик­тей­ской пеще­ре, что на Козьем хол­ме[1], оста­вив на попе­че­ние ним­фы Адрас­теи и ее сест­ры Ио, кото­рые были дочерь­ми Мелис­сея и козы-ним­фы Амал­феи. Зевс питал­ся медом и пил моло­ко Амал­феи вме­сте со сво­им молоч­ным бра­том Паном. Он был при­зна­те­лен этим трем ним­фам за их доб­роту и, когда стал вла­ды­кой Все­лен­ной, воз­нес Амал­фею на небо в виде созвездия Козе­ро­га4[2]. Он так­же взял один из ее рогов, напо­ми­нав­ший по фор­ме коро­вий, и отдал его доче­рям Мелис­сея. Этот рог пре­вра­тил­ся в зна­ме­ни­тый Рог изоби­лия, в кото­ром все­гда по жела­нию его вла­дель­ца появ­ля­ет­ся любая еда и питье. Но гово­рят так­же, что Зев­са вскор­ми­ла сви­нья, возив­шая его на спине, и что он поте­рял свою пупо­ви­ну у Омфа­ли­о­на, непо­да­ле­ку от Кнос­са5.

c. Вокруг золо­той колы­бель­ки мла­ден­ца Зев­са, висев­шей на дере­ве (чтобы Крон не мог най­ти его ни в небе­сах, ни на зем­ле, ни в море), сто­я­ли воору­жен­ные куре­ты — дети Реи. Они били меча­ми по щитам, чтобы заглу­шить плач мла­ден­ца и не дать Кро­ну услы­шать его. Дело в том, что в свое вре­мя на горе Тав­ма­сий, что в Арка­дии, Рея запе­ле­на­ла камень и отда­ла его Кро­ну и тот про­гло­тил его, будучи уве­рен­ным, что про­гло­тил мла­ден­ца Зев­са. Одна­ко Крон про­слы­шал об обмане и стал пре­сле­до­вать Зев­са, кото­рый вынуж­ден был пре­вра­тить­ся в змея, а сво­их нянь пре­вра­тить в мед­ведиц. Так и появи­лись на небе созвездия Змея и Мед­ведиц6.

d. Зевс воз­му­жал сре­ди пас­ту­хов Иды, живя в дру­гой пеще­ре. Потом он стал домо­гать­ся тита­ниды Мети­ды, жив­шей у пото­ка Оке­а­на. По ее сове­ту он посе­тил свою мать Рею и попро­сил сде­лать его вино­чер­пи­ем Кро­на. Рея изъ­яви­ла готов­ность помочь ему в деле отмще­ния. Она доста­ла гор­чи­цу и соль, кото­рые Мети­да посо­ве­то­ва­ла под­ме­шать в медо­вый напи­ток Кро­на. Хлеб­нув напи­ток, Крон сна­ча­ла изрыг­нул из уст камень, а потом и всех стар­ших бра­тьев и сестер Зев­са. Все были целы и невреди­мы и в бла­го­дар­ность пред­ло­жи­ли Зев­су воз­гла­вить их в борь­бе с тита­на­ми, кото­рые избра­ли сво­им пред­во­ди­те­лем огром­но­го Атлан­та; Крон к это­му вре­ме­ни мино­вал пору сво­его рас­цве­та7.










e. Вой­на дли­лась десять лет, пока Гея-Зем­ля не пред­ска­за­ла победу сво­е­му вну­ку Зев­су при усло­вии, что тот возь­мет себе в союз­ни­ки тех, кого Крон зато­чил в Тар­тар. Поэто­му он тай­но при­шел к Кам­пе, пре­ста­ре­лой хра­ни­тель­ни­це Тар­та­ра, убил ее и, взяв клю­чи, осво­бо­дил кик­ло­пов и сто­ру­ких, под­кре­пив их силы боже­ст­вен­ной едой и питьем. За это кик­ло­пы вру­чи­ли Зев­су мол­нию как ору­жие напа­де­ния, Гадес дал ему шлем, делаю­щий его невиди­мым[3], а Посей­дон — трезу­бец. Когда воен­ный совет трех бра­тьев закон­чил­ся, Гадес неза­мет­но про­ник в оби­тель Кро­на, чтобы похи­тить его ору­жие, а пока Посей­дон раз­ма­хи­вал сво­им тре­зуб­цем и отвле­кал вни­ма­ние Кро­на, Зевс пора­зил его мол­нией. Тогда трое сто­ру­ких схва­ти­ли кам­ни и ста­ли ими забра­сы­вать остав­ших­ся тита­нов, кото­рые обра­ти­лись в бес­по­рядоч­ное бег­ство после неожи­дан­но­го кри­ка коз­ло­но­го­го Пана. Боги бро­си­лись их пре­сле­до­вать. Крон и все побеж­ден­ные тита­ны, кро­ме Атлан­та, были изгна­ны на самый запад­ный из Бри­тан­ских ост­ро­вов (дру­гие, прав­да, гово­рят, что их заклю­чи­ли в Тар­тар) и остав­ле­ны там под охра­ной сто­ру­ких. Боль­ше тита­ны нико­гда Элла­ду не тре­во­жи­ли. Атлан­ту, как вое­на­чаль­ни­ку, было назна­че­но при­мер­ное нака­за­ние: дер­жать на сво­их пле­чах небо. Всех тита­нид, бла­го­да­ря вме­ша­тель­ству Мети­ды и Реи, поща­ди­ли8.

f. Камень, изрыг­ну­тый из уст Кро­на, Зевс уста­но­вил в Дель­фах. Он и по сей день там, его часто ума­ща­ют мас­ла­ми и укра­ша­ют шер­стя­ной куде­лью9.

с.27 g. Неко­то­рые утвер­жда­ют, что Посей­дон нико­гда про­гло­чен­ным и изрыг­ну­тым не был, а вме­сто него Рея дала Кро­ну про­гло­тить жере­бен­ка, спря­тав сына сре­ди пасу­щих­ся коней10. Жите­ли Кри­та, кото­рые, конеч­но, лгу­ны, гово­рят, что каж­дый год Зевс рож­да­ет­ся в одной и той же пеще­ре в блес­ке огня и пото­ках кро­ви, и каж­дый год он уми­ра­ет и его хоро­нят11.

* * *

1. Рею, соста­вив­шую пару Кро­ну в каче­стве тита­ниды седь­мо­го дня, мож­но срав­нить с Дио­ной, или Диа­ной, — трех­ли­кой боги­ней, отно­ся­щей­ся к куль­ту голуб­ки и дуба (см. 11. 3). Топо­рик, кото­рый носил Сатурн, рим­ский экви­ва­лент Кро­на, имел фор­му воро­нье­го клю­ва и, веро­ят­но, исполь­зо­вал­ся в седь­мой месяц свя­щен­но­го три­на­дца­ти­ме­сяч­но­го года для «оскоп­ле­ния» дуба путем отре­за­ния оме­лы (см. 50. 2), ана­ло­гич­но тому, как риту­аль­ным сер­пом сре­зал­ся пер­вый хлеб­ный колос. Это было сиг­на­лом к при­не­се­нию в жерт­ву царя-жре­ца Зев­са. В Афи­нах Кро­ну, кото­рый почи­тал­ся в одном хра­ме с Реей, покло­ня­лись как богу ячме­ня Саба­зию, кото­ро­го еже­год­но сре­за­ли в поле и опла­ки­ва­ли как Оси­ри­са, Лити­эр­са или Мане­ра (см. 136. e). Одна­ко в пери­од, к кото­ро­му отно­сят­ся эти мифы, царям уже раз­ре­ша­лось цар­ст­во­вать в тече­ние вели­ко­го года, рав­но­го ста лун­ным цик­лам, а вме­сто них в жерт­ву еже­год­но при­но­сил­ся маль­чик; вот поче­му Крон изо­бра­жа­ет­ся пожи­раю­щим сво­их детей, чтобы избе­жать низ­ло­же­ния. Пор­фи­рий («О воз­дер­жа­нии» II. 56) сооб­ща­ет, что в дав­ние вре­ме­на крит­ские куре­ты прак­ти­ко­ва­ли при­не­се­ние детей в жерт­ву Кро­ну.

2. На Кри­те в древ­но­сти вме­сто чело­ве­ка в жерт­ву при­но­си­ли коз­лен­ка; во Фра­кии — быч­ка; в Эолии в жерт­ву Посей­до­ну при­но­си­ли жере­бен­ка, одна­ко в отста­лых мест­но­стях Арка­дии при­не­сен­ных в жерт­ву маль­чи­ков съе­да­ли даже после воз­ник­но­ве­ния хри­сти­ан­ства. Тем не менее непо­нят­но, был ли элей­ский риту­ал кан­ни­ба­лист­ским или же мясом жертв кор­ми­ли свя­щен­ных ворон, посколь­ку Крон был воро­ной-тита­ном.

3. Амал­фея, веро­ят­но, была дев­ст­вен­ни­ца-боги­ня; Ио — орги­а­сти­че­ская ним­фа-боги­ня (см. 56. 1), а Адрас­тея, что зна­чит «неот­вра­ти­мая», — про­ро­чи­ца Кро­на в сво­ей осен­ней ипо­ста­си. Все вме­сте они обра­зу­ют обыч­ную лун­ную три­а­ду. Поз­же гре­ки счи­та­ли Адрас­тею пас­ту­ше­ской боги­ней Неме­сидой, свя­щен­ным дере­вом кото­рой был ясень, исполь­зу­е­мый в цере­мо­ни­ях вызы­ва­ния дождя, и кото­рая с.28 впо­след­ст­вии пре­вра­ща­ет­ся в боги­ню воз­мездия (см. 32. 2). Ио изо­бра­жа­лась в Арго­се в виде разъ­ярен­ной бело­снеж­ной коро­вы. На неко­то­рых крит­ских моне­тах из Пре­са изо­бра­жен вскарм­ли­вае­мый ею Зевс. Одна­ко Амал­фея, жив­шая на Козьем хол­ме, все­гда изо­бра­жа­лась в виде козы. Мелис­сей — «медо­вый чело­век», отец Адрас­теи и Ио, на самом деле явля­ет­ся их мате­рью Мелис­сой, боги­ней в обра­зе цари­цы-пче­лы, кото­рая еже­год­но уби­ва­ла сво­его супру­га-сопра­ви­те­ля. Дио­дор Сици­лий­ский (V. 70) и Кал­ли­мах («Гимн к Зев­су» 50) изо­бра­жа­ют пчел, кор­мя­щих Зев­са-мла­ден­ца. Но его при­ем­ная мать ино­гда пред­став­ля­ет­ся в виде сви­ньи, посколь­ку это была одна из эмблем боги­ни Кро­ны (см. 74. 4 и 96. 2); на кидон­ских моне­тах она изо­бра­жа­ет­ся в виде суки, похо­жей на ту, кото­рая вскор­ми­ла Нелея (см. 68. d). Мед­веди­цы — это живот­ные Арте­ми­ды (см. 22. 4 и 80. c), куре­ты при­сут­ст­во­ва­ли при сжи­га­нии жертв этой боги­ни, а Зевс в виде змеи — это Зевс Кте­сий[7], хра­ни­тель амба­ров, пото­му что змеи помо­га­ют изба­вить­ся от мышей.

4. Куре­ты[8] — это воору­жен­ные спут­ни­ки царя-жре­ца; их бря­ца­ние ору­жи­ем долж­но было отго­нять злых духов во вре­мя испол­не­ния риту­а­лов (см. 30. a). Геракл полу­чил рог изоби­лия от Ахе­лоя-быка (см. 142. d), а огром­ные рога крит­ских диких коз у незна­ко­мых с Кри­том мифо­гра­фов пре­вра­ти­лись в чрез­вы­чай­но боль­шие коро­вьи рога Амал­феи.

5. Вторг­ши­е­ся элли­ны, веро­ят­но, пред­ло­жи­ли свою друж­бу доэл­лин­ско­му насе­ле­нию, у кото­ро­го суще­ст­во­вал культ тита­нов, но посте­пен­но друж­ба усту­пи­ла место враж­де и при­шель­цы захва­ти­ли Пело­пон­нес. Победу Зев­са в сою­зе со сто­ру­ки­ми над фес­са­лий­ски­ми тита­на­ми Талл, исто­рик I в. н. э., на кото­ро­го ссы­ла­ет­ся Тати­ан[9] в сво­ей «Речи к элли­нам», отно­сит к «322 году до оса­ды Трои», т. е. при­мер­но к 1550 г. до н. э. — вполне при­ем­ле­мая дата для рас­про­стра­не­ния вла­сти элли­нов в Фес­са­лии. Пере­да­ча вер­хов­ной вла­сти Зев­су напо­ми­на­ет ана­ло­гич­ное собы­тие в вави­лон­ском эпо­се о сотво­ре­нии мира, когда стар­шие бра­тья Мар­ду­ка Лахму и Лаха­му дове­ри­ли млад­ше­му бра­ту сра­зить­ся с Тиа­мат.

6. Брат­ство Гаде­са, Посей­до­на и Зев­са напо­ми­на­ет веди­че­скую три­а­ду муж­ско­го боже­ства — Мит­ра, Вару­на и Индра (см. 3. 1), кото­рая появ­ля­ет­ся в хетт­ском дого­во­ре, дати­ру­е­мом при­мер­но 1380 г. до н. э. Одна­ко в рас­смат­ри­вае­мом мифе они, веро­ят­но, пред­став­ля­ют три после­до­ва­тель­ных наше­ст­вия элли­нов, извест­ных как ионий­ское, эолий­ское и ахей­ское. Доэл­лин­ское насе­ле­ние, покло­няв­ше­е­ся Гее-богине, асси­ми­ли­ро­ва­ло ионий­цев, кото­рые ста­ли детьми Ио, затем укро­ти­ло эолий­цев, но потер­пе­ло пора­же­ние от ахей­цев. Древ­ние вожди элли­нов, став­шие царя­ми-жре­ца­ми в куль­тах ясе­ня и дуба, полу­чи­ли титу­лы «Зевс» и «Посей­дон» и долж­ны были уми­рать в кон­це уста­нов­лен­но­го для них сро­ка цар­ст­во­ва­ния (см. 45. 2). Посколь­ку оба дере­ва часто пора­жа­ет мол­ния, они повсе­мест­но в Евро­пе фигу­ри­ру­ют в народ­ных цере­мо­ни­ях вызы­ва­ния дождя и полу­че­ния огня.

7. Победа ахей­цев покон­чи­ла с тра­ди­ци­ей при­не­се­ния царей в жерт­ву. Они воз­ве­ли Зев­са и Посей­до­на в ранг бес­смерт­ных и ста­ли изо­бра­жать обо­их воору­жен­ны­ми мол­нией, заме­нив­шей крем­не­вый двой­ной топор, неко­гда при­над­ле­жав­ший Рее. В миной­ской и микен­ской рели­ги­ях муж­чи­нам таким топо­ром поль­зо­вать­ся не раз­ре­ша­лось (см. 131. 6). Позд­нее мол­ния Посей­до­на пре­вра­ти­лась в трезу­бец, а сре­ди основ­ных его почи­та­те­лей ока­за­лись люди, живу­щие дара­ми моря. У Зев­са мол­ния сохра­ни­лась как сим­вол его вер­хов­ной вла­сти.

8. Имя Рея, воз­мож­но, явля­ет­ся эпи­те­том зем­ли; ее основ­ной пти­цей счи­та­лась голуб­ка, а глав­ным зве­рем — барс. Имя Демет­ра — экви­ва­лент мате­ри-Зем­ли; Гестия (см. 20. c) — это боги­ня домаш­не­го оча­га. Камень в Дель­фах, кото­рый исполь­зо­вал­ся в цере­мо­ни­ях вызы­ва­ния дождя, был, веро­ят­но, боль­шим метео­ри­том.

с.29 9. Горы Дик­та и Ликей — древ­ние цен­тры куль­та Зев­са. Жерт­вен­ный костер раз­во­ди­ли, веро­ят­но, на горе Ликей, когда ни одно суще­ство не отбра­сы­ва­ет тени, т. е. в пол­день, во вре­мя лет­не­го солн­це­сто­я­ния. Пав­са­ний, прав­да, добав­ля­ет, что если в Эфи­о­пии люди не отбра­сы­ва­ют тени, когда солн­це про­хо­дит созвездие Рака, то на горе Ликей такое про­ис­хо­дит все­гда. Воз­мож­но, здесь мы стал­ки­ва­ем­ся с игрой слов: чело­век, нару­шив­ший гра­ни­цы это­го свя­щен­но­го места, дол­жен был уме­реть, а хоро­шо извест­но, что мерт­вые не отбра­сы­ва­ют тени (Плу­тарх. Гре­че­ские вопро­сы 39. 300 ad). Пеще­ра Пси­х­ро, кото­рую обыч­но ассо­ци­и­ру­ют с пеще­рой горы Дик­та, пока не обна­ру­же­на и не может рас­смат­ри­вать­ся как реаль­ная пеще­ра. Омфа­ли­он («пупок») ука­зы­ва­ет на место­по­ло­же­ние ора­ку­ла (см. 20. 2).

10. Неожи­дан­ный крик Пана, кото­рый при­вел в ужас тита­нов, вошел в пого­вор­ку и поро­дил сло­во «пани­ка» (см. 26. c).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Схо­лии к Апол­ло­нию Родос­ско­му I. 1124.
  • 2Апол­ло­дор I. 1, 5; Геси­од, Тео­го­ния 453—467.
  • 3Поли­бий XVI. 12. 6 и сл.; ср. Плу­тарх. Гре­че­ские вопро­сы 39; Пав­са­ний VIII. 38. 5.
  • 4Гигин[4]. Поэ­ти­че­ская аст­ро­но­мия II. 13; Арат. Небес­ные явле­ния 156—163; Геси­од. Тео­го­ния 477—487.
  • 5Филе­мон. Pte­ry­gium[5] Фраг­мент I. 1 и сл.; Апол­ло­дор I. 1. 6; Ате­ней 375 и сл. 376a; Кал­ли­мах. Гимн к Зев­су 42—45.
  • 6Геси­од. Там же. 485 и сл.; Апол­ло­дор I. 1. 7. Вати­кан­ские мифо­гра­фы[6] и I. 104; Кал­ли­мах. Гимн к Зев­су 52 и сл.; Лукре­ций II. 633—639; Схо­лии к Ара­ту V. 46; Гигин 139.
  • 7Гигин. Там же. Апол­ло­дор I. 2. 1; Геси­од. Там же 495—506.
  • 8Геси­од. Там же 665—820; Апол­ло­дор I. 2. 1; Дио­дор Сици­лий­ский V. 70; Эра­то­сфен. Пре­вра­ще­ния в звезды 27.
  • 9Пав­са­ний X. 24—25.
  • 10Там же VIII, 8. 2.
  • 11Анто­нин Либе­рал. Пре­вра­ще­ния 19; Кал­ли­мах. Гимн к Зев­су 8.


  • РЕДАКЦИОННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ (И. И. Махань­ко­ва):

    с.550

  • [1]Дик­та, ныне Моди — невы­со­кая (539 м) гора на восточ­ной око­неч­но­сти Кри­та (поэто­му при­ня­тая до недав­не­го вре­ме­ни иден­ти­фи­ка­ция ее с горой Ласи­ти — высо­кой, более 2000 м, нахо­дя­щей­ся побли­зо­сти — невер­на). Оче­вид­но, Дик­тей­ская пеще­ра — выдум­ка, пре­да­ние о ней воз­ник­ло вслед­ст­вие пута­ни­цы с Идей­ской пеще­рой.

    Козий холм — у Геси­о­да (Теог. 484) это сле­ду­ет пони­мать не как гео­гра­фи­че­ское назва­ние, а как эпи­тет горы Иды (в свя­зи с оби­тав­шей там козой Амал­фе­ей).

  • [2]Созвездие Козе­ро­га здесь ни при чем; Амал­фея была пре­вра­ще­на в звезду Капел­лу в созвездии Воз­ни­че­го (Эра­то­сфен, Ката­сте­ри­смы 13).
  • [3]Посколь­ку цар­ство Аида (Гаде­са) под зем­лей, его имя древ­ние ассо­ции­ро­ва­ли с тьмой, в кото­рой ниче­го не вид­но. Отсюда устой­чи­вое выра­же­ние «шлем Аида» — шап­ка-невидим­ка. Его наде­ва­ет, напри­мер, Афи­на, чтобы Арес не заме­тил ее при­бли­же­ния (Ил. V. 845).
  • [4]Гигин — под этим име­нем дошли два сочи­не­ния — «Мифы» и «Об аст­ро­но­мии», очень попу­ляр­ные в сред­ние века. Воз­мож­но, они при­над­ле­жат одно­му авто­ру, жив­ше­му в I в. н. э.
  • [5]«Pte­ry­gium» («Кры­лыш­ко») — назва­ние одной из комедий Филе­мо­на, быв­ше­го вме­сте с Менан­дром вид­ней­шим пред­ста­ви­те­лем Новой комедии. Родил­ся в Солах (Кили­кия) или в Сира­ку­зах, жил в Афи­нах. Напи­сал 97 пьес, назва­ния 64 из них извест­ны, пол­но­стью не сохра­ни­лась ни одна, от неко­то­рых дошли фраг­мен­ты; кро­ме того, извест­но, что три пье­сы Плав­та явля­ют­ся пере­ра­бот­ка­ми из Филе­мо­на. Умер Филе­мон в воз­расте око­ло 100 лет в 264—263 гг. до н. э.
  • с.550
  • [6]«Вати­кан­ские мифо­гра­фы» — три сред­не­ве­ко­вых собра­ния мифов, опуб­ли­ко­ван­ные в 1831 г. (изд. А. Май), Пер­вое состав­ле­но языч­ни­ком и содер­жит мно­го рацио­на­ли­сти­че­ских объ­яс­не­ний мифов с про­из­воль­ны­ми эти­мо­ло­ги­я­ми. Вто­рое состав­ле­но хри­сти­а­ни­ном и изла­га­ет мифо­ло­ги­че­скую систе­му со мно­ги­ми иска­же­ни­я­ми. Третье отно­сит­ся к IX—X вв. и отли­ча­ет­ся пре­тен­зи­ей на науч­ность: мате­ри­ал систе­ма­ти­зи­ро­ван по пят­на­дца­ти основ­ным богам.
  • [7]Кте­сий — эпи­кле­за (тор­же­ст­вен­ное наиме­но­ва­ние) Зев­са, кото­рый охра­ня­ет и умно­жа­ет иму­ще­ство. Его культ был доволь­но широ­ко рас­про­стра­нен в Гре­ции. Пред­по­ло­же­ние о воз­мож­ной змее­вид­но­сти Зев­са Кте­сия выдви­нул М. Нильс­сон, так как на сте­ле из Фес­пий, посвя­щен­ной Зев­су Кте­сию, изо­бра­же­на змея.
  • [8]Куре­ты — букв. «юно­ши», «юные вои­ны». Пред­став­ле­ние о них воз­ник­ло в резуль­та­те обо­жест­вле­ния пер­во­быт­ных муж­ских объ­еди­не­ний воен­но­го и риту­аль­но­го харак­те­ра. Они сопро­вож­да­ют раз­лич­ных богинь: в Пере­д­ней Азии — Вели­кую Мать богов, на Кри­те — боги­ню родо­вспо­мо­же­ния Дик­ти­ну или Рею. Жен­ским мифи­че­ским ана­ло­гом куре­тов явля­ют­ся ама­зон­ки. Куре­там свой­ст­вен экс­та­ти­че­ский харак­тер, что сбли­жа­ет их со сви­той мало­ази­ат­ской боги­ни Кибе­лы — кори­бан­та­ми. Куре­ты осо­бен­но почи­та­лись на Кри­те, где их даже раз­ли­ча­ли по име­нам, а неко­то­рых счи­та­ли осно­ва­те­ля­ми опре­де­лен­ных горо­дов.
  • [9]Талл — гре­че­ский исто­рик I в. н. э., автор «Все­мир­ной исто­рии», охва­ты­вав­шей вре­мя от заво­е­ва­ния Трои до нача­ла нашей эры; сохра­ни­лись толь­ко фраг­мен­ты.

    Тати­ан — апо­ло­гет хри­сти­ан­ства II в. Про­ис­хо­дил из Сирии, про­по­ве­до­вал в Риме. Из сочи­не­ний сохра­ни­лось толь­ко «Посла­ние к гре­кам», в кото­ром рез­кой кри­ти­ке под­вер­га­ет­ся гре­че­ская фило­со­фия и утвер­жда­ет­ся един­ство боже­ст­вен­ной исти­ны.

  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1303308995 1341658575 1356780008 1356780009 1356780010