Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.172

68. САЛМОНЕЙ И ТИРО

a. Сал­мо­ней, сын или внук Эола и Эна­ре­ты, цар­ст­во­вал какое-то вре­мя в Фес­са­лии, а потом воз­гла­вил эолий­скую коло­нию в восточ­ной части Элиды, где постро­ил город Сал­мо­ну неда­ле­ко от исто­ка реки Эни­пей, при­то­ка Алфея1. Под­дан­ные нена­виде­ли Сал­мо­нея, а сам он в сво­ем цар­ском высо­ко­ме­рии дошел до того, что стал пере­но­сить жерт­вы Зев­су на свои соб­ст­вен­ные алта­ри и объ­явил себя Зев­сом. Он даже ездил по ули­цам Сал­мо­ны, воло­ча за сво­ей колес­ни­цей брон­зо­вые кот­лы с натя­ну­ты­ми на с.173 них шку­ра­ми, чтобы гром их напо­ми­нал гром Зев­са, а еще он бро­сал в небо дубо­вые факе­лы, часть кото­рых, падая, обжи­га­ла цар­ских под­дан­ных, кото­рые долж­ны были при­ни­мать эти факе­лы за мол­нии. Одна­жды Зевс нака­зал Сал­мо­нея, мет­нув в него насто­я­щий перун, кото­рый не толь­ко уни­что­жил его вме­сте с колес­ни­цей и всем осталь­ным, но и сжег дотла весь город2.

b. Жена Сал­мо­нея Алкиди­ка умер­ла от родов задол­го до этих собы­тий, про­из­ведя на свет пре­крас­ную дочь Тиро. Тиро вос­пи­ты­ва­ла ее при­ем­ная мать Сиде­ро, кото­рая, после того, как их семья была изгна­на из Фес­са­лии, ста­ла отно­сить­ся к Тиро жесто­ко. Изгна­ны же они были пото­му, что Тиро уби­ла дво­их сыно­вей, кото­рые у нее роди­лись от зло­го род­ст­вен­ни­ка Сиси­фа. Теперь же она влю­би­лась в реч­но­го бога Эни­пея и день за днем ходи­ла по бере­гам реки, жалу­ясь на свое оди­но­че­ство. Одна­ко хотя реч­ной бог и был удив­лен и польщен такой стра­стью, он даже наме­ком не отве­тил на ее любовь.

c. Этой нелов­кой ситу­а­ци­ей решил вос­поль­зо­вать­ся Посей­дон. При­няв облик реч­но­го бога, он при­гла­сил Тиро встре­тить­ся с ним у сли­я­ния Эни­пея и Алфея, а когда она яви­лась, наслал на нее вол­шеб­ный сон. Чтобы нико­му не были вид­ны его про­дел­ки с ней, огром­ная, как гора, вол­на под­ня­лась над ними и опу­сти­ла гре­бень по дру­гую сто­ро­ну. Когда Тиро про­буди­лась и обна­ру­жи­ла, что над ней было совер­ше­но наси­лие, то дол­го не мог­ла прий­ти в себя от тако­го обма­на, на что Посей­дон толь­ко рас­сме­ял­ся и посо­ве­то­вал ей не пока­зы­вать­ся дома и помал­ки­вать о том, что про­изо­шло. В награ­ду, доба­вил он, ты родишь пре­крас­ных близ­не­цов, у кото­рых будет отец познат­нее, чем какой-нибудь про­стой реч­ной бог3.

d. Тиро умуд­ри­лась скры­вать свою тай­ну до тех пор, пока не роди­ла обе­щан­ных близ­не­цов, но, не в силах про­ти­во­сто­ять напад­кам Сиде­ро, она отнес­ла их на гору. Про­хо­див­ший мимо табун­щик взял детей домой, одна­ко пле­мен­ная кобы­ла успе­ла ляг­нуть стар­ше­го из бра­тьев в лицо. Жена табун­щи­ка выхо­ди­ла детей, при­чем того, кото­ро­го ляг­ну­ла кобы­ла, она кор­ми­ла кобы­льим моло­ком и назва­ла его Пелий, а вто­ро­го, назван­но­го ею Нелей, она кор­ми­ла моло­ком суки, кото­рая была ему как бы «при­ем­ной мате­рью», откуда он и при­об­рел свой дикий нрав. Одна­ко неко­то­рые утвер­жда­ют, что бра­тьев обна­ру­жи­ли, когда они плы­ли вниз по Эни­пею в дере­вян­ном ков­че­ге. Как толь­ко Пелий и Нелей узна­ли, кто их насто­я­щая мать и как жесто­ко с ней посту­пи­ли, они реши­ли ото­мстить за нее. Сиде­ро спря­та­лась от них в хра­ме Геры, но Пелий все рав­но настиг ее, когда она в поис­ках спа­се­ния вце­пи­лась в высту­пы алта­ря. Это была пер­вая из мно­же­ства обид, кото­рые Пелий нанес богине4.

e. Тиро впо­след­ст­вии вышла замуж за сво­его дядю Кре­тея, осно­ва­те­ля Иол­ка, и роди­ла ему Эсо­на, отца арго­нав­та Ясо­на. Кре­тей усы­но­вил Пелия и Нелея и отно­сил­ся к ним как к род­ным сыно­вьям5.

f. После смер­ти Кре­тея близ­не­цы поссо­ри­лись: Пелий захва­тил трон Иол­ка, изгнал Нелея, а Эсо­на стал дер­жать плен­ни­ком во двор­це. Нелей, при­звав вну­ков Кре­тея — Мелам­па и Биан­та, — вме­сте с пест­рой тол­пой ахей­цев, фтио­тий­цев и эолий­цев отпра­вил­ся в зем­лю Мес­се­нию, изгнал леле­гов из Пило­са и так про­сла­вил этот город, что сей­час даже счи­та­ет­ся его осно­ва­те­лем. Он женил­ся на Хло­риде, одна­ко всех их две­на­дцать сыно­вей, кро­ме Несто­ра, неча­ян­но убил Геракл6.

с.174

* * *

1. Анти­гон из Кари­ста («Свиде­тель­ство о чудес­ных вещах» 15) пишет, что в Кран­ноне была при­но­ся­щая дождь брон­зо­вая повоз­ка, кото­рую во вре­мя засу­хи люди вози­ли по уха­бам, чтобы она тряс­лась и гре­ме­ла, а так­же раз­ли­ва­ла воду (если судить по кран­нон­ским моне­там) из сто­яв­ших на ней кув­ши­нов. И, как утвер­жда­ет Анти­гон, после это­го все­гда шел дождь. Отсюда сле­ду­ет, что магия, к кото­рой при­бе­гал, чтобы вызвать дождь, Сал­мо­ней, была, веро­ят­но, обще­при­ня­той рели­ги­оз­ной прак­ти­кой наряду со сту­ком галь­ки в пустой тык­ве, посту­ки­ва­ни­ем о дубо­вые две­ри, пере­ка­ты­ва­ни­ем кам­ней в сун­ду­ке, риту­аль­ны­ми пляс­ка­ми, бря­ца­ни­ем щита­ми и раз­ма­хи­ва­ни­ем пою­щи­ми рако­ви­на­ми. Сал­мо­нея ста­ли изо­бра­жать как пре­ступ­ни­ка толь­ко после того, как ахей­цы запре­ти­ли вся­кое оли­це­тво­ре­ние Зев­са (см. 45. 2). Судя по дыря­во­му сосу­ду дана­ид (см. 60. 6) и «коро­вье­му» тан­цу арги­вян (см. 56. 1), вызы­ва­ние дождя пер­во­на­чаль­но было чисто жен­ским делом, что мож­но и сей­час еще наблюдать у неко­то­рых пер­во­быт­ных афри­кан­ских пле­мен, напри­мер хере­ро и дама­ра. Лишь со вре­ме­нем, когда цари­ца раз­ре­ши­ла под­ме­нять себя царю-жре­цу, дож­де­вая магия ока­за­лась в его руках (см. 136. 4).

2. Тиро была мате­рью-боги­ней жите­лей Тира и тирре­нян или, как их еще назы­ва­ли, тир­се­нян, а так­же, воз­мож­но, и тири­фян[1]. Веро­ят­но, ее имя быто­ва­ло еще до при­хо­да элли­нов, но от него в гре­че­ском язы­ке воз­ник­ло сло­во tyr­sis («укреп­лен­ный город») и близ­кое к нему поня­тие «тира­нии». Пло­хое к ней отно­ше­ние со сто­ро­ны Сиде­ро напо­ми­на­ет отно­ше­ние Дир­ки к Антио­пе в очень похо­жем мифе (см. 76. a); пер­во­на­чаль­но этот миф мог запе­чат­леть пора­бо­ще­ние тирий­цев их соседя­ми сидон­ца­ми. Счи­та­лось, что реч­ная вода опло­до­тво­ря­ет купаю­щих­ся в ней невест, кро­ме того, купа­ние вхо­ди­ло в очи­сти­тель­ный риту­ал после мен­стру­а­ции или дето­рож­де­ния. Поэто­му не исклю­че­но, что, как и Ска­мандр (см. 137. 3), Эни­пей в свя­зи с Тиро упо­ми­на­ет­ся как лишаю­щий дев­ст­вен­но­сти. Прит­ча о соблаз­не­нии Тиро Посей­до­ном — это попыт­ка объ­яс­нить, поче­му потом­ки Сал­мо­нея ино­гда назы­ва­ют­ся «сына­ми Эни­пея», где пер­во­на­чаль­но был их дом, а ино­гда — «сына­ми Посей­до­на» за их мор­скую сла­ву. Тот факт, что ранее отцом детей Тиро был Сисиф, пред­по­ла­га­ет утвер­жде­ние в Сал­моне коринф­ско­го куль­та солн­ца, при­чем Антио­па так­же нахо­дит­ся в брач­ных отно­ше­ни­ях с Сиси­фом (см. 76. b).

3. Ков­чег, в кото­рый Тиро поло­жи­ла близ­не­цов, отпра­вив их вниз по тече­нию Эни­пея, ско­рее все­го был сде­лан из оль­хи, как и тот, в кото­ром Рея-Силь­вия отпра­ви­ла вниз по Тиб­ру Рому­ла и Рема. Ссо­ра меж­ду Пели­ем и Неле­ем, а так­же меж­ду Этео­к­лом и Поли­ни­ком, Акри­си­ем и Пре­том, Атре­ем и Фие­стом, а так­же меж­ду дру­ги­ми таки­ми же пара­ми царей, веро­ят­но, свиде­тель­ст­ву­ет о рас­па­де систе­мы, соглас­но кото­рой царь и его танист пра­ви­ли по оче­реди одним и тем же цар­ст­вом по пять­де­сят меся­цев каж­дый (см. 69. 1; 73 a и 106. b).

4. Высту­пы алта­ря, за кото­рые дер­жа­лась Сиде­ро, — это рога, кото­рые обыч­но кре­пи­лись к куль­то­во­му изва­я­нию коро­вы-боги­ни Геры, Астар­ты, Ио, Иси­ды или Хатор, а Пелий, веро­ят­но, был ахей­цем-заво­е­ва­те­лем, кото­рый силой изме­нил культ эолий­ской боги­ни, суще­ст­во­вав­ший в Южной Фес­са­лии. В Пале­стине укра­шен­ные рога­ми алта­ри, напо­до­бие того, за кото­рый схва­тил­ся Иоав (3 Цар. 2, 28 и далее), сохра­ни­лись даже после свер­же­ния луны-коро­вы и ее золо­то­го тель­ца.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Апол­ло­дор I. 7. 3; Гигин. Поэ­ти­че­ская аст­ро­но­мия II. 20; Стра­бон VIII, 3. 32.
  • 2Дио­дор Сици­лий­ский IV. 68. 1; Апол­ло­дор I. 9. 7; Гигин. Мифы 61.
  • 3Апол­ло­дор I. 9. 8; Гомер. Одис­сея XI. 235 и сл.; Луки­ан. Мор­ские раз­го­во­ры 13.
  • 4Апол­ло­дор: Цит. соч.; Софокл. Тиро. Цит. по: Ари­сто­тель. Поэ­ти­ка XVI. 1454 b.
  • 5Пав­са­ний IV. 2. 3; Апол­ло­дор I. 9. 11; Гигин. Мифы 12.
  • 6Геси­од. Тео­го­ния 996; Схо­лии к «Алкести­де» Еври­пида 249; Дио­дор Сици­лий­ский IV. 68. 6; Пав­са­ний IV. 2. 3; 36. 1 и X. 29. 3; Гомер. Или­а­да XI. 682.


  • РЕДАКЦИОННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ (И. И. Махань­ко­ва):

    с.557

  • [1]Связь Тиро с фини­кий­ским горо­дом Тир в насто­я­щее вре­мя отри­ца­ет­ся. Грейвс же идет еще даль­ше и соеди­ня­ет такие друг с дру­гом не свя­зан­ные вещи, как фини­кий­ский Тир в Пале­стине, этрус­ское пле­мя тиррен­цев и древ­ний город Тиринф в Арго­лиде.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1303322046 1341658575 1356780069 1356780070 1356780071