Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.169

67. СИСИФ

a. Сисиф, сын Эола, женил­ся на доче­ри Атлан­та Меро­пе, кото­рая была одной из пле­яд и роди­ла ему Глав­ка, Орни­ти­о­на и Сино­на. В коринф­ском Ист­ме ему при­над­ле­жа­ло пре­крас­ное ста­до коров1.

b. Рядом с ним жил Авто­лик, сын Хио­ны. Его брат-близ­нец Филам­мон был зачат Апол­ло­ном, хотя сам Авто­лик счи­тал сво­им отцом Гер­ме­са2.

c. К это­му вре­ме­ни Авто­лик стал уже непре­взой­ден­ным похи­ти­те­лем скота, посколь­ку Гер­мес научил его искус­ству менять облик укра­ден­ных им живот­ных — из рога­тых он мог делать комо­лых, из чер­ных — белых, и наобо­рот. Поэто­му, хотя Сисиф и заме­чал, что его ста­до посто­ян­но реде­ет, а ста­до Авто­ли­ка уве­ли­чи­ва­ет­ся, он пона­ча­лу не мог ули­чить сво­его соседа в кра­же. Но одна­жды он выре­зал на ниж­ней сто­роне копыт живот­ных моно­грам­му SS или, как утвер­жда­ют неко­то­рые, сло­ва «укра­де­но Авто­ли­ком». Той же ночью Авто­лик, как обыч­но, отпра­вил­ся на кра­жу скота, а утром отпе­чат­ки на доро­ге яви­лись для Сиси­фа доста­точ­ным дока­за­тель­ст­вом, чтобы созвать соседей в каче­стве свиде­те­лей свер­шив­шей­ся кра­жи. Вме­сте они отпра­ви­лись в заго­ны Авто­ли­ка и там по мет­кам на копы­тах Сисиф при­знал свой скот. Оста­вив свиде­те­лей раз­би­рать­ся с вором, он поспе­шил в его дом, вошел через с.170 парад­ный вход и, пока на дво­ре гуде­ла ссо­ра, разде­лил ложе с доче­рью Авто­ли­ка Анти­кле­ей, кото­рая была заму­жем за арги­вя­ни­ном Лаэр­том. От Сиси­фа у нее родил­ся Одис­сей, при­чем то, как он был зачат, вполне объ­яс­ня­ет его все­гдаш­нее хит­ро­умие3.

d. Сисиф осно­вал Эфи­ру, кото­рую впо­след­ст­вии ста­ли назы­вать Корин­фом, и насе­лил ее людь­ми, воз­ник­ши­ми из гри­бов, если, конеч­но, непра­вы те, кто утвер­жда­ет, что Медея вру­чи­ла ему цар­ство в каче­стве подар­ка. Совре­мен­ни­ки счи­та­ли его самым отъ­яв­лен­ным мошен­ни­ком на зем­ле, согла­ша­ясь при этом, что он спо­соб­ст­во­вал раз­ви­тию коринф­ской тор­гов­ли и море­пла­ва­ния4.

e. Когда после смер­ти Эола Сал­мо­ней захва­тил фес­са­лий­ский трон, Сисиф, кото­ро­му этот трон при­над­ле­жал по пра­ву, обра­тил­ся к дель­фий­ско­му ора­ку­лу и полу­чил ответ: «Твои дети, рож­ден­ные от пле­мян­ни­цы, ото­мстят за тебя!» Тогда он соблаз­нил дочь Сал­мо­нея Тиро, кото­рая, узнав, что им дви­га­ла не любовь к ней, а нена­висть к ее отцу, уби­ла двух сыно­вей, кото­рых роди­ла от Сиси­фа. Тогда он отпра­вил­ся на рыноч­ную пло­щадь Лариссы [?, выста­вил тела уби­ен­ных, лож­но обви­нил Сал­мо­нея в инце­сте и убий­стве] и добил­ся его изгна­ния из Фес­са­лии5.

f. После того как Зевс похи­тил Эги­ну, ее отец, реч­ной бог Асоп, отпра­вил­ся на поис­ки и при­шел в Коринф. Сисиф пре­крас­но знал, что слу­чи­лось с Эги­ной, но мол­чал до тех пор, пока Асоп не взял­ся обес­пе­чить цита­дель Корин­фа непе­ре­сы­хаю­щим клю­чом. Асоп, как обе­щал, сотво­рил источ­ник Пире­ну за хра­мом Афро­ди­ты, где теперь сто­ят изва­я­ния самой боги­ни солн­ца во все­ору­жии, а так­же Эрота-Луч­ни­ка. Лишь после это­го Сисиф рас­ска­зал ему все, что знал6.

g. Зевс, кото­рый лишь чудом избе­жал мести Асо­па, при­ка­зал сво­е­му бра­ту Гаде­су бро­сить Сиси­фа в Аид и под­верг­нуть его веч­ной пыт­ке за рас­кры­тие боже­ст­вен­ных тайн. Одна­ко Сисиф не очень-то испу­гал­ся: он хит­ро­стью заклю­чил Гаде­са в колод­ки, попро­сив его пока­зать, как ими поль­зо­вать­ся, а сам тут же замкнул их. Поэто­му Гаде­су при­шлось в тече­ние несколь­ких дней нахо­дить­ся в каче­стве плен­ни­ка в доме Сиси­фа. Созда­лась неве­ро­ят­ная ситу­а­ция, когда никто не мог уме­реть, даже те, кому отру­ба­ли голо­вы или раз­ру­ба­ли на кус­ки. Нако­нец, Арес, инте­ре­сов кото­ро­го это каса­лось непо­сред­ст­вен­но, поспе­шил на помощь, осво­бо­дил Гаде­са и, креп­ко свя­зав Сиси­фа, доста­вил его в пре­ис­под­нюю.

h. Сисиф, одна­ко, при­гото­вил еще одну хит­рость. Преж­де чем спу­стить­ся в Аид, он нака­зал сво­ей жене Меро­пе, чтобы та не погре­ба­ла его, а когда достиг двор­ца Гаде­са, тут же поспе­шил к Пер­се­фоне и заявил ей, что посколь­ку он не погре­бен, то не име­ет пра­ва здесь нахо­дить­ся, а дол­жен быть на дру­гом бере­гу реки Стикс. «Поз­воль мне вер­нуть­ся в верх­ний мир, — молил он, — чтобы поза­бо­тить­ся о сво­ем погре­бе­нии и ото­мстить за выка­зан­ное мне пре­не­бре­же­ние. Я при­сут­ст­вую здесь про­тив пра­вил и обе­щаю вер­нуть­ся через три дня». Пер­се­фо­на под­да­лась на улов­ку и поз­во­ли­ла ему уда­лить­ся. Но как толь­ко Сисиф опять увидел сол­неч­ный свет, он тут же забыл о сво­ем обе­ща­нии, дан­ном Пер­се­фоне. При­шлось, нако­нец, Гер­ме­су водво­рять его в пре­ис­под­нюю силой7.










i. Неиз­вест­но: слу­чи­лось ли это пото­му, что он ранил Сал­мо­нея, или пото­му, что выдал тай­ну Зев­са, а, может быть, пото­му, что все­гда жил гра­бе­жом и часто уби­вал застиг­ну­тых врас­плох пут­ни­ков, и поэто­му Тесей, как утвер­жда­ют неко­то­рые, покон­чил с Сиси­фом (хотя этот подвиг и не зна­чит­ся сре­ди дея­ний Тесея), — но, как бы там ни было, Сисиф полу­чил при­мер­ное нака­за­ние8. Судьи мерт­вых пока­за­ли ему огром­ную камен­ную глы­бу, по раз­ме­рам сов­па­даю­щую с той, в кото­рую пре­вра­тил­ся Зевс, скры­ва­ясь от гне­ва Асо­па, и при­ка­за­ли ему катить ее на самый верх горы, а затем спус­кать по про­ти­во­по­лож­но­му скло­ну. Одна­ко ему нико­гда не уда­лось достичь вер­ши­ны. Как толь­ко Сисиф при­бли­жал­ся к вер­шине, «бес­стыд­ный камень» с.171 сво­им весом опро­киды­вал его и, под­ска­ки­вая, ска­ты­вал­ся в самый низ, где Сисиф опять отыс­ки­вал его и начи­нал все сна­ча­ла, хотя по его телу, не пере­ста­вая, лил пот, а над голо­вой под­ни­ма­лось обла­ко пыли9.

j. Меро­па, усты­див­шись того, что ока­за­лась един­ст­вен­ной из пле­яд, муж кото­рой очу­тил­ся в пре­ис­под­ней, да еще счи­тал­ся пре­ступ­ни­ком, поки­ну­ла сво­их шесте­рых звезд­ных сестер на ноч­ном небе и нико­гда уже боль­ше не появ­ля­лась. И так же, как место, где на Коринф­ском Ист­ме был погре­бен Нелей, оста­лось тай­ной, кото­рую Сисиф не открыл даже Несто­ру, так и корин­фяне нико­гда не ска­жут, где моги­ла само­го Сиси­фа10.

* * *

1. Хотя имя Сисиф и вос­при­ни­ма­лось гре­ка­ми, как озна­чаю­щее «очень муд­рый», но Геси­хий писал его как Se­se­phus, поэто­му это сло­во мож­но счи­тать гре­че­ским вари­ан­том име­ни хетт­ско­го бога-солн­ца Тесу­па, кото­рый отож­дествлял­ся с родос­ским сол­неч­ным богом Ата­би­ри­ем (см. 42. 4 и 93. 1) и свя­щен­ным живот­ным кото­ро­го был бык. Брон­зо­вые ста­ту­эт­ки и релье­фы с изо­бра­же­ни­ем быка, дати­ру­е­мые XIV в. до н. э., име­ли так­же зна­ки в виде ски­пет­ра и двух дис­ков по бокам, а на бед­ре быка изо­бра­жал­ся три­лист­ник. Опи­са­ния набе­гов на скот, отме­чен­ный тав­ром со зна­ка­ми сол­неч­но­го бога, часто встре­ча­ют­ся в гре­че­ских мифах: их совер­ша­ют спут­ни­ки Одис­сея (см. 170. u), Алки­о­ней и его совре­мен­ник Геракл (см. 132. d и w). Одна­ко обра­ще­ние Авто­ли­ка к магии при кра­же скота Сиси­фа напо­ми­на­ет рас­сказ об Иако­ве и Лаване (Быт., 29 и 30). Иаков, как и Авто­лик, имел дар менять цвет скота по сво­е­му жела­нию и, поль­зу­ясь этим, умень­шал раз­ме­ры стад Лава­на. Куль­тур­ные свя­зи меж­ду Корин­фом и Хана­а­ном, кото­рые уга­ды­ва­ют­ся в мифе о Нисе (см. 91. 1), Эди­пе (см. 105. 1 и 6), Алка­фое (см. 110. 2) и Мели­кер­те (см. 70. 2), мог­ли суще­ст­во­вать бла­го­да­ря хет­там. Алки­о­ней — тоже выхо­дец из Корин­фа.

2. «Бес­стыд­ный камень» Сиси­фа пер­во­на­чаль­но был сол­неч­ным дис­ком, а гора, на кото­рую Сисиф вка­ты­вал его, была небес­ным сво­дом. Это изо­бра­же­ние доста­точ­но извест­но. Суще­ст­во­ва­ние в Корин­фе сол­неч­но­го куль­та хоро­шо дока­за­но: гово­рят, что Гелиос и Афро­ди­та пооче­ред­но вла­де­ли мест­ным акро­по­лем и сов­мест­но постро­и­ли там храм (Пав­са­ний II. 4. 7). Более того, Сисиф неиз­беж­но ока­зы­ва­ет­ся в Аиде после Икси­о­на, а огнен­ное коле­со Икси­о­на — это не что иное, как сим­вол солн­ца. Это объ­яс­ня­ет, поче­му люди Эфи­ры воз­ник­ли из гри­бов: гри­бы с.172 были риту­аль­ным тру­том для огнен­но­го коле­са Икси­о­на (см. 63. 1), а сол­неч­ный бог тре­бо­вал, чтобы нача­ло его года отме­ча­лось сжи­га­ни­ем чело­ве­че­ской жерт­вы. Соблаз­не­ние Анти­клеи, воз­мож­но, сюжет­но воз­ник­ло на осно­ве изо­бра­же­ния бра­ка Гелиоса и Афро­ди­ты. Враж­деб­ность мифо­гра­фа по отно­ше­нию к Сиси­фу гово­рит о непри­яз­ни элли­нов к име­ю­щим стра­те­ги­че­ское зна­че­ние неэл­лин­ским посе­ле­ни­ям, воз­ни­кав­шим на узком пере­шей­ке, отде­ля­ю­щем Пело­пон­нес от Атти­ки. То, что Сиси­фу уда­лось обма­нуть Гаде­са, воз­мож­но, ука­зы­ва­ет на отказ царя-жре­ца отречь­ся от тро­на в кон­це сво­его цар­ст­во­ва­ния (см. 170. 1).

3. Сисиф и Нелей были, веро­ят­но, погре­бе­ны в стра­те­ги­че­ски важ­ных местах Ист­ма в каче­стве защи­ты про­тив наше­ст­вия вра­гов (см. 101. 3 и 146. 2). В рас­ска­зе Гиги­на о том, как Сисиф ото­мстил Сал­мо­нею, име­ет­ся лаку­на, поэто­му я сде­лал добав­ле­ние (см. выше, разд. e), кото­рое воз­вра­ща­ет рас­ска­зу уте­рян­ный смысл.

4. Пире­на, источ­ник в цита­де­ли Корин­фа, куда Бел­ле­ро­фонт водил Пега­са на водо­пой (см. 75. c), не имел сто­ка и все­гда был полон воды (Пав­са­ний II. 5. 1; Стра­бон VIII. 6. 21). Пире­ной назы­вал­ся так­же род­ник за город­ски­ми ворота­ми на доро­ге, веду­щей от рыноч­ной пло­ща­ди к Лехею, где Пире­на — ее мифо­гра­фы назы­ва­ют доче­рью Ахе­лоя или Эба­ла (Пав­са­ний. Цит. соч. II. 2. 3), Асо­па и Меро­пы (Дио­дор Сици­лий­ский IV. 72) — была, как утвер­жда­ют, пре­вра­ще­на в источ­ник, когда опла­ки­ва­ла сво­его сына Кен­хрея, кото­ро­го неча­ян­но уби­ла Арте­ми­да. «Коринф­ская брон­за» при­об­ре­та­ла свой осо­бый отте­нок пото­му, что ее рас­ка­ля­ли докрас­на и погру­жа­ли в этот источ­ник (Пав­са­ний II. 3. 3).

5. Одна из семи пле­яд исчез­ла в ран­не­клас­си­че­скую эпо­ху, и ее исчез­но­ве­ние долж­но было полу­чить объ­яс­не­ние.

6. Оста­ет­ся вопрос: было ли двой­ное S дей­ст­ви­тель­но моно­грам­мой Сиси­фа? На изо­бра­же­нии, иллю­ст­ри­ро­вав­шем миф, он, воз­мож­но, был пока­зан изу­чаю­щим следы укра­ден­ных овец и коров, но посколь­ку у тех были «пар­ные копы­та», то и следы их были услов­но пред­став­ле­ны в виде ᑕ ᑐ. В древ­не­гре­че­ском алфа­ви­те этот знак обо­зна­чал SS, но его так­же мож­но было читать как две смеж­ных поло­ви­ны лун­но­го меся­ца и все, что с этим свя­за­но: воз­рас­та­ние и убы­ва­ние лун­но­го дис­ка, раз­ви­тие и упа­док, бла­го­сло­ве­ние и про­кля­тие. Живот­ные с «пар­ны­ми копы­та­ми» счи­та­лись свя­щен­ны­ми живот­ны­ми луны; имен­но их при­но­си­ли в жерт­ву на празд­ни­ках ново­лу­ния в Леви­те. Если это так, тогда знак SS будет отно­сить­ся к Селене-луне, а зна­чит — к Афро­ди­те, а не к Сиси­фу, кото­рый явля­ет­ся царем-солн­цем и кото­ро­му дове­ре­но пасти ее свя­щен­ное ста­до (см. 42. 1). Знак ᑕ ᑐ, соот­вет­ст­во­вав­ший пол­ной луне в отли­чие от зна­ка O, сим­во­ли­зи­ро­вав­ше­го сол­неч­ный диск, сто­ял на обо­их боках коро­вы, кото­рая при­ве­ла Кад­ма к тому месту, где были постро­е­ны Фивы (см. 58. f).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Апол­ло­дор I. 9. 3; Пав­са­ний II. 4. 3; Сер­вий. Ком­мен­та­рий к «Эне­иде» Вер­ги­лия II. 79.
  • 2Гигин. Мифы 200.
  • 3Поли­эн VI. 52; Гигин. Мифы 201; Суда под сло­вом Si­sy­phus; Софокл. Аякс 190; Схо­лии к «Фил­ок­те­ту» Софок­ла 417.
  • 4Апол­ло­дор I. 9. 3; Овидий. Мета­мор­фо­зы VII. 393; Эвмел. Цит. по: Пав­са­ний II. 3. 8; Гомер. Или­а­да VI. 153; Схо­лии к «Ахар­нян­кам» Ари­сто­фа­на 390; Схо­лии к «Аяк­су» Софок­ла 190; Цец. Схо­лии к Ликофро­ну 980; Овидий. Геро­и­ни XII. 203; Гора­ций. Сати­ры II. 17. 12;
  • 5Гигин. Мифы 60.
  • 6Пав­са­ний II. 5. 1.
  • 7Фео­гнид 712 и cл.; Евста­фий. Схо­лии к «Илиа­де» Гоме­ра с. 487, 631 и 1702.
  • 8Сер­вий. Ком­мен­та­рий к «Эне­иде» Вер­ги­лия VI. 616; Гигин. Мифы 38.
  • 9Пав­са­ний. X. 31. 3; Овидий. Мета­мор­фо­зы IV. 459; Гомер. Одис­сея XI. 593—600.
  • 10Овидий. Фасты IV. 175—176; Эвмел. Цит. по: Пав­са­ний II. 2. 2.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1341658575 1341515196 1356780068 1356780069 1356780070