Клеопатра.
Рецензия на: Hans Volkmann. Cleopatra: A Study in Politics and Propaganda
Translated by T. J. Cadoux.
Pp. 244; 8 ill. London: Elek, 1958. Cloth, 25s. net.
Перевод с англ. О. В. Любимовой
с.68 Из описанных Полибием любителей истории представители обеих крайностей должны единодушно одобрить эту сильную и увлекательную книгу. Любитель лёгкого чтения (φιλήκοος) получит удовольствие от рассказа об истоках птолемеевского Египта и одобрит перевод, который вовсе не выглядит как перевод. С другой стороны, государственному мужу (πραγματικός) понравится трактат об истории, уроки которой столь непререкаемы: честолюбивые женщины-политики не должны вступать в политические союзы с мужчинами, которым свойственна мягкость, а мужчины, обученные и воспитанные в борьбе, должны расставаться с женщинами-политиками, сколь угодно одарёнными, в тот момент, когда заканчивается планирование и (как при Акции) начинается сражение.
Педант (περιττός), расположившийся между этими крайностями, со свойственным ему буквоедством, станет придираться к этой книге. «Почему нет указателя? — спросит он. — Почему нет ссылок на источники?»
В небольшом приложении признаётся наличие трёх спорных вопросов, хотя ни один из них не обсуждается. Это отцовство Цезариона, с.69 продолжительность пребывания Цезаря в Египте в начале 47 г. и проблема Акция. Второй из них вряд ли представляет трудность после публикации статьи профессора
Когда родился Цезарион? Был ли Цезарь его отцом? Эти проблемы следует рассматривать с учётом двух особенностей общего характера. Во-первых (если оставить в стороне явно лживые сплетни о происхождении Марка Брута и «славу ложной родословной» (falsae stirpis gloria) Юлия Сабина (Tac. Hist. IV. 55) более чем через сто лет после смерти Цезаря), после того, как ему исполнилось семнадцать, Цезарь, несмотря на множество страстных и беспорядочных любовных связей, не стал отцом ни одного ребёнка, и отсюда, пожалуй, можно сделать закономерные физиологические выводы (Balsdon
Одни авторы датируют рождение мальчика июнем 47 г., другие считают, что он появился на свет после смерти Цезаря в 44 г. В первом случае Цезарь вполне мог быть его отцом, во втором случае, согласно расчётам Каркопино (Carcopino J. Points de vue sur l’impérialisme romain. Paris, 1934. P. 141 ff.; idem. César et Cléopâtre // Annales de l’École des Hautes Études de Gand. Vol. 1. 1937. P. 35—
В жизнеописании Цезаря (49. 10) Плутарх утверждает, что мальчик родился в 47 г. и был сыном Цезаря. В жизнеописании Антония (54. 6) он говорит, что мальчик родился после смерти Цезаря и «казался сыном Цезаря». Ни одно из этих утверждений не является намеренным противоречием другому, так что эти свидетельства друг друга уравновешивают. Светоний (Iul. 52. 1f.) ничего не говорит о дате рождения мальчика, сообщает о конфликте свидетельств по вопросу о том, был ли Цезарь его отцом, и не приходит ни к какому выводу.
Любопытный рельеф с изображением божественного рождения ребёнка (Moret A. Du caractère religieux de la royaute pharaonique. Paris, 1902. P. 68—
Что касается происхождения ребёнка, то из текста Светония известно, что через некоторое время после смерти Цезаря Оппий написал книгу о том, «что ребёнок, выдаваемый Клеопатрой за сына Цезаря, в действительности вовсе не сын Цезаря» (non esse Caesaris filium quem Cleopatra dicat, перевод
Самое раннее упоминание римского источника об этом ребёнке принадлежит Цицерону: «Что касается царицы, — я хотел бы, и даже насчёт этого Цезаря» (de regina velim atque etiam de Caesare illo, перевод
Аргумент против того, что Цезарион родился в 47 г., — это аргумент от умолчания, по общему признанию, ненадёжный. Если Цезарион родился в 47 г. и Клеопатра и Цезарь открыто признали его сыном последнего, то почему Цицерон, среди своей ругани в адрес Клеопатры и среди шквала поношений, обрушенного им на Цезаря после его смерти, никогда не злословил по поводу рождения Цезариона? И те, кто принимает 47 г. в качестве даты его рождения и ссылаются на свидетельство Антония, конечно, должны задаться вопросом, почему, явно после смерти Цезаря, сенату потребовалось обсуждать вопрос о том, был ли Цезарь отцом Цезариона, и почему у них не оказалось более надёжного свидетельства, чем рассказ Антония о том, что Цезарь когда-то говорил своим друзьям.
Это действительно трудные вопросы. Для ответа на них
Однако факты уничтожают теорию, и одно-единственное надёжное современное свидетельство о том, что в 47 г. ребёнок уже родился и носил имя Цезаря, конечно, решило бы вопрос. Имеется ли такое современное свидетельство?
Мейклджон (и другие исследователи) утверждают, что такое свидетельство существует — это стела из Мемфиса, которая ныне хранится в Париже, с демотическим текстом ходатайства за мёртвого, датированного «в пятом году, 23 пайни, в день праздника Исиды и день рождения царя (фараона) Цезаря» (Revillout V., Revillout E. Textes égyptiens et chaldéens relatifs à l’intercession des vivants en faveur des morts // Revue égyptologique. Vol. 7. 1896. P. 168.). Если «пятый год» — это «пятый год» правления Клеопатры, то, поскольку она пришла к власти в 51 г., надпись датируется 47 г. и в ней указан тот самый день, когда Цезарион появился на свет.
Это важное свидетельство, судить о котором может только египтолог. Поэтому, следуя по стопам Каркопино, я обратился к профессору Мишелю Малинину и бесконечно признателен ему за то, что он любезно согласился повторно осмотреть надпись и подробно описать её мне; я также искренне благодарен господину
Правление Клеопатры представляло собой три последовательных совместных правления: с Птолемеем XIII с 51 по 47 гг., с Птолемеем XIV с 47 по 44 гг., и с Цезарионом с 44 по 30 гг. Пятый год её правления — это 47 г.
Если считать, что надпись датирована 47 г., то возникает очевидная трудность: ребёнок назван «царём» (фараоном), и, по мнению профессора Малинина, вряд ли можно допустить, что его так назвали раньше, чем он на самом деле стал царём, — то есть, до 44 г. Профессор Малинин полагает, что «пятый год» отсчитывается от начала правления самого Цезариона в 44 г. и, следовательно, надпись датируется 40 г. Он допускает также, что отсчёт ведётся с 36 г., когда Клеопатра начала использовать двойные датировки — как царица Египта и царица с.71 Халкиды (Seyrig H. Antiquites syriennes // Syria. 1950. Vol. 27. P. 43 f.), каковой она стала в этом году. В этом случае надпись будет относиться к 32 г. К сожалению, нет иных свидетельств ни о датировке по годам правления, которая начиналась бы с первого года правления Цезариона, ни о второй системе датировки по годам правления Клеопатры, не связанной с первой.
Мистер Джеймс высказал ещё более радикальное предположение. Он задаётся вопросом: а точно ли эта надпись относится к нашему периоду? Точно ли «царь Цезарь» — это Цезарион? Не может ли этот день быть днём рождения одного из последующих римских императоров? «Дни Августов» (ἡμέραι Σεβασταί), перечисленные
Поэтому теория, согласно которой Цезарион родился в 47 г., весьма спорна. Фолькман считает это «неоспоримым фактом», из которого, в его работе, следует a) немедленное «призвание ребёнка на службу политической пропаганде Клеопатры» (с. 74); b) осуществлённое Цезарем (согласно Диону Кассию, LI. 22. 3, это сделал Август) посвящение статуи Клеопатры в храм Венеры Прародительницы в Риме, «дерзкая прелюдия к реализации худших опасений римлян», что Цезарь будет провозглашён царём (с. 80 сл.); и c) его намерение (о полном неправдоподобии которого см.: Balsdon
Эксетер Колледж, Оксфорд.