Fides в «Гражданской войне» Юлия Цезаря:
Исследование римской политической идеологии конца республиканской эпохи
Перевод с англ. О. В. Любимовой.
Заключение
с.418 В своей диссертации я попытался показать, что Цезарь не только изображает свою борьбу с Помпеем и законным правительством как политически легитимную, но и обосновывает свою легитимность прежде всего понятиями fidei. Я также попытался продемонстрировать, что его аудитория (вероятно, читателями дошедшего до нас текста в основном были сенаторы и всадники1) легко могла распознать эти понятия и, в зависимости от своей оценки обстоятельств, придавала им значение.
В связи с этим следует вспомнить наблюдение Дэвида Эпштейна о том, что fides для римлян заменяла идеологию, когда требовалось установить связи между соперничавшими группировками. Оценка обстоятельств, вероятно, до некоторой степени зависела от интерпретации fidei. Конечно, обе стороны спора могли утверждать, что действуют добросовестно. Они могли настаивать на разных толкованиях того, что входит в понятие добросовестности. Но эти толкования, возможно, не были одинаково убедительны. Мы рассмотрели свидетельства о противоречивых интерпретациях значения fidei. Например, Цицерон чётко обрисовал эту проблему в Off. I. 40, где он доказывает, что fides, то есть требования к человеку, принимающему нравственное решение, определяется духом, а не буквой; fides — это то, что является истинным с точки зрения внутренней морали человека (sentire), а не то, что может рационально объявляться истинным на семантических или юридических основаниях, исходя из употреблённых выражений (dicere)2. Некоторые с.419 римляне явно склонялись к буквалистской интерпретации3. Ранее я уже отмечал безнадёжный аргумент, который Помпей высказал Цицерону в пользу того, что Лентул Спинтер вправе восстановить Птолемея Авлета, в то время, когда из-под ног Спинтера уже ушла моральная, правовая и политическая почва. Предложенное Помпеем обоснование явно было буквалистским в том специфическом смысле, который критикует здесь Цицерон. Как мы видели, последний делает свои замечания в Off. I. 40, рассматривая историю, изложенную также Полибием (VI. 58) о том, как непреклонно сенат обошёлся с десятью римскими пленными, присланными Ганнибалом. Сенат отверг формальную уловку, с помощью которой один из них попытался уклониться от обязанности вернуться к карфагенянам. Цицерон весьма одобряет решение сената (как, видимо, и Полибий). Это решение отмечает нравственную высоту сената в рамках традиции, где обнаруживается значение fidei. Как я пытаюсь продемонстрировать, Цезарь в «Гражданской войне» тоже доказывает, что fides не формальна. По сути, он занимает совершенно «цицероновскую» позицию. Цезарь не пытается взять традиционное понятие и наполнить его новым смыслом.
Я также постарался осветить взаимосвязь между fide и dignitate, а также отметить важное различие между fide publica и fide privata (особенно в том, что касается сената), поскольку сам Цезарь подчёркивает эти вещи в первых главах своего труда. В них он решил сделать fidem одним из главных правовых и моральных обоснований своего дела (и, как мы видели, если его интерпретация этого понятия необычна, то это же можно сказать и о Цицероне). Однако когда Цезарь переходит к рассказу с.420 о своих военных операциях в Испании, Африке, Греции и Массилии, то, естественно, он меньше старается обосновать свои действия в глазах аудитории так же, как сделал это во вводных эпизодах. Конечно, время от времени он возвращается к некоторым конкретным вопросам, важным для его правового или конституционного обоснования (например, в BC. I. 85, в ответе побеждённому помпеянскому командиру Афранию). Но по мере того, как военное противостояние продолжается, а многочисленные мирные предложения Цезаря отвергаются, fides его поведения по отношению к неприятелю (стандарт этого поведения был задан под Корфинием) становится для него, так сказать, дополнительным обоснованием, особенно когда противопоставляется дурному поведению его врагов. Поскольку проявления fidei Цезаря в военное время, в тяжёлых обстоятельствах должны были лишь увеличить его легитимность в глазах, а следовательно, и в умах римлян, придать больше веса его конституционным заявлениям (хотя нашим современникам, быть может, трудно увидеть эту взаимосвязь), останавливаться на этом подробнее не было нужды.
Тем не менее, если говорить об обосновании совершения необычных (то есть, политически разрушительных или формально незаконных) действий, то, как уже утверждалось выше, главные политические темы «Гражданской войны» Цезарь развивает в первых 33 главах первой книги. Их можно свести к следующему: 1) Добрая fides Цезаря против дурной fidei Помпея в условиях политического кризиса; 2) добрая fides друзей Цезаря и дурная fides помпеянцев в условиях политического кризиса; 3) добрая fides друзей и офицеров Цезаря против дурной fidei помпеянцев после начала военных действий; 4) влияние как доброй, так и дурной fidei на соответствующие армии (можно даже сказать, что каждая армия рассматривается как с.421 микрокосм «хорошего» и «дурного» общества), а иногда и на гражданские общины на каждом театре военных действий.
Наконец, важный вывод из этой диссертации состоит в том, что Римская республика просто не была государством в современном смысле слова. Publica fides позволяла подвести незаконную деятельность под определённые условия, и этим римский республиканизм резко отличается от современных представлений о том, как должны работать закон и справедливость в демократическом обществе. В 1918 г. Макс Вебер определил государство как «человеческое сообщество, которое (успешно) притязает на монополию на легитимное использование физической силы (курсив автора) в пределах определённой территории. Государство считается единственным источником “права” на применение насилия»4. Определением Вебера (или чем-то ему созвучным) пронизаны многие работы, посвящённые политике, как античной, так и современной. Однако мы рассмотрели убедительные свидетельства, указывающие на то, что взгляды римлян на природу политического государства не вполне соответствовали (или вообще не соответствовали) формулировке Вебера.
Возьмём один пример из IV главы: мы видели, что, по мнению Цицерона, Марий, Сулла и Цинна были вправе поднять оружие против «государства». Цицерон неохотно признаёт, что в Риме дело обстоит именно так (ибо следствия — человеческие страдания — он считает отвратительными5), а значит, его вывод о том, что иногда в политике бывают необходимы необычные действия и, таким образом, республиканское государство не имеет монополии на легитимное использование физической силы, вряд ли был эксцентричным с точки зрения римской элиты. с.422 Представляется очевидным, что по мнению Цицерона, как и по мнению Цезаря, убедительные притязания на publicam fidem могут оправдать применение насилия за рамками закона. Авторы многих исследований, посвящённых Поздней республике и её политике, осознанно или неосознанно считают само собой разумеющимся, что определение Вебера применимо к Риму (как и к другим античным государствам) без каких-либо оговорок. Но историкам, изучающим Римскую республику, пора отбросить это понятие. Сколько бы усилий мы ни вкладывали в научные исследования, вряд ли нам удастся лучше понять причины падения республики, пока мы не осознаем, что, как доказывает Эндрю Линтотт, в Риме насилие в политике — при соблюдении определённых условий — было далеко не так немыслимо, как даже самим римлянам нравилось о нём говорить. Более того, оно не вступало в непримиримое противоречие с фундаментальными римскими представлениями о справедливости.
ПРИМЕЧАНИЯ