Fides в «Гражданской войне» Юлия Цезаря:
Исследование римской политической идеологии конца республиканской эпохи
Перевод с англ. О. В. Любимовой.
с.423
Приложение I
Dignitas Цезаря и libertas народа
Здесь мы рассмотрим, какое отношение свобода (libertas) народа и предоставление частным лицам (privati) империя, — что Цезарь ставит в вину своим противникам, — и тому подобные вещи имеют к программному пассажу BC. I. 22. 5, где Цезарь сообщает своему противнику Лентулу Спинтеру три главные причины, побудившие его покинуть провинцию. Первые две причины уже рассматривались в данном исследовании: Цезарь пытался защититься от издевательств (contumeliae) своих врагов (inimici) и вернуть трибунам их законное положение. Третья причина для войны, названная Цезарем, — это в буквальном переводе, «чтобы отстоять свободу, свою и римского народа, от гнета могущественной клики» (ut se et populum Romanum factione paucorum oppressum in libertatem vindicaret). Обычно эта фраза считается просто банальным и шарлатанским воззванием к свободе (libertas), но я полагаю, что она задумана как прямая отсылка к конституционным вопросам, связанным с понятием народного суверенитета, например, к проблеме частных лиц с империем, о которой Цезарь упоминает в BC. I. 6. В BC. I. 85 Цезарь вновь довольно подробно останавливается на этих вопросах, а это означает, что он считал их весьма важными, как для самого себя, так и для аудитории. Право народа избирать в своих собраниях магистратов и таким образом наделять их империем было одним из наиболее фундаментальных выражений свободы народа. Как мы уже видели, Цицерон (Planc. 11) описывает право избирать магистратов без ограничений как общее для практически всех свободных народов, что подтверждает эту мысль. Обвинение, которое Цезарь предъявляет клике (pauci) в BC. I. 22. 5, состоит в том, что с.424 она, по сути, ограничила свободу народа. С идеологической точки зрения это обвинение вполне можно рассматривать как отсылку к насилию над трибунами, но не в данном контексте, ибо о трибунах Цезарь уже упомянул в другой части этого же предложения (как мы видели выше). С другой стороны, оно хорошо соответствует обвинениям, которые Цезарь выдвигает в BC. I. 6 в связи с тем, что будто бы частным лицам даются поручения, предполагающие право на обладание империем (а также обвинениям конкретно против клики (pauci) в том же контексте в BC. I. 85; см. примечание).
Более того, Цезарь излагает Лентулу эти проблемы в том же порядке, в каком он представляет их читателю в главах 1—
Здесь я намерен оспорить общепринятое, как представляется, мнение об этом предложении, ибо считаю, что утверждение Цезаря задумано с.425 как венец его аргументации в пользу того, что он действует, руководствуясь publica fide, а не личными мотивами. Глагол vindicare явно играет двойную роль, но не в том смысле, как считается обычно. Рональд Сайм переводит эту часть фразы так: «[Цезарь выступил из провинции], чтобы освободить себя и римский народ от господства клики»1. Перевод А. Пескетта в серии Loeb звучит так: «чтобы защитить свободу, свою и римского народа от господства маленькой клики»2. Недавно Джон Картер истолковал её так: «чтобы защитить свою свободу и свободу римского народа, угнетённого олигархической кликой»3. Позднее Курт Рафлауб перевёл её так: «чтобы восстановить свою свободу и свободу римского народа, угнетённого кликой нескольких человек»4. Если рассматривать эти переводы как буквальные, их нельзя назвать ошибочными. Но они не передают в полной мере замысел Цезаря в том, что касается «его» свободы. Что Цезарь хотел сказать аудитории этими словами? Я сказал бы, что выражение vindicare in libertatem имеет разный смысл в отношении самого Цезаря (обозначенного возвратным местоимением se) и в отношении римского народа; хотя определённая связь между ними существует. Я полагаю, что se во фразе ut se… vindicaret задумано как своего рода синоним для dignitatis Цезаря и, следовательно, в этом контексте — для его publicae fidei (в IV главе представлена аргументация, более подробно объясняющая некоторые важные взаимосвязи между dignitate и fide). Таким с.426 образом он говорит, что взял на себя бремя вооружённого сопротивления ради publicae fidei, а не только ради своей личной чести5. Это утверждение не обособлено от слов [et] ut populum Romanum factione paucorum oppressum in libertatem vindicaret; оно лишь проясняет взаимосвязь между борьбой Цезаря — законной, по его мнению, — за справедливость против клики (factio) и соответствующей борьбой римского народа против тех же самых реакционных сил в защиту своего безусловно справедливого требования, подтверждённого традицией и законом, — быть единственным источником законов в государстве (res publica).
То есть, Цезарь не пытался сказать: «Я намерен защитить себя и свои интересы — ведь клика препятствует реализации моей личной свободы (libertas), — и, занимаясь этим, намерен также защитить римский народ, чья свобода (libertas) угнетена той же самой кликой». Такое значение содержит внутреннее противоречие. Но именно эта мысль или что-то подобное не только совместима с переводами Сайма, Пескетта, Картера и Рафлауба, но и они, и нередко многие другие авторы, видимо, считают, что это и подразумевалось6. Однако по ряду причин это распространённое толкование не похоже на правду. Цезарь в «Гражданской войне» не слишком подчёркивает свою личную свободу в каком бы то ни было качестве (как и необходимость освободиться от чего-либо; это подразумевало бы, что именно он, а не государство, находится во власти (potestas) какого-либо лица или группы). с.427 Например, в BC. III. 91. 2 бывший центурион Крастин, ветеран X легиона, особенно любимого Цезарем, вновь призванный на службу, произносит краткую речь перед собравшимся войском прямо перед битвой при Фарсале (в которой ему предстоит погибнуть). Крастин заявляет, что когда битва закончится, Цезарь вернёт себе dignitatem, а они все — римский народ, представленный, видимо, войском, — возвратит свою свободу: quo confecto et ille suam dignitatem et nos nostram libertatem recuperabimus7. В этом предложении глагол recuperare играет двойную роль; это служит параллелью использованию глагола vindicare в BC. I. 22. 5. Более того, идеологические и политические цели, о которых упоминает Крастин в BC. III. 91. 2, на мой взгляд, хорошо соответствуют тому различию, которое Цезарь явно делает между собой (то есть своей dignitate) и римским народом в последней части пассажа BC. I. 22. 5. Кроме того, Цезарю просто излишне было бы говорить в конце пассажа BC. I. 22. 5, что он хочет энергично защищаться от враждебных действий своих врагов (inimici, которых Сайм называет «кликой»); он уже ясно продемонстрировал это намерение в первой части предложения. Точно так же, говоря о римском народе, он не может подразумевать трибунов, поскольку и трибунов он отдельно упоминает в этом же предложении. Гораздо более осмысленным будет предположение, что в BC. I. 22. 5 Цезарь утверждает, что его собственное право на свободу было бы бессмысленным, если бы он не отстаивал право народа на свободу, имеющее приоритет перед его собственным.
с.428 Этот вывод подтверждается определением, которое Цицерон даёт существительному vindicatio в De Inv. II. 66. Цицерон говорит, что vindicatio — это действие, когда с помощью защиты или отмщения мы противостоим насилию и оскорблению (vim et contumeliam) в отношении самих себя и тех, кто должен быть нам дорог, а также когда мы караем нарушения»9. Употребление соответствующего глагола у Цезаря в BC. I. 22. 5 очень точно соответствует определению Цицерона. Следует отметить точность выражений Цицерона: человек, провозглашающий vindicationem, защищает не только самого себя, но и тех, кто должен быть ему дорог (nostris, qui nobis cari esse debent). На этом лежит печать морального обязательства, то есть fidei. Для человека, обладающего большой dignitate, защита народной свободы может рассматриваться как естественное (а не произвольное и неестественное) сопровождение своей личной самозащиты.
Несомненно, вполне правомерно было утверждать, что в I в. до н. э. человек выдающейся dignitatis обязан был защищать право народа на свободу. Об этом свидетельствует заключительная часть речи (такое расположение материала свидетельствует о его важности) мятежного консула Лепида в «Истории» Саллюстия (I. 55. 26—
Утверждение Лепида, что он уже сделал достаточно для своей dignitatis, — это риторическое самоуничижение, предназначенное для того, чтобы аудитория яснее осознала его fidem. У Саллюстия он изображён как человек, однозначно руководствующийся своей dignitate и fide publica, когда он с презрением отбрасывает всякую мысль о своих частных интересах и осознанно берёт на себя очень трудное и опасное (для него) бремя — защиту народной свободы. Здесь очень сильна параллель с BC. I. 22. 5 и BC. III. 91. 211.
В этом отношении интерес представляют и выражения Ливия в IV. 6. 11. Отчасти они созвучны словам Цезаря с BC. III. 91. 2 и I. 5. 5. В этом пассаже речь идёт о конфликте между патрициями и плебеями в середине V в. до н. э. по поводу права плебеев добиваться консульства. Этот вопрос был решён с помощью компромисса: военные трибуны с консульской властью могли быть избраны как из патрициев, так и из плебеев (IV. 6. 8). В IV. 6. 11 Ливий размышляет над необычным (с точки зрения I в. до н. э.) исходом: «Исход выборов показал, что с одними настроениями борются за свободу и достоинство (in contentione libertatis dignitatisque) и с другими — выносят беспристрастное решение, когда борьба (certamina) уже окончена»[5]. Ливий указывает, что народ избрал всех трибунов из числа патрициев; он удовольствовался просто с.430 осознанием своих прав. Иными словами, Ливий подразумевает, что плебеи добивались должного уважения (с точки зрения publicae fidei), а не господства в государстве. Наконец, в IV. 6. 12 Ливий задаёт риторический вопрос, предназначенный явно для того, чтобы подчеркнуть те моральные качества, которые, по его мнению, побуждают людей отказаться от борьбы (certamina) в подобных ситуациях: «Где теперь сыщешь даже в одном человеке такие скромность, справедливость и высоту духа (hanc modestiam aequitatemque et altitudinem animi), какие в те времена были присущи целому народу?» Словом, Ливий в этих пассажах ставит в центр свободу (libertas) и достоинство (dignitas) суверенного римского народа, а не группировки или сегмента народа, хотя описывает конфликт, который остановился буквально на краю пропасти; стороны проявили умеренность. Цезарь с самого начала (BC. I. 5. 5) описывает себя как человека, склонного к умеренности, но при этом рассчитывающего (как и римское государство у Ливия, IV. 6. 11) на то, что не только он сам, но и остальные проявят справедливость (aequitas), чтобы предотвратить войну (exspectabatque suis lenissimis postulatis responsa, si qua hominum aequitate res ad otium deduci posset)[6]. С идеологической точки зрения мысли и выражения Цезаря и Ливия имеют много общего. Поэтому вероятно, что для аудитории Цезаря слова libertas и dignitas в BC. III. 91. 2 —
с.431 Моя аргументация подкрепляется свидетельством о распространённой правовой процедуре в эпоху Поздней республики, известной как «судебный спор о свободе» (vindicatio in libertatem). Алан Уотсон указывает, что нередко свободный человек мог служить как раб, сам об этом не зная или даже зная. Чтобы восстановить свободу такого человека, использовалась виндикация. Предполагаемый раб (на самом деле — свободный человек) не мог предъявить иск самостоятельно; это должна была сделать третья сторона, «защитник свободы» (adsertor libertatis), который предъявлял притязания от его имени12. Я не стану слишком настаивать на этой аналогии. Но ход мысли здесь примерно аналогичен той ситуации, которую Цезарь описывает в BC. I. 22. 5. Он в некотором смысле ставит себя на роль защитника (adsertor), действующего в интересах римского народа (populus Romanus), и именно его dignitas не только даёт ему право на эту роль, но и предписывает её как долг перед publica fide. Согласно Саллюстию, трибун Меммий сравнивал статус римских граждан со статусом рабов13. Среди читателей Цезаря, принадлежавших к высшим классам, многие имели опыт судебных разбирательств и легко могли уловить эту метафору. Вполне возможно, что именно эта разновидность судебного иска изначально и породила политический лозунг.
В «Югуртинской войне» Саллюстия, написанной всего через несколько лет после «Гражданской войны» Цезаря, есть и другое свидетельство. В BJ. 42. 1 Саллюстий утверждает, что Тиберий и Гай Гракхи начали отстаивать свободу народа и разоблачать преступления олигархии (vindicare plebem с.432 in libertatem et paucorum scelera patefacere coepere)14. В первой части предложения Саллюстий упоминает о том, что предки Гракхов внесли свой вклад в усиление Республики во время Пунических и других войн (quorum maiores Punico atque aliis bellis multum rei publicae addiderant). Их дедом по материнской линии был Публий Сципион Африканский Старший, дважды консул, цензор, во Второй Пунической войне одержавший победу над Ганнибалом при Заме в 202 г. Их отцом был Тиберий Семпроний Гракх, дважды консул, цензор, отличившийся в римских войнах против кельтиберов в Испании (180—
К данной проблеме имеет также отношение речь Цезаря в сенате в BC. I. 32 (что также отмечается выше). В BC. I. 32. 7 Цезарь заявляет, что если сенат не разделит с ним бремя государства (res publica), то он станет управлять государством самостоятельно (per se rem publicam administraturum). Как уже отмечалось, предложение разделить бремя государства свидетельствует о fide Цезаря, но одновременно оно является обязательством, обусловленным его dignitate, и если рассматривать это бремя как руководство сенатом при исполнении его государственных функций, то взять его на себя могли лишь признанные обладатели dignitatis.
Я также доказываю, что объявленное Цезарем в BC. I. 22. 5 намерение защищать свободу римского народа в контексте его произведения имеет идеологическое конституционное значение, связанное с такими вещами, как предоставление провинций частным лицам (privati), хотя и не только с ними. Рафлауб недавно сделал сходное замечание, кратко рассматривая это утверждение. Рафлауб, как и я, отмечает, что Цезарь упоминает права трибунов отдельно. Из этого он справедливо делает вывод, что представление Цезаря о свободе народа (libertas populi) было гораздо шире, чем просто вопрос о трибунах. Рафлауб указывает, что в декабре 50 г. Курион склонил большинство в сенате в пользу мира, и одновременно сторонники Цезаря (в том числе и Курион) проводили сходки и активно добивались народной поддержки. Тем не менее, решения против Цезаря были приняты с.434 исключительно в сенате и исполнены с нарушениями законов и традиций. Таким образом, — заключает Рафлауб, — в пропаганде Цезаря и его сторонников олигархия (factio paucorum), господствующая в сенате, грубо попрала волю большинства сената и народа, нарушив тем самым суверенитет и свободу народа. Именно в этом смысле, по его мнению, в BC. I. 22. 5 говорится о суверенитете и свободе народа (хотя его перевод этой фразы не отражает взаимосвязь между этими вещами и dignitate Цезаря). Рафлауб отмечает также, что это был традиционный популярский аргумент (для наших целей это ещё одно свидетельство республиканского характера «Гражданской войны»)17.
Вспомним также наблюдение Миллара о том, что когда римский народ был организован в собрание для голосования, он являлся одновременно и сувереном и, в некотором смысле, правительственным органом, и часто отмечаемое различие между комициями и сходками (contiones) не следует толковать как умаление роли последних в народной политике. Таким образом, в BC. I. 22. 5 речь идёт о защите народной свободы и в принципе, и в реальности, как в деле самого Цезаря (которое отчасти основывается на законе римского народа — законе Десяти трибунов), так и в деле народа.
На самом деле упоминание Цезаря о самом себе в последнем предложении BC. I. 22. 5 соответствует всему и подкрепляет всё, что Цезарь до сих пор говорил в своём произведении, всё, что он подразумевал или утверждал о своём характере, а не только то, что он заявил в этой или двух предыдущих частях предложения. В этих трёх словах (Ut se vindacaret) Цезарь даёт читателю (и Лентулу Спинтеру) свидетельство правдивости всех с.435 своих обвинений. Он говорит, что так уверен в правоте своего дела, что готов своей dignitate гарантировать правдивость всего сказанного и свою искренность — ибо он знает, что теперь его репутация укрепится или разрушится в зависимости от старания (fides), с которым он будет добиваться справедливости (а не мщения). Вот что означает его решение соединить свою декларацию личной чести (dignitas/fides) с обязательством обеспечить римскому народу безусловное право на свободу (libertas)18.
Вследствие утверждений Цезаря в BC. I. 7—
И последнее о libertate в BC. III. 91. 2. Курт Рафлауб недавно приуменьшил значение слова libertas в BC. III. 91. 2 до такой степени, что практически отрицает существование этого пассажа: «Это (то есть BC. I. 22. 5) — единственный пассаж, в котором Цезарь прямо упоминает libertatem…»19. В сноске (на с. 57) он утверждает, что в BC. III. 91. 2 Цезарь подразумевает под libertas просто «civitas (гражданство)». Это беспочвенный вывод. Рафлауб не может привести в его поддержку никаких значимых свидетельств. Я согласен с Рафлаубом в том, что libertas— не самый заметный лозунг Цезаря, даже в 49 г. до н. э. И что же? Многие вполне конкретные нарушения его собственных прерогатив и прерогатив других лиц, на которые он сетует, аудитория должна была воспринять как нарушения libertatis, которая, как Цезарь говорит сенату в BC. I. 32. 2, является прерогативой всех граждан (quod omnibus civibus pateret). Неужели можно предположить, что Цезарь хотел, чтобы слово libertas в устах Крастина воспринималось просто как сигнал его соратникам, что они могут вернуть себе гражданство (civitas) — хотя, много ли оно стоит без libertatis? — но махнуть рукой на libertatem как таковую? Я так не думаю.
Главный тезис статьи Рафлауба состоит в том, что использование Цезарем политического лозунга «Libertas» в 49 г. и предоставление Цезарю почестей, связанных с libertate, в 45 г. до н. э. принадлежат к совершенно разным политическим контекстам и должны оцениваться в этих контекстах (с. 36). Я полностью с этим согласен. Это очень убедительно. Но Рафлауб не замечает, что с.437 здесь очень важен вопрос о дате сочинения «Гражданской войны». Я уже высказывал своё мнение (и его разделяют такие исследователи, как Эдкок, Джон Коллинз и Роджер Макфарлейн), что разные части «Гражданской войны» в основном были сочинены вскоре после событий, описываемых в каждом разделе. Таким образом, глава BC. III. 91 практически наверняка была написана задолго до предоставления Цезарю почестей в 45 г., о которых ещё даже не помышляли. Политический климат более позднего времени (около 45—
ПРИМЕЧАНИЯ