Ахилл Эрмитажа
[Нижняя часть бюста закрыта сложенным листом — Прим. ред. сайта]. |
с.395 Перед нами молодая, прекрасная голова. Черты ее далеко не хранят покоя. В этих надвинутых бровях, глазах, глядящих исподлобья, в судорожно трепещущих губах, в подбородке, увеличившемся от движения нижней губы вверх, в самом движении головы, вследствие которого нижняя челюсть прижалась к шее и нарушила тем строгую правильность лицевого овала, в движении шеи с ее напряженными мускулами, — во всем блещет гнев, негодование, благородная гордость. Но в то же время мы замечаем, что в этом негодовании нет ничего порывистого, неистового; напротив, есть что-то такое, что́ смягчает его и придает душевному движению еще бо́льшую глубину. Это нечто есть печаль, элегическое настроение, составляющее основной тон, по которому мимолетно проходит негодование. Печаль видна преимущественно в очертании губ и глазных век, между тем как брови, приподнятые перед этим, теперь хмуро надвинулись на глаза.
Голова покрыта шлемом. Из-под него пышною волною выбегают длинные вьющиеся волосы; посредине лба они расходятся на обе стороны. Но по упругости этих кудрей вы видите, что только шлем прижимает их так плотно ко лбу, а снимите его, и волосы подымутся гривой вверх надо лбом1, и распавшись по обе стороны, низко спустятся (как это мы и видим) густыми вьющимися прядями по обеим щекам, резко отделяясь от нежного пуха, только с.396 что пробившегося на молодом лице. Сзади они выбегают по прямой, стройной шее и двумя густыми косами распадаются по обе стороны. Такие волосы выражают силу, мужество; в них видится что-то львиное.
Наконец, над ними круглится шлем. Плотно и красиво охватывает он большую голову и оканчивается высоким нависшим вперед гребнем, укрепленным на спине сфинкса; сзади этот гребень вьется длинным хвостом. По обе стороны от гребня изваяно в плоском рельефе по грифу; их разделяет пальметка. Передняя надлобная бляха шлема (γεῖσον?), оканчивающаяся с обеих сторон завитками, посредине украшена также пальметкой, по обе стороны от нее пара остромордых, тонкохвостых псов с длинными прижатыми ушами, с ошейниками, — по всему, пара охотничьих псов, — нюхают землю.
Если мы прибавим еще, что часть носа, часть нижней губы, часть верхнего века правого глаза, часть сфинкса и хвост, плечи и грудь — реставрированы, — наше описание и готово, потому что трудно передать словом самые черты лица; в них можно отметить пока лишь одну массивность; но лучшее определение даст нам сравнение.
Итак, мы отметили три отличительные черты нашей головы: шлем с описанными деталями (из которых особенностью можно считать лишь охотничьих собак, так как грифы и сфинкс попадаются на шлемах других лиц, например, Афины), как внешний атрибут; волосы, похожие на гриву и — элегическое настроение, по которому проходит, смягчаясь им, негодование.
Арес Боргезе.
Париж, Лувр.
Арес.
Мюнхен.
Арес.
Пиза.
Арес.
Рим, Монтемартини.
Чтобы решить, насколько важны эти признаки для определения нашей статуи, оглянемся, нет ли еще где-нибудь подобной головы. Действительно есть, и не одна, а несколько. Так называемый Ахилл или Арес Боргезе, находящийся в Лувре (Clarac Musée de Louvre III pl. 263) поразительно похож на нашу голову расположением волос даже в мелких деталях, элегическим настроением и шлемом с его украшениями: те же грифы, те же пальметки, те же собаки и нет лишь сфинкса с гребнем на хребте, и то по всей вероятности только благодаря реставрации; отличие состоит в повороте всей головы, вполне соответствующем меланхолическому настроению лица, и в отсутствии негодования и гордости, которыми условлен иной поворот нашей головы. То же следует сказать и о бюстах, находящихся в Дрездене (Augusteum Dresdens von Bekker, II, т.) и Мюнхене (Musée Napoleon. Peroli II, 59), так как с.397 первый очень близок к голове Луврской статуи; второй еще ближе к нашему бюсту (он также представляет негодование).
В этих четырех изваяниях мы замечаем сходство черт лица, присутствие на всех четырех шлемах охотничьих собак, общую всем элегическую черту, замечательно длинную и прямую шею. Очевидно, что во всех этих статуях изображено одно и то же лицо. Кроме того, такое близкое сходство Дрезденской головы с головою Луврской статуи дает повод думать, что одна из них копия с другой, или обе копии с третьей; нашу нельзя считать копией с того же оригинала; напротив, с Мюнхенскою головой она составляет такую же группу, предполагающую особый оригинал, как Луврская с Дрезденскою.
Но как бы то ни было, если четыре изваяния одного и того же лица удержали поразительно сходное расположение волос (отчасти лишь видоизменяя черты лица), элегический тон, охотничьих собак на шлеме, прямизну и длинноту шеи, а два из них — еще негодующее выражение, то мы принуждены заключить, что все эти черты не случайная прихоть художника, но составляют тип изображенного лица (особенно, если мы вспомним, что в древности не было копий в нашем смысле, а только лишь подражания, в которых художник удерживал существенные черты знаменитого оригинала, предоставляя себе право видоизменять частности по собственному усмотрению).
Таким образом, лицо, изображенное в нашей статуе, представлялось воображению создавшего его народа всегда молодым с только пробившимся пухом на щеках, с массивными чертами лица, с волосами, подобными гриве, с тонкою, стройною шеей, с характером благородным, запальчивым, но в то же время с сердцем нежным, склонным к грусти и меланхолии, — лицом славным военными подвигами, особенно склонным в охоте.
Кто же такой — это лицо?
Что наша статуя не портрет и вообще представляет не простого смертного, очевидно: пред нами нравственный идеал; следовательно, мы должны искать его между богами и героями.
Арес Людовизи.
Рим, Палаццо Альтемпс.
Из богов по внешнему атрибуту наш бюст может представлять одного лишь Ареса. Действительно, Арес является нам на одной монете (O. Müller, Denkmäler der alten Kunst Taf. XXIII, 245) юношей, эфебом, с первым пухом на щеке; но во всех изваяниях его, в статуе ли (Арес Людовизи — O. Mül. D. der alt. K. T. XXIII, с.398 254; Мадридский Арес, Berichte des Sächsischen Gesellschaft der Wissensch. zu Leipzig 1864 года, 162), в рельефе ли (O. M. D. A. K. Tf. XXIII), всюду характер эфеба и притом эфеба ратника выдержан строго, то есть, волосы коротко острижены и упругими завитками ерошатся по всей голове; следовательно, эта черта Ареса решительно противоречит соответствующей в установленном нами типе. В пластике и графике Арес представляется нам с лицом, или хранящим невозмутимый покой, или объятым любовными грезами; поэзия говорит нам, что он был свиреп, неистов: βλοσυρός, θοῦρος, οὖλος, βροτολοιγός, μιαιφονός. Но нигде не встречаем мы, чтобы печаль, меланхолия лежала в его характере, как отличительная особенность. Следовательно, и эта черта нашего типа противоречит характеру Ареса. Страсть к охоте, символически выраженная охотничьими собаками на шлеме, также не в характере Ареса. Наконец, если мы сравним черты лица, то увидим, что Аресовы гораздо тоньше и острее черт лица нашей головы; особенно отличается острота, и тонкость носа и нависшие веки Ареса (напоминающие Геракла) от массивного носа и глубоких глазных впадин нашего бюста, различие видно и в образовании лба.
Следовательно, по волосам, по элегическому тону, по характерному украшению шлема, по чертам самого лица, наша голова не может представлять Ареса.
Но, отказываясь видеть в нашем бюсте Ареса, мы вместе с тем разделываемся со всеми богами вообще, и теперь нам придется обратиться с нашими поисками к толпе греческих героев. В этом нас предупредило уже предание, утвердившее за разбираемою с.399 нами головой имя популярнейшего после Геракла из греческих героев, имя Ахилла. Не будем пренебрегать преданием, а постараемся его проверить.
Чтобы решить вопрос, может ли наша голова представлять Ахилла или не может, мы должны установить тип Ахилла, во-первых, по несомненным его изображениям в пластике и живописи, которые сами собою делятся на три отдела: живопись на вазах, живопись Помпейская, рельефы, принадлежащие позднейшему периоду классического искусства, именно — римскому. Далее, для определения типа Ахилла, каким явился он в искусствах пластических, мы имеем драгоценный материал в свидетельстве трех позднейших писателей: Филострата Старшего, Филострата Младшего и Гелиодора3.
Материал наш, следовательно, представляет, с одной стороны, и самые изображения Ахилла, с другой — описания подобных же изображений. Для ясности мы начнем со второго, то есть, разберем известия упомянутых писателей, извлечем из них общую характеристику, а потом посмотрим, насколько эта характеристика оправдывается достоверными изображениями Ахилла в пластике и графике.
Обратим наше внимание на то, что́ говорят упомянутые писатели.
с.400 Филострат Старший, описывая фиктивную картину, представляющую Ахилла у Хирона, так характеризует голову мальчика: «И волосы прекрасны и не неподвижны. Кажется, будто Зефир, играя ими, их растрепал, чтобы обрамленный с той и другой стороны всякий раз иным являлся ребенок. И движение бровей и страстная гордость уже видны в мальчике, но смягчаются добротою взора», и пр.
Он же, описывая смерть Антилоха, говорит: «Ахилла не по волосам (sic!) узнал бы ты, потому что он обрезал их после смерти Патрокла…» и пр.
Филострат Младший, описывая хитрость Одиссея на Скиросе, говорит: «Но сейчас узнаем пол этой, у которой волосы поднялись как грива, грозной и прелестной…»
Наконец, Гелиодор в Эфиопиках так определяет характер Ахилла: «Юноша, действительно дышащий чем-то Ахилловым, …с прямою шеей и волосами, подымающимися как грива вверх надо лбом; нос дышит страстью, и ноздри свободно вдыхают воздух; глаз, …смотрящий гордо, но не дерзко…» и пр.
Какое внимание обращено на характеристику волос! Гомер также не упускает случая отметить их у Пелида. Так, за золотые кудри хватает Ахилла Афина, став позади, когда он хотел пронзить Агамемнона губительной медью:
Στῆ δ’ὄπισθεν, ξανθῆς δὲ κόμης ἕλε Πηλείωνα οἴῳ φαινομένη |
||
(Ил. I, v. 193— |
||
(Стала она (Афина) сзади и схватила Пелейона за золотые волосы, явившись ему одному). |
Еще определеннее охарактеризованы они выражением χαίτη τηλεθόωσα, которые срезал он, посвятив их Сперхейю:
Στὰς ἀπάνευθε πυρῆς, ξανθὴν ἀπεκείρατο χαίτην τὴν ῥα Σπερχειῷ ποταμῷ τρέφε τηλεθόωσαν |
||
(Ил. XXIII, 141). | ||
(…став в стороне от костра, он обрезал золотые волосы длинные, что́ растил в дар Сперхейю реке). |
Из этих мест мы должны заключить, что отличительные черты Ахиллова типа составляют: волосы роскошные, длинные, подымающиеся вверх надо лбом будто грива (ἀναχαιτίζων τὴν κόμην), до того характеризующие Ахилла, что именно по ним узнает его Одиссей; запальчивая гордость (θυμοειδὲς φρύαγμα), выражаемая надменным движением бровей (ἐπισκύνιον), взором, горящим отвагою и гордостью; нос, дышащий страстью, с ноздрями, свободно вдыхающими воздух; грозное выражение и прелесть лица; прямая шея.
с.401 Какое поразительное сходство с соответствующими чертами определенного нами типа!
Но посмотрим сперва, насколько оправдывается эта характеристика дошедшими до нас памятниками. Ваз с изображением какого-нибудь события из жизни Ахилла довольно много; важнейшие собраны у Овербека, в его Bildwerke zum Thebischen und Troischen Heldenkreise, табл. №№: XIII, 8, 10. XIV, 2. XV, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12. XVI, 2, 3, 18. XVII, 1. XVIII, 2, 4, 7, 12. XIX, 1, 3, 4, 6, 7, 8. XX, 1, 3, 4. XXI, 4, 5, 6, 7, 15, 16. XXII, 1, 2, 3, 4, 8, 13. XXIII, 1, 2. В большей их части личность не достигла еще своей собственной, лишь ей свойственной, характеристики: все лица похожи друг на друга и изменяются только по стилям. Искусство поэтому не довольствуется здесь, для определения личности, внешними атрибутами, но в младенческой наивности просто пишет подле каждой фигуры имя лица, которое она должна представлять. Только на вазах лучшего стиля появляется не только характеристика внешняя, заключающаяся преимущественно в обработке волос, но даже особенность черт лица и выражения.
Так, Ахилл на древнейших вазах изображался обыкновенно с бородою, как и все герои и боги, с волосами, выбегающими длинными, правильно разделенными, слегка вьющимися космами (Overb., в упом. издании, табл. XV, 4. XIX 1, 3. XXIII, 2), напоминая выражение Гомера καρηκομόωντες (Ἀχαίοι). Затем борода исчезает; остается молодое лицо, по-прежнему обрамленное теми же длинными, симметричными прядями (Ov. XV, 5, 6. XXII, 8). Наконец, на вазах лучшего стиля волосы укорачиваются, симметричность расположения исчезает и является уже намек на индивидуальную характеристику не только волос, как например, на вазах Ov. XIII, 8. XVI, 2 (где на первой волосы бегут прядями по щеке и гривой выбиваются из-под шлема на шею, а на второй идут по щеке еще более характерною прядью, сзади закручиваясь в завитки), но видно даже поползновение охарактеризовать изображенную личность особенными чертами лица и выражением, как например на вазе, представляющей Гермеса, явившегося к Ахиллу возвестить волю богов и с дружеским участием держащего его за руку (Ov. табл. XX, 1), где кроме внешней характеристики волос Ахилла, достигшей полного совершенства (они густою гривой свешиваются из-под шлема надо лбом и расходясь в обе стороны, низко с.402 опускаются вьющимися прядями по щеке, а сзади выбиваются из-под шлема), является выражение, именно лицо Ахилла проникнуто горем.
Большего от ваз нельзя и ожидать. Хотя графика на них и становится постепенно на свои ноги (так, надписи имен мало-помалу делаются реже, но совсем исчезать — не исчезают), но все-таки характеристика большею частью ограничивается особенностью в обработке внешностей, преимущественно волос: вазы подтверждают нам описание волос Ахилла, как одного из отличительных его признаков: вазы лучшего стиля представляют Ахилла всегда безбородым юношей.
Переходим в рельефам. О них много говорить не сто́ит. Все они принадлежат римскому периоду, собраны у Overb. табл. XIV, 6. XIX, 12, 13. XX, 5, 11, 12. XXI, 8 (A), 14. Личных черт у Ахилла на этих саркофагах очень мало: всюду римский солдат, только постоянно молодой и с волосами, обработка которых сильно намекает на указанный тип (лучший рельеф Ov. XX, 12).
Обратимся в живописи Помпейской. Здесь нас встречает совсем иное. Каждая личность в этой живописи имеет свою особенную, крепкую характеристику, хотя и отличную несколько от характеристики скульптурной, но в основании которой лежит естественно тот же тип. Из картин, представлявших Ахилла (несомненно), известны лишь три: Overb. XIV, 5, 8. Lübke, Grundriss der Kunstgeschichte p. 206, fig. 118. На первой из них Ахилл еще ребенок. Стройная и легкая фигура его, в самом покое уже заключающая движение, составляет контраст с грубым и неуклюжим его учителем Хироном, который, присев на задние ноги, держит в руках перед ребенком лиру и учит его употреблению плектрона. Голова Ахилла с прекрасными открытыми глазами, обрамлена густыми прядями волос, ниспадающими со всех сторон. Но лучше всего его охарактеризуют слова Филострата (Phil. Sen. Imag. lib. II, c. 2): «А вот этого, еще не познавшего доблести, еще ребенка, вскормленного молоком, внутренностями и медом, дал Хирон написать нежным, свежим и уже быстрым. Потому что быстра голень у этого дитяти и до колен опускаются руки… И волосы прекрасны и не неподвижны. Кажется, будто Зефир, играя ими, их растрепал, чтобы обрамленный с той и другой стороны, всякий раз иным являлся ребенок. И надменное движение бровей и страстная гордость уже видны в мальчике, но смягчаются беззлобным взглядом и нежностью щеки, играющей мягкою улыбкой…»
с.403 Это описание так соответствует Ахиллу на нашей картине, как будто именно ее и имеет в виду Филострат.
Другая картина представляет нам Ахилла на Скиросе, в тот момент, когда он заслышал звук трубы, и объятый бранным пылом, ринулся на мнимого врага с мечом в одной руке, другою подхватывая на бегу щит, так что сам хитрец со своим приспешником испугались и силятся его удержать. В прекрасном лице, в глазах, глядящих из-под сдвинутых бровей, в губах, судорожно сжатых, светится запальчивый гнев. Густые длинные волосы отлетели сзади роскошною косою и длинными прядями вьются с висков.
Третья картина еще резче выражает тот самый характер, который знаем мы из описания. Картина представляет разлуку Ахилла с Бризеидой. Печаль и чувство обиды, и запальчивая гордость, и негодование перемешиваются в прекрасном лице героя, когда он сам указывает Бризеиде на пришедших за нею воинов.
Этим еще не исчерпывается наш материал. Каким является Ахилл в Помпейской живописи, совершенно таким же является он и на картинках, украшающих древнейшие отрывки Илиады (Iliadis fragmenta antiquissima cum picturis, item scholia vetera ad Odysseam, edente Angelo Majo. Mediolani MDCCCXIX, табл. 2, 3, 5, 6, 7, 54, 56; сравни Помпейскую картину «Ахилл и Бризеида» Lübk. Gr. d. Kunstg. с таблиц. 2, 3, 5, 6, 7: до такой определенности выработался в живописи римского периода тип Ахилла!)4.
Итак, лучшие памятники всех трех родов вполне подтверждают характеристику, извлеченную из писателей. Но установленный и проверенный таким образом тип Ахилла соответствует не всем еще чертам типа нашей головы. В ней остаются еще элегический тон и склонность к охоте, как отличительные черты характера. Насколько эти две черты сходятся с характером Ахилла, каким явился он вообще в греческом творчестве?
На первый вопрос вся эпическая поэзия Греков ответит нам, что именно у Ахилла чрез весь его характер звучит этот элегический тон: жизнь, исполненная славы ратных подвигов, радостей любви и дружбы, страстная печаль по павшим друзьям и ранняя смерть, которою должен заплатить герой за свою славу…
с.404 Относительно второго сто́ит вспомнить лишь воспитание Ахилла, в котором на первом плане была охота (Philostr. Sen. Imag. lib. II, c. 2. Ἀχιλλέως τροφαί).
До сих пор мы имели дело лишь с теми чертами нашего типа, которые открыли мы в нашем его выражении, то есть, с обработкою головы. Но выше мы убедились в тождестве лиц, представляемых нашею статуей и Луврскою: если наша — Ахилл, то и Луврская — Ахилл и наоборот, так как все сказанное до сих пор о нашей голове имеет смысл и для той. На ноге этой Луврской статуи находим мы эписфюрион, который, конечно, играет здесь роль внешнего признака изображенного лица. В пластике эписфюрион не встречается более ни на одной статуе, как характеристика бога или героя. На вазах он попадается три раза: два раза у Ахилла (Overb. XIII, 10, XIX, 3), третий раз у Пелея (Ov. VII, 6). Как бы ни объяснялось5 появление эписфюриона на ноге Пелея, во всяком случае видно отношение его к Ахиллу. Если вспомним кроме того рельеф Капитолинского фонтана (Ov. XIV, 3), где Фетида погружает младенца Ахилла в реку Стикс, причем она держит его за ногу, именно в том месте, где на вазах является эписфюрион; если вспомним далее изображения на вазе и камее смерти Ахилла (Ov. XXIII, 1, 9), где стрела сидит у него опять в этом самом месте (единственно уязвимом по послегомеровскому эпосу); то необходимо возникает мысль, что эписфюрион на ноге Ахилла не есть случайное явление, но что он был атрибутом именно Ахилла.
Теперь, когда уже пройден нами путь анализа, мы смело можем сделать заключение, что разбираемый бюст нашего Эрмитажа не только не представляет Ареса, а следовательно, и никого другого из богов, но по обработке волос, по элегическому тону, по чертам лица, по гордому и негодующему выражению глаз, глубоко засевших в своих впадинах, по охотничьим собакам на шлеме, с.405 по эписфюриону, находящемуся на ноге Луврской статуи того же лица, наконец, по прямой длинной шее, из всех героев может представлять одного лишь Ахилла.
Какой же момент из жизни героя может быть выражен в нашем бюсте? Дважды посещало жестокое горе Ахилла. Один раз, когда был убит его друг и соратник Патрокл; другой, когда убит был Мемноном юноша Антилох, защитивший собственною грудью своего отца старика. Второй случай не может представлять наша статуя, потому что волосы у Ахилла были в это время обрезаны, как это настойчиво упоминается в Илиаде и как это изображено на двух картинах: на вымышленной Филостратом (Phil. Sen. Imag. lib. II c. 7) и на одной вазе (Overb. XX, 4). Остается, следовательно, первый случай. Нам кажется, что эрмитажный бюст, или лучше, статуя, от которой остался нам этот бюст, представляла Ахилла в тот момент, когда уже надели на него доспехи, скованные Гефестом, и вот лицо его уже загорелось гневом, жаждою мести, но печаль по милом друге еще дрожит в губах, как отблеск внутренней сердечной тоски. С этим согласно и то, что оси его глаз не сведены в одну точку, следовательно, перед ним нет еще определенного предмета, на который смотрел бы он негодующим взором. Но мысленно он уже завидел врага, и голова его принимает надменное и гневное выражение, и он стоит, смотря исподлобья, ὑπόδρα ἰδών, по выражению Гомера.
Нам предстоит теперь определить, к какому времени можно отнести этот памятник. Зрачки на глазах свидетельствуют о том, что он сделан уже после Р. Х. Но мы видим прекрасную работу; если и есть ошибки, то слишком незначительные для этого времени. Замечательна обработка поверхности кожи, сохранившаяся в чрезвычайно тонко изваянных ушных раковинах и других местах. Судя по этому, наша голова должна была явиться после Р. Х., в такой век, когда искусство вновь оживилось и достигло совершенства техники. Таким был век Адриана,
До нас дошло два подражания одному оригиналу; оригинал, следовательно, пользовался значительною известностью. Без сомнения, было бы очень важно решить, какому времени он принадлежал и кем был сделан. Известия писателей о существовавших в с.406 древности статуях Ахилла — более определенные — не сообщают нам ни об одной такой статуе, которая могла бы быть оригиналом наших бюстов, а совершенно неопределенные предоставляют полный простор воображению6, так что решить этот вопрос положительно, фактически, едва ли возможно при существующем материале. Но, судя по замыслу и исполнению, насколько передают и то и другое существующие копии (Петербургская и Мюнхенская), оригинал должен был явиться не позже времени Праксителя, то есть, не позже IV—
ПРИМЕЧАНИЯ
Philostrati Senioris Imaginum lib. II c. 2, Ἀχιλλέως τροφαί· κόμη τε ἡδεῖα καὶ οὐδὲ ἀκίνητος. Ἔοικε γὰρ προσαθύρων ὁ Ζέφυρος μετατάττειν αὐτήν, ὡς μεταπιπτούσης τῇδε κἀκεῖσε ἄλλοτ’ ἄλλος ὁ παῖς εἴη· ἐπισκύνιόν τε καὶ θυμοειδὲς φρύαγμά ἐστι μὲν ἤδη τῷ παιδί, πραΰνει δ’αὐτὸ ἀκάκῳ ὄμματι καὶ παρειᾷ μάλ’ ἵλεῳ καὶ προσβαλλούσῃ τι ἁπαλοῦ γέλωτος.
Phil. Sen. Imag. lib. II с. 7: Ἀντίλοχος τὸν Ἀχιλλέα μὴ ἀπὸ τῆς κόμης (γνωρίζοις ἄν), οἴχεται γὰρ τοῦτο αὐτῷ μετὰ τὸν Πάτροκλον, ἀλλὰ τὸ εἶδος αὐτὸν ἐνδεικνύτω καὶ τὸ μέγεθος, καὶ αὐτὸ τὸ μὴ κομᾷν.
Phil. Junioris Imag. c. I, Ἀχιλλεὺς ἐν Σκύρῳ· ἡδὶ δὲ ἡ ἀναχαιτίζουσα τὴν κόμην καὶ βλοσυρὰ ξὺν ἁβρότητι αὐτίκα μάλα διελεγχθήσεται τὴν φύσιν, καὶ τὸ ξὺν ἀνάγκῃ ἐπίπλαστον ἐκδῦσαι τὸν Ἀχιλλέα ἐκδείξει.
Heliod. Aethiopic. II. 5: Νεανίσκος Ἀχίλλειόν τι τῷ ὄντι πνέων, καὶ πρὸς ἐκείνον τὸ βλέμμα καὶ τὸ φρύαγμα ἀναφέρων, ὀρθὸς τὸν αὐχένα, καὶ ἀπὸ τοῦ μετώπου τὴν κόμην καὶ πρὸς τὸ ὄρθιον ἀναχαιτίζων. ἡ ῥὶς ἐν ἀπαγγελίᾳ θυμοῦ καὶ οἱ μυκτῆρες ἐλευθέρως τὸν ἀέρα εἰσπνέοντες, ὀφθαλμὸς οὔπω μὲν χαροπός, χαροπώτερον δὲ μελαινόμενος, σοβαρόν τε ἅμα καὶ οὐκ ἀκόλαστον βλέπων, οἷον θαλάσσης ἀπὸ κύματος εἰς γαλήνην ἄρτι λεαινομένης.
Кроме того, еще два места: Libanii Ecphas. 6 и Philostr. Heroica 19, 5 (Ахилл и Гелена); но они не прибавляют никаких новых черт.
Неопределенные: Pausan. V, 22, 2, ὅτε Ἀχιλλεύς παρέχεται… ἔργα… λυκών τοῦ Μύρωνος. Achilles nobilis Silanionis opus, Plin. XXXIV, 81: Silanion… fudit… et Achillem; следовательно, бронзовая статуя.