Триумфатор, плебейский трибун и весталка Клавдия
с.291 В римской традиции сохранился анекдот о некоем военачальнике, которого спасла от неприятной ситуации во время триумфа его не то дочь, не то сестра-весталка Клавдия. Вот как говорит об этом Цицерон (Cael. 34):
Nonne te, si nostrae imagines viriles non commovebant, ne progenies quidem mea, Q. illa Claudia, aemulam domesticae laudis in gloria muliebri esse admonebat, non virgo illa Vestalis Claudia, quae patrem complexa triumphantem ab inimico tribuno plebei de curru detrahi passa non est?
«Если ничто для тебя образы древних мужей, то отчего ни потомица моя, знаменитая Квинта Клавдия1, не вызвала в тебе ревности и желания приумножить женскою добродетелью славу дома, ни та дева-весталка Клавдия, что, обняв родителя, не позволила отцову недругу — плебейскому трибуну — совлечь его с триумфальной колесницы?» (пер.
с.292 В том же духе выдержан и рассказ Валерия Максима (V. 4. 6):
Magna sunt haec virilis pietatis opera, sed nescio an his omnibus valentius et animosius Claudiae Vestalis virginis factum. quae, cum patrem suum triumphantem e curru violenta tribuni
«Велики проявления благочестия мужчин, но не знаю, превзошёл ли из них кто смелостью и силой [духа] деву-весталку Клавдию. Когда её отец справлял триумф, она увидела, что [плебейский] трибун своими руками безжалостно [стаскивает] его с колесницы, и с удивительной быстротой очутилась между обоими и противостала разъярённому недругу, [облечённому] огромной властью. Таким, образом, её отец пришёл с триумфом на Капитолий, а дочь — в храм Весты, и нельзя сказать, кто стяжал бо́льшую похвалу — он своей победой или она своим благочестием» (пер.
И, наконец, Светоний (Tib. 2. 4):
Etiam virgo Vestalis fratrem iniussu populi triumphantem ascenso simul curru usque in Capitolium prosecuta est, ne vetare aut intercedere fas cuiquam tribunorum esset.
«А одна весталка, когда её брат справлял триумф против воли народа, взошла к нему на колесницу и сопровождала его до самого Капитолия, чтобы никто из трибунов не мог вмешаться или наложить запрет» (пер.
У исследователей не вызывает сомнений, что речь идёт об Аппии Клавдии Пульхре — консуле 143 г., цензоре 136 г., тесте и соратнике Тиберия Семпрония Гракха2. Указывается на то, что в год своего консулата Аппий Клавдий спровоцировал ради собственной славы войну с альпийским племенем салассиев, с трудом победил их, но сенат не дал ему права на триумф, тот отпраздновал с.293 его на Альбанской горе3, а безымянный плебейский трибун захотел поставить на место зарвавшегося консула. Р. Бауман вписывает происшедшее в контекст эпохи: «Этот инцидент во многих отношениях стал вызовом традиции. Клавдий проигнорировал мнение сената, как поступит десять лет спустя Тиберий Гракх. Клавдия свела на нет трибунское вето; Тиберий сделает то же самое, когда лишит должности своего коллегу М. Октавия. Проверяя, каковы пределы трибунского вето, Клавдия действовала в духе веяний того времени». Р. Уилдфанг ставит поступок Клавдии в один ряд с посвящением весталкой Лицинией в 123 г. алтаря, ложа и молельни в храме Доброй Богини на Авентине (Cic. Dom. 36) — и то, и другое «можно рассматривать как попытку продемонстрировать и увеличить власть весталок — власть, которая в их глазах не нуждалась в санкции со стороны народа и была выше его власти». Речь, как полагает исследователь, шла в целом о более активном участии весталок в общественной жизни4.
Подобные рассуждения выглядят очень соблазнительно, однако стоило бы задаться вопросом: а об Аппии ли Клавдии — консуле 143 г. — идёт речь? Прежде всего следует указать на то обстоятельство, что ни в одном из источников не уточняется, какой Клавдий имеется в виду. Более того, нигде не сказано даже, что он был консулом, хотя это и вполне вероятно. Так или иначе, молчание источников побуждает к сугубой осторожности — как минимум к тому, чтобы указать на все эти недомолвки античных авторов и сугубо гипотетический характер отождествления этого Клавдия с консулом 143 г., чего, увы, не делается. Но есть серьёзные основания не просто усомниться, а с уверенностью утверждать, что тесть Тиберия Гракха не является героем этого сюжета. У Валерия Максима, как мы видели, совершенно недвусмысленно сказано, что Клавдий, празднуя триумф, направился на Капитолий, тогда как консул 143 г. справлял его на Альбанской горе — странным образом эта существенная деталь ускользнула от внимания учёных. Может, Валерий Максим, автор, отнюдь не склонный к точности, что-то напутал или просто не знал, где праздновался триумф? Да и Светоний сообщает о праздновании триумфа вопреки воле народа (iniussu populi triumphantem), что с учетом имени его дочери, казалось бы, позволяет отождествлять его с тестем Тиберия Гракха, который праздновал триумф на Альбанской горе. Однако есть одно важное обстоятельство, не учитываемое исследователями: власть с.294 плебейского трибуна распространялась лишь на милю от померия (Liv. III. 20. 7), тогда как Альбанская гора находится от него на значительно большем расстоянии, а потому Аппий Клавдий вряд ли мог опасаться каких-либо насильственных действий с его стороны. Кроме того, Светоний пишет о недовольстве народа, а не сената, который, собственно, и даровал триумф, т. е. речи не идет о том, что подразумевается его празднование на Альбанской горе.
О каком же Клавдии в таком случае идёт речь? Думается, поиски конкретного исторического лица здесь бесперспективны. Обращает на себя внимание, что во всех трёх процитированных источниках не указаны ни имя триумфатора (мы знаем о его nomen лишь потому, что оно указано в отношении дочери), ни его должность, ни имя враждебного ему плебейского трибуна. Подобная неконкретность едва ли случайна — весьма вероятно, что и сами римские авторы не знали этого5. Главное здесь не имена, а роли: отец-полководец, дочь-весталка и злобный разнузданный трибун, от которого она защищает родителя. Кроме того, трудно представить себе, чтобы во время триумфальной процессии трибун рискнул столь грубо оскорбить её виновника, являвшегося, помимо прочего, олицетворением самого Юпитера6.
По всей видимости, перед нами псевдоисторический анекдот, имевший, надо думать, вполне конкретные политические цели, причём анекдот, не очень-то прижившийся в античной традиции — о нём повествуют всего лишь три источника (из дошедших до нас). Если бы эта история имела хронологическую привязку, то вряд ли она не нашла бы отражения в периохах Ливия — эпитоматор любит упоминать подобные сюжеты, будь то поединок Сципиона Эмилиана с одним из защитников Интеркатии или самоубийство воина на могиле убитого им во время гражданской войны брата в 87 г. (per. 48, 79)7. Но в чём же смысл этого сюжета?
Р. Бауман указывает на «конституционный» аспект эпизода, доказательством которого являются слова Светония — весталка сопровождает своего брата8 (правильнее, конечно, отца), чтобы вмешательство трибуна оказалось с.295 святотатством (ne fas esset). Налицо столкновение двух правовых доктрин, хотя античные авторы больше упирают на почтение дочери к отцу. Р. Уилдфанг понял позицию Баумана таким образом, что тот видит в поступке Клавдии стремление ограничить трибунскую власть, и считает, что речь шла о трансформации sanctitas весталок в более внушительную и эффективную силу, что не налагало ограничений на полномочия трибунов; заметим, однако, что у Баумана о таком ограничении речи не идёт9.
Тем не менее не приходится сомневаться, что именно трибун выступает в этой истории отрицательным героем. Посему весьма вероятно, что рассматриваемая легенда появилась в последней трети II в., когда трибунская власть оказалась серьёзным противовесом авторитету сената. Почему в качестве «оружия возмездия» оказалась выбрана именно весталка, можно лишь строить более или менее правдоподобные гипотезы. Возможны разные варианты — случайный выбор автора (впрочем, это наименее вероятно); весталка как воплощение древних традиций; кроме того, здесь действительно мог найти своё отражение рост общественной активности и значения женщин — как упомянутый эпизод с Лицинией, так и участие матрон в борьбе за возвращение изгнанного стараниями гракханцев Попилия Лената (popillianae), причём одна из них, мать консула 102 г. Лутация Катула, стала первой женщиной, удостоившейся laudatio funebris10. Но это скорее побочный эффект — куда важнее, по-видимому, была демонстрация того, что старые традиции и ценности сильнее покушающихся на них смутьянов. Auctoritas полководца сохранена, дева продемонстрировала свою pietas, а разнузданный трибун посрамлён. Хотя, конечно, не исключены и другие трактовки этого загадочного сюжета; главное для нас — привлечь внимание исследователей к самому этому эпизоду, который, думается, следует рассматривать не как имевшее место событие, а как литературный сюжет, отразивший определённые тенденции своей эпохи.
ПРИМЕЧАНИЯ