Т. Моммзен

История Рима

Книга восьмая

Страны и народы от Цезаря до Диоклетиана

Моммзен Т. История Рима. Т. 5. Провинции от Цезаря до Диоклетиана.
Перевод с немецкого под общей редакцией Н. А. Машкина.
Издательство иностранной литературы, Москва, 1949.
Постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по главам.
Голубым цветом проставлена нумерация страниц по изд. 1995 г. (СПб., «Наука»—«Ювента»).

с.67 49

Гла­ва II


ИСПАНИЯ


Завер­ше­ние поко­ре­ния Испа­нии

В силу пре­врат­но­стей внеш­ней поли­ти­ки Пире­ней­ский полу­ост­ров ока­зал­ся пер­вой замор­ской кон­ти­нен­таль­ной обла­стью, в кото­рой рим­ляне утвер­ди­лись и вве­ли посто­ян­ное двой­ное воен­ное коман­до­ва­ние. Уже пра­ви­тель­ство рес­пуб­ли­ки не огра­ни­чи­лось здесь, как в Гал­лии и Илли­ри­ке, под­чи­не­ни­ем побе­ре­жья морей, омы­ваю­щих Ита­лию; напро­тив, с само­го нача­ла оно по при­ме­ру кар­фа­ген­ских Бар­кидов поста­ви­ло себе целью заво­е­ва­ние все­го полу­ост­ро­ва. Столк­но­ве­ния рим­лян с лузи­та­на­ми (в нынеш­ней Пор­ту­га­лии и Эстре­ма­ду­ре) не пре­кра­ща­лись с того момен­та, как рим­ляне объ­яви­ли себя вла­сти­те­ля­ми Испа­нии. Соб­ст­вен­но для борь­бы с ними и была учреж­де­на Даль­няя про­вин­ция одно­вре­мен­но с учреж­де­ни­ем про­вин­ции Ближ­ней Испа­нии. Гал­ле­ки (в нынеш­ней Гали­сии) под­чи­ни­лись рим­ля­нам за 100 лет до бит­вы при Акци­у­ме. Неза­дол­го до этой бит­вы Цезарь, буду­щий дик­та­тор, в пер­вом сво­ем похо­де в Испа­нию дошел со сво­им вой­ском до Бри­ган­тия (Кору­нья) и еще раз обес­пе­чил адми­ни­ст­ра­тив­ную зави­си­мость этой обла­сти от Даль­ней про­вин­ции. Воен­ные дей­ст­вия в север­ной Испа­нии не пре­кра­ща­лись и поз­же, в годы меж­ду смер­тью Цеза­ря и нача­лом еди­но­власт­но­го прав­ле­ния Авгу­ста. За этот корот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни не менее шести намест­ни­ков Испа­нии доби­лись для себя три­ум­фа в Риме, и воз­мож­но, что поко­ре­ние южно­го скло­на Пире­не­ев было осу­щест­вле­но пре­иму­ще­ст­вен­но в эту эпо­ху1. С этим поко­ре­ни­ем, навер­ное, свя­за­ны вой­ны про­тив сопле­мен­ных испан­цам акви­та­нов на север­ном склоне Пире­не­ев, про­ис­хо­див­шие в это же вре­мя (послед­няя из этих войн закон­чи­лась в 727 г. [27 г.] победой рим­лян). с.68 При реор­га­ни­за­ции управ­ле­ния импе­ри­ей в 727 г. [27 г.] полу­ост­ров достал­ся Авгу­сту, ибо там пред­по­ла­га­лось начать воен­ные опе­ра­ции круп­но­го мас­шта­ба, тре­бо­вав­шие дли­тель­но­го пре­бы­ва­ния войск. Хотя южная треть Даль­ней Испа­нии, полу­чив­шая новое назва­ние от реки Бети­са (Гва­дал­кви­ви­ра), вско­ре была воз­вра­ще­на в веде­ние сена­та2, 50 зна­чи­тель­но бо́льшая часть полу­ост­ро­ва все же посто­ян­но оста­ва­лась в импе­ра­тор­ском управ­ле­нии, кото­ро­му были под­чи­не­ны как состав­ляв­шие бо́льшую часть Даль­ней Испа­нии Лузи­та­ния и Гал­ле­кия3, так и вся обшир­ная терри­то­рия Ближ­ней Испа­нии. Немед­лен­но после учреж­де­ния ново­го вер­хов­но­го управ­ле­ния Август лич­но отпра­вил­ся в Испа­нию, чтобы в тече­ние сво­его двух­лет­не­го пре­бы­ва­ния (728—729) [26—25 гг.] вве­сти там новое адми­ни­ст­ра­тив­ное устрой­ство и руко­во­дить окку­па­ци­ей еще не под­чи­нив­ших­ся Риму обла­стей. Он зани­мал­ся всем этим, не покидая Тарра­ко­на; вооб­ще в это вре­мя центр управ­ле­ния Ближ­ней про­вин­ци­ей был пере­не­сен из Ново­го Кар­фа­ге­на в Тарра­кон, по име­ни кото­ро­го с тех пор обыч­но и назы­ва­ют эту про­вин­цию.

Если, с одной сто­ро­ны, каза­лось необ­хо­ди­мым не уда­лять центр адми­ни­ст­ра­ции от побе­ре­жья, то, с дру­гой сто­ро­ны, новая сто­ли­ца Ближ­ней Испа­нии гос­под­ст­во­ва­ла над обла­стью Эбро и ком­му­ни­ка­ци­он­ны­ми лини­я­ми, соеди­няв­ши­ми ее с севе­ро-запа­дом полу­ост­ро­ва и с Пире­не­ями. Восемь лет про­дол­жа­лась труд­ная и сто­ив­шая боль­ших жертв вой­на с асту­ра­ми (в про­вин­ци­ях Асту­рии и Леоне) и осо­бен­но с кан­табра­ми (в обла­сти вас­ко­нов и в про­вин­ции Сан­тан­дер), упор­но защи­щав­ши­ми свои горы и совер­шав­ши­ми набе­ги на сосед­ние окру­га, — вой­на, в кото­рой про­ис­хо­ди­ли пере­ры­вы, выда­вав­ши­е­ся рим­ля­на­ми за победы, пока нако­нец Агрип­пе не уда­лось путем раз­ру­ше­ния гор­ных город­ков и пере­се­ле­ния жите­лей в доли­ны сло­мить их откры­тое сопро­тив­ле­ние.

Воен­ная орга­ни­за­ция на севе­ро-запа­де

с.69 Хотя побе­ре­жье оке­а­на от Кадик­са до устья Эль­бы, по сло­вам импе­ра­то­ра Авгу­ста, со вре­ме­ни его прав­ле­ния под­чи­ня­лось рим­ля­нам, на севе­ро-запад­ном побе­ре­жье Испа­нии под­чи­не­ние это было отнюдь не доб­ро­воль­ным и весь­ма мало надеж­ным. До уста­нов­ле­ния в этой обла­сти насто­я­ще­го мира было, по-види­мо­му, очень дале­ко. Еще при Нероне мы слы­шим о похо­дах про­тив асту­ров. Еще опре­де­лен­нее свиде­тель­ст­ву­ет об этом окку­па­ция стра­ны, про­веден­ная при Авгу­сте. Гал­ле­кия была отде­ле­на от Лузи­та­нии и соеди­не­на с Тарра­кон­ской про­вин­ци­ей с целью сосре­дото­чить вер­хов­ное коман­до­ва­ние над всей север­ной Испа­ни­ей в одних руках. Эта про­вин­ция явля­лась в то вре­мя един­ст­вен­ной, кото­рая была заня­та рим­ски­ми леги­о­на­ми, хотя и не нахо­ди­лась в непо­сред­ст­вен­ном сосед­стве с вра­же­ской стра­ной; по рас­по­ря­же­нию Авгу­ста этих леги­о­нов долж­но было быть не менее трех4, при­чем два нахо­ди­лись в Асту­рии, 51 а один — в Кан­та­брии; несмот­ря на труд­ное воен­ное поло­же­ние в Гер­ма­нии и Илли­ри­ке, коли­че­ство леги­о­нов здесь не было умень­ше­но. Глав­ная квар­ти­ра была устро­е­на меж­ду ста­рой мет­ро­по­ли­ей Асту­рии, Лан­си­ей, и новой, Асту­ри­кой Авгу­стой (Астор­гой), в Леоне, сохра­нив­шем это назва­ние до насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Веро­ят­но, в свя­зи с этой уси­лен­ной окку­па­ци­ей севе­ро-запа­да сто­ит про­веде­ние в нача­ле импе­рии широ­кой сети дорог, хотя мы и не в состо­я­нии деталь­но про­следить эту связь, ввиду того что дис­ло­ка­ция рим­ских войск в прав­ле­ние Авгу­ста нам неиз­вест­на. Впро­чем, мы зна­ем, что Август и Тибе­рий соеди­ни­ли глав­ный город Гал­ле­кии Бра­ка­ру (Бра­гу) с Асту­ри­кой, т. е. рим­ской глав­ной квар­ти­рой, а рав­но с сосед­ни­ми горо­да­ми на севе­ре, севе­ро-восто­ке и юге. Тибе­рий стро­ил доро­ги так­же в обла­сти вас­ко­нов и в Кан­та­брии5. Посте­пен­но ока­за­лось воз­мож­ным с.70 сокра­тить гар­ни­зо­ны, и два леги­о­на — один при Клав­дии, а дру­гой при Нероне — были выведе­ны из Испа­нии. Одна­ко счи­та­лось, что оба они лишь вре­мен­но отко­ман­ди­ро­ва­ны, и в нача­ле прав­ле­ния Вес­па­си­а­на испан­ская окку­па­ци­он­ная армия сно­ва име­ла свой преж­ний состав; по-насто­я­ще­му ее сокра­ти­ли толь­ко Фла­вии: Вес­па­си­ан — на два леги­о­на, Доми­ци­ан — на один. С этих пор и до эпо­хи Дио­кле­ти­а­на в Леоне сто­ял гар­ни­зо­ном лишь один леги­он, 7-й Геми­на, да еще несколь­ко вспо­мо­га­тель­ных отрядов.

В эпо­ху прин­ци­па­та ни одна про­вин­ция не была столь мало затро­ну­та внеш­ни­ми и внут­рен­ни­ми вой­на­ми, как эта стра­на дале­ко­го Запа­да. В то вре­мя коман­дую­щие рим­ски­ми арми­я­ми как бы заня­ли место сопер­ни­чаю­щих пар­тий; но и в этом отно­ше­нии испан­ское вой­ско игра­ло совер­шен­но вто­ро­сте­пен­ную роль. Галь­ба вме­шал­ся в граж­дан­скую вой­ну толь­ко в каче­стве помощ­ни­ка сво­его кол­ле­ги и лишь совер­шен­но слу­чай­но выдви­нул­ся на пер­вое место. По-види­мо­му, севе­ро-запад­ная часть полу­ост­ро­ва еще во II и III вв. не была окон­ча­тель­но под­чи­не­на, ибо даже после сокра­ще­ния в этой обла­сти окку­па­ци­он­ной армии послед­няя все же оста­ва­лась отно­си­тель­но чрез­вы­чай­но силь­ной. Тем не менее мы не можем сооб­щить ниче­го опре­де­лен­но­го о дей­ст­ви­ях испан­ско­го леги­о­на на терри­то­рии про­вин­ции. В войне про­тив кан­та­бров при­ме­ня­лись воен­ные кораб­ли; впо­след­ст­вии же у рим­лян не было пово­дов устра­и­вать здесь посто­ян­ную сто­ян­ку флота. Толь­ко после Дио­кле­ти­а­на мы не нахо­дим посто­ян­ной армии на Пире­ней­ском полу­ост­ро­ве точ­но так же, как на Апен­нин­ском и Бал­кан­ском.

Втор­же­ние мав­ров

В свя­зи с опи­са­ни­ем внут­рен­не­го поло­же­ния в Афри­ке мы ска­жем подроб­нее о напа­де­ни­ях, кото­рым под­вер­га­лась про­вин­ция 52 Бети­ка, по край­ней мере с нача­ла II в., со сто­ро­ны мав­ров — рифф­ских пира­тов, совер­шав­ших свои набе­ги с про­ти­во­ле­жа­ще­го бере­га. Веро­ят­но, имен­но по этой при­чине в горо­де Ита­ли­ке (близ Севи­льи) была постав­ле­на в виде исклю­че­ния часть леги­о­на, раз­ме­щен­но­го в Леоне, несмот­ря на то, что вооб­ще в сенат­ских про­вин­ци­ях импе­ра­тор­ских войск обыч­но не было. Одна­ко обя­зан­ность охра­нять от этих втор­же­ний бога­тую южную Испа­нию была воз­ло­же­на глав­ным обра­зом на воен­ное коман­до­ва­ние про­вин­ции Тин­ги­та­нии (Тан­жер). Тем не менее быва­ли слу­чаи, что оса­де со сто­ро­ны пира­тов под­вер­га­лись такие горо­да, как Ита­ли­ка и Син­ги­ли (близ Антекве­ры).

Введе­ние ита­лий­ско­го город­ско­го пра­ва

с.71 Рома­ни­за­ция Запа­да, эта все­мир­но-исто­ри­че­ская зада­ча Рим­ской импе­рии, нигде не была под­готов­ле­на рес­пуб­ли­кан­ским пра­ви­тель­ст­вом в такой мере, как в Испа­нии. Дело, нача­тое вой­ной, было про­дол­же­но мир­ны­ми сно­ше­ни­я­ми; рим­ская сереб­ря­ная моне­та полу­чи­ла в Испа­нии все­об­щее рас­про­стра­не­ние рань­ше, чем она была при­ня­та где-либо вне Ита­лии, а экс­плуа­та­ция руд­ни­ков, вино­де­лие, раз­веде­ние мас­ли­ны и тор­го­вые сно­ше­ния вызва­ли непре­рыв­ный при­ток ита­лий­ско­го насе­ле­ния к бере­гам Испа­нии, осо­бен­но на юго-запа­де. Создан­ный Бар­кида­ми Новый Кар­фа­ген, с момен­та сво­его воз­ник­но­ве­ния до эпо­хи Авгу­ста быв­ший глав­ным горо­дом Ближ­ней Испа­нии и пер­вым тор­го­вым цен­тром Испа­нии, уже в VII в. от осно­ва­ния Рима имел мно­го­чис­лен­ное рим­ское насе­ле­ние. Кар­тея, осно­ван­ная за поко­ле­ние до Грак­хов напро­тив нынеш­не­го Гибрал­та­ра, пред­став­ля­ет первую замор­скую город­скую общи­ну с насе­ле­ни­ем рим­ско­го про­ис­хож­де­ния (II, 10). Издрев­ле зна­ме­ни­тый Гадес, род­ной брат Кар­фа­ге­на, ныне Кадикс, был пер­вым чуже­зем­ным горо­дом вне Ита­лии, полу­чив­шим рим­ское пра­во и усво­ив­шим рим­ский язык (III, 461). Если, таким обра­зом, на боль­шей части сре­ди­зем­но­мор­ско­го побе­ре­жья как искон­ная тузем­ная, так и фини­кий­ская циви­ли­за­ция уже в эпо­ху рес­пуб­ли­ки при­спо­соб­ля­лись к обы­ча­ям гос­под­ст­ву­ю­щей нации, то в эпо­ху импе­рии ни в одной про­вин­ции рома­ни­за­ция не про­во­ди­лась свер­ху так энер­гич­но, как в Испа­нии. В осо­бен­но­сти же в южной поло­вине Бети­ки, меж­ду рекой Бети­сом и Сре­ди­зем­ным морем, отча­сти уже при рес­пуб­ли­ке или при Цеза­ре, отча­сти в 739 и 740 гг. [15 и 14 гг.] по рас­по­ря­же­нию Авгу­ста целый ряд общин полу­чил пра­ва пол­но­го рим­ско­го граж­дан­ства; здесь эти общи­ны лежа­ли не на побе­ре­жье, но пре­иму­ще­ст­вен­но во внут­рен­ней обла­сти. Это были, во-пер­вых, Гис­пал (Севи­лья) и Кор­ду­ба (Кор­до­ва) с пра­вом коло­нии и, во-вто­рых, Ита­ли­ка (близ Севи­льи) и Гадес (Кадикс) с пра­вом муни­ци­пия. В южной Лузи­та­нии мы так­же встре­ча­ем ряд рав­но­прав­ных горо­дов, а имен­но Оли­зи­пон (Лис­са­бон), Пакс Юлия (Беха), а так­же осно­ван­ную Авгу­стом во вре­мя его пре­бы­ва­ния в Испа­нии и пре­вра­щен­ную в глав­ный город этой про­вин­ции коло­нию вете­ра­нов Эме­ри­ту (Мериду). В Тарра­кон­ской про­вин­ции общи­ны граж­дан нахо­ди­лись пре­иму­ще­ст­вен­но на побе­ре­жье; тако­вы Новый Кар­фа­ген, Или­ки (Эль­че), Вален­сия, Дер­то­за (Тор­то­са), Тарра­кон, Бар­ки­нон (Бар­се­ло­на); внут­ри стра­ны извест­на лишь коло­ния в долине Эбро, Цеза­рав­гу­ста (Сара­госа). При Авгу­сте во всей Испа­нии насчи­ты­ва­лось 50 общин с пол­ным пра­вом рим­ско­го граж­дан­ства; око­ло 50 дру­гих общин полу­чи­ли пока латин­ское пра­во и в отно­ше­нии внут­рен­не­го устрой­ства сто­я­ли наравне с граж­дан­ски­ми общи­на­ми. В про­чих город­ских общи­нах Испа­нии импе­ра­тор Вес­па­си­ан в свя­зи с про­из­веден­ной им в 74 г. обще­им­пер­ской пере­пи­сью тоже ввел 53 латин­ское город­ское устрой­ство. В это вре­мя, как с.72 и вооб­ще в луч­шую эпо­ху импе­рии, даро­ва­ние пра­ва граж­дан­ства не прак­ти­ко­ва­лось более широ­ко, чем при Авгу­сте6; решаю­щее зна­че­ние име­ло при этом, веро­ят­но, то обсто­я­тель­ство, что рекру­ты наби­ра­лись исклю­чи­тель­но из чис­ла рим­ских граж­дан.

Рома­ни­за­ция ибе­ров

Корен­ное насе­ле­ние Испа­нии, частич­но сме­шав­ше­е­ся с посе­лив­ши­ми­ся здесь выхо­д­ца­ми из Ита­лии и во вся­ком слу­чае широ­ко при­об­щив­ше­е­ся к ита­лий­ским обы­ча­ям и язы­ку, ни разу не сыг­ра­ло сколь­ко-нибудь замет­ной роли в исто­рии импе­рии. То пле­мя, остат­ки кото­ро­го, сохра­нив­шие свой язык, доныне дер­жат­ся в горах Бис­кайи, Гипускоа и Навар­ры, неко­гда, веро­ят­но, зани­ма­ло весь полу­ост­ров, подоб­но тому как бер­бе­ры зани­ма­ли Север­ную Афри­ку. Язык это­го пле­ме­ни, совер­шен­но отлич­ный от индо­гер­ман­ских язы­ков и, подоб­но язы­ку фин­нов и мон­го­лов, не име­ю­щий флек­сий, явля­ет­ся дока­за­тель­ст­вом его пер­во­на­чаль­ной само­сто­я­тель­но­сти. Важ­ней­шие памят­ни­ки, сохра­нив­ши­е­ся от это­го пле­ме­ни, а имен­но — моне­ты, в пер­вом сто­ле­тии рим­ско­го вла­ды­че­ства в Испа­нии были рас­про­стра­не­ны по все­му полу­ост­ро­ву, за исклю­че­ни­ем южно­го побе­ре­жья, от Кадик­са до Гра­на­ды, где в то вре­мя гос­под­ст­во­вал фини­кий­ский язык, а так­же обла­сти к севе­ру от устья Тахо и к запа­ду от исто­ков Эбро, бо́льшая часть кото­рой была в то вре­мя, веро­ят­но, фак­ти­че­ски неза­ви­си­ма и, конеч­но, совер­шен­но не затро­ну­та циви­ли­за­ци­ей. Южно­ис­пан­ский алфа­вит этой ибе­рий­ской обла­сти замет­но отли­ча­ет­ся от алфа­ви­та север­ной про­вин­ции; тем не менее оба они, совер­шен­но оче­вид­но, пред­став­ля­ют две вет­ви одно­го и того же кор­ня. Имми­гра­ция фини­кий­цев была здесь еще менее зна­чи­тель­на, чем в Афри­ке, а при­месь кельт­ско­го эле­мен­та не изме­ни­ла в сколь­ко-нибудь замет­ной для нас сте­пе­ни обще­го еди­но­об­ра­зия нацио­наль­но­го раз­ви­тия. Что же каса­ет­ся столк­но­ве­ний рим­лян с ибе­ра­ми, то они пре­иму­ще­ст­вен­но отно­сят­ся к рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хе и уже были опи­са­ны нами ранее (I, 635 и сл.). После уже упо­мя­ну­тых выше послед­них воен­ных экс­пе­ди­ций при пер­вой импе­ра­тор­ской дина­стии ибе­ры совер­шен­но исче­за­ют из наше­го поля зре­ния. Сохра­нив­ши­е­ся изве­стия не дают удо­вле­тво­ри­тель­но­го отве­та и на вопрос, насколь­ко они были рома­ни­зо­ва­ны в эпо­ху импе­рии. Нет надоб­но­сти дока­зы­вать, что при сно­ше­ни­ях с чуже­зем­ны­ми вла­сти­те­ля­ми они иско­ни долж­ны были поль­зо­вать­ся латин­ским язы­ком; одна­ко под вли­я­ни­ем Рима нацио­наль­ный язык и пись­мен­ность исче­за­ют из пуб­лич­но­го оби­хо­да и внут­ри самих общин. Уже в послед­нем сто­ле­тии рес­пуб­ли­ки в общем почти пре­кра­ти­лась мест­ная чекан­ка моне­ты, пер­во­на­чаль­но раз­ре­шен­ная и имев­шая широ­кое рас­про­стра­не­ние. В эпо­ху импе­рии все моне­ты испан­ских горо­дов име­ют толь­ко латин­скую с.73 над­пись7. Ноше­ние рим­ской одеж­ды и употреб­ле­ние латин­ско­го язы­ка были широ­ко рас­про­стра­не­ны и сре­ди тех 54 испан­цев, кото­рые не име­ли ита­лий­ско­го пра­ва граж­дан­ства; пра­ви­тель­ство так­же содей­ст­во­ва­ло фак­ти­че­ской рома­ни­за­ции стра­ны8. После смер­ти Авгу­ста латин­ский язык и рим­ские обы­чаи пре­об­ла­да­ли в Анда­лу­зии, Гра­на­де, Мур­сии, Вален­сии, Ката­ло­нии и Ара­гоне, что явля­лось резуль­та­том не толь­ко коло­ни­за­ции, но и рома­ни­за­ции. В силу упо­мя­ну­то­го выше рас­по­ря­же­ния Вес­па­си­а­на употреб­ле­ние тузем­но­го язы­ка было огра­ни­че­но сфе­рой част­ной жиз­ни. То обсто­я­тель­ство, что этот язык сохра­нил­ся до насто­я­ще­го вре­ме­ни, свиде­тель­ст­ву­ет, что в этой сфе­ре он нико­гда не исче­зал; язык, сохра­нив­ший­ся теперь толь­ко в горах, кото­рые нико­гда не были заня­ты ни гота­ми, ни ара­ба­ми, в рим­скую эпо­ху, види­мо, был рас­про­стра­нен в зна­чи­тель­ной части Испа­нии, в осо­бен­но­сти на севе­ро-запа­де. Тем не менее рома­ни­за­ция в Испа­нии, навер­ное, нача­лась гораздо рань­ше и про­во­ди­лась интен­сив­нее, неже­ли в Афри­ке; в Афри­ке мож­но ука­зать нема­ло памят­ни­ков с тузем­ны­ми над­пи­ся­ми, отно­ся­щих­ся к эпо­хе импе­рии, в Испа­нии же едва ли най­дут­ся подоб­ные над­пи­си; бер­бер­ский язык и ныне рас­про­стра­нен на поло­вине терри­то­рии Север­ной Афри­ки, тогда как ибер­ский сохра­ня­ет­ся лишь в доли­нах зем­ли бас­ков. Ино­го резуль­та­та не мог­ло и быть, как пото­му, что в Испа­нии рим­ская циви­ли­за­ция появи­лась гораздо рань­ше и внед­ря­лась гораздо энер­гич­нее, неже­ли в Афри­ке, так и пото­му, что в Испа­нии в отли­чие от Афри­ки мест­ное насе­ле­ние не име­ло опо­ры в сво­бод­ных пле­ме­нах.

Испан­ская общи­на

Устрой­ство тузем­ных общин ибе­ров не отли­ча­лось сколь­ко-нибудь замет­ным для нас обра­зом от устрой­ства галль­ских общин. Подоб­но стране кель­тов с.74 по обе сто­ро­ны Альп, Испа­ния с само­го нача­ла разде­ля­лась на пле­мен­ные окру­га. Вак­кеи и кан­та­бры едва ли суще­ст­вен­но отли­ча­лись от цено­ма­нов Транс­па­дан­ской обла­сти или от ремов Бель­ги­ки. То обсто­я­тель­ство, что на испан­ских моне­тах ран­ней эпо­хи рим­ско­го вла­ды­че­ства в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев обо­зна­ча­ют­ся не горо­да, но окру­га, не Тарра­кон, но цес­се­та­ны, не Сагунт, но арсен­сы, — пока­зы­ва­ет нам еще яснее, чем исто­рия тогдаш­них войн, что и в Испа­нии неко­гда суще­ст­во­ва­ли боль­шие сою­зы окру­гов. Одна­ко победи­те­ли-рим­ляне обра­ща­лись с эти­ми союз­ни­ка­ми не всюду оди­на­ко­во. Окру­га в Транс­аль­пин­ской Гал­лии и под рим­ским вла­ды­че­ст­вом оста­ва­лись поли­ти­че­ски­ми орга­ни­за­ци­я­ми, тогда как окру­га в Цис­аль­пин­ской Гал­лии, как и в Испа­нии, име­ли лишь гео­гра­фи­че­ское зна­че­ние. Напри­мер, округ цено­ма­нов являл­ся все­го лишь общим наиме­но­ва­ни­ем терри­то­рий Брик­сии, Бер­го­ма и т. д., а назва­ние «асту­ры» отно­си­лось к 22 поли­ти­че­ски само­сто­я­тель­ным общи­нам, кото­рые, 55 по-види­мо­му, были столь же мало свя­за­ны меж­ду собой в пра­во­вом отно­ше­нии, как горо­да Брик­сия и Бер­гом9.

Чис­ло таких общин в Тарра­кон­ской про­вин­ции в эпо­ху Авгу­ста рав­ня­лось 293, а в середине II в. — 275. Таким обра­зом, древ­ние сою­зы окру­гов здесь были рас­пу­ще­ны. Едва ли это было вызва­но тем обсто­я­тель­ст­вом, что союз вет­то­нов и кан­та­бров казал­ся более опас­ным для един­ства импе­рии, неже­ли союз сек­ва­нов и тре­ве­ров. Раз­ли­чие устрой­ства Гал­лии и Испа­нии с.75 свя­за­но с раз­ли­чи­я­ми вре­ме­ни и фор­мы заво­е­ва­ния. Область по Гва­дал­кви­ви­ру ста­ла рим­ской на пол­то­ра сто­ле­тия рань­ше, неже­ли бере­га Луа­ры и Сены. Эпо­ха, в кото­рую было поло­же­но осно­ва­ние испан­ских поряд­ков, не слиш­ком дале­ко отсто­ит от того вре­ме­ни, когда была уни­что­же­на сам­нит­ская кон­феде­ра­ция. В Испа­нии гос­под­ст­во­вал дух ста­рой рес­пуб­ли­ки, в Гал­лии же — более сво­бод­ные и мяг­кие воз­зре­ния Цеза­ря. Малень­кие, бес­силь­ные окру­га, после уни­что­же­ния пле­мен­ных сою­зов пре­вра­тив­ши­е­ся в носи­те­лей поли­ти­че­ско­го един­ства — в мел­кие пле­ме­на или роды, — с тече­ни­ем вре­ме­ни пре­об­ра­зо­ва­лись в Испа­нии, как и повсюду, в горо­да. Нача­ло город­ско­го раз­ви­тия общин — в том чис­ле и тех, кото­рые не полу­чи­ли ита­лий­ско­го пра­ва — вос­хо­дит к рес­пуб­ли­кан­ским, может быть, даже дорим­ским вре­ме­нам; поз­же Вес­па­си­ан, рас­про­стра­нив пра­во латин­ско­го граж­дан­ства на всю про­вин­цию, сде­лал, по-види­мо­му, это пре­вра­ще­ние повсе­мест­ным или почти повсе­мест­ным10. Дей­ст­ви­тель­но, сре­ди 293 общин Тарра­кон­ской про­вин­ции при Авгу­сте 56 было 114 общин него­род­ско­го типа, а сре­ди 275 общин II в. таких оста­ва­лось толь­ко 27.

Набор в армию

О поло­же­нии Испа­нии в общей систе­ме управ­ле­ния импе­ри­ей мож­но ска­зать лишь немно­го. При набо­рах в армию испан­ские про­вин­ции игра­ли выдаю­щу­ю­ся роль. Сто­яв­шие там леги­о­ны с само­го нача­ла прин­ци­па­та наби­ра­лись, веро­ят­но, пре­иму­ще­ст­вен­но в самой стране. Когда в более позд­нюю эпо­ху был сокра­щен состав окку­па­ци­он­ной армии и в то же вре­мя набор стал все более стро­го огра­ни­чи­вать­ся соб­ст­вен­но окру­гом дан­но­го гар­ни­зо­на, Бети­ка, разде­ляя и в этом отно­ше­нии судь­бу Ита­лии, наслаж­да­лась сомни­тель­ным сча­стьем пол­ной сво­бо­ды от воен­ной служ­бы. Набор рекру­тов для вспо­мо­га­тель­ных войск, про­из­во­див­ший­ся имен­но в тех мест­но­стях, где город­ское устрой­ство полу­чи­ло наи­мень­шее раз­ви­тие, широ­ко прак­ти­ко­вал­ся в Лузи­та­нии, Гал­ле­кии и Асту­рии, а так­же в север­ных и цен­траль­ных обла­стях Испа­нии. Август, отец кото­ро­го сфор­ми­ро­вал отряд сво­их тело­хра­ни­те­лей из испан­цев, ни в одной из под­чи­нен­ных ему обла­стей, за исклю­че­ни­ем Бель­ги­ки, не про­из­во­дил таких мас­со­вых воен­ных набо­ров, как в Испа­нии. Для с.76 рим­ских государ­ст­вен­ных финан­сов эта бога­тая стра­на, без вся­ко­го сомне­ния, пред­став­ля­ла один из самых надеж­ных и обиль­ных источ­ни­ков дохо­да; одна­ко более точ­ных сведе­ний на этот счет у нас не име­ет­ся.

Пути сооб­ще­ния и тор­гов­ля

О том зна­че­нии, кото­рое име­ла в этих про­вин­ци­ях тор­гов­ля, мы до неко­то­рой сте­пе­ни можем судить по забот­ли­во­сти, кото­рую про­яв­ля­ло пра­ви­тель­ство к стро­и­тель­ству и содер­жа­нию дорог в Испа­нии. На про­стран­стве меж­ду Пире­не­ями и Тарра­ко­ном най­де­ны рим­ские миле­вые кам­ни, отно­ся­щи­е­ся уже к кон­цу рес­пуб­ли­ки, меж­ду тем как ни в одной про­вин­ции Запа­да нет миле­вых кам­ней, отно­ся­щих­ся к это­му пери­о­ду. Мы уже гово­ри­ли, что Август и Тибе­рий поощ­ря­ли дорож­ное стро­и­тель­ство в Испа­нии глав­ным обра­зом из сооб­ра­же­ний воен­но­го харак­те­ра. Одна­ко построй­ка Авгу­стом доро­ги воз­ле Ново­го Кар­фа­ге­на мог­ла иметь целью толь­ко инте­ре­сы сооб­ще­ния; пре­иму­ще­ст­вен­но той же цели слу­жи­ла назван­ная его име­нем импер­ская маги­ст­раль11, кото­рую он при­вел в порядок и про­дол­жил; эта доро­га, про­дол­же­ние ита­ло-галль­ской бере­го­вой доро­ги, пере­се­ка­ла Пире­неи у пере­ва­ла Пуи­сер­ды, отсюда шла на Тарра­го­ну, затем, не откло­ня­ясь зна­чи­тель­но от побе­ре­жья, сле­до­ва­ла через Вален­сию до устья Хука­ра, откуда, пере­се­кая внут­рен­нюю область, вела в доли­ну Бети­са; здесь, начи­ная от обо­зна­чав­шей гра­ни­цу обе­их про­вин­ций арки Авгу­ста, от кото­рой начи­нал­ся новый счет миле­вых кам­ней, эта доро­га шла по про­вин­ции Бети­ке до устья реки и, таким обра­зом, соеди­ня­ла Рим с оке­а­ном. Прав­да, это была един­ст­вен­ная импер­ская доро­га в Испа­нии. После Авгу­ста пра­ви­тель­ство уже не про­яв­ля­ло боль­ших забот о доро­гах в испан­ских про­вин­ци­ях; попе­че­ние о доро­гах вско­ре почти пол­но­стью пере­шло в веде­ние город­ских общин; насколь­ко мы можем судить, послед­ние повсюду, за исклю­че­ни­ем внут­рен­не­го плос­ко­го­рья, вос­ста­но­ви­ли пути сооб­ще­ния в объ­е­ме, соот­вет­ст­во­вав­шем 57 куль­тур­но­му состо­я­нию про­вин­ции. Ибо, хотя Испа­ния и гори­ста, хотя в ней име­ют­ся сте­пи и пусты­ни, она все же при­над­ле­жит к чис­лу самых бога­тых стран зем­но­го шара как бла­го­да­ря мно­же­ству зла­ков и пло­дов, так и бла­го­да­ря оби­лию вина, олив­ко­во­го мас­ла и метал­лов. К это­му сле­ду­ет доба­вить ран­нее раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти, про­из­во­див­шей пре­иму­ще­ст­вен­но желез­ные изде­лия, а так­же шер­стя­ные и льня­ные тка­ни. При иму­ще­ст­вен­ных пере­пи­сях, про­из­во­див­ших­ся в прав­ле­ние Авгу­ста, ни в одной город­ской общине с рим­ским граж­дан­ским пра­вом, за с.77 исклю­че­ни­ем Пата­вия, не ока­за­лось тако­го коли­че­ства бога­тых людей, как в испан­ском Гаде­се, опто­вые тор­гов­цы кото­ро­го разъ­ез­жа­ли по все­му миру. Это­му соот­вет­ст­во­ва­ла утон­чен­ная рос­кошь быта; тузем­ные тан­цов­щи­цы с каста­нье­та­ми сла­ви­лись повсюду, а гади­тан­ские арии были так же хоро­шо зна­ко­мы рим­ским фран­там, как и пес­ни еги­пет­ской Алек­сан­дрии. Бли­зость Ита­лии, а так­же удоб­ный и деше­вый мор­ской транс­порт в эту эпо­ху созда­ли Испа­нии, осо­бен­но ее южно­му и восточ­но­му побе­ре­жьям, воз­мож­ность отправ­лять свои про­дук­ты на пер­вый в мире рынок; веро­ят­но, ни с одной стра­ной Рим не вел такой обшир­ной и посто­ян­ной опто­вой тор­гов­ли, как с Испа­ни­ей.

О том, что рим­ская циви­ли­за­ция про­ник­ла в Испа­нию рань­ше и глуб­же, чем в какую-либо дру­гую про­вин­цию, свиде­тель­ст­ву­ют раз­но­об­раз­ные дан­ные, пре­иму­ще­ст­вен­но из обла­сти рели­гии и лите­ра­ту­ры.

Рели­ги­оз­ный культ

В обла­стях, сохра­нив­ших свой ибе­рий­ский харак­тер и в более позд­нее вре­мя и мало затро­ну­тых имми­гра­ци­ей — в Лузи­та­нии, Гал­ле­кии и Асту­рии, — свя­ти­ли­ща тузем­ных богов с их стран­ны­ми, боль­шей частью окан­чи­ваю­щи­ми­ся на «icus» и «ecus» име­на­ми — Эндо­ве­ли­кус, Эекус, Ваго­дон­не­гус и дру­гие — сохра­ни­лись и при прин­ци­па­те. Но что каса­ет­ся Бети­ки, то на всем ее про­стран­стве не най­де­но ни еди­но­го кам­ня с посвя­ти­тель­ной рели­ги­оз­ной над­пи­сью, кото­рый не мог бы с таким же осно­ва­ни­ем быть постав­лен в самой Ита­лии. То же самое мож­но ска­зать и о Тарра­кон­ской про­вин­ции в соб­ст­вен­ном смыс­ле, где лишь на верх­нем Дуэ­ро попа­да­ют­ся отдель­ные следы куль­та кельт­ских богов12. Столь глу­бо­кой рома­ни­за­ции рели­гии мы не встре­ча­ем боль­ше ни в одной про­вин­ции импе­рии.

Испан­цы в латин­ской лите­ра­ту­ре

Цице­рон упо­ми­на­ет латин­ских поэтов испан­ской Кор­ду­бы лишь с тем, чтобы ото­звать­ся о них отри­ца­тель­но. Авгу­стов­ский век лите­ра­ту­ры так­же в сущ­но­сти явля­ет­ся созда­ни­ем уро­жен­цев Ита­лии, хотя в отдель­ных слу­ча­ях в общей рабо­те при­ни­ма­ли уча­стие и про­вин­ци­а­лы, меж­ду про­чим, уче­ный биб­лио­те­карь импе­ра­то­ра фило­лог Гигин, родив­ший­ся в нево­ле в Испа­нии. Одна­ко начи­ная с это­го вре­ме­ни испан­цы взя­ли на себя в лите­ра­ту­ре роль если не кори­фе­ев, то, по край­ней мере, школь­ных настав­ни­ков. Быв­ший учи­тель Овидия, уро­же­нец Кор­ду­бы Марк Пор­ций Латрон, про­из­веде­ния кото­ро­го слу­жи­ли образ­ца­ми моло­до­му Овидию, а так­же зем­ляк и друг юно­сти Латро­на Анней Сене­ка, оба все­го лишь лет на десять моло­же Гора­ция, дол­гое вре­мя под­ви­за­лись в сво­ем род­ном горо­де в каче­стве учи­те­лей с.78 крас­но­ре­чия, преж­де чем пере­нес­ли свою пре­по­да­ва­тель­скую дея­тель­ность в Рим. Оба они явля­ют­ся насто­я­щи­ми пред­ста­ви­те­ля­ми школь­ной рито­ри­ки, 58 сме­нив­шей рес­пуб­ли­кан­скую сво­бо­ду и дер­зость речи. Когда одна­жды Латро­ну волей-нево­лей при­шлось высту­пить в насто­я­щем судеб­ном про­цес­се, он совер­шен­но поте­рял нить сво­ей речи и смог про­дол­жать лишь после того, как суд в уго­ду этой зна­ме­ни­то­сти пере­нес раз­бор дела с три­бу­на­ла на пло­ща­ди в школь­ную ауди­то­рию. Сын Сене­ки, министр при Нероне, мод­ный фило­соф сво­ей эпо­хи, и его внук Лукан, поэт идей­ной оппо­зи­ции прин­ци­па­ту, несмот­ря на то, что они не отли­ча­лись осо­бым лите­ра­тур­ным даром, так­же, бес­спор­но, име­ли боль­шое исто­ри­че­ское зна­че­ние, кото­рым до извест­ной сте­пе­ни они обя­за­ны Испа­нии. Точ­но так же в эпо­ху ран­ней импе­рии два дру­гих про­вин­ци­а­ла, уро­жен­цы Бети­ки, заня­ли вид­ное место в ряду писа­те­лей, являв­ших­ся при­знан­ны­ми авто­ри­те­та­ми по части сти­ля; это были: при Клав­дии — Мела с его крат­ки­ми гео­гра­фи­че­ски­ми опи­са­ни­я­ми, при Нероне — Колу­мел­ла с его обсто­я­тель­ным, напи­сан­ным частью так­же в поэ­ти­че­ской фор­ме сочи­не­ни­ем о зем­леде­лии. Если при Доми­ци­ане поэт Каний Руф из Гаде­са, фило­соф Деци­ан из Эме­ри­ты и ора­тор Вале­рий Лици­ни­ан из Бил­би­ла (Кала­тай­уд близ Сара­го­сы) чест­ву­ют­ся в каче­стве кори­фе­ев лите­ра­ту­ры наряду с Вер­ги­ли­ем и Катул­лом, а так­же тре­мя све­ти­лами Кор­ду­бы, то такая же сла­ва доста­лась на долю уро­жен­ца Бил­би­ла Вале­рия Мар­ци­а­ла13, кото­рый не усту­па­ет ни одно­му поэту той эпо­хи в тон­ко­сти и лов­ко­сти при­е­мов, с одной сто­ро­ны, и в про­даж­но­сти и пусто­те — с дру­гой; при этом не сле­ду­ет забы­вать об общем про­ис­хож­де­нии всех этих лиц. Но уже то, что Испа­ния мог­ла дать такую пле­яду поэтов, свиде­тель­ст­ву­ет о боль­шой роли, кото­рая при­над­ле­жит ей в лите­ра­ту­ре того вре­ме­ни.

Одна­ко под­лин­ной звездой пер­вой вели­чи­ны сре­ди латин­ских писа­те­лей Испа­нии был Марк Фабий Квин­ти­ли­ан (35—95) из Кала­гурри­са на Эбро. Уже его отец зани­мал­ся в Риме пре­по­да­ва­ни­ем крас­но­ре­чия. Сам же Квин­ти­ли­ан явил­ся в Рим по при­гла­ше­нию импе­ра­то­ра Галь­бы, а при Доми­ци­ане он занял с.79 почет­ное поло­же­ние в каче­стве вос­пи­та­те­ля пле­мян­ни­ков импе­ра­то­ра. Состав­лен­ный им учеб­ник рито­ри­ки, пред­став­ля­ю­щий собой до извест­ной сте­пе­ни так­же исто­рию рим­ской лите­ра­ту­ры, явля­ет­ся одним из луч­ших сочи­не­ний, дошед­ших до нас от рим­ской древ­но­сти; он отли­ча­ет­ся тон­ким вку­сом и вер­но­стью суж­де­ний, про­стотой чув­ства и изо­бра­же­ния; изло­же­ние живое и непри­нуж­ден­ное, поучи­тель­ное и увле­ка­тель­ное; вооб­ще, весь этот труд пред­став­ля­ет собой, по замыс­лу само­го авто­ра, пол­ную про­ти­во­по­лож­ность обиль­ной гром­ки­ми фра­за­ми, но бед­ной мыс­ля­ми мод­ной лите­ра­ту­ре того вре­ме­ни. Если 59 направ­ле­ние этой лите­ра­ту­ры все же изме­ни­лось, хотя она не сде­ла­лась луч­ше, то это в нема­лой сте­пе­ни явля­ет­ся заслу­гой Квин­ти­ли­а­на. В общем ничто­же­стве после­дую­ще­го пери­о­да вли­я­ние испан­цев уже не чув­ст­ву­ет­ся. Латин­ские писа­ния этих про­вин­ци­а­лов осо­бен­но важ­ны для исто­ри­ка в том отно­ше­нии, что они во всем сле­ду­ют за лите­ра­тур­ным раз­ви­ти­ем мет­ро­по­лии. Прав­да, Цице­рон под­тру­ни­ва­ет над нелов­ко­стью и про­вин­ци­а­лиз­ма­ми испан­ских сти­хотвор­цев, а рим­ля­нин по рож­де­нию, напы­щен­ный и щепе­тиль­ный в вопро­сах сти­ля Мес­са­ла Кор­вин неодоб­ри­тель­но отзы­ва­ет­ся о латы­ни Латро­на; одна­ко в пери­од после Авгу­ста мы заста­ем совсем иную кар­ти­ну. Рито­ры Гал­лии, вели­кие цер­ков­ные писа­те­ли Афри­ки, даже когда они писа­ли по-латы­ни, все­гда оста­ва­лись до неко­то­рой сте­пе­ни чуже­стран­ца­ми. Напро­тив, никто не при­знал бы за чуже­зем­цев Сене­ку и Мар­ци­а­ла ни по содер­жа­нию, ни по фор­ме их лите­ра­тур­ных про­из­веде­ний, и во всей Ита­лии не было чело­ве­ка, кото­рый глу­бо­кой любо­вью к род­ной лите­ра­ту­ре и тон­ким ее пони­ма­ни­ем пре­взо­шел бы учи­те­ля латин­ско­го язы­ка из Кала­гурри­са.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • с.67
  • 1[1] Поми­мо носив­ше­го поли­ти­че­ский харак­тер три­ум­фа Лепида, три­ум­фы за победы в Испа­нии справ­ля­ли: в 718 г. [36 г.] Гн. Доми­ций Каль­вин (кон­сул 714 г. [40 г.]), в 720 г. [34 г.] Г. Нор­бан Флакк (кон­сул 716 г. [38 г.]), меж­ду 720 и 725 гг. [34 и 29 гг.] Л. Мар­ций Филипп (кон­сул 716 г. [38 г.]) и Аппий Клав­дий Пуль­хр (кон­сул 716 г. [38 г.]), в 726 г. [28 г.] Г. Каль­ви­зий Сабин (кон­сул 715 г. [39 г.]), в 728 г. [26 г.] Секст Апу­лей (кон­сул 725 г. [29 г.]). Авто­ры упо­ми­на­ют лишь победу, кото­рую Каль­вин одер­жал над цере­та­на­ми близ Пуи­сер­ды в восточ­ных Пире­не­ях (Дион Кас­сий, 48, 42; ср. Вел­лей, 2, 78 и моне­ту Саби­на с над­пи­сью «Os­ca» у Eck­hel, 5, 203).
  • с.68
  • 2[1] Так как Авгу­ста Эме­ри­та в Лузи­та­нии сде­ла­лась коло­ни­ей лишь в 729 г. [25 г.] (Дион Кас­сий, 53, 26), то Лузи­та­ния не была бы про­пу­ще­на при пере­чис­ле­нии про­вин­ций, в кото­рых Август осно­вы­вал коло­нии (Mon. An­cyr., p. 119, ср. p. 222), если бы она была уже отде­ле­на от Даль­ней Испа­нии; поэто­му веро­ят­нее все­го пред­по­ло­жить, что отде­ле­ние Лузи­та­нии от Даль­ней Испа­нии про­изо­шло лишь после вой­ны с кан­табра­ми.
  • 3[2] Гал­ле­кия была заня­та рим­ля­на­ми в резуль­та­те наступ­ле­ния из Даль­ней про­вин­ции; к тому же в пер­вые годы прав­ле­ния Авгу­ста она, веро­ят­но, при­над­ле­жа­ла к Лузи­та­нии; по-види­мо­му, Асту­рия пер­во­на­чаль­но так­же была при­со­еди­не­на к этой про­вин­ции. Ина­че невоз­мож­но понять рас­сказ у Дио­на Кас­сия (54, 5). Стро­и­тель Эме­ри­ты Т. Кари­зий был, оче­вид­но, намест­ни­ком Лузи­та­нии, Г. Фур­ний — намест­ни­ком Тарра­кон­ской про­вин­ции. С этим согла­су­ет­ся парал­лель­ное изо­бра­же­ние у Фло­ра (2, 33), ибо Dri­gae­ci­ni ману­скрип­тов, навер­ное, тож­де­ст­вен­ны с Βρι­γαικι­νοί, кото­рых Пто­ле­мей (2, 6, 29) упо­ми­на­ет сре­ди про­чих асту­ров. Поэто­му и Агрип­па в сво­их изме­ре­ни­ях соеди­ня­ет в одно Лузи­та­нию с Асту­ри­ей и Гал­ле­ки­ей (Пли­ний, H. N., 4, 22, 118), а Стра­бон (3, 4, 20, стр. 166) гово­рит, что гал­ле­ки рань­ше назы­ва­лись лузи­та­на­ми. О коле­ба­ни­ях в раз­гра­ни­че­нии испан­ских про­вин­ций упо­ми­на­ет Стра­бон (3, 4, 19, стр. 166).
  • с.69
  • 4[1] Это были леги­о­ны: 4-й Македон­ский, 6-й Вик­трикс, 10-й Геми­на. Пер­вый из них в свя­зи с пере­ме­ще­ни­ем воен­ных лаге­рей, вызван­ным бри­тан­ской экс­пе­ди­ци­ей Клав­дия, был пере­веден на Рейн. Оба дру­гих, хотя и неод­но­крат­но дей­ст­во­ва­ли за этот про­ме­жу­ток вре­ме­ни в дру­гих местах, в нача­ле прав­ле­ния Вес­па­си­а­на еще нахо­ди­лись в сво­ем ста­ром гар­ни­зоне, и вме­сте с ними вза­мен 4-го леги­о­на сто­ял вновь сфор­ми­ро­ван­ный Галь­бой 1-й Адъ­ютрикс (Тацит, Исто­рия, 1, 44). Все три леги­о­на в свя­зи с вой­ной про­тив бата­вов были отправ­ле­ны на Рейн, и лишь один из них вер­нул­ся обрат­но. Еще в 88 г. в Испа­нии сто­я­ло несколь­ко леги­о­нов (Пли­ний, Пане­ги­рик, 14; ср. Her­mes, 3, 118), в том чис­ле, несо­мнен­но, сто­яв­ший еще до 79 г. в Испа­нии 7-й Геми­на (C. I. L., II, 2477); вто­рым леги­о­ном был, по-види­мо­му, один из упо­мя­ну­тых трех, веро­ят­но, 1-й Адъ­ютрикс, ибо он вско­ре после 88 г. участ­во­вал в дунай­ских вой­нах Доми­ци­а­на, а при Тра­яне сто­ял в Верх­ней Гер­ма­нии, что и застав­ля­ет пред­по­ла­гать, что он при­над­ле­жал к чис­лу леги­о­нов, кото­рые в 88 г. были направ­ле­ны из Испа­нии в Верх­нюю Гер­ма­нию. В Лузи­та­нии леги­о­нов не было.
  • 5[2] У местеч­ка Писо­ра­ки (Эрре­ра на Пису­эр­ге, меж­ду Пален­си­ей и Сан­тан­де­ром), кото­рое упо­ми­на­ет­ся толь­ко на над­пи­сях Тибе­рия и Неро­на и при­том в каче­стве исход­но­го пунк­та импе­ра­тор­ской доро­ги (C. I. L., II, 4883, 4884), долж­но быть, нахо­дил­ся лагерь кан­та­брий­ско­го леги­о­на, с.70 подоб­но тому как у Лео­на сто­ял лагерь асту­рий­ско­го леги­о­на. Авгу­сто­б­ри­га (к запа­ду от Сара­го­сы) и Ком­плут (Алка­ла де Эна­рес, к севе­ру от Мад­рида), так­же являв­ши­е­ся цен­тра­ми импер­ских дорог, были обя­за­ны этим не сво­е­му зна­че­нию в каче­стве горо­дов, а тому, что они были воен­ны­ми лаге­ря­ми. По-види­мо­му, в свя­зи с этим сто­ит тот факт, что один из отрядов это­го леги­о­на дей­ст­во­вал в тече­ние непро­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни и в Нуми­дии.
  • с.72
  • 6[1] Выра­же­ние Иоси­фа Фла­вия (contra Apio­nem, 2, 4), что «ибе­ров назы­ва­ют рим­ля­на­ми», может отно­сить­ся лишь к пожа­ло­ва­нию им Вес­па­си­а­ном латин­ско­го пра­ва и пред­став­ля­ет неточ­ное сооб­ще­ние ино­стран­ца.
  • с.73
  • 7[1] Послед­ним памят­ни­ком тузем­но­го язы­ка, вре­мя кото­ро­го мож­но точ­но уста­но­вить, явля­ет­ся моне­та Ози­кер­ды, выче­ка­нен­ная по образ­цу тех дена­ри­ев с изо­бра­же­ни­ем сло­на, кото­рые Цезарь выпус­кал во вре­мя вой­ны в Гал­лии; она име­ет латин­скую и ибе­рий­скую над­пи­си (Zo­bel, Es­tu­dio históri­co de la mo­ne­da an­ti­qua es­pañola, 2, 11). Сре­ди тузем­ных или полу­ту­зем­ных над­пи­сей Испа­нии неко­то­рые, может быть, отно­сят­ся и к более позд­не­му вре­ме­ни; одна­ко нет ника­кой веро­ят­но­сти, чтобы хотя одна из них име­ла обще­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние.
  • 8[2] Было вре­мя, когда общи­нам пере­гри­нов при­хо­ди­лось хода­тай­ст­во­вать перед сена­том о даро­ва­нии им пра­ва в офи­ци­аль­ных слу­ча­ях поль­зо­вать­ся латин­ским язы­ком. В эпо­ху импе­рии поло­же­ние изме­ни­лось. В это вре­мя, веро­ят­но, неред­ко име­ло место обрат­ное явле­ние — напри­мер, чекан­ка моне­ты раз­ре­ша­лась с усло­ви­ем, чтобы над­пись была латин­ская. Латин­ские над­пи­си дела­лись и на обще­ст­вен­ных зда­ни­ях, соору­жен­ных лица­ми, не при­над­ле­жа­щи­ми к город­ским общи­нам. Так, напри­мер, одна над­пись из Или­пы в Анда­лу­зии гла­сит (C. I. L., II, 1087): Ur­chail Atit­ta fili­us Chi­la­sur­gun por­tas for­nices aedi­fi­canda cu­ra­vit de sua pecu­nia. (Урха­ил Атит­та, сын Хила­зур­гу­на, выпол­нил на соб­ст­вен­ные сред­ства построй­ку ворот с аркой). Что ноше­ние рим­ской тоги было раз­ре­ше­но так­же и нерим­ля­нам и счи­та­лось при­зна­ком лояль­но­сти, дока­зы­ва­ет выра­же­ние Стра­бо­на об «оде­той в тогу Тарра­кон­ской про­вин­ции», рав­но как и поведе­ние Агри­ко­лы в Бри­та­нии (Тацит, Агри­ко­ла, 21).
  • с.74
  • 9[1] Эти свое­об­раз­ные поряд­ки рас­кры­ва­ют­ся перед нами в спис­ках испан­ских насе­лен­ных пунк­тов у Пли­ния; они хоро­шо опи­са­ны Дет­леф­се­ном (Phi­lo­lo­gus, 32, 606 и сл.). Прав­да, тер­ми­но­ло­гия этих источ­ни­ков неточ­на; посколь­ку обо­зна­че­ния ci­vi­tas (граж­дан­ская общи­на), po­pu­lus (народ), gens (род) отно­сят­ся к само­сто­я­тель­ным общи­нам, они с пол­ным осно­ва­ни­ем при­ме­ня­ют­ся и к этим частям пле­мен­ных окру­гов. Таким обра­зом гово­рит­ся, напри­мер, о X ci­vi­ta­tes (граж­дан­ских общи­нах) автри­го­нов, о XXII po­pu­li (наро­дах) асту­ров, о gens Zoe­la­rum (роде зелов) (C. I. L., II, 2633), кото­рый как раз вхо­дит в чис­ло этих 22 наро­дов. Заме­ча­тель­ный име­ю­щий­ся у нас доку­мент, отно­ся­щий­ся к зелам (C. I. L., II, 2633), гово­рит, что этот gens (род) в свою оче­редь рас­па­дал­ся на gen­ti­li­ta­tes (род­ства), кото­рые так­же назы­ва­лись «рода­ми» (gen­tes), о чем свиде­тель­ст­ву­ют и этот источ­ник и ряд дру­гих дан­ных (Eph. epigr., II, p. 243). Встре­ча­ет­ся так­же тер­мин ci­vis (граж­да­нин) в при­ме­не­нии к одно­му из кан­табр­ских po­pu­li (Eph. epigr., II, p. 243). Одна­ко и для более круп­но­го окру­га, кото­рый неко­гда являл­ся поли­ти­че­ской еди­ни­цей, так­же не суще­ст­ву­ет дру­гих обо­зна­че­ний, кро­ме тех, кото­рые были даны, соб­ст­вен­но гово­ря, зад­ним чис­лом и непра­виль­но; в осо­бен­но­сти сло­во gens употреб­ля­ет­ся в этом зна­че­нии даже в тех­ни­че­ском язы­ке (напри­мер, C. I. L., II, 4233: In­ter­catien­sis ex gen­te Vac­caeo­rum). Что осно­вой общин­но­го устрой­ства в Испа­нии слу­жи­ли назван­ные нами мел­кие окру­га, а не круп­ные пле­мен­ные окру­га, явст­ву­ет как из самой тер­ми­но­ло­гии, так и из того, что Пли­ний (3, 3, 18) упо­мя­ну­тым нами в тек­сте 293 насе­лен­ным пунк­там про­ти­во­по­став­ля­ет ci­vi­ta­tes contri­bu­tae aliis (город­ские общи­ны, под­чи­нен­ные дру­гим); далее, об этом же свиде­тель­ст­ву­ет назна­че­ние долж­ност­но­го лица ad cen­sus ac­ci­pien­dos ci­vi­ta­tium XXIII Vas­co­num et Var­du­lo­rum (для про­из­вод­ства пере­пи­си в 23 общи­нах вас­ко­нов и вар­ду­лов — C. I. L., VI, 1463) в сопо­став­ле­нии с cen­sor ci­vi­ta­tis Re­mo­rum foe­de­ra­tae (цен­зо­ром союз­ной общи­ны ремов — C. I. L., XI, 1855, ср. 2607).
  • с.75
  • 10[1] Так как общи­ны, не име­ю­щие город­ской орга­ни­за­ции, не мог­ли быть пре­вра­ще­ны в город­ские общи­ны латин­ско­го пра­ва, то те испан­ские общи­ны, кото­рые и после Вес­па­си­а­на не име­ли город­ской орга­ни­за­ции, долж­но быть, либо не полу­чи­ли латин­ско­го пра­ва, либо полу­чи­ли его в видо­из­ме­нен­ной фор­ме. Послед­нее пред­по­ло­же­ние мы счи­та­ем более веро­ят­ным. Над­пи­си, отно­ся­щи­е­ся к эпо­хе после Вес­па­си­а­на, обна­ру­жи­ва­ют суще­ст­во­ва­ние латин­ских форм имен так­же и для gen­tes (C. I. L., II, 2633 и Eph. epigr., II, p. 322); а если бы нашлись отдель­ные над­пи­си это­го вре­ме­ни с нерим­ски­ми име­на­ми, то еще мож­но задать вопрос, не име­ем ли мы здесь попро­сту фак­ти­че­скую небреж­ность. Я срав­ни­тель­но часто встре­чал ука­за­ния на нерим­ское общин­ное устрой­ство в ред­ких над­пи­сях, явно отно­ся­щих­ся ко вре­ме­ни до Вес­па­си­а­на (C. I. L., II, 172, 1953, 2633, 5048); напро­тив, я не встре­чал таких ука­за­ний в над­пи­сях, несо­мнен­но отно­ся­щих­ся к после­дую­ще­му вре­ме­ни.
  • с.76
  • 11[1] О направ­ле­нии Авгу­сто­вой доро­ги (via Augus­ta) сооб­ща­ет Стра­бон (3, 4, 9, стр. 160); ей при­над­ле­жат все миле­вые кам­ни, нося­щие это имя, а так­же кам­ни из окрест­но­стей Лериды (C. I. L., II, 4920—4928) и те, кото­рые были най­де­ны меж­ду Тарра­го­ной и Вален­си­ей (там же, 4949—4954); нако­нец ей же при­над­ле­жат мно­го­чис­лен­ные кам­ни ab Iano Augus­to, qui est ad Bae­tem (от двух­врат­ной арки Авгу­ста, нахо­дя­щей­ся у Бети­са), или ab ar­cu, un­de in­ci­pit Bae­ti­ca, ad ocea­num (от арки, у кото­рой начи­на­ет­ся Бети­ка, до оке­а­на).
  • с.77
  • 12[1] В Клу­нии най­де­на над­пись с посвя­ще­ни­ем «Мате­рям» (C. I. L., II, 2776) — един­ст­вен­ная, най­ден­ная в Испа­нии над­пись, отно­ся­ща­я­ся к это­му столь рас­про­стра­нен­но­му у запад­ных кель­тов и столь дол­го дер­жав­ше­му­ся куль­ту; в Укса­ме най­де­но посвя­ще­ние боже­ству Lu­go­ves (там же, 2818), встре­чаю­ще­му­ся так­же у кель­тов Авен­ти­ка.
  • с.78
  • 13[1] Вот обра­зец его хро­мых сти­хов:


    Сти­хотво­ре­нья пев­ца уче­но­го любит Веро­на.
    Ман­туе сча­стье дару­ет Марон,
    Ливи­ем слав­на сво­им зем­ля Апо­на и Стел­лой,
    Да и Флак­ком не мень­ше того,
    Нил, заме­ня­ю­щий дождь, руко­пле­щет Апол­ло­до­ру,
    О Назоне пелиг­ны зву­чат,
    Двум Сене­кам сво­им да един­ст­вен­но­му и Лука­ну
    Крас­но­ре­чи­вой Кор­ду­бы хва­ла,
    Гадес весе­лый сво­им все Кани­ем горд, Эме­ри­та
    Деци­а­ном бла­жен­на моим.
    Будет хва­лить­ся тобой, Лици­ни­ан, несо­мнен­но,
    И обо мне не смол­чит наш Бил­бил.
    (Мар­ци­ал, Эпи­грам­мы, I, 61, пер. А. Фета)
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1506082875 1506175714 1506778332