Перевод с немецкого под общей редакцией Н. А. Машкина.
Издательство иностранной литературы, Москва, 1949.
Постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по главам.
Голубым цветом проставлена нумерация страниц по изд. 1995 г. (СПб., «Наука»—«Ювента»).
с.80 60
Глава III
ГАЛЛЬСКИЕ ПРОВИНЦИИ
Южная провинция и Массалия
Южная Галлия, подобно Испании, была присоединена к владениям Рима уже в эпоху республики; однако в отличие от Испании присоединение это произошло позже и не было столь полным. Обе испанские провинции были учреждены в эпоху Ганнибала, Нарбонская же Галлия — в эпоху Гракхов. В то время как в Испании Рим завладел всем полуостровом, в Галлии до конца республики он довольствовался занятием берега, да и то лишь меньшей и более отдаленной его части. Республика не без основания дала этому своему владению название городского округа Нарбона (ныне Нарбонн); бо́льшая же часть побережья, приблизительно от Монпелье до Ниццы, принадлежала Массалии. Эта греческая община представляла собой скорее государство, нежели город, а союз, заключенный ею в давние времена на равных правах с Римом, получил благодаря ее могуществу такое реальное значение, какого никогда не имел союз Рима с каким-либо другим городом. Тем не менее римляне являлись для этих соседних с ними греков еще более активными защитниками, нежели для отдаленных греков Востока. Правда, область нижней Роны до Авиньона принадлежала массалиотам; но лигурийские и кельтские округа, лежавшие далее в глубь страны, отнюдь не подчинялись им, и римский постоянный лагерь у Акв Секстиевых (нынешний Э) в расстоянии одного дня пути к северу от Массалии был создан собственно для постоянной охраны богатого греческого торгового города. Одним из наиболее тяжелых последствий гражданской войны было то, что вместе с законной республикой в Риме была политически уничтожена также и самая верная ее союзница — Массалия. Из равноправного государства она превратилась в общину, сохранившую свою самостоятельность и эллинский характер, однако и то и другое лишь в скромных условиях провинциального города средней руки. После того как Массалия была взята римлянами в ходе гражданской войны, она совершенно утратила свое политическое значение; позднее она оставалась для Галлии тем же, чем был Неаполь для Италии — центром греческой культуры и греческого просвещения. Поскольку с.81 бо́льшая часть позднейшей Нарбонской провинции лишь тогда непосредственно подчинилась Риму, реорганизация ее административного устройства оказалась возможной также в основном лишь в это время.
Последняя борьба в трех Галлиях
Мы уже говорили о том, каким образом римляне завладели остальной Галлией (III, 180 и сл.). До галльских походов Цезаря область римского владычества простиралась приблизительно до Тулузы, Вьенны и Женевы, тогда как после этих походов она достигла Рейна по 61 всему его течению, а также берегов Атлантического океана на севере и западе. Правда, подчинение этой страны было, вероятно, неполным, а на северо-западе оно было едва ли не таким же поверхностным, как подчинение Британии (III, 239). Однако последние завоевательные войны, по данным имеющихся у нас источников, велись только в областях, занятых иберами. Иберам принадлежали не только южные, но и северные склоны Пиренеев с примыкающей к ним областью, т. е. Беарном, Гасконью и западным Лангедоком1.
Выше уже было сказано (стр. 67), что когда в северо-западной Испании велись последние бои, к северу от Пиренеев, очевидно в связи с этими боями, также шла серьезная борьба с туземцами сначала в 716 г. [38 г.] под руководством Агриппы, а затем — Марка Валерия Мессалы, известного покровителя римских поэтов, который в 726 или в 727 г. [28/27 г.], т. е. почти одновременно с Кантабрской войной, в открытом бою разбил аквитанов неподалеку от Нарбона в области, издавна принадлежавшей Риму. Относительно кельтов источники сообщают нам лишь, что незадолго до битвы при Акциуме в Пикардии были разгромлены морины. В течение гражданской войны, продолжавшейся почти без перерывов двадцать лет, авторы дошедших до нас рассказов, естественно, могли оставить без внимания сравнительно незначительные события в Галлии; но то обстоятельство, что эта страна ни разу не упоминается в сохранившемся для этого времени полностью списке триумфов, доказывает, что в те годы в стране кельтов не происходило никаких более или менее значительных новых военных экспедиций.
Восстания
с.82 Позднее, в течение долгого правления Августа и во все нередко весьма опасные критические моменты войн в Германии, области Галлии оставались покорными. Правда, и римское правительство, и партия германских патриотов, как мы уже видели, постоянно считались с возможностью восстания галлов против Рима в случае решительного успеха германцев и вторжения их в Галлию. Таким образом, чужеземное владычество в этой стране отнюдь еще не было обеспечено.
Восстание при Тиберии
Настоящее серьезное восстание произошло в 21 г. при Тиберии. Среди кельтской знати был составлен имевший широкие разветвления по стране заговор с целью свержения римского господства. Восстание началось преждевременно во второстепенных округах туронов и андекавов на нижней Луаре, и против мятежников были немедленно двинуты не только небольшой лионский гарнизон, но также часть рейнской армии. Однако к движению присоединились и самые значительные округа; полчища треверов под предводительством Юлия Флора устремились в Арденны; под предводительством Юлия Сакровира поднялись непосредственные соседи Лиона — эдуи и секваны. Спаянные железной дисциплиной легионы, конечно, без 62 большого труда справились с мятежниками. Однако восстание, в котором германцы не принимали никакого участия, все же свидетельствует о ненависти к чужеземным властителям, господствовавшей еще тогда во всей Галлии, особенно среди знати, причем бремя налогов и финансовая нужда, которые приводятся в качестве причин восстания, лишь усилили эту ненависть, возникшую в значительно более раннее время.
Постепенное умиротворение Галлии
Государственная мудрость римлян особенно ярко проявилась не в том, что они завоевали Галлию, но в том, что они сумели остаться ее властителями; Верцингеториг не нашел себе преемников, хотя, как мы видели, в Галлии все же были люди, которые охотно пошли бы по его пути. Такой результат был достигнут благодаря дальновидной политике устрашения и задабривания, а также разъединения подданных. Расположенная поблизости многочисленная рейнская армия была бесспорно первым и самым действенным средством для того, чтобы держать галлов в страхе перед властелином. В следующей главе будет говориться о том, что на протяжении всего столетия численность этой армии сохранялась неизменной — вероятно, не только в целях защиты от соседей, которые с течением времени стали совершенно безопасными, но и в целях усмирения собственных подданных. Вспыхнувшее после смерти Нерона восстание, несмотря на то, что оно не получило никакой поддержки, свидетельствует о том, что даже временное удаление этих войск могло оказаться чрезвычайно опасным для римского владычества — не потому, что германцы могли перейти Рейн, но потому, что римлянам могли изменить галлы.
с.83 После того как войска ушли в Италию, чтобы посадить своего полководца на императорский трон, в Трире была провозглашена самостоятельная Галльская империя, и оставшиеся там римские солдаты принесли присягу этой империи. Однако, хотя это чужеземное господство, как и всякое господство, базировалось главным образом на превосходстве силы, на превосходстве спаянной и обученной армии над неорганизованной массой, это преимущество силы отнюдь не являлось единственной его опорой. Присущее римлянам искусство разделять и властвовать с успехом применялось ими и здесь. Галлия принадлежала не одним кельтам; среди населения Юга было много иберов, а на Рейне в большом количестве жили германские племена, представлявшие собой большую силу и вследствие своей многочисленности и, главным образом, вследствие своих выдающихся боевых качеств. Римское правительство искусно поддерживало и использовало антагонизм между кельтами и жившими по левому берегу Рейна германцами. Однако еще более эффективной была политика слияния и примирения. В дальнейшем мы будем говорить о тех мерах, которые проводились римлянами с этой целью; они сохранили внутреннее устройство племенных округов и даже допустили нечто вроде национального представительства, в то же время постепенно стесняя национальное жречество; с другой стороны, они с самого начала сделали обязательным употребление латинского языка, а упомянутое выше национальное представительство соединили с новым культом императора; вообще, благодаря тому, что римляне вводили романизацию не резкими приемами, а осторожно и терпеливо, их владычество в стране кельтов уже не ощущалось более как чужеземное господство, ибо кельты превратились в римлян и желали оставаться ими. Насколько продвинулась эта работа уже по истечении первых ста лет римского господства 63 в Галлии, свидетельствуют только что упомянутые события после смерти Нерона; несмотря на то, что эти события относятся к истории самого Рима и его сношений с германцами, следует, хотя бы вкратце, упомянуть о них и здесь.
Руководителем восстания, в результате которого была свергнута династия Юлиев — Клавдиев, был один кельт из знатного рода; восстание началось в Галлии. Однако оно отнюдь не представляло собой протеста против чужеземного владычества, каким было в свое время восстание Верцингеторига и еще недавно — мятеж Сакровира; его целью было не устранение, но преобразование римского управления. Уже тот факт, что вождь этого восстания открыто гордился своим происхождением от побочного сына Цезаря, считая это лучшим доказательством своей знатности, свидетельствует о том, что восстание носило полунациональный, полуримский характер. Правда, несколько месяцев спустя, когда восставшие римские отряды германского происхождения вместе со свободными германцами на короткое время одолели рейнскую армию римлян, несколько кельтских племен провозгласили с.84 независимость своей нации; однако эта попытка окончилась самым жалким образом, еще прежде чем вмешалось римское правительство, вследствие протеста большинства самих же кельтских округов, которые не могли желать и не желали отделяться от Рима. Римские имена возглавлявших восстание представителей знати, латинские надписи на монетах, выпущенных мятежниками, полное подражание римским порядкам — все это ясно показывает, что освобождение кельтской нации от чужеземного ига в 70 г. н. э. было невозможно уже потому, что этой нации более не существовало, а римское господство хотя и ощущалось в известных случаях как тяжелый гнет, но уже перестало быть чужеземным игом. Если бы подобный случай для восстания представился кельтам во время битвы при Филиппах или даже при императоре Тиберии, то оно, конечно, окончилось бы так же, как и теперь, но его подавление потребовало бы потоков крови; теперь же оно прекратилось само собой. Если через несколько десятилетий после этих тяжелых кризисов рейнская армия была значительно сокращена в своем составе, то именно эти кризисы доказали, что огромное большинство галлов уже не помышляло об отделении от италийцев, и четыре поколения, сменившиеся со времени завоевания, сделали свое дело. Все последующие события в Галлии были уже кризисами внутри самого римского мира. Когда над этим миром нависла угроза распада, тогда и Восток и Запад империи на некоторое время отложились от ее центра; однако создание отделившегося от империи государства Постума было результатом тяжелой необходимости, а не свободного выбора, причем и самое это отделение было только фактическим; императоры, повелевавшие в Галлии, Британии и Испании, так же заявляли притязания на господство во всей империи, как и их противники — императоры, властвовавшие в Италии. Разумеется, прежний кельтский дух и исконная кельтская неукротимость отнюдь не были истреблены бесследно. Подобно тому как епископ Пуатье Иларий, сам родом галл, жалуется на непокорный нрав своих земляков, позднейшие жизнеописания императоров рисуют галлов упрямыми, непокорными и склонными к сопротивлению, так что с ними приходится применять особенно суровые методы управления. Однако в последующие столетия галлы, менее чем какой-либо другой народ, помышляли о том, чтобы отделиться от Римской империи или отказаться считать себя римлянами, 64 поскольку в то время еще существовала римская национальность. Дальнейшее развитие галло-римской культуры, основы которой были заложены Цезарем и Августом, относится к более позднему периоду Римской империи и продолжается затем в эпоху средневековья и нового времени.
Организация трех Галлий
Внутренняя организация Галлии является делом Августа. При организации управления империи по окончании гражданских войн Галлия в том виде, в каком она досталась Цезарю и была им с.85 окончательно подчинена, полностью перешла в ведение императорской администрации, за исключением области к югу от Альп, которая в это время была присоединена к Италии. Непосредственно вслед за этим, в 727 г. [27 г.], Август отправился в Галлию и произвел в главном городе Лугдуне имущественную перепись галльской провинции, благодаря чему территории, присоединенные к империи Цезарем, впервые получили правильный кадастр и впервые было урегулировано взимание податей. На этот раз Август пробыл в Галлии недолго, так как дела в Испании требовали его присутствия. Однако установление новых порядков встречало значительные затруднения, а часто даже сопротивление. Не только военные задачи потребовали присутствия в Галлии Агриппы в 735 г. [19 г.] и самого императора — в 738—
Это деление опиралось на отмеченное уже раньше диктатором Цезарем разделение всей страны по национальному признаку на населенную иберами Аквитанию, чисто кельтскую Галлию и кельто-германскую область белгов. Быть может, такое административное деление должно было в какой-то мере выразить национальные противоположности, столь благоприятные для внедрения здесь римского владычества. Однако эта цель была достигнута лишь отчасти, да практически иначе и быть не могло. Чисто кельтская область между Гаронной и Луарой была присоединена к маленькой иберийской Аквитании, весь левый берег Рейна от Женевского озера до Мозеля был присоединен к Бельгике, хотя округа́ здесь в большинстве были кельтские. Вообще же кельтский элемент преобладал настолько, что соединенные провинции могли получить название «трех Галлий». Об организации двух так называемых Германий, номинально служивших заменой подлинно с.86 германской провинции, которую римляне 65 утратили или не сумели создать, на деле же образовавших военную границу Галлии, мы скажем в следующей главе.
Правовые отношения в старой провинции Галлии и в трех новых были совершенно различны: первая немедленно была полностью латинизирована, в последних же были сначала урегулированы существующие национальные отношения. Эта противоположность административной системы, имевшая гораздо более глубокое значение, нежели формальное различие между сенатским и императорским управлением, является первой и главной причиной сказывающегося поныне различия между Провансом и землями langue d’oc, с одной стороны, и землями langue d’oui — с другой.
Романизация южной провинции
На юге Галлии романизация в эпоху республики не достигла таких успехов, как на юге Испании. Быстро наверстать все, что было достигнуто за 80 лет, разделяющих завоевание одной области от завоевания другой, было невозможно. Военные лагери в Испании были гораздо более сильными и постоянными, нежели в Галлии, города с латинским правом — гораздо более многочисленными. Правда, и здесь в эпоху Гракхов и под их влиянием был основан Нарбон, первая настоящая гражданская колония за морем; однако эта колония осталась единичным явлением; хотя в торговле она и соперничала с Массалией, но по своему значению уступала ей во всех отношениях. Однако когда руководство судьбами Рима перешло в руки Цезаря, то в этой избранной им стране, где взошла звезда его счастья, было наверстано упущенное раньше. Колония Нарбон была пополнена новыми поселенцами, и при Тиберии она являлась наиболее населенным городом во всей Галлии. Затем были основаны четыре новых гражданских колонии (III, 459 и сл.), главным образом в уступленной Массалией области; среди них наиболее важной в военном отношении была колония Юлиев — Форум (Фрежюс), служившая главной стоянкой нового императорского флота; большое торговое значение имела колония Арелате (Арль) у устья Роны; когда возросла роль Лиона и торговля снова начала тяготеть к Роне, эта колония выдвинулась на первое место, впереди Нарбона, и сделалась настоящей наследницей Массалии и крупнейшим рынком итало-галльской торговли. Невозможно определить, что́ во всех этих достижениях приходится на долю Цезаря и что́ на долю его сына; к тому же этот вопрос не представляет большого исторического интереса: именно в этой стране в большей степени чем где бы то ни было Август был просто выполнителем дела, завещанного Цезарем. Повсюду здесь кельтские племенные округа уступают место италийской городской общине. Округ вольков в прибрежной области, прежде подвластной Массалии, получил от Цезаря общинную организацию, при которой «преторы» вольков возглавляли весь округ, охватывавший 24 населенных с.87 пункта2, а вскоре после этого исчезло и название, напоминавшее о старом порядке, и вместо округа вольков появился латинский город Немавз (Ним). Подобным же образом самый значительный из всех округов этой провинции, округ аллоброгов, владевших всей страной к северу от Изеры и к востоку от средней Роны, от Валанса и Лиона до Савойских гор и Женевского озера, получил, по-видимому уже от Цезаря, такую же 66 городскую организацию и италийское право, а затем император Гай даровал право римского гражданства городу Вьенне. Точно так же по всей провинции уже при Цезаре или в начале империи более крупные центры были организованы как городские общины латинского права: таковы Русцинон (Русильон), Авеннион (Авиньон), Аквы Секстиевы (Э), Апта (Апт). Уже в конце эпохи Августа язык и обычаи страны по обоим берегам нижней Роны были полностью романизованы, а племенные округа, вероятно, были уничтожены почти по всей провинции. Жители городских общин, получивших имперское право гражданства, равно как и граждане общин латинского права, которые, вступая в имперскую армию или занимая должности в своем родном городе, приобретали себе и своим потомкам имперское гражданство, в правовом отношении были совершенно равны италийцам и, подобно им, достигали на государственной службе должностей и почетных отличий.
Лугдун
В отличие от южной провинции в трех Галлиях не существовало городов римского и латинского права, — точнее говоря, там был лишь один такой город3, не принадлежавший ни к одной из трех провинций или принадлежавший ко всем; это был город Лугдун (нынешний Лион). Это поселение возникло в 711 г. [43 г.] на самой южной окраине императорской Галлии, непосредственно на границе имевшей городское устройство провинции, при слиянии Роны и Соны, в пункте, чрезвычайно удачно выбранном как в военном, так и в торговом отношении; оно было основано во время гражданских войн небольшой кучкой изгнанных из Вьенны италийцев4. Это с.88 поселение образовалось не из кельтского округа5, и потому принадлежавшая ему территория была очень мала; с самого начала оно было создано италийцами и обладало полным правом римского гражданства; среди общин трех Галлий оно являлось единственным в своем роде и по своему правовому положению несколько напоминало город Вашингтон в Соединенных Штатах Америки. Этот единственный город трех Галлий был в то же время их столицей. Три галльские провинции не были объединены под общим верховным управлением, а из высших должностных лиц империи там имел свое местопребывание только наместник Средней, или Лугдунской, провинции; однако, когда Галлию посещали император или члены императорской фамилии, они, как правило, останавливались в 67 Лионе. Наряду с Карфагеном Лион был единственным городом латинской половины империи, который по образцу Рима имел постоянный гарнизон6.
Единственным местом чеканки императорской монеты, которое мы с достоверностью можем указать на Западе в начале империи, был Лион. Этот город был центром охватывавшей всю Галлию таможенной системы и узловым пунктом галльской дорожной сети. Все общие трем Галлиям правительственные учреждения находились в Лионе; более того, как мы увидим дальше, в этом римском городе собирался кельтский сейм трех провинций и были сосредоточены все связанные с последним политические и религиозные учреждения; здесь находились кельтские храмы и справлялись ежегодные празднества. Таким образом, Лугдун быстро достиг расцвета, чему способствовали широкие льготы, связанные с его положением метрополии, и исключительно благоприятные для торговли географические условия. Один автор эпохи Тиберия считает Лугдун вторым по значению городом Галлии после Нарбона; позже он сравнялся со своим собратом на Роне, городом Арелате, или даже превзошел его. После пожара 64 г., обратившего в пепел значительную часть Рима, лугдунцы послали пострадавшим денежное пособие в 4 млн. сестерциев, а когда в следующем году их собственный город подвергся той же участи, причем понес еще больший урон, они тоже получили помощь от всей империи, причем император прислал им такую же сумму — 4 млн. сестерциев — из собственной казны. с.89 Лугдун воскрес из развалин еще более прекрасным, чем он был прежде, и в течение почти двух тысячелетий, вплоть до наших дней, он при всех превратностях остается крупным городским центром. Правда, в эпоху поздней империи Лион отступает на второй план перед Триром. В Бельгике вскоре занял первое место город треверов, вероятно уже от первого императора получивший название Августа. Если еще при Тиберии самым населенным пунктом провинции и резиденцией наместника считался город ремов Дурокортор (Реймс), то уже при Клавдии один писатель отдает пальму первенства в этой же провинции главному городу треверов. Однако столицей Галлии7, а может быть и всего Запада, Трир становится лишь в связи с преобразованием имперского управления при Диоклетиане. После того как Галлия, Британия и Испания были подчинены единому верховному управлению, центром последнего сделался Трир; с тех пор этот город являлся обычной резиденцией императоров, посещавших Галлию; по словам одного грека V в., это был крупнейший город по ту сторону Альп. Однако эпоха, когда этот северный Рим получил стены и термы, которые по праву могут быть упомянуты рядом с городскими стенами римских царей и банями императорской столицы, лежит вне рамок нашего повествования. В течение первых трех столетий империи римским центром страны кельтов оставался Лион; причиной этого было не только 68 то, что он занимал первое место по количеству населения и богатству, но и то, что он был основан выходцами из Италии и являлся подлинно римским городом не только по своему правовому положению, но и по происхождению и по самой своей сущности. Второго такого города на севере Галлии не было, да и на юге таких городов было очень немного.
Организация округов в трех Галлиях
Подобно тому как основой организации южной провинции послужила италийская городская община, для северной Галлии такой основой явился племенной округ, преимущественно кельтский, свойственный в прошлом государственному, ныне же общинному строю кельтов. Различие между городом и племенным округом основано не на конкретном содержании этих понятий в каждом отдельном случае; если бы даже эта противоположность была в правовом отношении чисто формальной, она положила бы грань между национальностями, пробудила бы и обострила на одной стороне чувство исконной связи с Римом, на другой же — сознание своего неримского происхождения. Было бы неправильно с.90 для этой эпохи придавать слишком большое практическое значение различию обеих систем, ибо они имели целый ряд общих черт — элементы общинного устройства, должностных лиц, совет, собрание граждан, а существовавшие, быть может, раньше более глубокие различия едва ли могли быть долго терпимы римскими властями. Поэтому и переход от системы округов к городскому порядку совершался во многих случаях без всяких помех, можно, пожалуй, сказать, с известной внутренней необходимостью естественного процесса развития. Вследствие этого слабо выступают качественные различия обеих правовых форм. Тем не менее эта противоположность, несомненно, имела не просто номинальный характер; напротив, в полномочиях различных властей, в судопроизводстве, налоговом обложении, рекрутском наборе существовали различия, которые имели в глазах администрации определенное значение — действительное или кажущееся, — порожденное отчасти существом дела, отчасти силой привычки. Противоположность в количественном отношении выступает вполне определенно. Округа, по крайней мере у кельтов и германцев, представляют собой, как правило, скорее народности, чем территории. Этот весьма существенный момент составляет своеобразную особенность всех кельтских областей, и даже происшедшая впоследствии романизация в ряде случаев скорее маскирует ее, нежели уничтожает. Своей обширной территорией и выдающимся положением, которое оба города занимали столь долгое время, Медиолан и Бриксия обязаны в значительной мере тому, что они были попросту округами инсубров и ценоманов. Точно так же то обстоятельство, что территория города Вьенны охватывала область Дофине и западной Савойи и что столь же древние и почти столь же значительные населенные пункты — Куларон (Гренобль) и Генава (Женева) — еще и в эпоху поздней империи представляли собой в правовом отношении лишь деревни колонии Вьенны, объясняется тем, что Вьенна является лишь более поздним наименованием племени аллоброгов. Почти в каждом из кельтских округов выдвигается какой-либо один населенный пункт, который приобретает столь большое значение, что оба названия начинают употребляться без различия: Ремы или Дурокортор, Битуриги или Бурдигала; однако иногда случается и обратное: так, например, у воконтиев Вазион (Везон) и Лук, у карнутов Автрик (Шартр) и Кенаб (Орлеан) имеют одинаковое значение. Весьма сомнительно, существовали ли 69 когда-либо у кельтов юридические или хотя бы только фактические преимущества, присущие городу в отличие от его округа, тогда как у италиков и греков эти права являлись чем-то само собой разумеющимся.
В греко-италийском быту этому племенному округу соответствует не столько город, сколько племя. Карнутов можно приравнять к беотянам, а Автрик и Кенаб — к Танагре и Феспиям. Особенность положения под римским господством кельтов сравнительно с другими нациями, например иберами и эллинами, с.91 основывается на том, что у кельтов эти крупные союзы продолжали существовать в качестве общин, у других же наций общины возникали из составных частей этих союзов. Может быть, известную роль сыграли и более древние различия в национальном развитии, относящиеся к доримскому времени. Возможно что лишить беотян их общих съездов представителей городов было легче, нежели раздробить гельветов на их четыре кантона. После установления единой центральной власти политические союзы были все же сохранены там, где их роспуск повлек бы за собой дезорганизацию. Тем не менее преобразования, осуществленные в Галлии Августом или даже Цезарем, были вызваны не силою обстоятельств, но главным образом свободным решением правительства; такое решение вполне соответствует традиционной римской политике терпимости по отношению к кельтам. Ибо в доримскую эпоху и даже в годы завоевания Галлии Цезарем там существовало гораздо больше округов, чем впоследствии; замечательно, что мелкие округа, примыкавшие к более крупному в качестве его «клиентов», в эпоху империи не сделались самостоятельными, но попросту исчезли8. Если впоследствии страна кельтов оказывается поделенной на сравнительно небольшое число значительных, частью даже очень крупных округов, которые, по-видимому, не делились на более мелкие зависимые племенные единицы, то, хотя корни такого порядка кроются, конечно, в доримских отношениях клиентства, полное его осуществление является все же результатом римской реорганизации. Это сохранение и усиление системы округов имело решающее значение для дальнейшего политического развития Галлии. Тогда как Тарраконская провинция распадалась на 293 самостоятельных общины (стр. 74), в трех Галлиях, как мы увидим в дальнейшем, было не более 64 общин. Племенное единство и его исторические традиции остались в неприкосновенности. Общий культ речного бога Немавза, сохранявшийся у этих племен в течение всей эпохи империи, показывает, до какой степени даже здесь, на юге страны, в округе, превратившемся в город, все еще живо сознавалось традиционное племенное единство. Общины, имевшие такую с.92 внутреннюю сплоченность и владевшие 70 обширной территорией, представляли собой внушительную силу. Под римским владычеством галльские общины, по существу, остались такими же, какими застал их Цезарь: народные массы по-прежнему находились в полной политической и экономической зависимости, аристократия оставалась всесильной. Внутренние порядки треверов при Тиберии в изображении Тацита во всех отношениях напоминают нам доримскую эпоху, когда каждый крупный магнат со своей многотысячной челядью крепостных и кабальных людей разыгрывал из себя на своей родине полновластного хозяина. Рим предоставил общине широкие права, даже некоторую военную власть, так что при известных обстоятельствах она имела право строить крепости и держать в них гарнизоны, как это было у гельветов, а ее должностные лица могли собирать гражданское ополчение и в этом случае пользовались правами офицеров соответствующего ранга. Такие полномочия имели, разумеется, совершенно различное значение в зависимости от того, были ли они сосредоточены в руках должностного лица, возглавлявшего маленький городок Андалузии, или в руках начальника какого-либо округа на Луаре или Мозеле, по площади равного небольшой провинции. Великодушная политика Цезаря, которому, несомненно, следует приписать основные черты этой системы, встает здесь перед нами во всем своем величии.
Сейм трех Галлий
Правительство не ограничилось сохранением кельтских округов; оно также оставило или, лучше сказать, даровало кельтам национальное устройство, насколько оно было совместимо с суверенитетом Рима. Как эллинской, так и галльской нации Август даровал правильное общее представительство — учреждение, которое в эпоху национальной свободы и раздробления являлось предметом стремлений и эллинов и галлов, но не было достигнуто ни теми, ни другими. У подножья холма, на вершине которого была расположена столица Галлии, там, где сливают свои воды Сона и Рона, пасынок императора Друз 1 августа 742 г. [12 г.] в качестве представителя римского правительства в Галлии посвятил богине Роме и гению императора жертвенник, у которого отныне ежегодно в этот день вся община галлов должна была справлять празднество в честь этих божеств. Представители всех округов каждый год выбирали из своей среды «жреца трех Галлий», который в посвященный императору день совершал ему жертвоприношение и председательствовал на учрежденных по этому поводу торжественных играх. Это местное представительство располагало собственными средствами, управление которыми было возложено на специальных должностных лиц, принадлежащих к верхушке местной аристократии, и даже до известной степени участвовало в решении дел, касавшихся всей страны. Впрочем, мы знаем всего лишь один случай его непосредственного вмешательства в политику, когда во время серьезного кризиса 70 г. сейм трех Галлий с.93 увещевал треверов не отпадать от Рима; однако сейм использовал принадлежавшее ему право заявлять жалобы на функционировавших в Галлии имперских и местных должностных лиц и, кроме того, участвовал если не в установлении налогов, то все же в их распределении9, тем более, что они устанавливались 71 не по отдельным провинциям, но для всей Галлии в целом. Правда, аналогичные учреждения императорское правительство создавало во всех провинциях, причем в каждой из них ввело централизацию религиозного культа и дало каждой из них орган для представления правительству ходатайств и жалоб, чего не было при республике. Тем не менее в этом отношении Галлия имела перед всеми прочими частями империи по крайней мере фактическую привилегию, да и полного развития это учреждение достигло только здесь10. Прежде всего, соединенный сейм трех провинций в меньшей степени зависит от легатов и прокураторов каждой из этих провинций, нежели, например, сейм Фессалоники от наместника Македонии. Далее, что касается учреждений такого рода, то главное значение имеет не сумма дарованных им прав, а удельный вес представленных в них корпораций; поэтому сила отдельных галльских общин сообщалась лионскому сейму, а слабость отдельных эллинских общин сообщалась сейму Аргоса. В развитии с.94 Галлии при императорах лионский сейм, по-видимому, в немалой степени способствовал тому, что страна по мере ее латинизации принимала повсюду все более единообразный характер.
Состав сейма, известный нам довольно точно11, показывает, как действовало правительство в национальном вопросе. Из шестидесяти 72 (позже из шестидесяти четырех) представленных на сейме округов только четыре приходятся на иберийское население Аквитании, хотя эта область между Гаронной и Пиренеями была поделена между гораздо большим числом мелких племен; причина этого с.95 заключается либо в том, что остальные племена вообще не получили права представительства, либо в том, что упомянутые 4 округа являлись главными в союзах округов12. Позднее, вероятно в эпоху Траяна, населенная иберами область была отделена от лионского сейма и получила самостоятельное представительство13. Напротив, кельтские округа в основном все представлены на сейме в той 73 организации, с которой мы познакомились уже раньше; с.96 равным образом на нем представлены германские или полугерманские округа14, поскольку во время учреждения жертвенника они принадлежали к империи; само собой разумеется, что в этом представительстве округов для столицы Галлии не было места. Кроме того, убии на лионском сейме не появляются, но совершают жертвоприношения на собственном алтаре Августа; это, как мы видели (стр. 45), было осколком, уцелевшим от провинции Германии, создать которую одно время предполагали римляне.
Галлы получают право римского гражданства с ограничениями
Таким образом, кельтская нация в императорской Галлии получила внутреннюю сплоченность; до известной степени она была ограждена и от вторжения римского населения благодаря тому принципу дарования имперских гражданских прав, какого придерживалось в этой стране правительство. Правда, столица Галлии по-прежнему оставалась колонией римских граждан, и это обстоятельство является весьма существенным для понимания того своеобразного положения, которое она неизбежно занимала по отношению к остальной Галлии. Однако в то время как южная провинция была покрыта колониями и организована всецело на основе италийского городского права, в области трех Галлий Август не учредил ни одной гражданской колонии; вероятно, для Галлии долгое время оставалось недоступным и то городское право, которое под именем латинского права создавало промежуточную ступень между гражданами и негражданами и давало в силу закона тем его обладателям, которые занимали более видное положение, персональное гражданское право, переходящее на их потомков. Правда, галлы также получали личное право гражданства, частью в силу общих постановлений, когда оно давалось солдату при вступлении его в армию или при отставке, частью в виде особой милости, когда оно давалось отдельным лицам. Дойти до того, чтобы, например, гельвету раз навсегда запретить доступ к римскому гражданству, как это было при республике, для Августа было невозможно, поскольку Цезарь неоднократно давал этим способом право римского гражданства прирожденным галлам. Однако он все же лишил права добиваться 74 должностей в Риме всех уроженцев трех Галлий — за неизменным исключением лугдунцев — и тем самым преградил им доступ в имперский сенат. Было ли это постановление продиктовано в первую очередь интересами Рима или интересами галлов, нам неизвестно. Наверное, Август преследовал двоякую цель: во-первых, затруднить проникновение чуждого элемента в среду римлян и тем самым очистить и укрепить их состав, а во-вторых, с.97 гарантировать сохранение самобытного характера галльского населения и таким образом при помощи разумной и осторожной политики вернее обеспечить конечное слияние галлов с римлянами, чем это могло быть достигнуто путем насильственного насаждения в Галлии чужеземных учреждений.
Открытие отдельным общинам доступа к латинскому праву
Император Клавдий, который родился в Лионе и сам, как шутили на его счет, являлся настоящим галлом, уничтожил значительную часть этих ограничений. Первым в Галлии получил италийское право город убиев, где был воздвигнут жертвенник римской Германии; там, в лагере своего отца Германика, родилась Агриппина, будущая супруга Клавдия; в 50 г. она выхлопотала право колонии, по всей вероятности латинской, своему родному городу, нынешнему Кёльну. Тогда же, а может быть и раньше, такое же право получил город треверов Августа, нынешний Трир. Подобным образом заняли положение, приближающееся к положению римлян, некоторые другие галльские округа, например гельветы благодаря Веспасиану, а впоследствии секваны (Безансон). Однако широкого распространения латинское право в этих местах, по-видимому, не получило. Еще реже в начале империи в императорской Галлии давалось полное право гражданства целым общинам.
Упразднение ограниченного права гражданства
Клавдий первый начал смягчать ограничения, которые закрывали путь к государственной службе галлам, лично получившим имперское право гражданства. Этот запрет был снят сначала для старейших союзников Рима — эдуев, а вскоре и для всех остальных. Таким образом, равенство в основном было достигнуто. Ибо в связи с общим положением в эту эпоху имперское право гражданства едва ли представляло особенную практическую ценность для тех кругов населения, которые самой жизнью были отстранены от государственной службы, а для состоятельных и родовитых перегринов, стремившихся к должностям и поэтому нуждавшихся в таком праве гражданства, оно было легко доступно. Но, конечно, происходившие из Галлии римские граждане и их потомки не могли не чувствовать себя обойденными, когда закон закрывал перед ними дорогу к государственной службе.
Кельтский и латинский языки
Если при организации управления национальные учреждения кельтов были сохранены в той мере, в какой это было совместимо с единством империи, то в отношении языка дело обстояло иначе. Если бы даже имелась практическая возможность разрешить общинам вести административное делопроизводство на том языке, которым владели лишь немногие из числа выполнявших контрольные функции имперских чиновников, то создание такого барьера между господами и подчиненными отнюдь не отвечало интересам римского правительства. Действительно, среди отчеканенных в Галлии под римским владычеством монет и воздвигнутых с.98 общинами памятников не найдено ни одной явно кельтской надписи. Впрочем, употребление туземного языка не было стеснено никакими ограничениями; как в южной провинции, так и в северной мы находим памятники с кельтскими надписями; в первой они сделаны греческим 75 алфавитом15, во второй — латинским16; вероятно, некоторые из надписей южной провинции и, наверное, все надписи северной провинции относятся к эпохе римского владычества. Причина, по которой в Галлии вне городов италийского права и римских лагерей памятники с надписями встречаются в небольшом количестве, заключается, вероятно, главным образом в том, что местный язык, в котором видели лишь диалект, казался столь же неподходящим для такого употребления, как и чуждый жителям имперский язык, а потому здесь, в противоположность латинизированным местностям, вообще не укоренился обычай ставить памятники. Возможно, что в большей части Галлии латинский язык занимал такое же положение, какое в раннем средневековье он занимал по отношению к народному языку того времени. О том, как упорно сохранялся национальный язык, наиболее определенно свидетельствует латинская транскрипция галльских собственных имен, которая нередко сохраняет нелатинские звуковые формы. То, что такая транскрипция, как Lousonna и Boudicca с нелатинским дифтонгом «ou», проникла даже в латинскую литературу, то, что для придыхательного зубного звука, соответствующего английскому «th», в латинском шрифте применяется даже специальный значок (Đ), далее, что имя Epadatextorigus пишется наряду с Epasnactus, Đirona пишется наряду с Sirona, позволяет почти наверное утверждать, что кельтский язык, в римской ли области или вне ее, в эту ли эпоху или раньше, был подчинен известным правилам письменности и уже тогда на нем можно было писать так же, как пишут теперь. Многочисленные данные свидетельствуют, что он продолжал оставаться в употреблении в Галлии. Когда появились такие названия городов, как Августодун (Отэн), Августонемет (Клермон), Августобона (Труа) и многие подобные им, в средней Галлии, несомненно, говорили еще по-кельтски. При императоре Адриане автор сочинения о кавалерии, Арриан, с.99 употребляет для отдельных заимствованных у кельтов маневров кельтские термины. Ириней, по происхождению грек, к концу II в. бывший священником в Лионе, оправдывает недостатки своего стиля тем, что он-де живет в стране кельтов и ему приходится постоянно говорить на варварском языке. В одном юридическом сочинении начала III в., в противоположность установившейся практике, в силу которой завещания вообще составляются на латинском или греческом языке, для фидеикомиссов допускается также любой другой язык, например пунийский и галльский. Императору Александру Северу его конец был предсказан галльской пророчицей на галльском языке. Еще отец церкви Иероним, который сам побывал и в Анкаре и в Трире, уверяет, что малоазиатские галаты и треверы говорили в его время почти на 76 одном языке, и сравнивает испорченный галльский язык азиатов с испорченным пунийским языком африканцев. Кельтский язык сохранился до нынешнего дня в Бретани, так же как и в Уэльсе; Бретань получила свое имя от островных бриттов, переселившихся сюда в V в., спасаясь от нашествий саксов; но едва ли они принесли ей язык; он, по-видимому, передавался здесь из поколения в поколение в течение тысячелетий. В остальной Галлии римский элемент в период империи распространялся постепенно, шаг за шагом. Однако конец кельтскому наречию здесь положило не столько вторжение германцев, сколько распространение христианства. В Галлии евангелие проповедывалось на латинском языке в отличие от Сирии и Египта, где христианство восприняло отвергнутый правительством местный язык.
Более глубокая романизация восточной Галлии
В процессе романизации, которая в Галлии, за исключением южной провинции, протекала в значительной степени без какого бы то ни было воздействия извне, обнаруживается замечательное различие между Галлией восточной, с одной стороны, западной и северной — с другой, причем это различие лишь отчасти объясняется противоположностью между германцами и галлами. При падении Нерона и в последующих событиях это различие выступает даже в качестве определяющего политического фактора. Близкое соприкосновение восточных округов с рейнскими лагерями и происходивший преимущественно здесь набор солдат для рейнских легионов способствовали тому, что римское влияние проникло сюда раньше и полнее, нежели в области Луары и Сены. Во время упомянутых выше конфликтов рейнские округа — кельтские лингоны и треверы, равно как германские убии или, точнее, жители колонии Агриппины — примкнули к римскому городу Лугдуну и оставались верны законному римскому правительству, тогда как в стране секванов, эдуев и арвернов поднялось восстание против Рима, которое, как мы видели, носило, по крайней мере отчасти, национальный характер. На одном из позднейших этапов этой борьбы мы находим ту же противоположность, лишь с переменой политических ролей: восточные с.100 округа находятся в союзе с германцами, тогда как сейм в Реймсе отказывается присоединиться к ним.
Местная дорожная мера
Если в отношении языка Галлия в общем находилась в таком же положении, как и остальные провинции, то в распоряжениях, касающихся мер и веса, мы снова встречаем тенденцию щадить ее древние порядки. Правда, наряду с общеимперской системой, установленной Августом, во многих провинциях вследствие терпимости или, скорее, безразличия правительства в этих вопросах продолжали сохраняться местные правила; однако в одной лишь Галлии эти местные порядки оказались в состоянии вытеснить впоследствии общеимперскую систему. По всей Римской империи дороги измерялись в римских милях (1,48 км), и до конца II в. эта мера применялась и в галльских провинциях. Однако начиная с Севера в трех Галлиях и обеих Германиях вместо нее входит в употребление новая миля, — правда, сообразующаяся с римской, но все же отличная от нее и носящая галльское название левга (2,22 км), равная 1,5 римской мили. Было бы ошибочно думать, что Север хотел сделать этим уступку национальному самолюбию кельтов; это не соответствует ни духу времени, ни, тем более, характеру самого императора, который не скрывал своего враждебного отношения именно к этим провинциям. Очевидно, Север руководствовался мотивами целесообразности, исходя из того, что национальная 77 дорожная мера, левга, а также двойная левга, германская раста, соответствующая французскому лье, сохранились в этих провинциях и после введения единообразной дорожной меры и держались прочнее, чем местные меры в прочих частях империи. Формально Август, очевидно, ввел в Галлии римскую милю, которая фигурирует в почтовых книгах и измерениях имперских дорог; однако на деле он оставил Галлии ее старую дорожную меру; этим и объясняется тот факт, что позднейшая администрация нашла менее неудобным принять для почты двойную единицу17, нежели продолжать пользоваться дорожной мерой, фактически остававшейся неизвестной в стране.
Туземная религия
Гораздо большее значение имеет вопрос об отношении римского правительства к туземной религии; нет никакого сомнения, что именно в религии галльская народность нашла свою самую прочную опору. Даже в южной провинции культ неримских божеств держался, по-видимому, очень долго, гораздо дольше, нежели, например, в Андалузии. В крупном торговом городе Арелате мы, конечно, находим посвятительные надписи только тем богам, которые почитались в Италии; но в Э, Фрежюсе, Ниме и вообще во всей прибрежной области культ старых кельтских богов в эпоху империи был распространен почти так же широко, как и во внутренней Галлии. В с.101 иберийской части Аквитании также встречаются многочисленные следы туземных культов, совершенно не похожих на кельтские. Тем не менее все обнаруженные на юге Галлии изображения богов по своему внешнему облику менее отклоняются от обычных изображений, нежели соответствующие памятники на севере Галлии; к тому же Рим легче мог примириться с существованием кельтских национальных богов, нежели с национальным жречеством, друидами, которое мы встречаем только в Галлии и на британских островах (III, 192). Было бы напрасным трудом пытаться дать понятие о внутренней сущности учения друидов, представлявшего странное сочетание умозрения и фантазий; достаточно показать на нескольких примерах страшные и чуждые нам черты этого учения. Могущество речи символически представлялось в виде лысого, морщинистого, обожженного солнцем старика, держащего в руках палицу и лук; от его пронзенного языка тянутся золотые цепи к ушам следующих за ним людей; все это означает, что обладающий мощным даром слова старик мечет стрелы и наносит сокрушительные удары, а сердца толпы с готовностью покоряются ему. Это кельтский Огмий; грекам он казался Хароном в облике Геракла. На одном найденном в Париже жертвеннике мы видим изображение трех богов с надписью; посредине находится Юпитер, по левую сторону от него — Вулкан, а по правую — Эз, «ужасный, с его жуткими алтарями», как называет его один римский поэт, хотя этот Эз был богом торговых сношений и мирного труда18; он носит рабочий фартук, подобно Вулкану, и тоже держит в руках молот и щипцы; топором он обтесывает иву. Часто встречающееся божество, по-видимому, носящее имя Цернунн, изображается сидящим 78 в скорченном положении, с поджатыми ногами; на голове это божество имеет оленьи рога, с которых свисает цепочка, а на коленях держит мешок с деньгами; иногда перед ним стоят быки и олени; быть может, все это должно означать, что земля является источником богатства. Этот кельтский Олимп, лишенный всякой чистоты и красоты, отличающийся причудливым и фантастическим нагромождением весьма земных вещей, резко отличен от простых человеческих форм греческой религии и простых человеческих понятий религии римской; это отличие дает нам представление о грани между побежденными и их победителями. С этим были связаны очень опасные практические последствия: неисчерпаемый запас всевозможных тайных средств и волшебства, пользуясь которыми жрецы выдавали себя за врачей, причем рядом с заговорами и заклинаниями практиковались также человеческие жертвоприношения и врачевание болезней мясом зарезанных на алтарях людей. Наличие прямой оппозиции с.102 чужеземному владычеству среди друидов этой эпохи не установлено; но даже если такой оппозиции не существовало, все же вполне понятно, что римское правительство, которое вообще проявляло безразличную терпимость ко всем местным особенностям религиозного почитания, с опасением относилось не только к эксцессам этого странного культа, но и к друидам вообще. Учреждение ежегодного галльского праздника в чисто римской столице, вне всякой связи с национальным культом, очевидно, было со стороны правительства мерой противодействия старой туземной религии с ее ежегодным жреческим собором в Шартре, центральном пункте галльской земли. Однако прямое противодействие друидам со стороны Августа выразилось лишь в запрете всем римским гражданам участвовать в галльском национальном культе. Тиберий со свойственной ему большей решительностью пошел напролом и вовсе запретил это жречество со всей его свитой наставников и лекарей. Однако это распоряжение, по-видимому, практического успеха не имело, поскольку такой же запрет был вторично издан при Клавдии. Рассказывают, что Клавдий предал казни одного знатного галла всего лишь за то, что тот был уличен в применении употреблявшихся в Галлии колдовских средств в целях достижения успеха по своему делу у императора. Как мы покажем в дальнейшем (стр. 156), решение занять Британию, которая искони была главным центром друидов, было в значительной степени вызвано желанием нанести окончательный удар деятельности друидов. Несмотря на все это, жречество еще играло значительную роль в той попытке отделиться от Рима, которую галлы предприняли после свержения династии Клавдиев. Пожар Капитолия — так проповедывали друиды — предвещает мировой переворот и начало господства Севера над Югом. Впоследствии это пророчество исполнилось, однако не благодаря галльской нации и не к выгоде ее жречества. Влияние же особенностей галльского богопочитания сказывалось и в более позднее время; когда в III в. на некоторое время возникает Галло-Римская империя, на ее монетах наиболее часто изображается Геркулес, частью в своем греко-римском облике, частью же в виде галльского Девзониенза или Магузана. Однако в более позднее время о друидах можно говорить лишь постольку, поскольку мудрые женщины в Галлии вплоть до эпохи Диоклетиана называются друидками и занимаются прорицаниями, а древние знатные фамилии еще долгое время спустя гордятся наличием в своих родословных предков друидов. Туземная религия отступала 79 еще быстрее, чем туземный язык, и христианство едва ли встретило с ее стороны серьезное сопротивление.
Экономическая жизнь
Южная Галлия, благодаря своему положению лучше, чем какая бы то ни было другая провинция, защищенная от всякого неприятельского нападения и представлявшая собой, подобно Испании и Андалузии, богатую маслиной страну, достигла при с.103 императорском правительстве высокой степени процветания и городского развития. Сохранившимися до наших дней памятниками этого процветания являются амфитеатр и саркофаги некрополя в Арле, этой «матери всей Галлии», театр в Оранже, храмы и мосты, еще теперь стоящие в Ниме и его окрестностях. В северных провинциях исконное благосостояние страны также повысилось благодаря длительному миру, который был принесен в страну чужеземным господством, установившим, правда, не менее длительный налоговый гнет. «В Галлии, — говорит один писатель эпохи Веспасиана, — источники богатства находятся в самой стране, и изливающееся из них богатство распространяется по всему миру»19. Быть может, нигде не было обнаружено столько роскошных вилл, как здесь, преимущественно на востоке Галлии, на Рейне и его притоках; здесь перед нами с полной ясностью встает облик богатой галльской знати. Упомянем знаменитое завещание лингонского аристократа, который предписывает воздвигнуть ему надгробный памятник и статую из италийского мрамора или из лучшей бронзы и, в числе прочего, сжечь вместе с его прахом все его снаряжение для охоты и ловли птиц; другие источники также говорят нам об огороженных на пространстве в несколько миль охотничьих парках в стране кельтов; Ксенофонт эпохи Адриана рассказывал о выдающейся роли, которую играют кельтские охотничьи собаки и особая категория кельтских охотников, и не преминул присовокупить, что Ксенофонту, сыну Грилла, не могла быть известна постановка охотничьего дела у кельтов. В этой же связи следует упомянуть тот замечательный факт, что в римской армии эпохи империи кавалерия была, собственно, кельтской, не только потому, что она рекрутировалась в Галлии, но и потому, что ее приемы маневрирования и даже технические термины в значительной части были заимствованы от кельтов. с.104 Здесь можно видеть, как после исчезновения старой гражданской кавалерии 80 эпохи республики Цезарь и Август реорганизовали кавалерию по галльскому образцу, используя для нее галльских рекрутов.
Основой этого благосостояния знати служило земледелие, подъему которого энергично содействовал сам Август и которое по всей Галлии, за исключением разве только степного пространства на аквитанском побережье, приносило большие доходы. Выгодным занятием, в особенности на севере, было также скотоводство, а именно — разведение свиней и овец, которые вскоре приобрели большое промышленное значение. Скотоводство начало поставлять товары для экспорта; менапская ветчина (из Фландрии), а также атребатские и нервийские суконные плащи (в окрестностях Арраса и Турнэ) в более поздний период расходились по всей империи.
Виноделие
Особенный интерес представляет развитие виноделия, которому не благоприятствовали ни климат, ни отношение правительства. Стужа «галльской зимы» надолго вошла в пословицу у южан; в самом деле, нигде граница Римской империи не заходила так далеко на север, как здесь. Однако еще более тесные границы развитию виноградарства Галлии создавала торговая конкуренция Италии. Правда, бог Дионис вообще совершал свое завоевание мира медленно, и только шаг за шагом изготовляемый из хлебного зерна напиток уступал место соку виноградной лозы; однако именно запретительная система была причиной того, что в Галлии, по крайней мере на ее севере, пиво продержалось в качестве обычного хмельного напитка в течение всей империи, и еще император Юлиан во время своего пребывания в Галлии вступил в конфликт с этим лже-Бахусом20. Правда, императорское правительство не шло так далеко, как в свое время республика, которая полицейским распоряжением запретила разведение винограда и маслины на южном берегу Галлии (II, 154, 368); однако жители Италии эпохи империи были достойными сынами своих отцов.
Процветание обоих крупных торговых городов на Роне, Арля с.105 и Лиона, в немалой степени было обязано сбыту италийского вина в Галлию; этот факт свидетельствует также о том значении, которое имело в то время виноделие для самой Италии. Если один из самых рачительных правителей на императорском престоле, Домициан, издал приказ уничтожить во всех провинциях по крайней мере 81 половину виноградных лоз21, что, разумеется, не было выполнено буквально, то на основании этого можно заключить, что правительство все же сильно стесняло распространение виноделия. Еще в эпоху Августа виноделие было неизвестно в северной части Нарбонской провинции (III, 185, прим. 1), и если в скором времени оно стало развиваться и здесь, то все же еще в течение столетий оно, по-видимому, ограничивалось пределами Нарбонской Галлии и южной Аквитании. Из галльских вин в период процветания империи пользовались известностью лишь аллоброгские и битуригские, т. е., по нашей терминологии, бургундские и бордоские22. Лишь тогда, когда италийцы выпустили из своих рук бразды правления империей, т. е. в течение III в., это положение изменилось, и император Проб (276—
Дорожная сеть
Сношения как внутри страны, так и с соседними землями, в особенности с Италией, были, очевидно, весьма оживленными, дорожная сеть достигла значительного развития и содержалась в порядке. Большая имперская дорога от Рима к устью Бетиса, о которой мы упоминали в главе об Испании (стр. 76), представляла главную артерию сухопутной с.106 торговли южной провинции; вся эта дорога, которую при республике на участке от Альп до Роны поддерживали массалиоты, а дальше до Пиренеев — римляне, была заново вымощена Августом. На севере имперские дороги вели главным образом либо к галльской столице, либо к большим лагерям на Рейне; сообщение с прочими пунктами также, по-видимому, было обеспечено в достаточной мере.
Эллинизм в южной Галлии
Если в более древнюю эпоху южная провинция по характеру своей духовной жизни принадлежала к эллинскому миру, то упадок Массалии и энергично проводившаяся романизация южной Галлии вызвали в этом отношении некоторую перемену. Тем не менее, подобно Кампании в Италии, эта часть Галлии всегда оставалась одним из центров эллинства. На основании того факта, что на относящихся к эпохе Августа монетах Немавза — одного из тех городов, которые выдвинулись на место Массалии, — годы обозначаются по александрийскому летосчислению и изображается герб Египта, можно с известной степенью вероятности предположить, 82 что сам Август поселил ветеранов из Александрии в этом не чуждом греческому духу городе. Вероятно, влиянию Массалии можно приписать и то, что именно к этой провинции принадлежат, по крайней мере по своему происхождению, воконтиец Помпей Трог, автор всемирной истории со времени Александра Македонского и монархии диадохов, изображавший события римской истории лишь в рамках этой эпохи или в виде дополнений; этот историк был представителем эллинской историографии, по-видимому, убежденным противником историографии римской, против виднейших представителей которой, Саллюстия и Ливия, он нередко делал резкие выпады. Без сомнения, этим он выражал лишь специфически литературную оппозицию эллинизма; тем не менее остается замечательным тот факт, что пишущий по-латыни представитель этой тенденции, притом представитель искусный и умело владеющий языком, нашелся в век Августа именно здесь. В более позднюю эпоху заслуживает упоминания Фаворин, член весьма почтенной фамилии из Арля, обладавшей правом римского гражданства, принадлежавший к числу наиболее разносторонних и серьезных ученых эпохи Адриана; он был одновременно философом, приближающимся по своим взглядам к Аристотелю и скептикам, филологом и искусным оратором, учеником Диона из Прусы, другом Плутарха и Герода Аттика; в области науки он подвергался полемическим нападкам Галена, сатирическим нападкам Лукиана; вообще был тесно связан с видными учеными II в., так же как и с самим императором Адрианом. Его разнообразные исследования, между прочим об именах Одиссеевых спутников, поглощенных Сциллой, об имени первого ученого на земле и т. п., характеризуют его как истого представителя модной в то время ученой возни с пустяками, а его лекции для образованной публики о Ферсите и о перемежающейся лихорадке, равно как частично с.107 уцелевшие записи бесед — обо всем понемногу — дают характерную, хотя и безотрадную картину занятий и интересов литераторов того времени. Здесь необходимо отметить то обстоятельство, которое он сам относил к достопримечательностям своей жизни, а именно, что он был прирожденным галлом и в то же время греческим писателем. Хотя западные литераторы нередко писали попутно отдельные работы также и по-гречески, все же лишь для немногих из них греческий был обычным литературным языком; в данном случае язык, должно быть, определялся местом рождения ученого.
Латинская литература в южной провинции
Вообще же место южной Галлии в римской литературе эпохи ее расцвета при Августе определяется тем, что из этой провинции произошли самые значительные судебные ораторы конца той эпохи — Вотиен Монтан (умер в 27 г. н. э.) из Нарбона, прозванный Овидием ораторов, и Гней Домиций Афр (консул 39 г. н. э.) из Немавза. Конечно, эта страна также была вовлечена в сферу римской литературы; поэты эпохи Домициана посылали свои авторские экземпляры друзьям в Толозу и Вьенну. Во времена Траяна Плиний выражает свое удовольствие по поводу того, что его мелкие произведения находят в Лугдуне не только благосклонных читателей, но и книгопродавцев, занимающихся их распространением. Однако южная Галлия не оказала такого большого влияния на духовное и литературное развитие Рима, какое в раннюю эпоху империи оказывала Бетика, а в позднюю — северная Галлия. Эта прекрасная страна в изобилии производила вино и плоды, но она не дала империи ни солдат, ни мыслителей.
Литература в императорской Галлии
83 Собственно Галлия в сфере науки представляет обетованную землю школьного преподавания и школьных занятий; быть может, это объясняется своеобразным развитием и могущественным влиянием национального жречества. Учение друидов отнюдь не являлось просто наивной народной верой, но представляло собой высокоразвитую и притязательную богословскую систему, которая, вполне в церковном духе, стремилась осветить или хотя бы подчинить себе все области человеческого мышления и деятельности — физику и метафизику, право и медицину; изучение этой системы требовало неутомимых занятий — как говорят, в продолжение двадцати лет, — причем сами эти ученики вербовались преимущественно из среды знати. Запрет, наложенный на деятельность друидов Тиберием и его преемниками, очевидно, в первую очередь обрушился на эти жреческие школы и повлек за собой, по меньшей мере, их публичное упразднение; но все это могло оказаться эффективным лишь в том случае, если бы в противовес национальному образованию юношества было введено образование греко-римское, подобно тому как в противовес Карнутскому собору друидов был основан храм Ромы в Лионе. В Галлии это произошло — несомненно, под решающим влиянием с.108 правительства — уже в весьма раннюю эпоху, о чем свидетельствует тот замечательный факт, что во время ранее упомянутого восстания при Тиберии повстанцы попытались прежде всего овладеть Августодуном (Отэн), чтобы захватить учившихся там сыновей знатных галлов и таким образом привлечь на свою сторону или терроризировать семьи крупных магнатов. Эти галльские лицеи, несмотря на их отнюдь не национальный курс наук, все же, вероятно, могли оказаться ферментом специфически галльского народного духа. Едва ли случайно самый значительный из них находился в то время не в римском Лионе, но в главном городе эдуев, самого знатного из галльских племен. Однако хотя римско-эллинская культура, быть может, и была навязана галльской нации насильственно и столкнулась с оппозицией населения, но постепенно, по мере сглаживания противоположностей, она так глубоко проникла в кельтский быт, что со временем ученики начали изучать ее более ревностно, нежели сами учителя. Джентльменское образование, несколько сходное с существующим ныне в Англии, было основано на изучении латыни и, во вторую очередь, греческого языка, а также на развитии школьного красноречия, отточенные обороты и пышные фразы которого живо напоминают нам литературу той же Галлии в более позднее время. Постепенно это образование сделалось на Западе в некотором роде привилегией галло-римлян. Конечно, учителя там искони лучше оплачивались, нежели в Италии, а главное — пользовались бо́льшим почетом. Уже Квинтилиан с уважением называет среди выдающихся судебных ораторов многих галлов, а Тацит в своем тонко продуманном диалоге об искусстве красноречия не без умысла выводит галльского адвоката Марка Апра в роли защитника современного красноречия против почитателей Цицерона и Цезаря. Позднее первое место среди галльских университетов занимала Бурдигала; как во всем остальном, так и в области образования Аквитания далеко опередила среднюю и северную Галлию; в одном написанном там диалоге начала V в. один из собеседников, священник из Шалона на Соне, едва отваживается открыть рот перед собранием образованных аквитанов. Здесь действовал уже упомянутый нами профессор Авзоний, приглашенный императором Валентинианом в наставники для своего сына 84 Грациана (род. в 359 г.). В своих стихотворениях Авзоний воздвиг настоящий памятник многим из своих коллег, а когда его современнику Симмаху, знаменитейшему оратору этой эпохи, понадобился наставник для собственного сына, он, памятуя о своем старом учителе, происходившем с берегов Гаронны, выписал наставника из Галлии. Наряду с Бурдигалой одним из крупных центров галльского школьного образования всегда оставался Августодун; у нас еще имеются речи, обращенные к императору Константину с просьбами или выражениями благодарности по поводу восстановления этого учебного заведения.
с.109 Литературные произведения, представляющие собой плоды этих ревностных школярских занятий, имеют второстепенное значение и небольшую ценность; это были парадные речи, вошедшие в моду особенно с тех пор, как Трир был превращен в императорскую резиденцию, а двор — в галльскую провинцию, а также разного рода стихотворения на определенные случаи. Подобно произнесению речей, писание виршей являлось непременным атрибутом профессии учителя, а официальный преподаватель литературы был в то же время поэтом, если не по природному дару, то по должности. Во всяком случае пренебрежительное отношение к поэзии, свойственное эллинской литературе этой эпохи, в остальном носившей такой же характер, не передалось жителям Запада. В стихах господствует школьный дух и педантичное манерничанье23, и лишь редко встречаются живые, проникнутые чувством описания вроде «Поездки на Мозель» Авзония. Речи, о которых мы, правда, можем судить лишь по некоторым образцам речей, произнесенных позднее в императорской резиденции, представляют собой яркие примеры умения ничего не сказать во многих словах и выразить безусловно верноподданнические чувства при столь же безусловном отсутствии мыслей. Когда богатая мать посылает в Италию своего, сына, уже полностью усвоившего галльскую речь со всеми ее вычурными оборотами, чтобы он мог приобрести там также и римскую степенность24, то усвоение этой последней будет для галльского ритора, конечно, более трудным делом, нежели изучение напыщенного языка. Для раннего средневековья эти достижения имели решающее значение; благодаря им в раннюю христианскую эпоху Галлия сделалась родиной благочестивого стихосложения и последним убежищем школьной словесности.
Архитектура и изобразительные искусства
В области строительного и изобразительного искусства уже самый климат страны породил такие явления, которых настоящий юг не знает или которые ему известны лишь в зачаточных формах. Так, в галльском строительстве широко применялось воздушное отопление, употреблявшееся в Италии лишь в банях, а также мало распространенные там оконные стекла. Однако можно, пожалуй, говорить о свойственной именно этой области искусства эволюции, поскольку портреты, а в дальнейшем также изображения бытовых сцен встречаются в кельтской стране чаще, чем в Италии, причем 85 вместо избитых с.110 мифологических сюжетов они изображают другие, более приятные для зрителя сцены. Правда, это стремление к реализму и к жанру мы можем наблюдать почти только на надгробных памятниках; однако, по-видимому, оно вообще преобладало в искусстве. Арка в Аравзионе (Оранже), произведение эпохи ранней империи, с ее галльским оружием и знаменами; найденная близ Ветеры бронзовая статуя, находящаяся в Берлинском музее и изображающая, по-видимому, местного бога с ячменными колосьями в волосах; гильдесгеймская серебряная утварь, частично, вероятно, изготовленная в галльских мастерских, — все это свидетельствует о том, что италийские мотивы были усвоены здесь свободно и переработаны. Гробница Юлиев в Сан-Реми, близ Авиньона, произведение эпохи Августа, смелой архитектоникой двух своих квадратных этажей, увенчанных круглой колоннадой с коническим куполом, а также своими барельефами, которые в стиле, родственном пергамскому, дают яркие и полные движения многофигурные сцены войны и охоты, изображающие, по-видимому, события из жизни чтимых покойников, представляет замечательный пример того, как живо и с каким пониманием южная Галлия сумела воспринять и усвоить эллинское искусство. Интересно отметить, что своей высшей точки это развитие достигло, наряду с южной провинцией, в местности Мозеля и Мааса; по-видимому, в этой стране, не подчинявшейся римскому влиянию столь безусловно, как Лион и прирейнские лагерные города, и в то же время более богатой и культурной, чем местности по Луаре и Сене, эта художественная деятельность развивалась до известной степени спонтанно. Надгробный памятник одного знатного трирского гражданина, известный под названием Игельской колонны, может служить образцом принятых здесь памятников в форме башни, увенчанной остроконечной крышей и со всех сторон покрытой изображениями из жизни покойного. Часто мы видим на этих изображениях помещика, которому его колоны приносят овец, рыбу, птицу, яйца. Один могильный камень из Арлона, близ Люксембурга, помимо портретов четы супругов, дает на одной стороне изображение телеги и женщины с наполненной плодами корзиной, на другой — сцену продажи яблок и немного ниже — двух сидящих на корточках мужчин. Другой могильный камень из Неймагена, близ Трира, имеет форму корабля, в котором сидят шесть корабельщиков с веслами; груз состоит из больших бочек, подле которых стоит с веселым видом кормчий, как видно, с удовольствием думающий о налитом в них вине. Сопоставив эти сюжеты с той жизнерадостной картиной долины Мозеля, которую дал нам поэт из Бордо, изобразивший находившиеся здесь роскошные замки, веселые виноградники и оживленную суетню рыбаков и лодочников, мы убедимся, что в этой прекрасной стране уже полтора тысячелетия назад била ключом согретая мирной деятельностью и радостными утехами жизнь.
ПРИМЕЧАНИЯ
Flamen, item dumvir, quaestor pagique magister Verus ad Augustum legato (sic!) numere functus pro novem optinuit populis seiungere Gallos: urbe redux Genio pagi hanc dedicat aram. (Фламин, а также дуумвир, квестор и староста сельский, |
Древнейшим следом административного отделения иберийской Аквитании от галльской является наименование «округа Лакторы» (Лектур) рядом с Аквитанией в одной надписи эпохи Траяна (C. I. L., V, 875: procurator provinciarum Luguduniensis et Aquitanicae item Lactorae — прокуратор провинций Лугдунской и Аквитанской, а также Лакторы). Правда, сама по себе эта надпись свидетельствует скорее о различии обеих областей, нежели об административном отделении одной от другой; однако на основании других данных можно доказать, что это отделение действительно было произведено вскоре после Траяна. Удержавшееся с этих пор название Новемпопулана подтверждает свидетельство вышеприведенных стихов, что отделенная область первоначально распадалась на 9 округов. Однако при Антонине Пие эта область насчитывает уже 11 общин (ибо, наверное, сюда относится dilectator per Aquitanicae XI populos — Boissieu, Lyon, p. 246), а в V в. — 12 общин, перечисляемых Notitia в связи с Новемпопуланой. Это увеличение числа общин объясняется так же, как то, о котором мы говорили выше (стр. 94, прим. 1). К организации наместничества это разделение не имеет отношения: напротив, кельтская и иберийская Аквитании остались в подчинении у одного и того же легата. Однако Новемпопулана получила при Траяне свой собственный сейм, тогда как кельтские округа Аквитании по-прежнему посылали своих представителей в лионский сейм.
Τίς πόθεν εἶς, Διόνυσε; μὰ γὰρ τὸν ἀληθέα Βάκχον, οὐ σ’ ἐπιγιγνώσκω· τὸν Διὸς οἶδα μόνον. κεῖνος νέκταρ ὄδωδε· σὺ δὲ τράγου· ἦ ῥά σε Κελτοὶ τῇ πενίῃ βοτρύων τεῦξαν ἀπ’ ἀσταχύων. τῷ σε χρὴ καλέειν Δημήτριον, οὐ Διόνυσον, πυρογένη μᾶλλον καὶ βρόμον, οὐ Βρόμιον. (О Дионис, ты откуда? Клянуся подлинным Вакхом, |
На одном найденном в Париже глиняном круге (Mowat, Bull. épigr., de la Gaule, 2, 110; 3, 133), пустом внутри и приспособленном для с.105 наполнения кубков, имеется обращение пьющего к хозяину: copo, conditum (по ошибке написано cnoditu) abes; est replenda (хозяин, в погребе у тебя имеется еще; бутылка пуста), а служанке он говорит: ospita, reple lagonam cervesa (девушка, наполни бутылку пивом).