И. А. Покровский

История римского права

Часть I. История институтов публичного права

Глава I. Период царей

И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.
Сверено редакцией сайта с 4-м изд. (1918), внесены необходимые исправления, постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по параграфам.

с.59 38

§ 8. Граж­дан­ский про­цесс1


Le­gis ac­tio; общая харак­те­ри­сти­ка

В поня­тие граж­дан­ско­го пра­ва (пра­ва соб­ст­вен­но­сти на опре­де­лен­ную вещь, пра­ва тре­бо­ва­ния к извест­но­му лицу и т. д.), по нашим нынеш­ним пред­став­ле­ни­ям, как необ­хо­ди­мый эле­мент, вхо­дит и пред­став­ле­ние о защи­те государ­ст­вом: мы не счи­та­ли бы пра­ва пра­вом, если бы не были уве­ре­ны, что, в слу­чае его нару­ше­ния кем-либо, мы можем потре­бо­вать для нашей защи­ты государ­ст­вен­ную власть со всем ее мораль­ным 39 авто­ри­те­том и внеш­нею силой. Мы предъ­яв­ля­ем иск, т. е. обра­ща­ем­ся к орга­нам государ­ст­вен­ной вла­сти с тре­бо­ва­ни­ем о защи­те наше­го нару­шен­но­го пра­ва; государ­ст­вен­ная власть, в лице сво­их судеб­ных орга­нов, раз­би­ра­ет нашу пре­тен­зию и, в слу­чае при­зна­ния ее осно­ва­тель­ной, вос­ста­нов­ля­ет наше пра­во тем или дру­гим спо­со­бом. Порядок дея­тель­но­сти ист­ца и ответ­чи­ка, рав­ным обра­зом порядок дея­тель­но­сти судеб­ных вла­стей, опре­де­ля­ет­ся более или менее точ­но зако­ном и состав­ля­ет область т. н. граж­дан­ско­го про­цес­са.

Что каса­ет­ся древ­не­го Рима, то каких-либо пря­мых ука­за­ний на то, как обсто­я­ло дело в этой обла­сти в эпо­ху царей, мы не име­ем. Ввиду это­го при­хо­дит­ся и здесь взять вре­мя несколь­ко более позд­нее, но более нам извест­ное (напр., тех же зако­нов XII таб­лиц), и затем, уста­но­вив общее направ­ле­ние исто­ри­че­ской эво­лю­ции, делать обрат­ные заклю­че­ния отно­си­тель­но эпо­хи пред­ше­ст­во­вав­шей.

с.60 Глав­ным источ­ни­ком (хотя и непол­ным) наших сведе­ний о древ­нем граж­дан­ском про­цес­се в Риме явля­ет­ся рим­ский юрист II века по Р. Х. Гай, кото­рый каса­ет­ся это­го вопро­са в чет­вер­той кни­ге сво­его дошед­ше­го до нас сочи­не­ния «Insti­tu­tio­nes» (§§ 11—29).

Гай сооб­ща­ет, преж­де все­го, что древ­ней­шей фор­мой граж­дан­ско­го про­цес­са были в Риме т. н. le­gis ac­tio­nes. Поче­му про­цесс это­го пери­о­да назы­ва­ет­ся le­gis ac­tio, на этот вопрос Гай дает двой­ст­вен­ный ответ: или пото­му, гово­рит он, что эти фор­мы про­цес­са были созда­ны зако­ном («vel ideo quod le­gi­bus pro­di­tae erant»), или пото­му, что в них пре­тен­зии спо­ря­щих сто­рон долж­ны быть выра­же­ны сло­ва­ми того зако­на, на кото­рый они опи­ра­ют­ся («vel ideo quia ip­sa­rum le­gum ver­bis ac­com­mo­da­tae erant»); так, напр., предъ­яв­ляя иск о поруб­ке вет­вей, нель­зя было гово­рить «vi­tes», а надо было употре­бить сло­во «ar­bo­res», ибо отно­ся­щий­ся сюда закон XII таб­лиц гово­рил толь­ко de ar­bo­ri­bus suc­ci­sis2. Несо­блюде­ние над­ле­жа­щей фор­му­лы влек­ло за собой пол­ную поте­рю про­цес­са.

Одна­ко, ни то ни дру­гое объ­яс­не­ние Гая не может быть при­ня­то, ибо в то вре­мя, к кото­ро­му отно­сит­ся зарож­де­ние этих форм суда, мы не можем пред­по­ло­жить суще­ст­во­ва­ния тако­го боль­шо­го коли­че­ства зако­нов, le­ges, кото­рые регу­ли­ро­ва­ли бы и ход про­из­вод­ства и само граж­дан­ское пра­во с над­ле­жа­щи­ми подроб­но­стя­ми. Веро­ят­но, «le­ge age­re» в древ­ней­шее вре­мя обо­зна­ча­ло про­сто — дей­ст­во­вать, осу­ществлять пра­во закон­ным обра­зом в про­ти­во­по­лож­ность неза­ко­но­мер­но­му наси­лию.

Суще­ст­во­ва­ло, про­дол­жа­ет затем Гай, пять основ­ных форм le­gis ac­tio: sac­ra­men­to, per judi­cis pos­tu­la­tio­nem, per con­dic­tio­nem, per ma­nus injec­tio­nem и per pig­no­ris ca­pio­nem. Вслед за тем он при­сту­па­ет к опи­са­нию этих форм, но зна­чи­тель­ная часть это­го опи­са­ния для нас в ману­скрип­те поте­ря­на, вслед­ст­вие чего недо­стаю­щее при­хо­дит­ся вос­пол­нять дру­ги­ми, по боль­шей части очень отры­воч­ны­ми сооб­ще­ни­я­ми.

Нача­ло про­из­вод­ства (in jus vo­ca­tio)

40 Но преж­де, неже­ли мы при­сту­пим к обще­му опи­са­нию ука­зан­ных форм, необ­хо­ди­мо ука­зать, что для нача­ла про­цес­са непре­мен­но необ­хо­ди­мо лич­ное при­сут­ст­вие как ист­ца, так и ответ­чи­ка. При этом суще­ст­вен­ным вопро­сом явля­ет­ся, конеч­но, с.61 как заста­вить ответ­чи­ка явить­ся в суд, ина­че сво­им укло­не­ни­ем он мог бы пара­ли­зо­вать самую воз­мож­ность про­цес­са. Харак­тер­ной чер­той древ­не­рим­ско­го пра­ва слу­жит то, что государ­ст­вен­ная власть сама не вызы­ва­ет ответ­чи­ка и не при­нуж­да­ет его в слу­чае упор­ства к такой явке; доста­вить ответ­чи­ка на суд — это дело само­го ист­ца. С этой целью ист­цу дает­ся свое­об­раз­ное сред­ство, нося­щее назва­ние in jus vo­ca­tio3; ему посвя­ще­ны пер­вые поста­нов­ле­ния зако­нов XII таб­лиц, но конеч­но, это сред­ство не созда­но зако­на­ми XII таб­лиц, быть может, толь­ко точ­нее регла­мен­ти­ро­ва­но.

Зако­ны XII таб­лиц гово­рят: «Si in jus vo­cat ito; ni it, an­tes­ta­mi­no; igi­tur em ca­pi­to. Si cal­vi­tur pe­dem­ve struit, ma­num en­do jaci­to»4.

Соглас­но это­му поста­нов­ле­нию, истец может потре­бо­вать от ответ­чи­ка явки в суд там, где он его встре­тит (одна­ко, втор­гать­ся в дом истец не дол­жен), при­чем ответ­чик обя­зан немед­лен­но под­чи­нить­ся это­му тре­бо­ва­нию («ito»). В слу­чае отка­за истец дол­жен опро­те­сто­вать этот отказ перед свиде­те­ля­ми («an­tes­ta­mi­no») и задер­жать ответ­чи­ка силой («igi­tur em ca­pi­to»); в слу­чае сопро­тив­ле­ния или попыт­ки к бег­ству, ответ­чик под­ле­жит ma­nus injec­tio (см. ниже), т. е. eo ip­so дела­ет­ся как бы при­го­во­рен­ным по суду в пол­ное рас­по­ря­же­ние ист­ца.

Если для ответ­чи­ка сле­до­вать сей­час же в суд неудоб­но, то он может дать ист­цу обе­ща­ние явить­ся в какой-нибудь дру­гой день, под­кре­пив это обе­ща­ние пору­чи­тель­ст­вом како­го-либо дру­го­го лица. Такой пору­чи­тель назы­ва­ет­ся vas, а самое пору­чи­тель­ство va­di­mo­nium. Рав­ным обра­зом, к va­di­mo­nium при­бе­га­ют и тогда, если во вре­мя про­из­вод­ства дела ока­жет­ся необ­хо­ди­мым отло­жить его до дру­го­го дня.

Когда сто­ро­ны яви­лись в суд, т. е. в эпо­ху царей — к царю, то ход дела будет раз­лич­ным в зави­си­мо­сти от ука­зан­ных выше mo­di agen­di5, т. е. форм le­gis ac­tio.

Отдель­ные виды: le­gis ac­tio sac­ra­men­to (in rem и in per­so­nam)

1) Пер­вая фор­ма, le­gis ac­tio sac­ra­men­to (или sac­ra­men­ti, или per sac­ra­men­tum), есть, в опи­са­нии Гая, по суще­ству, про­цесс-пари. Сто­ро­ны выска­зы­ва­ют в тор­же­ст­вен­ных фор­му­лах свои пре­тен­зии и с.62 назна­ча­ют в залог сво­ей правоты извест­ную денеж­ную сум­му, кото­рая и назы­ва­ет­ся sac­ra­men­tum, откуда назва­ние самой фор­мы. Суд фор­маль­но реша­ет затем вопрос о том, чей залог про­иг­ран — «ut­rius sac­ra­men­tum jus­tum sit, ut­rius injus­tum»: сто­ро­на пра­вая полу­ча­ет свой залог обрат­но, сто­ро­на непра­вая теря­ет его в поль­зу каз­ны. Но, само собой разу­ме­ет­ся, решая этот фор­маль­ный вопрос, суд impli­ci­te6 реша­ет вопрос и о самой пре­тен­зии ист­ца по суще­ству.

41 Le­gis ac­tio sac­ra­men­to, по свиде­тель­ству Гая, есть общая фор­ма про­цес­са; в этой фор­ме могут быть веде­ны вся­кие иски, для кото­рых не уста­нов­ле­но какой-либо иной фор­мы. Но эта общая фор­ма при­об­ре­та­ет извест­ные моди­фи­ка­ции в зави­си­мо­сти от того, идет ли спор о при­над­леж­но­сти какой-либо вещи (ac­tio in rem) или же о дол­ге ответ­чи­ка ист­цу (ac­tio in per­so­nam).

а) Пер­вый слу­чай: истец и ответ­чик спо­рят о вещи (ac­tio in rem). Поми­мо ука­зан­ной выше необ­хо­ди­мо­сти лич­ной явки обе­их сто­рон, для того, чтобы про­цесс в этом слу­чае мог начать­ся, необ­хо­ди­ма еще и налич­ность самой спор­ной вещи. Если спор идет о вещи дви­жи­мой, то она долж­на быть при­не­се­на, при­веде­на или при­ве­зе­на на суд; если вещь тако­ва, что достав­ка ее затруд­ни­тель­на, то при­но­сят какую-либо часть ее: кусок от спор­ной колон­ны, овцу или козу из спор­но­го ста­да и т. д. Если пред­мет спо­ра вещь недви­жи­мая (уча­сток зем­ли), то сто­ро­ны с осо­бы­ми обряда­ми отправ­ля­ют­ся на спор­ный уча­сток, берут оттуда кусок зем­ли, при­но­сят его (вся эта про­цеду­ра носит назва­ние ma­num con­ser­tio), и затем этот кусок фигу­ри­ру­ет на суде, как самый уча­сток.

Про­цесс откры­ва­ет­ся тем, что истец, дер­жа в руках осо­бую пал­ку (vin­dic­ta или fes­tu­ca), про­из­но­сит фор­му­лу, заклю­чаю­щую в себе утвер­жде­ние его, ист­ца, пра­ва на вещь: «hanc ego rem ex jure Qui­ri­tium meam es­se ajo; si­cut di­xi, ec­ce ti­bi vin­dic­tam im­po­sui»7, и одно­вре­мен­но накла­ды­ва­ет на вещь свою vin­dic­ta. Этот акт ист­ца носит тех­ни­че­ское назва­ние vin­di­ca­tio. На этот акт ист­ца сле­ду­ет ответ­ный акт ответ­чи­ка — т. н. contra­vin­di­ca­tio: ответ­чик с сво­ей сто­ро­ны гово­рит то же самое и так­же накла­ды­ва­ет на вещь свою vin­dic­ta. Тогда всту­па­ет в дей­ст­вие маги­ст­рат, перед кото­рым все это совер­ши­лось, и при­ка­зы­ва­ет: «оставь­те оба вещь» — «mit­ti­te am­bo rem». Сто­ро­ны сни­ма­ют пал­ки и затем истец с.63 обра­ща­ет­ся к ответ­чи­ку с вопро­сом: Pos­tu­lo an­ne di­cas, qua ex cau­sa vin­di­ca­ve­ris? — т. е. не ска­жешь ли, на каком осно­ва­нии ты вин­ди­ци­ру­ешь? Ответ­чик на это, веро­ят­но, мог дать объ­яс­не­ние, но мог и не дать, заявив про­сто: «тако­во мое пра­во» — «jus fe­ci, si­cut vin­dic­tam im­po­sui». В таком слу­чае истец обра­ща­ет­ся к ответ­чи­ку с пред­ло­же­ни­ем уста­но­вить залог — sac­ra­men­tum: «Quan­do tu inju­ria vin­di­ca­vis­ti, quin­gen­ti aeris sac­ra­men­to te pro­vo­co»8, на что ответ­чик отве­чал ана­ло­гич­ным пред­ло­же­ни­ем по адре­су ист­ца: «et ego te»9. Сум­ма зало­га в XII таб­ли­цах была так­си­ро­ва­на: если спор­ная вещь была доро­же 1000 ассов, то sac­ra­men­tum долж­но было рав­нять­ся 500 ассов, если дешев­ле, то 50. Эта сум­ма пола­га­лась пер­во­на­чаль­но ad pon­tem, т. е. в кас­су пон­ти­фи­ков, поз­же в aera­rium, т. е. в общую государ­ст­вен­ную каз­ну. Пер­во­на­чаль­но залог давал­ся сто­ро­на­ми реаль­но и в самом нача­ле про­цес­са, т. е. тот­час же после pro­vo­ca­tio sac­ra­men­to; поз­же сто­ро­ны толь­ко дава­ли обе­ща­ние упла­тить залог, если про­цесс будет про­иг­ран.

42 После уста­нов­ле­ния sac­ra­men­tum маги­ст­рат регу­ли­ру­ет вла­де­ние спор­ной вещью на вре­мя про­цес­са: он может пока что отдать ее либо ист­цу, либо ответ­чи­ку, что тех­ни­че­ски назы­ва­ет­ся «vin­di­cias di­ce­re se­cun­dum ac­to­rem» или «se­cun­dum reum». Сто­ро­на, полу­чив­шая вещь, долж­на, одна­ко, дать маги­ст­ра­ту пору­чи­те­лей — т. н. prae­des li­tis et vin­di­cia­rum — в том, что если вещь впо­след­ст­вии будет при­суж­де­на про­тив­ни­ку, то как самая вещь (lis), так и все ее дохо­ды (vin­di­ciae) будут выда­ны послед­не­му.

Когда, нако­нец, и этот вопрос покон­чен, насту­па­ет тор­же­ст­вен­ный момент — li­tis­con­tes­ta­tio10: сто­ро­ны обра­ща­ют­ся к зара­нее при­гла­шен­ным свиде­те­лям с тор­же­ст­вен­ным воз­зва­ни­ем: «tes­tes es­to­te!» — т. е. «будь­те свиде­те­ля­ми все­го здесь про­ис­шед­ше­го».

Момен­том li­tis­con­tes­ta­tio закан­чи­ва­ет­ся пер­вая ста­дия про­из­вод­ства — т. н. про­из­вод­ство in jure, совер­шаю­ще­е­ся перед маги­ст­ра­том. Как видим, оно не заклю­ча­ет в себе ни раз­бо­ра дела, ни при­го­во­ра; для все­го это­го про­цесс дол­жен перей­ти во вто­рую ста­дию — in judi­cium. После li­tis­con­tes­ta­tio, пер­во­на­чаль­но тот­час же сто­ро­ны, при уча­стии маги­ст­ра­та, выби­ра­ют себе сами судью из с.64 част­ных лиц — judex, кото­рый затем раз­бе­рет спор и про­из­не­сет при­го­вор уже без вся­ко­го уча­стия государ­ст­вен­ной вла­сти. Для про­из­вод­ства в этой вто­рой ста­дии не суще­ст­ву­ет уже ни форм ни обрядов; заяв­ле­ния сто­рон, при­веде­ние дока­за­тельств и т. д. — все это совер­ша­ет­ся про­сто и сво­бод­но.

b) Если спор шел о каком-либо обя­за­тель­стве (дол­ге — ac­tio in per­so­nam), то пол­но­го опи­са­ния риту­а­ла для это­го слу­чая мы не име­ем. Веро­ят­но, одна­ко, что истец начи­нал с утвер­жде­ния: «Ajo te mi­hi cen­tum da­re opor­te­re», т. е. «я утвер­ждаю, что ты дол­жен упла­тить мне 100»; ответ­чик отри­цал: «ne­go me ti­bi cen­tum da­re opor­te­re»11, и затем про­цесс шел ука­зан­ным выше поряд­ком: pro­vo­ca­tio sac­ra­men­to, li­tis­con­tes­ta­tio и пере­ход дела in judi­cium.

le­gis ac­tio per ma­nus injec­tio­nem

2) Вто­рая фор­ма le­gis ac­tio есть le­gis ac­tio per ma­nus injec­tio­nem или ma­nus injec­tio про­сто. Она при­ме­ня­ет­ся толь­ко к извест­ным искам из обя­за­тельств. Порядок про­из­вод­ства при этом состо­ит в сле­дую­щем.

Истец при­во­дит ответ­чи­ка в суд (перед три­бу­нал маги­ст­ра­та) и здесь, про­из­но­ся фор­му­лу «quod tu mi­hi dam­na­tus es ses­ter­tium X mi­lia, quan­doc non sol­vis­ti, ob eam rem ego ti­bi ma­num ini­cio»12, накла­ды­ва­ет на него руку. Если ответ­чик здесь же, немед­лен­но, не упла­тит (что по обще­му пра­ви­лу и быва­ет, ибо, если бы ответ­чик мог упла­тить, он упла­тил бы ранее), то истец уво­дит долж­ни­ка к себе и может заклю­чить его в око­вы. В про­дол­же­ние 60 дней истец дер­жит долж­ни­ка у себя, но в тече­ние 3 рыноч­ных дней он дол­жен выво­дить долж­ни­ка на рынок и здесь объ­яв­лять сум­му его дол­га — в пред­по­ло­же­нии, что, может быть, най­дут­ся лица, кото­рые поже­ла­ют его выку­пить. По исте­че­нии 60 дней долж­ник пре­до­став­ля­ет­ся на пол­ную 43 волю креди­то­ра: он может его или убить или про­дать в раб­ство trans Ti­be­rim. «Ter­tiis nun­di­nis ca­pi­te poe­nas da­bant aut trans Ti­be­rim pe­re­gre ve­num ibant»13 — гово­рит Авл Гел­лий14. Если ока­жет­ся несколь­ко креди­то­ров, то, поста­нов­ля­ют зако­ны XII таб­лиц, они могут рас­сечь несо­сто­я­тель­но­го долж­ни­ка на части с.65 про­пор­цио­наль­но раз­ме­рам сво­их тре­бо­ва­ний, но если кто-либо из них (по ошиб­ке) отсе­чет боль­ше или мень­ше, то это ему не ста­вит­ся в вину: «Ter­tiis nun­di­nis par­tis se­can­to. Si plus mi­nus­ve se­cue­runt, se frau­de es­to»15. Неко­то­рые из совре­мен­ных уче­ных дума­ли избе­жать тако­го бук­валь­но­го пони­ма­ния это­го поло­же­ния тем, что отно­си­ли сло­ва о рас­се­че­нии не к телу долж­ни­ка, а к его иму­ще­ству. Но такое тол­ко­ва­ние не может быть при­ня­то: если уже дело дохо­дит до про­да­жи долж­ни­ка в раб­ство, ста­ло быть, у него ника­ко­го иму­ще­ства нет. Пра­ви­ло это отра­жа­ет в себе ту древ­ней­шую эпо­ху обя­за­тель­ст­вен­ных отно­ше­ний, когда обя­за­тель­ство дава­ло креди­то­ру пра­во на самую лич­ность долж­ни­ка и взыс­ка­ние по дол­гу лег­ко пере­хо­ди­ло в месть за непла­теж (ср. при­веден­ные выше сло­ва Авла Гел­лия «ca­pi­te poe­nas da­bant»).

Если бы ответ­чик, под­верг­нув­ший­ся ma­nus injec­tio, захо­тел оспа­ри­вать суще­ст­во­ва­ние дол­га, захо­тел «сбро­сить с себя руку», то сам он это­го уже сде­лать не может: ему не поз­во­ля­ет­ся «ma­num si­bi de­pel­le­re et pro se le­ge age­re»16. За него долж­но высту­пить какое-либо дру­гое лицо — т. н. vin­dex, кото­рый, отстра­нив руку ист­ца, осво­бо­дит этим самым ответ­чи­ка окон­ча­тель­но, но при­мет весь спор уже на себя и, в слу­чае неосно­ва­тель­но­сти сво­его вме­ша­тель­ства, пла­тить вдвое (отве­ча­ет in dup­lum).

le­gis ac­tio per pig­no­ris ca­pio­nem

3) Третья фор­ма — le­gis ac­tio per pig­no­ris ca­pio­nem или pig­no­ris ca­pio про­сто. Сущ­ность этой фор­мы состо­ит в том, что лицо, име­ю­щее извест­ное тре­бо­ва­ние к дру­го­му, в слу­чае непла­те­жа, про­из­но­ся какие-то, до нас не дошед­шие «опре­де­лен­ные и тор­же­ст­вен­ные сло­ва» («cer­ta et so­lem­nia ver­ba»), берет себе какую-нибудь вещь неис­прав­но­го долж­ни­ка; это и назы­ва­лось pig­no­ris ca­pio. Совер­ша­ет он это без уча­стия пред­ста­ви­те­ля государ­ст­вен­ной вла­сти и даже, может быть, в отсут­ст­вие само­го долж­ни­ка. В этом послед­нем обсто­я­тель­стве заклю­ча­ет­ся суще­ст­вен­ное отли­чие pig­no­ris ca­pio от осталь­ных le­gis ac­tio­nes, и это отли­чие застав­ля­ло уже неко­то­рых из рим­ских юри­стов не при­зна­вать pig­no­ris ca­pio за le­gis ac­tio. При­ме­ня­лась эта фор­ма лишь к неко­то­рым тре­бо­ва­ни­ям осо­бо­го рели­ги­оз­но­го или пуб­лич­но­го харак­те­ра: так, напр., pig­no­ris ca­pio име­ет про­да­вец живот­но­го, пред­на­зна­чен­но­го для с.66 жерт­во­при­но­ше­ния, про­тив его покуп­щи­ка по пово­ду покуп­ной цены, а так­же отдав­ший вна­ем свое живот­ное про­тив наняв­ше­го, если наем­ная пла­та была пред­на­зна­че­на для жерт­во­при­но­ше­ния; рав­ным обра­зом pig­no­ris ca­pio име­ли вои­ны про­тив tri­bu­nus aera­rius за непла­теж им жало­ва­нья, и неко­то­рым дру­гим.

le­gis ac­tio per judi­cis pos­tu­la­tio­nem

4) Отно­си­тель­но чет­вер­той фор­мы — le­gis ac­tio per judi­cis pos­tu­la­tio­nem — мы име­ем чрез­вы­чай­но скуд­ные сведе­ния: 44 соот­вет­ст­ву­ю­щее место Инсти­ту­ций Гая для нас поте­ря­но. Сохра­ни­лась толь­ко фор­му­ла обра­ще­ния к маги­ст­ра­ту у грам­ма­ти­ка Вале­рия Про­ба: «te, prae­tor, judi­cem ar­bit­rum­ve pos­tu­lo uti des»17. Пред­по­ла­га­ют, что осо­бен­ность этой фор­мы заклю­ча­лась в том, что после обыч­ных заяв­ле­ний сто­рон перед маги­ст­ра­том (in jure) спо­ря­щие обра­ща­лись не с pro­vo­ca­tio sac­ra­men­to друг к дру­гу, а с прось­бой к маги­ст­ра­ту назна­чить им судью для раз­бо­ра их пре­тен­зий (judi­cis pos­tu­la­tio). Затем сле­до­ва­ла li­tis­con­tes­ta­tio и дело пере­хо­ди­ло in judi­cium. — Область при­ме­не­ния этой фор­мы так­же неяс­на: по мне­нию одних, она употреб­ля­ет­ся в таких исках, где дело идет более о посред­ни­че­ской дея­тель­но­сти судьи, — напр., в исках о разде­ле обще­го иму­ще­ства и т. п.; по мне­нию дру­гих, это более позд­няя фор­ма le­gis ac­tio и при­том фор­ма факуль­та­тив­ная для вся­ких исков из обя­за­тельств: для того, чтобы избе­жать рис­ка поте­рять sac­ra­men­tum, сто­ро­ны, по вза­им­но­му согла­ше­нию, мог­ли при­бег­нуть к про­стой judi­cis pos­tu­la­tio. Впро­чем, того, что эта фор­ма воз­ник­ла поз­же пере­чис­лен­ных ранее, не отри­ца­ют и пред­ста­ви­те­ли пер­во­го мне­ния (напр., Н. Жирар), при­чем сомни­тель­ным пред­став­ля­ет­ся даже, суще­ст­во­ва­ла ли она в эпо­ху XII таб­лиц.

le­gis ac­tio per con­dic­tio­nem

5) Нако­нец, послед­няя, пятая фор­ма — le­gis ac­tio per con­dic­tio­nem. Но и отно­си­тель­но этой фор­мы мы име­ем отры­воч­ные сведе­ния: из рас­ска­за Гая о ней мы можем про­честь толь­ко несколь­ко строк. В этих стро­ках Гай гово­рит, преж­де все­го, о том, что назва­ние этой фор­мы про­ис­хо­дит от сло­ва «con­di­ce­re», а con­di­ce­re зна­чит de­nun­tia­re18: истец con­di­cit ответ­чи­ку, чтобы тот явил­ся через 30 дней для полу­че­ния судьи. На осно­ва­нии это­го пред­по­ла­га­ют, что эта le­gis ac­tio состо­я­ла из сле­дую­щих актов: заяв­ле­ние пре­тен­зий перед маги­ст­ра­том («aio te mi­hi 100 da­re opor­te­re» — «ne­go me ti­bi 100 da­re opor­te­re»), затем ука­зан­ная con­dic­tio — de­nun­tia­tio и li­tis­con­tes­ta­tio. По про­ше­ст­вии 30 дней сто­ро­ны сно­ва с.67 явля­ют­ся для выбо­ра судьи, и дело пере­хо­дит in judi­cium. Затем Гай недо­уме­ва­ет, зачем пона­до­би­лась эта фор­ма, когда для исков из обя­за­тельств мож­но было поль­зо­вать­ся как le­gis ac­tio per sac­ra­men­tum, так и le­gis ac­tio per judi­cis pos­tu­la­tio­nem. Нако­нец, он сооб­ща­ет, что эта фор­ма была введе­на дву­мя зако­на­ми — lex Si­lia19 для исков о cer­ta pe­cu­nia и lex Cal­pur­nia20 для исков de alia cer­ta re21. Таким обра­зом, le­gis ac­tio per con­dic­tio­nem явля­ет­ся уже самой позд­ней фор­мой и при­над­ле­жит доволь­но дале­ко про­дви­нув­ше­му­ся рес­пуб­ли­кан­ско­му пери­о­ду.

Исто­ри­че­ский ана­лиз этих форм

Тако­вы пять форм древ­не­го рим­ско­го граж­дан­ско­го про­цес­са в таком виде, как они дей­ст­во­ва­ли в первую поло­ви­ну рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да и как они опи­са­ны нам Гаем, кото­рый уже сам имел о них дале­ко не пол­ные сведе­ния. Что из опи­сан­но­го и в каком виде дей­ст­во­ва­ло в эпо­ху древ­ней­шую — до рес­пуб­ли­ки, опре­де­лить, конеч­но, в выс­шей сте­пе­ни затруд­ни­тель­но; но несо­мнен­но во вся­ком слу­чае, что систе­ма le­gis ac­tio­nes явля­ет­ся пред нами в этом опи­са­нии дале­ко не 45 в сво­ем пер­во­на­чаль­ном виде: мно­гие стран­ные чер­точ­ки это­го про­цес­са пере­но­сят нас во вре­ме­на очень отда­лен­ные.

Стран­ною, но вме­сте и харак­тер­ною, чер­той опи­сан­но­го древ­не­рим­ско­го про­цес­са явля­ет­ся, преж­де все­го, разде­ле­ние его на две ста­дии — на jus и judi­cium. Маги­ст­рат, перед кото­рым дело начи­на­ет­ся, не сам его реша­ет, а пере­да­ет на раз­бор и реше­ние дру­го­му, и при­том част­но­му, лицу (judex pri­va­tus). Каза­лось бы, мож­но было обой­тись или без пер­во­го (jus) или без вто­ро­го (judi­cium). Над­ле­жа­щее объ­яс­не­ние это­го явле­ния вызы­ва­ет боль­шие затруд­не­ния.

Спор­но, преж­де все­го, вре­мя воз­ник­но­ве­ния это­го деле­ния: есть ли оно искон­ное явле­ние рим­ско­го про­цес­са или же пред­став­ля­ет собою уста­нов­ле­ние како­го-либо более позд­не­го исто­ри­че­ско­го вре­ме­ни? Мно­гие пола­га­ют, что оно было посто­ян­ным свой­ст­вом рим­ско­го про­цес­са, воз­ник­нув­шим еще во вре­ме­на доис­то­ри­че­ские, что уже в пери­од царей судеб­ное раз­би­ра­тель­ство дели­лось на эти две ста­дии. Дру­гие, напро­тив, дума­ют, что в цар­ский пери­од деле­ния не было: царь сам раз­би­рал и сам поста­нов­лял свой при­го­вор; деле­ние же на jus и judi­cium воз­ник­ло лишь в эпо­ху рес­пуб­ли­ки.

Не менее спо­рен и самый смысл это­го деле­ния. Из какой идеи оно выте­ка­ет и каким целям оно слу­жит? Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но мне­ние, что оно име­ло, так ска­зать, кон­сти­ту­ци­он­ное с.68 назна­че­ние: пере­да­ча раз­бо­ра по суще­ству в руки осо­бо­го при­сяж­но­го судьи долж­на была гаран­ти­ро­вать спо­ря­щих про­тив при­страст­ных при­го­во­ров маги­ст­ра­тов; с этой точ­ки зре­ния, деле­ние про­цес­са долж­но было воз­ник­нуть не ранее уста­нов­ле­ния рес­пуб­ли­ки.

Быть может, подоб­ная идея гаран­тии спо­соб­ст­во­ва­ла сохра­не­нию это­го деле­ния в тече­ние более позд­не­го вре­ме­ни, но едва ли она вызва­ла его к жиз­ни. Неко­то­рые дру­гие столь же харак­тер­ные чер­ты le­gis ac­tio­nes ука­зы­ва­ют, как нам кажет­ся, на совер­шен­но иное про­ис­хож­де­ние как это­го деле­ния, так и все­го стро­е­ния древ­не­рим­ско­го про­цес­са. Чтобы най­ти ключ к его пони­ма­нию, мы долж­ны загля­нуть дале­ко назад — в сумрак того вре­ме­ни, когда государ­ство дале­ко еще не было всем в зарож­даю­щем­ся обще­стве.

Подоб­но тому, как в обла­сти уго­лов­но­го пра­ва государ­ст­вен­ная власть в древ­ней­шие вре­ме­на не вме­ши­ва­лась в отно­ше­ния меж­ду част­ны­ми лица­ми, пре­до­став­ляя самим потер­пев­шим ведать­ся с пре­ступ­ни­ком, — так же точ­но и в обла­сти граж­дан­ских отно­ше­ний древ­ней­шим спо­со­бом осу­щест­вле­ния и защи­ты прав было само­управ­ство: кто-либо завла­дел моею вещью, не запла­тил мне дол­га, — мне ниче­го дру­го­го не оста­ет­ся, как само­му, соб­ст­вен­ною силою, взять вещь назад или заста­вить долж­ни­ка упла­тить долг.

Не что иное, как имен­но такое само­управ­ство и пред­став­ля­ют собою две из опи­сан­ных le­gis ac­tio­nes — pig­no­ris ca­pio и ma­nus injec­tio.

46 Pig­no­ris ca­pio совер­ша­ет­ся даже без уча­стия маги­ст­ра­та; здесь нет ни jus, ни judi­cium, и един­ст­вен­ное, что при­да­ва­ло этой фор­ме харак­тер про­цес­са, это те «cer­ta et so­lem­nia ver­ba»22, кото­рые при захва­те вещи про­из­но­си­лись; это был знак, что совер­ша­ет­ся не гра­беж, а осу­щест­вле­ние обя­за­тель­ства. Конеч­но, тот, кто зло­употре­бил бы эти­ми тор­же­ст­вен­ны­ми сло­ва­ми, под­ле­жал бы ответ­ст­вен­но­сти как вор и гра­би­тель, а, может быть, сверх того, уго­лов­ной или сакраль­ной каре. — В Риме эта фор­ма сохра­ни­лась лишь для неко­то­рых осо­бо при­ви­ле­ги­ро­ван­ных тре­бо­ва­ний, но у мно­гих дру­гих наро­дов захват вещей долж­ни­ка явля­ет­ся нор­маль­ным спо­со­бом осу­щест­вле­ния обя­за­тельств: тако­ва, напр., aus­ser­ge­richtli­che Pfän­dung23 древ­не­гер­ман­ско­го пра­ва.

Ma­nus injec­tio, захват самой лич­но­сти долж­ни­ка, пред­став­ля­ет дру­гой, столь же есте­ствен­ный по древним поня­ти­ям, спо­соб тако­го с.69 же осу­щест­вле­ния: обя­за­тель­ство в то вре­мя свя­зы­ва­ло и под­чи­ня­ло самую лич­ность долж­ни­ка, как бы закла­ды­ва­ло его само­го креди­то­ру. В слу­чае непла­те­жа дол­га креди­тор накла­ды­ва­ет на него свою руку и уво­дит к себе, т. е. дела­ет как раз то, что состав­ля­ет содер­жа­ние ma­nus injec­tio. Но по зако­нам XII таб­лиц ma­nus injec­tio совер­ша­ет­ся уже перед лицом государ­ст­вен­ной вла­сти («in jus du­ci­to»). При нор­маль­ном поло­же­нии дел маги­ст­рат при­сут­ст­ву­ет лишь в каче­стве пас­сив­но­го зри­те­ля (т. н. ad­dic­tio долж­ни­ка креди­то­ру есть явле­ние более позд­не­го вре­ме­ни: и зако­ны XII таб­лиц, и Гай гово­рят о про­стой duc­tio креди­то­ра). Но долж­ник может ока­зать креди­то­ру сопро­тив­ле­ние, креди­тор может не обра­тить вни­ма­ния на про­тест vin­dex’а, — и тогда уча­стие и помощь маги­ст­ра­та могут пона­до­бить­ся. Государ­ст­вен­ная власть, таким обра­зом, уже при­сут­ст­ву­ет при осу­щест­вле­нии прав, но не в целях раз­бо­ра и суда, а в целях охра­ны поряд­ка, т. е. в извест­ном смыс­ле с точ­ки зре­ния поли­цей­ской.

Если дело шло не о дол­ге, а о вещи, если кто-либо завла­де­вал чужою вещью, то лицо, у кото­ро­го она была неза­кон­но отня­та, в древ­ней­шее вре­мя долж­но было соб­ст­вен­ною силой воз­вра­тить ее себе. Но, конеч­но, в боль­шин­стве слу­ча­ев оно натал­ки­ва­лось на сопро­тив­ле­ние, и тогда спор мог­ла решить толь­ко реаль­ная, физи­че­ская борь­ба сто­рон. Невер­ность исхо­да этой борь­бы застав­ля­ла ино­гда спо­ря­щих идти или на миро­вую сдел­ку, или обра­щать­ся к тре­тей­ско­му суду (совер­шен­но так же, как в обла­сти уго­лов­но­го пра­ва), но и то, и дру­гое зави­сит от доб­рой воли обе­их сто­рон, и пото­му, несмот­ря, быть может, на свою общую рас­про­стра­нен­ность в жиз­ни, явля­ет­ся исхо­дом необя­за­тель­ным.

Когда упро­чив­ша­я­ся и окреп­нув­шая государ­ст­вен­ная власть начи­на­ет обра­щать боль­шее вни­ма­ние на внут­рен­нее устро­е­ние государ­ства, рас­при част­ных лиц, их семей и родов по пово­ду вся­ких (уго­лов­ных и граж­дан­ских) обид начи­на­ют при­зна­вать­ся ею явле­ни­ем неже­ла­тель­ным. И вот тогда-то на место преж­не­го неор­га­ни­зо­ван­но­го поряд­ка охра­ны прав уста­нав­ли­ва­ет­ся новый.

47 При этом, одна­ко, мыс­ли­мы раз­лич­ные доро­ги. Боль­шин­ство извест­ных нам наро­дов, запре­щая месть и само­управ­ство, созда­ют посте­пен­но осо­бые судеб­ные орга­ны, кото­рые и реша­ют спо­ры от име­ни государ­ства, выво­дя свою ком­пе­тент­ность и силу не из како­го-либо согла­ше­ния сто­рон, а из поня­тия государ­ства и вла­сти. Гово­ря ина­че, государ­ст­вен­ная власть, запре­щая само­управ­ство, сама берет на себя реше­ние спо­ров и защи­ту попран­ных прав.

с.70 Рим­ский народ, одна­ко, избрал себе иной путь — не путь созда­ния государ­ст­вен­ных судов, а путь усво­е­ния и обоб­ще­ния инсти­ту­та тре­тей­ских судов. Древ­ней­шая рим­ская государ­ст­вен­ная власть лишь пре­кра­ща­ет физи­че­скую борь­бу сто­рон и затем застав­ля­ет спо­ря­щих так или ина­че прий­ти к согла­ше­нию о тре­тей­ском суде, кото­рый затем и раз­бе­рет спор по суще­ству.

Все это и отра­жа­ет­ся, как в дра­ма­ти­че­ской кар­тине, в опи­сан­ном выше ритуа­ле le­gis ac­tio sac­ra­men­to. Преж­де все­го, государ­ст­вен­ная власть не вызы­ва­ет ответ­чи­ка; она появит­ся толь­ко тогда, как сто­ро­ны сошлись сами. В акте vin­di­ca­tio и contra­vin­di­ca­tio сто­ро­ны обра­ща­ют­ся отнюдь не к маги­ст­ра­ту со сво­и­ми заяв­ле­ни­я­ми, а исклю­чи­тель­но друг к дру­гу; каж­дая из сто­рон гото­ва от слов перей­ти к делу: каж­дая накла­ды­ва­ет на вещь свою vin­dic­ta, кото­рая явля­ет­ся сим­во­лом копья; обе гото­вы всту­пить в реаль­ную борь­бу за вещь. Но в этот момен­те вме­ши­ва­ет­ся государ­ст­вен­ная власть сво­им при­ка­зом: «mit­ti­te am­bo rem!»24. Борь­ба пре­кра­ще­на, и сто­ро­нам ниче­го дру­го­го не оста­ет­ся, как всту­пить на тот путь, кото­рый, как ска­за­но, был и без того уже частым, — на путь согла­ше­ния о тре­тей­ском суде. Это согла­ше­ние и созда­ет­ся посред­ст­вом pro­vo­ca­tio sac­ra­men­to и окон­ча­тель­но заклю­ча­ет­ся в тор­же­ст­вен­ном акте li­tis­con­tes­ta­tio. Соб­ст­вен­ный раз­бор и при­го­вор про­изой­дет уже у тре­тей­ско­го судьи (judex pri­va­tus), in judi­cio; про­из­вод­ство же in jure явля­ет­ся исто­ри­че­ским отло­же­ни­ем того вре­ме­ни, когда государ­ст­вен­ная власть ста­ви­ла сво­ей зада­чей толь­ко пред­от­вра­тить воз­мож­ную борь­бу сто­рон и пере­ве­сти спор на путь мир­но­го раз­ре­ше­ния. Вме­сте с тем опять-таки выяс­ня­ет­ся адми­ни­ст­ра­тив­но-поли­цей­ская цель началь­ст­вен­но­го уча­стия маги­ст­ра­та.

Если pig­no­ris ca­pio и ma­nus injec­tio воз­ник­ли как фор­мы для осу­щест­вле­ния дол­го­вых пре­тен­зий, то, напро­тив, несо­мнен­но древ­ней­шей сфе­рой le­gis ac­tio sac­ra­men­to были имен­но спо­ры о вещи, т. е. о пра­ве соб­ст­вен­но­сти. Пере­не­се­ние этой фор­мы на иски из обя­за­тельств яви­лось про­дук­том уже даль­ней­ше­го исто­ри­че­ско­го раз­ви­тия.

В исто­ри­че­ское вре­мя судья­ми in judi­cio явля­лись свет­ские част­ные лица. Одна­ко, назва­ние про­цес­су­аль­но­го зало­га sac­ra­men­tum и изве­стие о том, что он шел пер­во­на­чаль­но в кас­су пон­ти­фи­ков, а так­же то обсто­я­тель­ство, что в более позд­нее вре­мя сло­вом sac­ra­men­tum обо­зна­ча­ет­ся при­ся­га сол­дат, — все это застав­ля­ет пред­по­ла­гать, что в эпо­ху доис­то­ри­че­скую le­gis ac­tio 48 sac­ra­men­to име­ла с.71 иной харак­тер. Sac­ra­men­tum и здесь, веро­ят­но, пред­став­ля­ло при­ся­гу сто­рон: оста­нов­лен­ные вла­стью в нача­ле борь­бы, сто­ро­ны под­твер­жда­ли свои пре­тен­зии при­ся­гой, и тогда есте­ствен­но воз­ни­кал вопрос, кто из них при­сяг­нул лож­но, а это под­ле­жа­ло, как ука­за­но выше, суду пон­ти­фи­ков. При­знан­ный при­сяг­нув­шим лож­но дол­жен был упла­тить извест­ный штраф, как сум­му ex­pia­tio25. По мере про­грес­си­ро­вав­шей эман­ци­па­ции свет­ско­го пра­ва от сакраль­но­го эман­ци­пи­ро­вал­ся и граж­дан­ский про­цесс: исчез­ла при­ся­га, а преж­ний сакраль­ный штраф пре­вра­тил­ся в денеж­ный про­цес­су­аль­ный залог; вме­сто пон­ти­фи­ков судить in judi­cio ста­ли свет­ские judi­ces pri­va­ti26.

Рас­смот­рен­ные три фор­мы le­gis ac­tio явля­ют­ся древ­ней­ши­ми; сво­и­ми кор­ня­ми они ухо­дят дале­ко вглубь доис­то­ри­че­ских вре­мен. Напро­тив, две послед­ние фор­мы при­над­ле­жат уже к новей­шим исто­ри­че­ским насло­е­ни­ям. Le­gis ac­tio per judi­cis pos­tu­la­tio­nem есть упро­щен­ная фор­ма, при помо­щи кото­рой мож­но добить­ся при­го­во­ра без рис­ка для той или дру­гой сто­ро­ны поте­рять сум­му про­цес­су­аль­но­го зало­га, и имен­но это­му обсто­я­тель­ству она, веро­ят­но, обя­за­на сво­им про­ис­хож­де­ни­ем. Le­gis ac­tio per con­dic­tio­nem явля­ет­ся уже бес­спор­ным созда­ни­ем рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хи.

Изло­жен­ный ана­лиз древ­не­рим­ских про­цес­су­аль­ных форм пока­зы­ва­ет нам и в этой обла­сти пере­ход­ную ста­дию: с одной сто­ро­ны — силь­ны еще пере­жи­ва­ния вре­мен при­ми­тив­но­го само­управ­ства, с дру­гой сто­ро­ны — государ­ст­вен­ная власть уже начи­на­ет про­яв­лять свою дея­тель­ность в смыс­ле регла­мен­ти­ро­ва­ния част­ных отно­ше­ний. Во всех обла­стях мы при­сут­ст­ву­ем при зарож­де­нии пра­во­во­го поряд­ка, при его пер­вых, еще нере­ши­тель­ных шагах.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1См.: Покров­ский И. А. Пра­во и факт в рим­ском пра­ве. II. 1902. Гл. 1. С. 17—78.
  • 2Vi­tes — «вет­ви»; ar­bo­res — «дере­вья»; de ar­bo­ri­bus suc­ci­sis — «о поруб­лен­ных дере­вьях». (Прим. ред.)
  • 3In jus vo­ca­tio — «вызов на суд». (Прим. ред.)
  • 4Si in jus vo­cat ito; ni it, an­tes­ta­mi­no; igi­tur em ca­pi­to. Si cal­vi­tur pe­dem­ve struit, ma­num en­do jaci­to — «Если вызы­ва­ют на суд, пусть [вызван­ный] идет; если не идет, пусть [истец] при­зо­вет свиде­те­лей и затем берет его силой. Если тот укло­ня­ет­ся или скры­ва­ет­ся, пусть [истец] нало­жит на него руку». (Пер. ред.)
  • 5Mo­di agen­di — «спо­со­бы веде­ния дела». (Прим. ред.)
  • 6Impli­ci­te — под­ра­зу­ме­вае­мо неяс­но (фр.). (Прим. ред.)
  • 7Hanc ego rem ex jure Qui­ri­tium meam es­se aio; si­cut di­xi, ec­ce ti­bi vin­dic­tam im­po­sui — «Я утвер­ждаю, что эта вещь при­над­ле­жит мне по пра­ву кви­ри­тов; так как я это заявил, вот тебе нала­гаю вин­дик­ту». (Пер. ред.)
  • 8«Quan­do tu inju­ria vin­di­ca­vis­ti, quin­gen­ti aeris sac­ra­men­to te pro­vo­co» — «Посколь­ку ты непра­во­мер­но вин­ди­ци­ро­вал, я тре­бую; чтобы ты назна­чил 500 ассов в залог». (Пер. ред.)
  • 9Et ego te — «и я от тебя [тре­бую]». (Пер. ред.)
  • 10Li­tis­con­tes­ta­tio — бук­валь­но: «засвиде­тель­ст­во­ва­ние спо­ра». (Прим. ред.)
  • 11Ne­go me ti­bi cen­tum da­re opor­te­re — «я отри­цаю, что дол­жен тебе 100». (Пер. ред.)
  • 12Quod tu mi­hi dam­na­tus es ses­ter­tium X mi­lia, quan­doc non sol­vis­ti, ob eam rem ego ti­bi ma­num ini­cio — «так как ты мне дол­жен 10000 сестер­ци­ев, посколь­ку не упла­тил, по этой при­чине я на тебя нала­гаю руку». (Прим. ред.)
  • 13«Ter­tiis nun­di­nis ca­pi­te poe­nas da­bant aut trans Ti­be­rim pe­re­gre ve­num ibant». — «В тре­тий базар­ный день они пре­да­ва­лись смерт­ной каз­ни или посту­па­ли в про­да­жу за гра­ни­цу, за Тибр». (Пер. ред.)
  • 14Авл Гел­лий — рим­ский писа­тель II в. н. э., автор про­из­веде­ния «Атти­че­ские ночи», в кото­ром в фор­ме непри­нуж­ден­ных бесед он изло­жил мно­го цен­ных сведе­ний по исто­рии лите­ра­ту­ры и латин­ско­го язы­ка, фило­со­фии и пра­ву.
  • 15«Ter­tiis nun­di­nis par­tis se­can­to. Si plus mi­nus­ve se­cue­runt, se frau­de es­to». — «В тре­тий базар­ный день пусть раз­ру­бят на части [долж­ни­ка]. Если отру­бят боль­ше или мень­ше, пусть это не под­ле­жит нака­за­нию». (Пер. ред.)
  • 16Ma­num si­bi de­pel­le­re et pro se le­ge age­re — сбро­сить с себя руку и защи­щать себя в граж­дан­ском про­цес­се. (Прим. ред.)
  • 17Te, prae­tor, judi­cem ar­bit­rum­ve pos­tu­lo uti des — «тре­бую, чтобы ты пре­тор, дал при­сяж­но­го или тре­тей­ско­го судью». (Пер. ред.)
  • 18De­nun­tia­re — опо­ве­щать. (Прим. ред.)
  • 19Lex Si­lia — ок. 204 г. до н. э. ввел упро­щен­ный иск le­gis ac­tio per con­dic­tio­nem, направ­лен­ный на воз­вра­ще­ние денеж­ных сумм.
  • 20Lex Cal­pur­nia — рас­про­стра­нил при­ме­ни­мость le­gis ac­tio per con­dic­tio­nem на все слу­чаи тре­бо­ва­ния cer­tae res, а не толь­ко на тре­бо­ва­ние денег.
  • 21Cer­ta pe­cu­nia — «опре­де­лен­ная денеж­ная сум­ма»; de alia cer­ta re — «отно­си­тель­но дру­гой опре­де­лен­ной вещи». (Пер. ред.)
  • 22Cer­ta et so­lem­nia ver­ba — «опре­де­лен­ные и тор­же­ст­вен­ные сло­ва». (Пер. ред.)
  • 23Aus­ser­ge­richtli­che Pfän­dung (нем.) — вне­судеб­ный арест иму­ще­ства. (Прим. ред.)
  • 24Mit­ti­te am­bo rem! — «оставь­те вещь оба!» (Пер. ред.)
  • 25Ex­pia­tio — рели­ги­оз­ное очи­ще­ние. (Прим. ред.)
  • 26Judi­ces pri­va­ti — «част­ные судьи». (Прим. ред.)
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1524230009 1524230010 1524230011