И. А. Покровский

История римского права

Часть II. История гражданского права

Глава VI. История гражданского общества

И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.
Сверено редакцией сайта с 4-м изд. (1918), внесены необходимые исправления, постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по параграфам.

с.280 216

I. ЛИЦА ФИЗИЧЕСКИЕ


§ 47. Sta­tus li­ber­ta­tis


Сво­бод­ные и рабы

На всем про­тя­же­нии исто­рии вер­хов­ным, основ­ным усло­ви­ем граж­дан­ской пра­во­спо­соб­но­сти в рим­ском пра­ве было обла­да­ние сво­бо­дой. Раб, ser­vus, есть не субъ­ект прав, а объ­ект их, не с.281 per­so­na, а вещь, res. С тече­ни­ем вре­ме­ни фак­ти­че­ское поло­же­ние рабов мог­ло изме­нять­ся, мог­ло делать­ся луч­ше или хуже, но этот юриди­че­ский прин­цип оста­вал­ся неиз­мен­ным. Реаль­ная жизнь, как увидим далее, при­ве­ла к тому, что рим­ское пра­во во мно­гих слу­ча­ях отсту­пи­ло от логи­че­ских послед­ст­вий это­го прин­ци­па, но все эти отступ­ле­ния до кон­ца сохра­ни­ли харак­тер исклю­че­ний, не быв­ших в состо­я­нии поко­ле­бать основ­ное нача­ло «ser­vi res sunt»1.

Пер­вым источ­ни­ком раб­ства в исто­рии наро­дов2 явля­ют­ся вой­на и плен, но к раб­ству захват на войне при­во­дит лишь уже на неко­то­рой срав­ни­тель­но более высо­кой сту­пе­ни хозяй­ст­вен­но­го раз­ви­тия. На пер­вых порах победи­те­ли не чув­ст­во­ва­ли потреб­но­сти сохра­нять плен­ных для себя, для сво­его хозяй­ства: в при­ми­тив­ном эко­но­ми­че­ском быту не было даже воз­мож­но­сти ути­ли­зи­ро­вать рабо­чую силу рабов. Плен­ных, поэто­му, или про­сто уби­ва­ли, или, если сохра­ня­ли, то лишь с целью полу­чить выкуп. Толь­ко гораздо поз­же, обык­но­вен­но лишь с пере­хо­дом к осед­ло­сти и зем­леде­лию, плен­ни­ков начи­на­ют сохра­нять (ser­vi), и тогда появ­ля­ет­ся инсти­тут раб­ства, кото­рый затем до того въеда­ет­ся в соци­аль­ную жизнь, что дол­гие сто­ле­тия кажет­ся уста­нов­ле­ни­ем самой при­ро­ды, чем-то есте­ствен­ным и неиз­беж­ным.

В Риме раб­ство явля­ет­ся инсти­ту­том искон­ным: оно суще­ст­ву­ет уже на самых пер­вых порах его исто­рии; это и понят­но, так как уже в древ­ней­шие вре­ме­на мы нахо­дим рим­ский народ наро­дом зем­ледель­че­ским. Но в эти древ­ней­шие вре­ме­на инсти­тут раб­ства фак­ти­че­ски дале­ко не был тем, чем он стал впо­след­ст­вии — в эпо­ху богат­ства и круп­ных хозяйств. Коли­че­ство рабов было неве­ли­ко; раба­ми были плен­ни­ки из сосед­них, и в боль­шин­стве слу­ча­ев род­ст­вен­ных рим­ля­нам пле­мен. Гос­по­дин видел сво­его раба рань­ше в рядах непри­я­тель­ско­го вой­ска, как рав­но­го себе про­тив­ни­ка, и овла­дел им, быть может, после герой­ской защи­ты. У гос­по­ди­на не мог­ло еще сте­реть­ся вос­по­ми­на­ние о лич­ном, чело­ве­че­ском досто­ин­стве тепе­ре­ш­не­го раба, не мог­ло еще раз­вить­ся воз­зре­ние, что рабы суть осо­бая, низ­шая поро­да чело­ве­че­ских существ. 217 Все, о чем гово­ри­ло древ­не­му рим­ля­ни­ну раб­ство, — это лишь о пере­мен­чи­во­сти судь­бы: если он сего­дня победи­тель и хозя­ин раба, то зав­тра брат это­го раба (если не он сам) может ока­зать­ся его хозя­и­ном.

С дру­гой сто­ро­ны, самые усло­вия жиз­ни не отде­ля­ли гос­под и с.282 рабов рез­кой демар­ка­ци­он­ной лини­ей. В малом зем­ледель­че­ском хозяй­стве рядом с рабом и наравне с ним тяну­ли рабо­чую лям­ку сам хозя­ин и его домо­чад­цы; так же жили и так же пита­лись, как он. Раб есте­ствен­но ста­но­вил­ся чле­ном fa­mi­lia и перед лицом пат­ри­ар­халь­но­го вла­ды­ки мало чем отли­чал­ся от про­чих лиц, ее состав­ля­ю­щих (жены, детей). Конеч­но, раб есть вещь и под­ле­жит бес­кон­троль­ной вла­сти сво­его гос­по­ди­на; конеч­но, гос­по­дин может в любой момент лишить даже его жиз­ни, — но такое же пра­во при­над­ле­жит юриди­че­ски домо­вла­ды­ке и по отно­ше­нию к сво­бод­ным чле­нам семьи, а, с дру­гой сто­ро­ны, самая фак­ти­че­ская обста­нов­ка жиз­ни при­во­дит к тому, что пра­ви­ло «ser­vi res sunt» не про­яв­ля­ет сво­их рез­ких послед­ст­вий.

С тече­ни­ем вре­ме­ни все это рез­ко меня­ет­ся. Рим­ское обще­ство диф­фе­рен­ци­ру­ет­ся; бед­ные не име­ют рабов, а у бога­тых, в их круп­ных хозяй­ствах, рабы соби­ра­ют­ся мас­са­ми; гос­по­дин и раб не толь­ко юриди­че­ски, но фак­ти­че­ски отде­ля­ют­ся непро­хо­ди­мою про­па­стью. Общее коли­че­ство рабов раз­рас­та­ет­ся до раз­ме­ров ужа­саю­щих, и их лич­но­стью совер­шен­но пере­ста­ют доро­жить. Нор­маль­ным спо­со­бом при­об­ре­те­ния рабов дела­ет­ся покуп­ка, а понят­но, что раб куп­лен­ный и фак­ти­че­ски ско­рее будет рас­смат­ри­вать­ся как вещь, как соб­ст­вен­ность купив­ше­го. Глав­ный кон­тин­гент рабов состав­ля­ет­ся из людей, выве­зен­ных из дале­ких стран (Азии, Афри­ки, отда­лен­ных частей Евро­пы), людей неред­ко дру­гой расы, дру­го­го куль­тур­но­го уров­ня, дру­го­го внеш­не­го обли­чия. Все это вме­сте спо­соб­ст­ву­ет силь­но­му пони­же­нию взгляда на рабов; на них начи­на­ют смот­реть как на нечто низ­шее, и сопо­став­ле­ние их с живот­ны­ми (quad­ru­pe­des) дела­ет­ся не толь­ко юриди­че­ской фор­му­лой, но и насто­я­щей реаль­ной дей­ст­ви­тель­но­стью.

Но даже в самую мрач­ную пору исто­рии раб­ства (конец рес­пуб­ли­ки) рим­ское пра­во ока­за­лось не в состо­я­нии после­до­ва­тель­но и все­сто­ронне про­ве­сти прин­цип «ser­vi res sunt». С одной сто­ро­ны, чело­ве­че­ская лич­ность раба все же дава­ла о себе знать и вынуж­да­ла для себя неко­то­рое при­зна­ние, а с дру­гой сто­ро­ны, после­до­ва­тель­ное про­веде­ние прин­ци­па, что раб есть толь­ко вещь, с раз­ви­ти­ем хозяй­ст­вен­ных отно­ше­ний ока­зы­ва­лось не в инте­ре­сах самих гос­под. Отсюда целый ряд отступ­ле­ний, посто­ян­ная двой­ст­вен­ность в рим­ских нор­мах о раб­стве.

Эта двой­ст­вен­ность с тече­ни­ем вре­ме­ни рас­тет и дела­ет­ся осо­бен­но замет­ной в пери­од импе­рии. Коли­че­ство рабов к тому вре­ме­ни зна­чи­тель­но сокра­ща­ет­ся, вслед­ст­вие чего самая с.283 эко­но­ми­че­ская цен­ность их повы­ша­ет­ся. С дру­гой сто­ро­ны, под 218 вли­я­ни­ем стои­че­ской фило­со­фии, а потом хри­сти­ан­ской рели­гии, про­яс­ня­ет­ся эти­че­ское созна­ние. Импе­ра­то­ры изда­ют ряд зако­нов в защи­ту рабов от жесто­ко­стей гос­под, а клас­си­че­ские юри­сты про­во­дят мысль, что раб­ство есть толь­ко уста­нов­ле­ние поло­жи­тель­но­го пра­ва, но что оно про­ти­во­ре­чит тре­бо­ва­ни­ям jus na­tu­ra­le. Так, напри­мер, Уль­пи­ан гово­рит: «Quod at­ti­net ad jus ci­vi­le, ser­vi pro nul­lis ha­ben­tur; non ta­men et jure na­tu­ra­li, quia quod ad jus na­tu­ra­le at­ti­net, om­nes ho­mi­nes aequa­les sunt»3 (fr. 32 D. 50. 17). Или Три­фо­нин: «Li­ber­tas na­tu­ra­li jure con­ti­ne­tur et do­mi­na­tio ex jure gen­tium intro­duc­ta est»4 (fr. 64 D. 12. 6). Все это вме­сте созда­ет в обла­сти пра­ва тен­ден­цию во всех тех слу­ча­ях, где мож­но, тол­ко­вать все в поль­зу сво­бо­ды — т. н. fa­vor li­ber­ta­tis: «quo­tiens du­bia in­terpre­ta­tio li­ber­ta­tis est, se­cun­dum li­ber­ta­tem res­pon­den­dum erit»5 (Pom­po­nius — fr. 20 D. 50. 17).

Общ. х-ка юр. полож. рабов в РИ.
1. Лич­ное поло­же­ние рабов

Внут­рен­няя про­ти­во­ре­чи­вость рим­ских норм о раб­стве ска­зы­ва­ет­ся как в лич­ной, так и в иму­ще­ст­вен­ной сто­роне юриди­че­ско­го поло­же­ния рабов.

1. Лич­ное поло­же­ние рабов. В прин­ци­пе раб есть не субъ­ект, а объ­ект, — не per­so­na, а res. Рабы nul­lum ca­put ha­bent (§ 4 In. 1. 16); они, по выра­же­нию Pa­raph­ra­sis Тео­фи­ла, «без­лич­ны» — ἀπρό­σωποι. Пра­во гос­по­ди­на на раба явля­ет­ся обык­но­вен­ным пра­вом соб­ст­вен­но­сти — do­mi­nium или prop­rie­tas. При этом каче­ство раба, как вещи, не есть лишь резуль­тат того, что некто име­ет на него пра­во; оно есть как бы его есте­ствен­ное, при­рож­ден­ное свой­ство. Раб оста­ет­ся, поэто­му, рабом даже тогда, когда он поче­му-либо в дан­ный момент не име­ет гос­по­ди­на, — напри­мер, гос­по­дин бро­са­ет раба, отка­зы­ва­ет­ся от него (ser­vus de­re­lic­tus). Раб будет в таком слу­чае ser­vus nul­lius6 и, как вся­кая бес­хо­зяй­ная вещь, с.284 будет под­ле­жать сво­бод­ной oc­cu­pa­tio всех желаю­щих. Ясно, что раб, в прин­ци­пе, есть под­лин­ный объ­ект, а не субъ­ект — даже не «пас­сив­ный субъ­ект послу­ша­ния». Тем не менее, рим­ские юри­сты гово­рят неред­ко и о per­so­na ser­vi: так, напри­мер, Гай начи­на­ет свое изло­же­ние о рабах фра­зой «Et qui­dem sum­ma di­vi­sio de jure per­so­na­rum haec est, quod om­nes ho­mi­nes aut li­be­ri sunt aut ser­vi»7 (Gai. 1. 9). При­зна­вая пра­во гос­по­ди­на на раба обык­но­вен­ной соб­ст­вен­но­стью, они в то же вре­мя ино­гда назы­ва­ют это пра­во po­tes­tas8 (напри­мер, Gai. 1. 52), в како­вом выра­же­нии заклю­ча­ет­ся уже при­зна­ние неко­то­ро­го лич­но­го эле­мен­та в отно­ше­ни­ях меж­ду гос­по­ди­ном и рабом.

Прак­ти­че­ски при­зна­ние чело­ве­че­ской лич­но­сти раба ска­зы­ва­лось в сле­дую­щих поло­же­ни­ях.

Уже, веро­ят­но, издрев­ле уста­но­ви­лось пра­ви­ло, что, хотя раб есть вещь, наравне с ce­te­ra ani­ma­lia9, но место погре­бе­ния раба есть lo­cus re­li­gio­sus10 в такой же мере, как и моги­ла сво­бод­но­го чело­ве­ка (fr. 2 pr. D. 11. 7).

При­зна­ют­ся далее и кров­ные род­ст­вен­ные свя­зи рабов — cog­na­tio­nes ser­vi­les: в близ­ких сте­пе­нях род­ства они состав­ля­ют пре­пят­ст­вие к бра­ку (§ 10 In. 1. 10). В клас­си­че­ском пра­ве выра­ба­ты­ва­ет­ся даже запре­ще­ние при пере­да­че рабов в дру­гие 219 руки разде­лять друг от дру­га близ­ких род­ст­вен­ни­ков — жену от мужа, детей от роди­те­лей (fr. 35 D. 21. 1).

— зако­ны импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни, охра­ня­ю­щие рабов от про­из­во­ла гос­под

В древ­но­сти пра­во гос­по­ди­на над лич­но­стью раба не было юриди­че­ски ничем огра­ни­че­но: гос­по­дин мог нака­зы­вать раба, как хотел, — мог даже убить его (jus vi­tae ac ne­cis11). В импе­ра­тор­ское вре­мя, одна­ко, появ­ля­ет­ся ряд огра­ни­че­ний в этом отно­ше­нии: запре­ща­ет­ся, по сло­вам Гая (Gai. 1. 52), «sup­ra mo­dum et si­ne cau­sa in ser­vos suos sae­vi­re»12. В част­но­сти, lex Pet­ro­nia (веро­ят­но, 19 г. по Р. Х.) вос­пре­тил отда­вать рабов ad bes­tias de­pug­nan­das (т. е. в гла­ди­а­тор­ские труп­пы13 — fr. 11 D. 48. 8); с.285 эдикт импе­ра­то­ра Клав­дия объ­явил, что ста­рый и боль­ной раб, бро­шен­ный гос­по­ди­ном на про­из­вол судь­бы, дела­ет­ся сво­бод­ным (c. 1. 3 Cod. 7. 6). Реши­тель­нее были две кон­сти­ту­ции импе­ра­то­ра Анто­ни­на Пия: одна из них под­вер­га­ла гос­по­ди­на за неза­кон­ное (si­ne cau­sa) убий­ство сво­его раба тако­му же уго­лов­но­му нака­за­нию, как и за убий­ство чужо­го; а дру­гая пред­пи­сы­ва­ла вла­стям в тех слу­ча­ях, когда жесто­кое обра­ще­ние заста­ви­ло раба искать убе­жи­ща в хра­ме или у ста­туи импе­ра­то­ра, рас­сле­до­вать дело и при­нудить гос­по­ди­на про­дать раба в дру­гие руки (Gai. 1. 53). Насколь­ко все эти пред­пи­са­ния прак­ти­че­ски дости­га­ли сво­ей цели — это дру­гой вопрос, но юриди­че­ски власть гос­по­ди­на над лич­но­стью раба уже не без­гра­нич­на.

2. Иму­ще­ст­вен­ное поло­же­ние рабов

2. Иму­ще­ст­вен­ное поло­же­ние рабов. Раб, как вещь, не может иметь како­го-либо сво­его иму­ще­ства, не может иметь каких-либо сво­их прав. Из того же прин­ци­па логи­че­ски выте­ка­ло бы, что воля и дей­ст­вия раба не могут иметь ника­ко­го зна­че­ния в юриди­че­ской жиз­ни. Одна­ко после­до­ва­тель­ное про­веде­ние это­го прин­ци­па было бы сплошь и рядом не в инте­ре­сах самих гос­под. Раба мож­но экс­плу­а­ти­ро­вать в каче­стве дело­во­го аген­та, но для осу­щест­вле­ния это­го необ­хо­ди­мо при­зна­ние, по край­ней мере в извест­ных пре­де­лах, юриди­че­ской силы за дей­ст­ви­я­ми рабов. И пра­во, дей­ст­ви­тель­но, невзи­рая на логи­че­ское про­ти­во­ре­чие, дает такое при­зна­ние.

— при­об­ре­те­ния рабов и обя­за­тель­ства их

Уже издрев­ле рабу при­пи­сы­ва­ет­ся спо­соб­ность при­об­ре­тать — конеч­но, в поль­зу сво­его гос­по­ди­на. Он ip­so jure при­об­ре­та­ет сво­е­му гос­по­ди­ну не толь­ко все то, что он добы­ва­ет сво­им лич­ным трудом, но и то, что он полу­ча­ет при посред­стве юриди­че­ских сде­лок (покуп­ки, даре­ния и т. д.). За ним при­зна­ет­ся таким обра­зом спо­соб­ность совер­шать юриди­че­ские акты, т. е. юриди­че­ская дее­спо­соб­ность. Он рас­смат­ри­ва­ет­ся при этом, как неко­то­рый при­об­ре­та­тель­ный орган гос­по­ди­на, как instru­men­tum vo­ca­le14, и вслед­ст­вие это­го необ­хо­ди­мую для сде­лок пра­во­спо­соб­ность заим­ст­ву­ет от гос­по­ди­на — ex per­so­na do­mi­ni; по выра­же­нию Тео­фи­ла, рабы «из лич­но­сти сво­их гос­под полу­ча­ют свою юриди­че­скую харак­те­ри­сти­ку» («ἐκ τῶν προ­σώ­πον τῶν οἰκεὶων δεσ­πό­των χα­ρακ­τερὶζον­ται»). Раб может, таким обра­зом, заклю­чать все те сдел­ки, к кото­рым спо­со­бен его гос­по­дин; этот послед­ний на осно­ва­нии этих сде­лок может предъ­яв­лять 220 все иски совер­шен­но так же, как если бы он дей­ст­во­вал сам.

— ответ­ст­вен­ность гос­по­ди­на: no­xae da­tio и пре­тор­ские ac­tio­nes adjec­ti­ciae qua­li­ta­tis

с.286 Хотя все при­об­ре­те­ния раба при­над­ле­жат гос­по­ди­ну, одна­ко обя­за­тель­ства рабов на гос­по­ди­на не пада­ют: он за них не отве­ча­ет, ибо при­зна­ние такой ответ­ст­вен­но­сти про­ти­во­ре­чи­ло бы инте­ре­сам гос­под. «Me­lior con­di­cio nostra per ser­vum fie­ri po­test, de­te­rior non po­test»15 (fr. 153 D. 50. 17). Тем не менее, и в этом отно­ше­нии исто­ри­че­ски воз­ник ряд исклю­че­ний.

Уже в ста­ром цивиль­ном пра­ве суще­ст­во­ва­ло пра­ви­ло, что, если раб при­чи­нит сво­им дея­ни­ем кому-либо вред (укра­дет, уни­что­жит чужую вещь и т. д.), то гос­по­дин обя­зан или воз­ме­стить этот вред (no­xiam sar­ci­re), или же выдать винов­но­го раба потер­пев­ше­му — no­xae de­de­re. При этом такая ответ­ст­вен­ность пере­хо­дит вме­сте с рабом от гос­по­ди­на к гос­по­ди­ну — напри­мер, в слу­чае про­да­жи раба: no­xa ca­put se­qui­tur. В этом слу­чае, одна­ко, раб не отли­ча­ет­ся еще от живот­но­го, так как подоб­ное же пра­ви­ло при­ме­ня­ет­ся и к слу­ча­ям вреда, при­чи­нен­но­го эти­ми послед­ни­ми (ac­tio de pau­pe­rie16). Впо­след­ст­вии юри­сты ста­ли кон­струи­ро­вать здесь уже не толь­ко ответ­ст­вен­ность гос­по­ди­на, но и обя­за­тель­ство само­го раба, и соот­вет­ст­вен­но это­му в слу­чае после­дую­ще­го осво­бож­де­ния его от раб­ства ста­ли давать про­тив него само­го цивиль­ный иск об убыт­ках, если они ранее воз­ме­ще­ны не были.

Что же каса­ет­ся обя­за­тельств из дого­во­ров, заклю­чен­ных рабом, то по ста­ро­му цивиль­но­му пра­ву они нико­го не обя­зы­ва­ют: ни гос­по­дин за раба не отве­ча­ет, ни про­тив раба нель­зя предъ­яв­лять исков — cum ser­vo nul­la ac­tio est17 (fr. 107 D. 50. 17). С тече­ни­ем вре­ме­ни, одна­ко, и здесь ста­ли усмат­ри­вать неко­то­рое обя­за­тель­ство раба, хотя обя­за­тель­ство не иско­вое, а лишь т. н. ob­li­ga­tio na­tu­ra­lis18: иск про­тив раба предъ­яв­лять нель­зя — даже в том слу­чае, если он станет впо­след­ст­вии сво­бод­ным, но если он доб­ро­воль­но упла­тит, то потре­бо­вать обрат­но, как упла­чен­ное не долж­но, без осно­ва­ния, он не может (fr. 14 D. 44. 7).

Безот­вет­ст­вен­ность гос­по­ди­на за обя­за­тель­ства, заклю­чен­ные рабом, выгод­ная для гос­по­ди­на вооб­ще, мог­ла в извест­ных слу­ча­ях ока­зать­ся для него же невы­год­ной. Раз­ви­тие эко­но­ми­че­ской жиз­ни и услож­не­ние при­е­мов про­мыш­лен­ной и тор­го­вой дея­тель­но­сти откры­ва­ло для гос­под новые спо­со­бы выгод­ной экс­плуа­та­ции рабов, но эти спо­со­бы мог­ли вести к цели лишь под усло­ви­ем при­зна­ния с.287 извест­ной ответ­ст­вен­но­сти гос­по­ди­на за юриди­че­ские дей­ст­вия рабов. Это при­зна­ние и дает пре­тор­ский эдикт, допус­кая в извест­ных слу­ча­ях иски про­тив гос­под. Все эти иски носят общее назва­ние ac­tio­nes adjec­ti­ciae qua­li­ta­tis на том осно­ва­нии, что здесь к ука­зан­ной выше нату­раль­ной обя­зан­но­сти само­го раба (ob­li­ga­tio na­tu­ra­lis) при­бав­ля­ет­ся — adji­ci­tur — иско­вая ответ­ст­вен­ность его гос­по­ди­на. Слу­чаи эти тако­вы:

221 1) Очень рано в Риме рас­про­стра­нил­ся обы­чай пре­до­став­лять рабу извест­ную хозяй­ст­вен­ную само­де­я­тель­ность, с тем, конеч­но, чтобы он мог луч­ше раз­вить свою хозяй­ст­вен­ную дея­тель­ность для поль­зы того же гос­по­ди­на: раба сади­ли на зем­лю, дава­ли ему необ­хо­ди­мый инвен­тарь и пре­до­став­ля­ли ему хозяй­ни­чать само­сто­я­тель­но, лишь с обя­за­тель­ст­вом пла­тить гос­по­ди­ну извест­ный оброк; раб-масте­ро­вой снаб­жал­ся необ­хо­ди­мы­ми инстру­мен­та­ми и отпус­кал­ся в отхо­жий про­мы­сел; раб, имев­ший спо­соб­но­сти к тор­гов­ле, отпус­кал­ся для мелоч­но­го тор­га и т. д. Выде­лен­ное для само­сто­я­тель­но­го хозяй­ст­во­ва­ния рабу (или под­власт­но­му сыну) иму­ще­ство назы­ва­лось pe­cu­lium (умень­ши­тель­ное от pe­cus). Юриди­че­ски оно оста­ва­лось пол­ной соб­ст­вен­но­стью гос­по­ди­на, кото­рый в любой момент мог взять его обрат­но. Для более успеш­ной дея­тель­но­сти такой оброч­ный раб дол­жен был неред­ко всту­пать в дого­во­ры и обя­за­тель­ства с посто­рон­ни­ми лица­ми, но эти посто­рон­ние лица, конеч­но, толь­ко тогда ста­нут заклю­чать сдел­ки с рабом, если будут уве­ре­ны, что их пра­ва по этим дого­во­рам чем-нибудь гаран­ти­ро­ва­ны. Если жела­тель­но было подоб­ное рас­ши­ре­ние хозяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти рабов, то необ­хо­ди­мо было создать и такие гаран­тии. Ввиду это­го пре­тор начи­на­ет давать в таких слу­ча­ях иск непо­сред­ст­вен­но про­тив гос­по­ди­на, воз­ла­гая на него ответ­ст­вен­ность, по край­ней мере, в раз­ме­рах пеку­лия — т. н. ac­tio de pe­cu­lio. По пово­ду pe­cu­lium мог­ли суще­ст­во­вать дело­вые отно­ше­ния меж­ду рабом и самим гос­по­ди­ном. Если пеку­лий был тор­го­вым иму­ще­ст­вом (merx pe­cu­lia­ris), то гос­по­дин со сво­и­ми тре­бо­ва­ни­я­ми к рабу ста­вил­ся на одну дос­ку с посто­рон­ни­ми креди­то­ра­ми и в слу­чае несо­сто­я­тель­но­сти раба дол­жен был удо­вле­тво­рить всех про­пор­цио­наль­но. На слу­чай непра­виль­но­стей в рас­че­тах про­тив гос­по­ди­на дает­ся ac­tio tri­bu­to­ria.

2 и 3) Но и не выде­ляя пеку­лия, гос­по­дин мог назна­чить раба управ­ля­ю­щим сво­его тор­го­во­го пред­при­я­тия или фили­аль­но­го отде­ле­ния или коман­ди­ром тор­го­во­го кораб­ля. По тем же самым сооб­ра­же­ни­ям и здесь нуж­на была ответ­ст­вен­ность гос­по­ди­на по с.288 сдел­кам рабов, заклю­чен­ных в пре­де­лах пре­до­став­лен­но­го им дела. Эта ответ­ст­вен­ность осу­ществля­ет­ся дву­мя иска­ми: в пер­вом слу­чае посред­ст­вом ac­tio insti­to­ria (insti­tor — при­каз­чик), во вто­ром — посред­ст­вом ac­tio exer­ci­to­ria (exer­ci­tor — хозя­ин тор­го­во­го кораб­ля; раб, как коман­дир кораб­ля, назы­ва­ет­ся ma­gis­ter na­vis). В обо­их слу­ча­ях ответ­ст­вен­ность гос­по­ди­на пол­ная: она не огра­ни­чи­ва­ет­ся ни раз­ме­ром пору­чен­но­го рабу тор­го­во­го дела, ни сто­и­мо­стью кораб­ля.

4) Гос­по­дин отве­ча­ет пол­но­стью (in so­li­dum) и в том слу­чае, если раб заклю­чит сдел­ку на осно­ва­нии пред­ва­ри­тель­но­го сно­ше­ния гос­по­ди­на с контр­аген­том, на осно­ва­нии jus­sus do­mi­ni (напри­мер, гос­по­дин, уез­жая, про­сил сво­его зна­ко­мо­го давать рабу день­ги взай­мы, если они ему пона­до­бят­ся); иск здесь назы­ва­ет­ся ac­tio quod jus­su.

222 5) Нако­нец, гос­по­дин отве­чал по сдел­ке раба и тогда, если вслед­ст­вие этой сдел­ки какая-нибудь вещь или сум­ма пере­шла в иму­ще­ство гос­по­ди­на (in rem do­mi­ni ver­sum est: напри­мер, раб занял у кого-либо 100, из них 60 истра­тил, а 40 были ото­бра­ны гос­по­ди­ном). Пре­тор дает про­тив него ac­tio de in rem ver­so, одна­ко, лишь на ту цен­ность, кото­рая ему доста­лась (в нашем при­ме­ре толь­ко на 40).

Тако­во было общее (лич­ное и иму­ще­ст­вен­ное) юриди­че­ское поло­же­ние рабов. Рабы государ­ст­вен­ные (ser­vi pub­li­ci) нахо­ди­лись в несколь­ко луч­шем поло­же­нии: они мог­ли даже рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ст­вом (пеку­ли­ем) в раз­ме­ре поло­ви­ны по заве­ща­нию (Ul­pia­ni re­gu­lae. 20. 16).

Но и рабы част­ных лиц неред­ко на поч­ве пеку­лия при­об­ре­та­ли боль­шую фак­ти­че­скую само­сто­я­тель­ность. Луч­шие из гос­под пре­до­став­ля­ли сво­им рабам зна­чи­тель­ную хозяй­ст­вен­ную сво­бо­ду: так, напри­мер, Пли­ний рас­ска­зы­ва­ет, что его рабы «di­vi­dunt, do­nant, re­li­quunt dum­ta­xat intra do­mum»19, что он поз­во­ля­ет им даже совер­шать заве­ща­ния и соблюда­ет их, как закон­ные (Plin. Epist. VIII. 16). Спо­соб­ный раб мог соста­вить себе в виде пеку­лия зна­чи­тель­ное состо­я­ние; сплошь и рядом рабы име­ли даже сво­их рабов — т. н. ser­vi vi­ca­rii. При­об­ре­тя состо­я­ние, рабы неред­ко выку­па­ли себя у гос­под. Хотя юриди­че­ски вся эта само­сто­я­тель­ность раба в любой момент мог­ла быть раз­ру­ше­на гос­по­ди­ном, кото­рый мог ото­брать pe­cu­lium, — но фак­ти­че­ски, по-види­мо­му, такие с.289 явле­ния были не часты и счи­та­лись пре­до­суди­тель­ны­ми. В импе­ра­тор­ское вре­мя даже уста­нав­ли­ва­ет­ся в этом отно­ше­нии неко­то­рый кон­троль вла­стей. Так, напри­мер, если раб дал кому-нибудь извест­ную сум­му с тем, чтобы этот чело­век выку­пил его и отпу­стил на волю, то в слу­чае неис­пол­не­ния раб может обра­тить­ся к prae­fec­tus ur­bi с жало­бой, и prae­fec­tus, разо­брав дело extra or­di­nem, при­нуж­дал выпол­нить обя­за­тель­ство. Таким обра­зом, не имея пра­ва предъ­яв­лять иск в обык­но­вен­ном граж­дан­ском поряд­ке (ac­tio), рабы име­ют воз­мож­ность теперь обра­щать­ся к вла­стям с жало­бой extra or­di­nem, и на этой поч­ве над опи­сан­ным сло­ем юриди­че­ских норм о рабах воз­ни­ка­ет неко­то­рый осо­бый слой jus extraor­di­na­rium, в неко­то­рых отно­ше­ни­ях моди­фи­ци­ру­ю­щий общую кар­ти­ну юриди­че­ско­го поло­же­ния рабов.

Уста­нов­ле­ние раб­ства и пре­кра­ще­ние его

Если мы перей­дем теперь к спо­со­бам уста­нов­ле­ния раб­ства, то древ­ней­шим источ­ни­ком его, как было уже ука­за­но, являл­ся плен: все попав­шие в руки рим­лян вра­ги дела­лись раба­ми, при­чем в исто­ри­че­ское вре­мя част­ным лицам они доста­ва­лись вслед­ст­вие рас­про­да­жи или разда­чи государ­ст­вом. Дру­гим таким же древним источ­ни­ком явля­ет­ся рож­де­ние от рабы­ни: вся­кое дитя рабы­ни дела­лось рабом, — без­раз­лич­но, был ли отцом его раб или чело­век сво­бод­ный. Когда в импе­ра­тор­ское вре­мя уста­но­ви­лась упо­мя­ну­тая выше тен­ден­ция — fa­vor li­ber­ta­tis, обра­зо­ва­лось пра­ви­ло, что дитя рабы­ни долж­но счи­тать­ся сво­бод­ным, если его мать хоть один момент 223 за все вре­мя бере­мен­но­сти была сво­бод­ной. Рабы при­об­ре­та­лись, далее, путем покуп­ки у ино­стран­ных тор­гов­цев. Сверх того, при извест­ных усло­ви­ях сво­бод­ный чело­век мог пре­вра­тить­ся в раба. Пре­тор­ским эдик­том было уста­нов­ле­но, что тот, кто созна­тель­но, с корыст­ной целью (pre­tii par­ti­ci­pan­di gra­tia20) даст про­дать себя, как раба, дела­ет­ся дей­ст­ви­тель­но рабом. Соглас­но эдик­ту импе­ра­то­ра Клав­дия, сво­бод­ная жен­щи­на, всту­пив­шая в связь с рабом и не пре­кра­тив­шая ее, несмот­ря на тре­бо­ва­ние гос­по­ди­на, дела­ет­ся так­же рабы­ней. Нако­нец, в нака­за­ние за извест­ные пре­ступ­ле­ния пре­ступ­ник пре­вра­ща­ет­ся в государ­ст­вен­но­го раба (ser­vus poe­nae). Послед­ние два слу­чая, впро­чем, были Юсти­ни­а­ном отме­не­ны.

— ma­nu­mis­sio, ее фор­мы и огра­ни­че­ния

Пре­кра­ще­ние раб­ства. Нор­маль­ным спо­со­бом пре­кра­ще­ния раб­ства явля­ет­ся ma­nu­mis­sio, отпу­ще­ние на волю гос­по­ди­ном. Весь­ма веро­ят­но, что в глу­бо­кой древ­но­сти и это­го спо­со­ба не с.290 суще­ст­во­ва­ло: в Гре­ции, напри­мер, гос­по­дин, желав­ший пре­до­ста­вить рабу более сво­бод­ное поло­же­ние, мог достиг­нуть это­го толь­ко путем пере­да­чи его како­му-нибудь хра­му. По всей види­мо­сти, и в древ­ней­шем Риме ma­nu­mis­sio ста­ви­ла отпу­щен­но­го на волю раба толь­ко под защи­ту fi­des, т. е. в поло­же­ние юриди­че­ски бес­прав­но­го кли­ен­та (см. § 2). В исто­ри­че­ское вре­мя, одна­ко, дело меня­ет­ся. Отпу­ще­ние на волю дает уже рабу сво­бо­ду юриди­че­скую, охра­ня­е­мую не толь­ко нор­ма­ми рели­гии и fi­des, а нор­ма­ми juris ci­vi­lis. Такое отпу­ще­ние воз­мож­но в тро­я­кой фор­ме, при­чем все они пред­по­ла­га­ют извест­ное уча­стие орга­нов пуб­лич­ной вла­сти.

Древ­ней­шей фор­мой, веро­ят­но, явля­ет­ся осво­бож­де­ние в заве­ща­нии — ma­nu­mis­sio tes­ta­men­to. Древ­ней­шее же заве­ща­ние совер­ша­лось в народ­ном собра­нии (tes­ta­men­tum ca­la­tis co­mi­tiis): част­ная воля заве­ща­те­ля санк­ци­о­ни­ро­ва­лась всем наро­дом, част­ное рас­по­ря­же­ние дела­лось jus­sus po­pu­li. В ряду дру­гих рас­по­ря­же­ний заве­ща­те­ля мог­ло нахо­дить­ся и отпу­ще­ние раба на волю — «ser­vus meus Sti­chus li­ber es­to»21. Осво­бож­де­ние насту­па­ет с момен­та вступ­ле­ния заве­ща­ния в дей­ст­вие (т. е. после смер­ти гос­по­ди­на) и насту­па­ет тогда ip­so jure. Заве­ща­тель, одна­ко, может осво­бо­дить и не пря­мо, а лишь воз­ло­жив на наслед­ни­ка обя­за­тель­ство отпу­стить тако­го-то раба на волю: тогда необ­хо­дим еще акт осво­бож­де­ния со сто­ро­ны наслед­ни­ка. Раб может быть отпу­щен в заве­ща­нии и под усло­ви­ем (напри­мер, если упла­тит такую-то сум­му наслед­ни­ку); до испол­не­ния усло­вия он не дела­ет­ся еще сво­бод­ным, а нахо­дит­ся в сред­нем поло­же­нии и назы­ва­ет­ся sta­tu­li­ber.

Вто­рая фор­ма — ma­nu­mis­sio vin­dic­ta — носит на себе следы искус­ст­вен­но­го обра­зо­ва­ния: раб осво­бож­да­ет­ся здесь посред­ст­вом мни­мо­го про­цес­са о сво­бо­де. Гос­по­дин с рабом и еще третьим, нароч­но для этой цели при­гла­шен­ным, чело­ве­ком, кото­рый назы­ва­ет­ся as­ser­tor in li­ber­ta­tem, явля­ют­ся к маги­ст­ра­ту (кон­су­лу, пре­то­ру), и здесь as­ser­tor, разыг­ры­вая роль ист­ца, накла­ды­ва­ет на раба vin­dic­ta и гово­рит: «hunc ho­mi­nem ex jure 224 Qui­ri­tium li­be­rum es­se aio»22. На это заяв­ле­ние гос­по­дин или мол­чит (как дума­ют неко­то­рые, напри­мер Кел­лер, Жирар), или же отве­ча­ет изъ­яв­ле­ни­ем сво­ей воли об осво­бож­де­нии (как дума­ют Кар­ло­ва, Зом). Тогда маги­ст­рат объ­яв­ля­ет раба сво­бод­ным. Про­цеду­ра эта с тече­ни­ем вре­ме­ни была упро­ще­на: сна­ча­ла объ­яв­ля­ю­щим осво­бож­де­ние (as­ser­tor) стал являть­ся один с.291 из сопро­вож­даю­щих пре­то­ра лик­то­ров, а потом и сама vin­di­ca­tio in li­ber­ta­tem отпа­ла: сде­ла­лось доста­точ­ным про­стое объ­яв­ле­ние об осво­бож­де­нии перед вла­стя­ми с зане­се­ни­ем в прото­кол.

Третьей фор­мой явля­ет­ся ma­nu­mis­sio cen­su — осво­бож­де­ние посред­ст­вом зане­се­ния цен­зо­ром раба в спис­ки граж­дан на осно­ва­нии заяв­ле­ния гос­по­ди­на. Но этот спо­соб был воз­мо­жен лишь в пери­од состав­ле­ния спис­ков, а с исчез­но­ве­ни­ем цен­за и он, есте­ствен­но, исчез.

Во вто­рой поло­вине рес­пуб­ли­ки рядом с эти­ми фор­маль­ны­ми спо­со­ба­ми появи­лись и спо­со­бы нефор­маль­ные: отпу­ще­ние посред­ст­вом объ­яв­ле­ния перед свиде­те­ля­ми — ma­nu­mis­sio in­ter ami­cos и посред­ст­вом отпуск­но­го пись­ма — ma­nu­mis­sio per epis­to­lam. Отпу­щен­ный таким обра­зом раб не делал­ся jure ci­vi­li сво­бод­ным, но пре­тор охра­нял его сво­бо­ду мера­ми сво­ей вла­сти; для него созда­ва­лось, таким обра­зом, осо­бое состо­я­ние пре­тор­ской сво­бо­ды, обо­зна­чав­ше­е­ся выра­же­ни­ем in li­ber­ta­te mo­ra­ri23. В таком же поло­же­нии нахо­ди­лись и рабы, отпу­щен­ные на волю не кви­рит­ским, а пре­тор­ским или бони­тар­ным соб­ст­вен­ни­ком.

В импе­ра­тор­ское вре­мя lex Junia Nor­ba­na (веро­ят­но, 19 г. по Р. Х.) пре­вра­ти­ла это пре­тор­ское «in li­ber­ta­te mo­ra­ri» в la­ti­ni­tas: отпу­щен­ные в ука­зан­ных фор­мах ста­но­ви­лись теперь в поло­же­ние la­ti­ni, поче­му и назы­ва­ют­ся la­ti­ni Junia­ni. Юсти­ни­ан при­дал и этим фор­мам пол­ную силу, т. е. спо­соб­ность делать воль­ноот­пу­щен­ных рим­ски­ми граж­да­на­ми, но под усло­ви­ем, чтобы уст­ное объ­яв­ле­ние или отпуск­ное пись­мо были совер­ше­ны при уча­стии пяти свиде­те­лей (c. un. C. 7. 6).

Нако­нец, со вре­мен Кон­стан­ти­на при­со­еди­ня­ет­ся еще одна фор­ма — ma­nu­mis­sio in eccle­sia, объ­яв­ле­ние в церк­ви.

Древ­ней­шее рим­ское пра­во не зна­ло ника­ких огра­ни­че­ний для осво­бож­де­ния рабов на волю. Напро­тив, в самом нача­ле импе­рии обна­ру­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция в инте­ре­сах государ­ст­вен­но­го бла­га поста­вить осво­бож­де­ние рабов под извест­ный кон­троль с тем, чтобы гаран­ти­ро­вать государ­ство от появ­ле­ния боль­шой мас­сы воль­ноот­пу­щен­ни­ков, сре­ди кото­рых встре­ча­лось нема­ло сомни­тель­ных эле­мен­тов. Выра­же­ни­ем этой тен­ден­ции явля­ют­ся два зако­на, оба эпо­хи Авгу­ста24.

Пер­вым из них явля­ет­ся lex Aelia Sen­tia, закон 4 г. по Р. Х., с.292 кото­рый поста­но­вил сле­дую­щее: а) гос­по­дин, не достиг­ший 20 лет, может осво­бож­дать сво­их рабов лишь при налич­но­сти ува­жи­тель­ных осно­ва­ний, дока­зан­ных перед осо­бой 225 комис­си­ей de cau­sis li­be­ra­li­bus25; b) такое же раз­ре­ше­ние комис­сии тре­бу­ет­ся для осво­бож­де­ния рабов, не достиг­ших 30 лет; c) ничтож­но отпу­ще­ние на волю in frau­dem cre­di­to­rum, т. е. во вред креди­то­рам в пред­виде­нии несо­сто­я­тель­но­сти; d) рабы, под­верг­нув­ши­е­ся нака­за­нию за более тяж­кие пре­ступ­ле­ния (клей­мен­ные), в слу­чае сво­его после­дую­ще­го осво­бож­де­ния не дела­ют­ся граж­да­на­ми, а попа­да­ют в поло­же­ние pe­re­gri­ni de­di­ti­cii и высы­ла­ют­ся из Рима.

Дру­гой закон — lex Fu­fia Ca­ni­nia — касал­ся толь­ко отпу­ще­ний в заве­ща­ни­ях и огра­ни­чи­вал общее чис­ло рабов, могу­щих быть отпу­щен­ны­ми сра­зу, извест­ным про­цен­том: гос­по­дин, име­ю­щий до 3 рабов, может отпу­стить не более 2, име­ю­щий до 10 — не более поло­ви­ны, до 30 — не более 13, до 100 — не более 14, до 500 — не более 15, но во вся­ком слу­чае — не более 100.

Юсти­ни­ан lex Fu­fia Ca­ni­nia отме­нил вовсе, а lex Aelia Sen­tia в зна­чи­тель­ной части; сохра­ни­лась толь­ко необ­хо­ди­мость раз­ре­ше­ния для гос­под, не достиг­ших 20 лет, и запре­ще­ние отпус­кать in frau­dem cre­di­to­rum.

Осво­бож­де­ние по воле гос­по­ди­на было един­ст­вен­ным спо­со­бом выхо­да из раб­ства в рес­пуб­ли­кан­ское вре­мя. В пери­од импе­рии зако­но­да­тель­ство уста­нав­ли­ва­ет уже и неко­то­рые слу­чаи, когда раб осво­бож­да­ет­ся непо­сред­ст­вен­но в силу зако­на. Тако­вы: а) осво­бож­де­ние ex edic­to Clau­dia­no — если гос­по­дин бро­сит боль­но­го раба на про­из­вол судь­бы, b) осво­бож­де­ние в награ­ду за откры­тие убий­цы гос­по­ди­на, c) по зако­ну Юсти­ни­а­на — осво­бож­де­ние вслед­ст­вие дости­же­ния епи­скоп­ско­го сана, d) осво­бож­де­ние вслед­ст­вие 20-лет­ней дав­но­сти доб­ро­со­вест­но­го про­жи­ва­ния в каче­стве сво­бод­но­го.

Юриди­че­ское поло­же­ние воль­ноот­пу­щен­ни­ков

Осво­бож­ден­ные по воле гос­по­ди­на — воль­ноот­пу­щен­ни­ки (li­ber­ti­ni), — хотя и дела­ют­ся ci­ves Ro­ma­ni, но все же не урав­ни­ва­ют­ся с in­ge­nui, сво­бод­но­рож­ден­ны­ми: в обла­сти пуб­лич­но­го пра­ва они испы­ты­ва­ют неко­то­рые огра­ни­че­ния (напри­мер, не могут быть маги­ст­ра­та­ми), а в обла­сти част­но­го пра­ва над ними висит тень преж­ней вла­сти гос­по­ди­на в виде патро­на­та. Отпу­стив­ший раба гос­по­дин, pat­ro­nus, явля­ет­ся как бы отцом юриди­че­ской лич­но­сти воль­ноот­пу­щен­ни­ка, поче­му и патро­нат во мно­гих отно­ше­ни­ях с.293 ана­ло­ги­чен свя­зи меж­ду отцом и сыном. В част­но­сти: a) li­ber­ti­nus дол­жен ока­зы­вать патро­ну ува­же­ние — re­ve­ren­tiam et ob­se­qui­um, не может без раз­ре­ше­ния маги­ст­ра­та звать патро­на в суд (in jus vo­ca­re), предъ­яв­лять про­тив него бес­че­стя­щие иски (ac­tio­nes fa­mo­sae26). В слу­ча­ях осо­бой небла­го­дар­но­сти он даже может быть воз­вра­щен в раб­ское состо­я­ние (re­vo­ca­tio in ser­vi­tu­tem prop­ter ingra­ti­tu­di­nem); b) li­ber­ti­nus обя­зан помо­гать патро­ну мате­ри­аль­но в нуж­де, давать ему содер­жа­ние, ali­men­ta; c) патрон име­ет извест­ное наслед­ст­вен­ное пра­во после сво­его воль­ноот­пу­щен­ни­ка; d) li­ber­ti­nus дол­жен ока­зы­вать патро­ну житей­ские (ope­rae of­fi­cia­les) и ремес­лен­ные (ope­rae fab­ri­les) услу­ги.

226 В неко­то­рых слу­ча­ях воль­ноот­пу­щен­ник, в силу осо­бо­го акта импе­ра­тор­ской вла­сти, может полу­чить пра­ва in­ge­nui­tas27 — имен­но путем непо­сред­ст­вен­но­го пожа­ло­ва­ния этих прав, при­чем eo ip­so пре­кра­ща­ет­ся и патро­нат, — или путем воз­веде­ния во всад­ни­че­ское сосло­вие, при­чем патро­нат сохра­ня­ет­ся.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ser­vi res sunt — «рабы суть вещи». (Пер. ред.)
  • 2См. по исто­рии раб­ства в древ­но­сти: Meyer Ed. Die Scla­ve­rei im Al­ter­tum. 1898; Ci­cot­ti. Der Un­ter­gang der Scla­ve­rei im Al­ter­tum. 1909.
  • 3Quod at­ti­net ad jus ci­vi­le, ser­vi pro nul­lis ha­ben­tur; non ta­men et jure na­tu­ra­li, quia quod ad jus na­tu­ra­le at­ti­net, om­nes ho­mi­nes aequa­les sunt — «что каса­ет­ся цивиль­но­го пра­ва, то в нем рабы не явля­ют­ся субъ­ек­та­ми прав; одна­ко не так по есте­ствен­но­му пра­ву, ведь что каса­ет­ся есте­ствен­но­го пра­ва, то здесь все люди рав­ны». (Пер. ред.)
  • 4Li­ber­tas na­tu­ra­li jure con­ti­ne­tur et do­mi­na­tio ex jure gen­tium intro­duc­ta est — «сво­бо­да исхо­дит из есте­ствен­но­го пра­ва, а гос­под­ство из пра­ва наро­дов введе­но». (Пер. ред.)
  • 5Quo­tiens du­bia in­terpre­ta­tio est, se­cun­dum li­ber­ta­tem res­pon­den­dum erit — «пред­по­чте­ние сво­бо­ды: когда нали­чие сво­бо­ды у лица неяс­но, сле­ду­ет выска­зать­ся в поль­зу его сво­бод­но­го состо­я­ния». (Пер. ред.)
  • 6Ser­vus nul­lius — «ничей­ный раб». (Пер. ред.)
  • 7Et qui­dem sum­ma di­vi­sio de jure per­so­na­rum haec est, quod om­nes ho­mi­nes aut li­be­ri sunt aut ser­vi — «что каса­ет­ся пра­ва лиц, то здесь глав­ней­шее разде­ле­ние всех людей — на сво­бод­ных и рабов». (Пер. ред.)
  • 8Тер­мин po­tes­tas заклю­ча­ет в себе при­зна­ние неко­е­го лич­но­го эле­мен­та отно­ше­ний раба с гос­по­ди­ном.
  • 9Ce­te­ra ani­ma­lia — «дру­гие оду­шев­лен­ные пред­ме­ты [то есть живот­ные]». (Пер. ред.)
  • 10Lo­cus re­li­gio­sus — «свя­щен­ное место». (Пер. ред.)
  • 11Jus vi­tae ac ne­cis — «пра­во жиз­ни и смер­ти». (Пер. ред.)
  • 12Sup­ra mo­dum et si­ne cau­sa ser­vos suos sae­vi­re — «сверх меры без при­чи­ны про­яв­лять жесто­кость к рабам». (Пер. ред.)
  • 13Гла­ди­а­тор­ские труп­пы ad bes­tias de­pug­nan­das — груп­пы рабов, пред­на­зна­чен­ные для гла­ди­а­тор­ских боев с дики­ми зве­ря­ми. Пуб­лич­ные бои гла­ди­а­то­ров явля­лись люби­мей­шим видом обще­ст­вен­ных уве­се­ле­ний в Риме.
  • 14Instru­men­tum vo­ca­le — «гово­ря­щий инстру­мент». (Пер. ред.)
  • 15Me­lior con­di­cio nostra per ser­vum fie­ri po­test, de­te­rior non po­test — «через раба наше поло­же­ние может стать луч­ше, но не хуже». (Пер. ред.)
  • 16Ac­tio pau­pe­rie — иск про­тив вла­дель­ца домаш­не­го живот­но­го (до Юсти­ни­а­на — толь­ко чет­ве­ро­но­го­го) при­чи­нив­ше­го вред дру­го­му лицу. Иск направ­лен на воз­ме­ще­ние ущер­ба и явля­ет­ся нок­саль­ным, то есть пред­по­ла­га­ет вме­сто выпла­ты денеж­но­го штра­фа воз­мож­ность выда­чи потер­пев­ше­му непо­сред­ст­вен­но­го винов­ни­ка по жела­нию соб­ст­вен­ни­ка живот­но­го.
  • 17Cum ser­vo nul­la ac­tio est — «с рабом нет иска». (Пер. ред.)
  • 18Ob­li­ga­tio na­tu­ra­lis — нату­раль­ное обя­за­тель­ство. (Прим. ред.)
  • 19Di­vi­dunt, do­nant, re­li­quunt dum­ta­xat intra do­mum — «делят [иму­ще­ство], дарят, остав­ля­ют по наслед­ству, хотя бы и внут­ри [гос­под­ско­го] дома». (Пер. ред.)
  • 20Pre­tii par­ti­ci­pan­di gra­tia — «ради полу­че­ния доли покуп­ной цены». (Пер. ред.)
  • 21Ser­vus meus Sti­chus li­ber es­to — «да будет сво­бо­ден мой раб Стих». (Пер. ред.)
  • 22Hunc ho­mi­nem ex jure Qui­ri­tium li­be­rum es­se aio — «я утвер­ждаю, что этот чело­век сво­бо­ден по пра­ву кви­ри­тов». (Пер. ред.)
  • 23In li­ber­ta­te mo­ra­ri — «удер­жи­вать в сво­бо­де». (Пер. ред.)
  • 24Об этих зако­нах см.: Kniep F. Gai Insti­tu­tio­nes. I. S. 120—129.
  • 25De cau­sis li­be­ra­li­bus — «о при­чи­нах осво­бож­де­ния». (Прим. ред.)
  • 26Ac­tio­nes fa­mo­sae — бес­че­стя­щие иски. Послед­ст­ви­ем про­иг­ры­ша дела по тако­му иску ответ­чи­ком для него явля­ет­ся поми­мо про­че­го и in­fa­mia — ума­ле­ние граж­дан­ской чести, огра­ни­чи­ваю­щее его граж­дан­скую пра­во­спо­соб­ность (поте­ря пра­ва быть свиде­те­лем и т. д.). Такие иски как пра­ви­ло име­ли место в отно­ше­нии дел. пред­по­ла­гав­ших нали­чие осо­бо дове­ри­тель­ных отно­ше­ний меж­ду ист­цом и ответ­чи­ком.
  • 27In­ge­nui­tas — рав­ные при­рож­ден­но­му граж­да­ни­ну. (Прим. ред.)
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1524230048 1524230049 1524230050