Отказ от тиранической власти Солона и Суллы
с.115 Как известно, Плутарх любил сводить в пары совершенно неожиданных персонажей (Ziegler 1951. Sp. 899). Так же и мы в рамках темы конференции решили попробовать сравнить людей, точнее, событие из жизни каждого, а именно отказ от тиранической власти. Речь идет о двух бесконечно далеких друг от друга людях — о Солоне и Сулле.
Как сообщают античные авторы, реформы Солона не решили стоявших перед Афинами трудностей и лишь усилили недовольство: одни возмущались отменой долгов, другие же считали, что ее недостаточно, и добивались еще и раздела земли (Plut. Sol. 16. 1; ср. [Arist.] Ath. pol. 11. 2). Всё это ставило под сомнение судьбу его законов. Автор «Афинской политии» (11. 2) утверждает, что Солон мог вступить в соглашение с любой из политических группировок и стать тираном, но не пошел на подобный шаг. Не исключено, что кое-кто из друзей советовал ему воспользоваться такой возможностью — ведь это позволило бы продолжить проведение реформ в жизнь, подкрепив их силой (Plut. Sol. 14. 4; Суриков 2005. C. 139—
Нет, ни опытным, ни мудрым не был никогда Солон: Божество ему давало много благ, но он не взял, Радуясь, он сеть закинул, только вытащить не смог, Помутился его разум, был он мужества лишен. А вот я, чтоб только властью и богатством завладеть И тираном стать в Афинах на один всего денек, Дал содрать с себя бы шкуру и весь род мой погубить. Пер. Г. Ф. Церетели |
Похоже, Солон отвечает здесь не друзьям (по отношению к ним такой едкий сарказм вряд ли был бы уместен), а с.116 насмешникам — им он сулит испытать участь халкидского тирана Антилеонта, с которого действительно содрали кожу после свержения (Lloyd-Jones 1975. P. 197), если они считают тираническую власть пределом мечтаний. Вероятнее, что друзьям — это как будто следует из Плутарха (τοὺς φίλους εἶπεν, ὡς λέγεται — Sol. 14. 8) — адресовано более серьезное объяснение:
Если ж землю пощадил Я родную и к насилью (βίης), к тирании не стремясь, Не марал и не порочил имя доброе свое, То нисколько не стыжусь я: ибо легче победить (νικήσειν) Так мне всех людей. Пер. И. Е. Сурикова |
Можно по-разному объяснять необычный для эллинского аристократа того времени отказ от тиранической власти: нежеланием рисковать жизнью своей и сородичей, заботой о собственном добром имени, любовью к родной земле — всё это одинаково возможно и не противоречит одно другому, хотя, конечно, последний аргумент допустимо поставить под сомнение как слишком уж выгодный для реформатора, руководствовавшегося, как и все политики, не одними лишь чистыми побуждениями. Был ли Солон принципиален в своем поведении или исходил из прагматических соображений — не так уж важно, поскольку многие греческие аристократы пренебрегали и опасностью, и добрым именем ради верховной власти, теряя подчас и то, и другое. Поэтому когда К. Сагстеттер утверждает, будто, «несмотря на репутацию противника тирании, подход Солона к преодолению политического раздора в Афинах в 594 г. до н. э. очень сильно напоминает методы, с помощью которых греческие тираны добивались успеха, решая подобные проблемы в других городах-государствах» (Sagstetter 2013. P. IV), она забывает самое главное и принципиальное. В силу тех или иных причин он не захватил власть в родном полисе, хотя и вызвал этим удивление современников, зато писатели позднейших времен, напротив, воздали ему хвалу за подобное поведение. Этому не помешало даже то, что, в итоге, Афины всё равно не избежали тирании, пусть и такой «бархатной», как режим Писистрата и с.117 его сыновей. При этом обращает на себя внимание, что Солон (fr. 24 Diehl), явно намекая на тиранию, подчеркивает:
Коль за меня стрекало б взял Иной муж — злоречивый, деньги любящий (κέντρον δ’ ἄλλος ὡς ἐγὼ λαβών, κακοφραδής τε καὶ φιλοκτήμων ἀνήρ), — Народа не сдержал бы он. Ведь если бы Сперва я одного держался мнения, Потом склонился к противоположному — Мужей бы многих уж лишился город наш (πολλῶν ἂν ἀνδρῶν ἥδ’ ἐχηρώθη πόλις). Пер. И. Е. Сурикова |
Иначе говоря, неотъемлемым компонентом тирании (что вполне логично) выставляются репрессии, которые, если верить Солону, претят ему, случайно или нет, но когда к власти пришел Писистрат, его режим оказался отнюдь не кровавым.
В качестве эпилога напомним, что Солон не попытался остаться в политике, а удалился в фактическое изгнание, которое, однако, вопреки Плутарху (Sol. 29. 2), не помешало ему вернуться в нее по возвращении из десятилетнего путешествия, причем — и это самое главное — изданные им законы, несмотря на всеобщее недовольство, продолжали действовать (Суриков 2005. C. 143). Таким образом, отказ Солона от тирании оказался не столь уж бесполезным даже с точки зрения его статуса как политика, коль скоро его установления действовали даже в условиях широкого недовольства, проложив дорогу дальнейшим изменениям политического строя Афин.
Более чем через пять столетий в Риме произошел случай, с которым мы решились сравнить только что рассмотренный: после двух лет фактически неограниченной власти отказался от нее Луций Корнелий Сулла, что часто, но вряд ли обоснованно называют отставкой (см.: Keaveney 2005. P. 167). Будучи избран консулом на 79 г. до н. э., он не пожелал занять должность и назначил (ἀπέφηνε) консулами Аппия Клавдия Пульхра и Публия Сервилия Ватию, впоследствии Исаврийского, после чего на сходке объявил о сложении полномочий (диктатора или консула — неясно, но воспринималось это явно как отказ от положения с.118 первого лица в res publica не de iure, a de facto) и выразил готовность дать отчет любому желающему. Однако таковых не нашлось, да и вообще реакции со стороны граждан не последовало (Christ 2002. S. 133); только какой-то юнец осыпал его бранью, но Сулла отреагировал лишь замечанием, что теперь другой, помня об этом мальчишке, не сложит столь легко такую власть, которой обладал он сам, что и подтвердил пример Цезаря; вскоре Сулла удалился в свое куманское имение, где и наслаждался жизнью, пока не умер (App. BC. I. 103. 480—
Любопытно, что если Солон растолковывал, почему он не становится тираном, Сулла в 82 г. до н. э. счел нужным объяснить, почему он им (под видом диктатора) становится, отправив соответствующее письмо принцепсу сената Валерию Флакку (App. BC. I. 98). Судя по всему, такой оборот дела мало кого удивил, а потому послание это сыграло роль не более чем полезной формальности. Не вызвал широкого резонанса и отказ Суллы от официальной власти — ни у Цицерона, ни у Саллюстия на сей счет никаких сведений нет.
Светоний (Div. Iul. 77) приписывает Цезарю слова о том, что будто бы Сулла не знал и азов политики, если отказался от диктатуры («Sullam nescisse litteras, qui dictaturam deposuerit»). Однако, во-первых, мы не знаем, произносил ли Цезарь эти слова в действительности, а во-вторых, даже если они аутентичны, то прозвучали, судя по контексту, в
Сенека расценил отказ Суллы от империя как нечто необычное для тирана, но это не могло вернуть тысячи убитых им с.119 людей (Clem. I. 12. 1—
Во II—
Дион Кассий (LII. 17. 3—
Следует отметить значительную аберрацию у Аппиана — нашего главного информатора по данной теме. Сулла явно не обладал цветущим здоровьем (σώμα εὔρωστον) — он страдал от болезней уже много лет (см.: Carney 1961. P. 68) и умер через год с небольшим; отсутствие открытого давления на него отнюдь не означает, что таковое не имело места вовсе — как минимум было сильное недовольство высших слоев. Это ясно следует из речи «За Росция Америйского» (Смирин 1958. С. 98—
Так или иначе, вряд ли сам по себе отказ Суллы от власти что-то всерьез изменил, а непрочность созданной им системы объяснялась заложенными в ней противоречиями. Если же посмотреть на проблему глазами последних республиканцев
Конечно, между обоими случаями, что называется, дистанция огромного размера — Солон отказался от захвата тиранической власти, а Сулла от той, которой уже обладал; первый действовал в условиях, близких к стасису, но не переросших в него, а второй стал диктатором в результате гражданской войны; афинский архонт в отличие от властителя Рима объявил о своем неприятии террора и провел реформы, не будучи тираном; преобразования Солона положили начало будущему величию его полиса, а сулланская система, дав трещину почти сразу, окончательно рухнула всего через три десятилетия; Солона порицали за отказ от тирании современники, Суллу — писатели, жившие через 200—
с.121 Литература
Смирин В. М. О политической позиции Цицерона в годы сулланской диктатуры (опыт разбора ранних речей) // ВДИ. 1958. № 4. С. 88103.
Суриков И. Е. Античная Греция. Политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика. М., 2005.
Carney T. F. The Death of Sulla // Acta Classica. 1961. Vol. 4. P. 64—
Christ K. Sulla. Eine römische Karriere. München, 2002.
Eckert A. Lucius Cornelius Sulla in der antiken Erinnerung. Jener Mörder, der sich Felix nannte. B.; N. Y., 2016.
Keaveney A. Sulla: the Last Republican. L.; N. Y., 2005.
Lloyd-Jones H. More about Antileon, Tyrant of Chalcis (Solon frag. 33 and Aristophanes Eq. 1042—
Sagstetter K. S. Solon of Athens: The Man, the Myth, the Tyrant? Diss. PhD. Univ. of Pennsylvania, 2013.
WeynandR. Marius // RE. Splbd 6. 1935. Sp. 1363—
Ziegler K. Plutarchos (2) // RE. Hbd 41. 1951. Sp. 636—