Мифы народов мира

КЛИТЕМЕ́СТРА, КЛИТЕМНЕ́СТРА [Κλυ­ταιμ(ν)ῆστρα], в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь Тин­да­рея и Леды, супру­га Ага­мем­но­на. Одна­жды отец Кли­те­ме­ст­ры забыл почтить жерт­вой Афро­ди­ту, и раз­гне­ван­ная боги­ня пред­ска­за­ла, что доче­рям Тин­да­рея суж­де­но быть двух- и трёхмуж­ни­ми. Пер­вой эту судь­бу испы­та­ла Кли­те­ме­ст­ра: она вышла замуж за Тан­та­ла, вну­ка Пело­па, но Ага­мем­нон, убив Тан­та­ла и ново­рож­дён­но­го сына Кли­те­ме­ст­ры, при­нудил её стать его женой (Eur. Iphig. A. 1148—1156). В новом бра­ке Кли­те­ме­ст­ра роди­ла трёх доче­рей (Ифи­а­нассу, Хри­со­фе­ми­ду и Лаоди­ку — соглас­но «Илиа­де», IX 144 след.; в после­го­ме­ров­ской тра­ди­ции вме­сто Ифи­а­нассы упо­ми­на­ет­ся Ифи­ге­ния, вме­сто Лаоди­ки — Элек­тра) и сына Оре­ста. Враж­да Кли­те­ме­ст­ры к Ага­мем­но­ну, воз­ник­шая после убий­ства её пер­во­го мужа и сына, вспых­ну­ла с новой силой, когда Ифи­ге­ния была при­не­се­на отцом в жерт­ву, чтобы обес­пе­чить бла­го­по­луч­ное отплы­тие ахей­ско­го флота под Трою. Отсут­ст­ви­ем Ага­мем­но­на вос­поль­зо­вал­ся Эгисф, кото­рый дав­но домо­гал­ся люб­ви Кли­те­ме­ст­ры. (Hom. Od. III 248—275). Одна­ко скло­нить Кли­те­ме­ст­ру к супру­же­ской измене Эгис­фу уда­лось толь­ко после того, как он сослал на необи­тае­мый ост­ров при­двор­но­го ска­зи­те­ля, кото­ро­му Ага­мем­нон пору­чил наблюдать за Кли­те­ме­ст­рой. Воз­вра­тив­ший­ся после победы в Тро­ян­ской войне Ага­мем­нон был убит Эгис­фом. С сер. 6 в. до н. э. в лите­ра­тур­ной тра­ди­ции в сюже­те убий­ства Ага­мем­но­на воз­рас­та­ет роль Кли­те­ме­ст­ры. Чаще все­го она сама изо­бра­жа­ет­ся непо­сред­ст­вен­ной убий­цей мужа, при­кры­вая истин­ную при­чи­ну пре­ступ­ле­ния (изме­ну с Эгис­фом) местью за дочь Ифи­ге­нию (Ae­schyl. Agam. 1412—1421, 1521—1529, 1551—1559). Ино­гда сооб­ща­ет­ся, что Кли­те­ме­ст­ра пошла на убий­ство Ага­мем­но­на, боясь раз­об­ла­че­ния в его гла­зах (Pind. Pyth. XI 22—29). Цар­ст­вуя после это­го в Мике­нах вме­сте с Эгис­фом, Кли­те­ме­ст­ра в уго­ду ему вся­че­ски при­тес­ня­ет дочь Элек­тру и со стра­хом ожи­да­ет рас­ту­ще­го на чуж­бине Оре­ста. Послед­ние мину­ты жиз­ни Кли­те­ме­ст­ры, поги­баю­щей от руки сына, изо­бра­жа­ют­ся в афин­ских тра­геди­ях 5 в. до н. э. по-раз­но­му. У Эсхи­ла в «Хоэфо­рах» (887—891) она гото­ва с ору­жи­ем в руках защи­щать свою жизнь про­тив Оре­ста, у Еври­пида в «Элек­тре» образ Кли­те­ме­ст­ры зна­чи­тель­но смяг­чён и убив­ший мать Орест чув­ст­ву­ет себя глу­бо­ко подав­лен­ным, совер­шив новую кро­ва­вую месть. Об отра­же­нии сюжет­ных линий мифа в лите­ра­ту­ре, изо­бра­зи­тель­ном и музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве см. в ста­тьях Ага­мем­нон, Ифи­ге­ния, Элек­тра.

В. Н. Ярхо

См. также:
КЛИТЕМНЕСТРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КЛИТЕМНЕСТРА (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 662—663.
См. по теме: ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРГАНА, ЕРГАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Т. н. «Ваза Патрокла», сторона A.
Краснофигурный волютный кратер. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Т. н. «Ваза Патрокла», сторона B.
Краснофигурный волютный кратер. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Клитемнестры»).
Конец XIV в. до н. э.
Микены.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг муз (фронтальная панель).
Мрамор.
Рим. 1-я половина II в. н. э.
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Орест убивает Эгиста и Клитемнестру.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Лаодамия удерживает Клитемнестру, спешащую на помощь Эгисту и готовую убить своего сына Ореста.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с Орестом.
Мрамор. Эпоха Августа (псевдоархаическая работа).
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
8. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Клитемнестры»). Схема.
Конец XIV в. до н. э.
Микены.
9. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Клитемнестры»).
Конец XIV в. до н. э.
Микены.
10. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Гробница-толос (т. н. «Гробница Клитемнестры»).
Конец XIV в. до н. э.
Микены.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА