Мифы народов мира

ГЕ́Я (Γαῖα, Αῖα, Γῆ), в гре­че­ской мифо­ло­гии мать-зем­ля. Древ­ней­шее доолим­пий­ское боже­ство, играв­шее важ­ней­шую роль в тео­го­ни­че­ском про­цес­се. Гея роди­лась вслед за Хао­сом (Hes. Theog. 116 след.). Она одна из четы­рёх пер­во­по­тен­ций (Хаос, Зем­ля, Тар­тар, Эрос), сама из себя поро­див­шая Ура­на-небо и взяв­шая его в супру­ги (126 след.). Вме­сте с Ура­ном Гея поро­ди­ла шесть тита­нов и шесть тита­нид, сре­ди кото­рых Кро­нос и Рея, роди­те­ли Зев­са. Её порож­де­ния так­же Понт-море, горы, трое кик­ло­пов и трое сто­ру­ких (126—153). Все они сво­им ужас­ным видом воз­буж­да­ли нена­висть отца, и он не выпус­кал их на свет из чре­ва мате­ри. Гея, стра­дая от тяже­сти скры­тых в ней детей, реши­ла пре­сечь сти­хий­ную пло­до­ви­тость сво­его супру­га, и по её нау­ще­нию Кро­нос оско­пил Ура­на, из кро­ви кото­ро­го появи­лись на свет чудо­ви­ща (гиган­ты, эри­нии) и пре­крас­ная Афро­ди­та (154—206). Брак Геи и Пон­та-моря дал нача­ло цело­му ряду чудо­вищ (237—240). Вну­ки Геи во гла­ве с Зев­сом в бит­ве с детьми Геи — тита­на­ми победи­ли послед­них, сбро­сив их в тар­тар, и поде­ли­ли меж­ду собой мир (674—740). Гея не при­ни­ма­ет актив­но­го уча­стия в жиз­ни олим­пий­ских богов, но часто даёт им муд­рые сове­ты. Она сове­ту­ет Рее, как спа­сти Зев­са от про­жор­ли­во­сти Кро­но­са, и сооб­ща­ет о том, какая судь­ба ожи­да­ет Зев­са (470—486). По её сове­ту Зевс осво­бо­дил сто­ру­ких, кото­рые сослу­жи­ли ему служ­бу в тита­но­ма­хии (624—628, 713—717, 734 след.). Она же посо­ве­то­ва­ла Зев­су начать Тро­ян­скую вой­ну (ср. Hom. Il. I 5). Золотые ябло­ки — её дар Гере (см. Гес­пе­риды). Извест­на мощ­ная сила, кото­рой Гея пита­ла сво­их детей; её сын Антей был неуяз­вим бла­го­да­ря имен­но этой силе. Ино­гда Гея демон­стри­ро­ва­ла свою неза­ви­си­мость от олим­пий­цев (в сою­зе с Тар­та­ром она поро­ди­ла чудо­вищ­но­го Тифо­на, кото­ро­го уни­что­жил Зевс) (Hes. Theog. 821—868). Её порож­де­ни­ем был дра­кон Ладон. Потом­ство Геи — ужас­но, отли­ча­ет­ся дико­стью и сти­хий­ной силой, несо­раз­мер­но­стью, урод­ст­вом и мик­сан­тро­пиз­мом, т. е. сме­ше­ни­ем живот­ных и чело­ве­че­ских черт (напр., Эхид­на — дева-змея). С тече­ни­ем вре­ме­ни сти­хий­но порож­даю­щие функ­ции Геи ото­шли на вто­рой план. Она ока­за­лась хра­ни­тель­ни­цей древ­ней муд­ро­сти и ей были ведо­мы веле­ния судь­бы и её зако­ны, поэто­му она отож­дествля­лась с Феми­дой (Ae­schyl. Prom. 209—210) и име­ла своё древ­нее про­ри­ца­ли­ще в Дель­фах, кото­рое потом ста­ло про­ри­ца­ли­щем Апол­ло­на. Образ Геи частич­но вопло­тил­ся в Демет­ре, с её бла­го­де­тель­ны­ми для чело­ве­ка функ­ци­я­ми, в богине-мате­ри с её неис­ся­кае­мым пло­до­ро­ди­ем, в Кибе­ле с её орги­а­сти­че­ским куль­том.


Лит.: Die­te­rich A., Mut­ter Er­de, 3 Aufl., Lpz., 1925; Mayer A., Erdmut­ter und He­xe, Mün­chen—Frei­sing, 1936.

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ГЕЯ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 300.
См. по теме: ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРГАНА, ЕРГАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Египет.
Медальон с изображением богини земли Геи.
Лен, шерсть; гобеленовое переплетение, летающая игла.
Египет. IV в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Борьба Афины с Алкионеем.
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
3. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Пергамский барельеф (группа Афины).
Мрамор.
II в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон, убивающий гиганта Тития, напавшего на мать Аполлона Лето.
Краснофигурный килик. Аттика, Афины.
Приписывается Мастеру Пентесилеи (Фуртвенглер).
Глина.
Ранняя классика, ок. 460—450 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (фронтальная панель).
Мрамор. III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой мифа о похищении Персефоны (фронтальная панель).
Мелкозернистый мрамор, вероятно, италийского происхождения.
160—180 гг. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор. III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА