Мифы народов мира

ГЕ́КТОР (Ἕκτωρ), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын При­а­ма и Геку­бы, глав­ный тро­ян­ский герой в «Илиа­де». Об уча­стии Гек­то­ра в воен­ных дей­ст­ви­ях в пер­вые годы вой­ны источ­ни­ки сооб­ща­ют толь­ко, что от руки Гек­то­ра пал Про­те­си­лай, пер­вым всту­пив­ший на тро­ян­скую зем­лю (Apol­lod. epit. III 30). Про­сла­вил­ся Гек­тор на деся­том году вой­ны. Как стар­ший сын При­а­ма и его непо­сред­ст­вен­ный пре­ем­ник, он воз­глав­ля­ет бое­вые дей­ст­вия тро­ян­цев, сам отли­ча­ясь силой и герой­ст­вом. Два­жды Гек­тор всту­па­ет в еди­но­бор­ство с Аяк­сом Тела­мо­нидом, наи­бо­лее могу­чим после Ахил­ла ахей­ским геро­ем (Hom. Il. VII 181—305; XIV 402—439). Под руко­вод­ст­вом Гек­то­ра тро­ян­цы вры­ва­ют­ся в укреп­лён­ный лагерь ахей­цев (XII 415—471), под­сту­па­ют к ахей­ским кораб­лям и успе­ва­ют под­жечь один из них (XV 345—388; 483—499; 591—745). Гек­то­ру уда­ёт­ся так­же сра­зить перед самы­ми ворота­ми Трои Патрок­ла и совлечь с уби­то­го доспе­хи Ахил­ла (XVI 818—857). После вступ­ле­ния Ахил­ла в бой Гек­тор, невзи­рая на моль­бы роди­те­лей, оста­ёт­ся с ним в поле один на один и поги­ба­ет в поедин­ке у Скей­ских ворот, пред­ска­зы­вая близ­кую смерть само­му Ахил­лу (XXII 25—360). Послед­ний, одер­жи­мый жаж­дой мести за Патрок­ла, при­вя­зы­ва­ет тело уби­то­го Гек­то­ра к сво­ей колес­ни­це и объ­ез­жа­ет вокруг Трои, воло­ча труп сра­жён­но­го про­тив­ни­ка. Хотя в даль­ней­шем Ахилл про­дол­жа­ет осквер­нять тело Гек­то­ра, его не каса­ют­ся ни хищ­ные зве­ри, ни тлен; мёрт­во­го Гек­то­ра обе­ре­га­ет Апол­лон, помо­щью кото­ро­го Гек­тор неод­но­крат­но поль­зо­вал­ся при жиз­ни. Бог два­жды воз­вра­щал ему силы в поедин­ках с Аяк­сом (VII 272 след.; XV 235—279), помог Гек­то­ру во вре­мя поедин­ка с Ахил­лом, пока жре­бий судь­бы не ука­зал на неиз­беж­ность кон­чи­ны Гек­то­ра (XXII 203—213). Под­держ­ка, ока­зы­вае­мая Гек­то­ру Апол­ло­ном, послу­жи­ла в после­го­ме­ров­ской тра­ди­ции пово­дом для утвер­жде­ния, что Гек­тор был сыном само­го бога (Ste­sich. frg. 47). Апол­лон пер­вым под­ни­ма­ет свой голос в защи­ту уби­то­го Гек­то­ра на сове­те богов, после чего Ахилл полу­ча­ет от Зев­са при­каз выдать тело уби­то­го При­аму, кото­рый устра­и­ва­ет сыну почёт­ные похо­ро­ны.

Иссле­до­ва­те­ли древ­не­гре­че­ско­го эпо­са дав­но обра­ти­ли вни­ма­ние на то, что с име­нем Гек­то­ра не свя­за­ны какие-либо дру­гие собы­тия Тро­ян­ской вой­ны, кро­ме изо­бра­жён­ных в «Илиа­де». Моги­лу Гек­то­ра пока­зы­ва­ли не в Тро­аде, а в Фивах (Paus. IX 18, 5); это дела­ет воз­мож­ным пред­по­ло­же­ние, что по про­ис­хож­де­нию Гек­тор — бео­тий­ский герой, и его сра­же­ние с Ахил­лом пер­во­на­чаль­но име­ло место на гре­че­ской поч­ве. Толь­ко отно­си­тель­но позд­но образ Гек­то­ра был вклю­чён в круг ска­за­ний о Тро­ян­ской войне, в кото­рых Гек­тор боль­ше, чем какой-либо дру­гой герой, оли­це­тво­ря­ет идею пат­рио­ти­че­ско­го дол­га. Веро­ят­но, имен­но поэто­му образ Гек­то­ра поль­зу­ет­ся боль­шой сим­па­ти­ей авто­ра «Или­а­ды». С осо­бен­ной теп­ло­той Гек­тор изо­бра­жён в зна­ме­ни­той сцене про­ща­ния с женой Анд­ро­ма­хой (VI 370—502).

В. Н. Ярхо

В евро­пей­ской лите­ра­ту­ре («Про­ща­ние Гек­то­ра» Шил­ле­ра и др.) сохра­ня­лось тра­ди­ци­он­ное отно­ше­ние к обра­зу как оли­це­тво­ре­нию бла­го­род­ства (так, в пье­се Ж. Жиро­ду «Тро­ян­ской вой­ны не будет» Гек­тор по сути дела явля­ет­ся глав­ным геро­ем — выра­зи­те­лем гума­ни­сти­че­ских идей).

В антич­ной пла­сти­ке (релье­фы сар­ко­фа­гов) и вазо­пи­си осо­бен­но были рас­про­стра­не­ны сюже­ты: поеди­нок Гек­то­ра с Аяк­сом, про­ща­ние с Анд­ро­ма­хой, гибель Гек­то­ра, выкуп его тела При­а­мом. Евро­пей­ское искус­ство обра­ща­лось к сюже­там: поеди­нок с Ахил­лом (эскиз П. П. Рубен­са, фрес­ка Я. Ами­го­ни); Ахилл, вла­ча­щий тело Гек­то­ра вокруг стен Трои (кар­ти­ны итал. и франц. худож­ни­ков 17—18 вв.); выкуп тела (кар­ти­ны Ш. Леб­ре­на, Дж. Б. Тье­по­ло) и про­ща­ние с Анд­ро­ма­хой. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ное про­из­веде­ние музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ско­го искус­ства — кан­та­та «Смерть Гек­то­ра» П. Вин­те­ра, 18 в.

См. также:
ГЕКТОР (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 270.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл на колеснице тащит тело Гектора.
Деталь чернофигурного лекифа. Эретрия.
Мастер Диосфоса.
Глина.
Ок. 490 г. до н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Узнавание Париса в доме Приама.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Узнавание Париса в доме Приама.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Милан, Городской археологический музей.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Приам просит Ахилла о выкупе тела Гектора.
Краснофигурный скифос. Сторона A. Аттика.
Мастер Бригос.
Глина. 490—480 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Фрагмент панели саркофага со сценой выкупа тела Гектора.
Мрамор. Конец II — начало III вв. н. э.
Спарта, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Узнавание Париса в доме Приама.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Травертин.
II—I вв. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Поединок Этеокла и Полиника. (Вариант: Гибель Патрокла).
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
10. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Т. н. «Ваза Патрокла», сторона B.
Краснофигурный волютный кратер. Апулия.
Мастер Дария.
Глина. 340—320 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА