Мифы народов мира

ГЕ́ЛИОС, ГЕ́ЛИЙ (Ἥλιος), в гре­че­ской мифо­ло­гии бог солн­ца, сын тита­нов Гипе­ри­о­на и Фейи, брат Селе­ны и Эос (Hes. Theog. 371—374). Древ­ней­шее доолим­пий­ское боже­ство, сво­ей сти­хий­ной силой дару­ю­щее жизнь и нака­зы­ваю­щее сле­потой пре­ступ­ни­ков (Plat. Legg. 887e; Eur. Hec. 1068). Нахо­дясь высо­ко в небе, Гелиос видит дела богов и людей, чаще все­го дур­ные. Гелиоса «все­видя­ще­го» (Ae­schyl. Prom. 91) при­зы­ва­ют в свиде­те­ли и мсти­те­ли (Soph. El. 825). Это Гелиос сооб­щил Демет­ре, что Пер­се­фо­ну похи­тил Аид (Hymn. Hom. V 64—87). Гелиос изо­бра­жа­ет­ся в осле­пи­тель­ном све­те и сия­нии, с горя­щи­ми страш­ны­ми гла­за­ми, в золо­том шле­ме, на золо­той колес­ни­це (XXXI 9—14). Он оби­та­ет в вели­ко­леп­ном двор­це в окру­же­нии четы­рёх вре­мён года, на пре­сто­ле из дра­го­цен­ных кам­ней (Ovid. Met. II 1—30). На мифи­че­ском ост­ро­ве Три­на­крия пасут­ся туч­ные ста­да бело­снеж­ных быков Гелиоса, на кото­рых, несмот­ря на запрет, поку­си­лись спут­ни­ки Одис­сея. Дочь Гелиоса немед­лен­но донес­ла об этом отцу и Зевс в ответ на прось­бу Гелиоса раз­бил корабль Одис­сея мол­нией (Hom. Od. XII 352—388). Гелиос днём мчит­ся по небу на огнен­ной чет­вёр­ке коней, а ночью скло­ня­ет­ся к запа­ду и в золо­той чаше пере­плы­ва­ет море к месту сво­его вос­хо­да (Ste­sich. frg. 6 Diehl). От Гелиоса поро­ди­ли оке­а­нида Пер­се­ида кол­хид­ско­го царя Ээта, вол­шеб­ни­цу Кир­ку и Паси­фаю — супру­гу Мино­са (Hes. Theog. 956—958; Apol­lod. I 9, 1), ним­фа Кли­ме­на — сына Фаэ­то­на и четы­рёх доче­рей, ним­фа Рода — семе­рых сыно­вей (см. Гели­а­ды). Потом­ство Гелиоса часто отли­ча­лось дер­зост­ным нра­вом (ср. Фаэ­тон) и склон­но­стью к кол­дов­ским хто­ни­че­ским силам (Кир­ка, Паси­фая, внуч­ка Гелиоса — Медея). Гелиос неред­ко, осо­бен­но в элли­ни­сти­че­ски-рим­ской мифо­ло­гии, отож­дествлял­ся со сво­им отцом Гипе­ри­о­ном, и сыно­вья его име­но­ва­лись гипе­ри­о­нида­ми; в позд­ней антич­но­сти — с олим­пий­цем Апол­ло­ном (у нео­пла­то­ни­ка Юли­а­на «К царю солн­цу»; у Мак­ро­бия «Сатур­на­лии» I 17; у Месо­меда «Гимн Апол­ло­ну — Солн­цу»). В рим­ской мифо­ло­гии Гелио­су соот­вет­ст­ву­ет Соль, отож­дествля­е­мый так­же с Апол­ло­ном.

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ГЕЛИОС (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 271.
См. по теме: ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРГАНА, ЕРГАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фронтальный рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
3. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Фронтальная панель.
Мрамор.
Дл. 252 см; выс. 132 см; шир.120 см.
Первая половина III в. н. э.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Миф о Фаэтоне.
Стенка саркофага.
Мрамор. III в.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
6. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гелиос и Селена на колесницах.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мужское божество света, сидящее на колеснице, в лучевой короне и со скипетром.
Фреска из Стабий (вилла Ариадны, W28).
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Луция Вера.
Сцена из цикла «Апофеоз» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (фронтальная панель).
Мрамор. III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, биллон
Север Александр
Египет, Александрия, 230—231 гг.
АВЕРС: Α. ΚΑΙ. ΜΑΡ. ΑΥΡ. ϹΕΥ. ΑΛΕΞΑΝΔΡΟϹ — драпированный бюст Александра Севера в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Обращенный вправо бюст Афины в аттическом шлеме с гребнем, украшенном в основании гребня лежащей сфинкс и спереди — квадригой Гелиоса с развевающимся позади него плащом; Афина одета в хитон, застегнутый фибулой на левом плече; перед ней пальмовая ветвь.
В поле слева: (= год царствования 10-й).
2. Драхма, серебро
Персей Македонский
монетный двор в Фессалии, 171—170 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Гелиоса анфас.
РЕВЕРС: ΕΡΜΙΑΣ (имя магистрата) — бутон розы, слева и справа — буквы Ζ и Ω.
3. Дидрахма, серебро
Антонин Пий
Цезарея Каппадокийская, 139 г.
АВЕРС: ΑΝΤΩΝΙΝΟC CЄΒΑCΤΟC — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: ΥΠΑ Β ΠΑ ΠΑΤΡ — Гелиос с глобусом и скипетром стоит на вершине горы Аргей (Аргеус).
В обрезе:
4. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 300 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — ΑΡ; между Никой и трофеем — голова Гелиоса анфас; снизу справа — монограмма ΠΑ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА