Мифы народов мира

ГЕ́ЛИОС, ГЕ́ЛИЙ (Ἥλιος), в гре­че­ской мифо­ло­гии бог солн­ца, сын тита­нов Гипе­ри­о­на и Фейи, брат Селе­ны и Эос (Hes. Theog. 371—374). Древ­ней­шее доолим­пий­ское боже­ство, сво­ей сти­хий­ной силой дару­ю­щее жизнь и нака­зы­ваю­щее сле­потой пре­ступ­ни­ков (Plat. Legg. 887e; Eur. Hec. 1068). Нахо­дясь высо­ко в небе, Гелиос видит дела богов и людей, чаще все­го дур­ные. Гелиоса «все­видя­ще­го» (Ae­schyl. Prom. 91) при­зы­ва­ют в свиде­те­ли и мсти­те­ли (Soph. El. 825). Это Гелиос сооб­щил Демет­ре, что Пер­се­фо­ну похи­тил Аид (Hymn. Hom. V 64—87). Гелиос изо­бра­жа­ет­ся в осле­пи­тель­ном све­те и сия­нии, с горя­щи­ми страш­ны­ми гла­за­ми, в золо­том шле­ме, на золо­той колес­ни­це (XXXI 9—14). Он оби­та­ет в вели­ко­леп­ном двор­це в окру­же­нии четы­рёх вре­мён года, на пре­сто­ле из дра­го­цен­ных кам­ней (Ovid. Met. II 1—30). На мифи­че­ском ост­ро­ве Три­на­крия пасут­ся туч­ные ста­да бело­снеж­ных быков Гелиоса, на кото­рых, несмот­ря на запрет, поку­си­лись спут­ни­ки Одис­сея. Дочь Гелиоса немед­лен­но донес­ла об этом отцу и Зевс в ответ на прось­бу Гелиоса раз­бил корабль Одис­сея мол­нией (Hom. Od. XII 352—388). Гелиос днём мчит­ся по небу на огнен­ной чет­вёр­ке коней, а ночью скло­ня­ет­ся к запа­ду и в золо­той чаше пере­плы­ва­ет море к месту сво­его вос­хо­да (Ste­sich. frg. 6 Diehl). От Гелиоса поро­ди­ли оке­а­нида Пер­се­ида кол­хид­ско­го царя Ээта, вол­шеб­ни­цу Кир­ку и Паси­фаю — супру­гу Мино­са (Hes. Theog. 956—958; Apol­lod. I 9, 1), ним­фа Кли­ме­на — сына Фаэ­то­на и четы­рёх доче­рей, ним­фа Рода — семе­рых сыно­вей (см. Гели­а­ды). Потом­ство Гелиоса часто отли­ча­лось дер­зост­ным нра­вом (ср. Фаэ­тон) и склон­но­стью к кол­дов­ским хто­ни­че­ским силам (Кир­ка, Паси­фая, внуч­ка Гелиоса — Медея). Гелиос неред­ко, осо­бен­но в элли­ни­сти­че­ски-рим­ской мифо­ло­гии, отож­дествлял­ся со сво­им отцом Гипе­ри­о­ном, и сыно­вья его име­но­ва­лись гипе­ри­о­нида­ми; в позд­ней антич­но­сти — с олим­пий­цем Апол­ло­ном (у нео­пла­то­ни­ка Юли­а­на «К царю солн­цу»; у Мак­ро­бия «Сатур­на­лии» I 17; у Месо­меда «Гимн Апол­ло­ну — Солн­цу»). В рим­ской мифо­ло­гии Гелио­су соот­вет­ст­ву­ет Соль, отож­дествля­е­мый так­же с Апол­ло­ном.

А. А. Тахо-Годи

См. также:
ГЕЛИОС (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 271.
См. по теме: ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭРГАНА, ЕРГАНА • ЭРЕВТАЛИОН • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Миф о Фаэтоне.
Стенка саркофага.
Мрамор. III в.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фронтальный рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Луция Вера.
Сцена из цикла «Апофеоз» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс императора в доспехах.
Мрамор.
1-я пол. I в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей, (на временной экспозиции).
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Икара.
Фреска из Помпей (дом жреца Аманда, I. 7. 7).
40—79 гг.
Помпеи, Дом жреца Аманда (I, 7, 7).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бог Сол в квадриге.
Рельеф на арке Константина, тондо на короткой восточной стороне.
312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
9. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Календарь со сменными штырями. (Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера).
С каменной плиты III—IV вв., найденной в Риме.
Рим, Музей Римской культуры.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Фронтальная панель.
Мрамор.
Дл. 252 см; выс. 132 см; шир.120 см.
Первая половина III в. н. э.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, биллон
Север Александр
Египет, Александрия, 230—231 гг.
АВЕРС: Α. ΚΑΙ. ΜΑΡ. ΑΥΡ. ϹΕΥ. ΑΛΕΞΑΝΔΡΟϹ — драпированный бюст Александра Севера в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Обращенный вправо бюст Афины в аттическом шлеме с гребнем, украшенном в основании гребня лежащей сфинкс и спереди — квадригой Гелиоса с развевающимся позади него плащом; Афина одета в хитон, застегнутый фибулой на левом плече; перед ней пальмовая ветвь.
В поле слева: (= год царствования 10-й).
2. Драхма, серебро
Персей Македонский
монетный двор в Фессалии, 171—170 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Гелиоса анфас.
РЕВЕРС: ΕΡΜΙΑΣ (имя магистрата) — бутон розы, слева и справа — буквы Ζ и Ω.
3. Дидрахма, серебро
Антонин Пий
Цезарея Каппадокийская, 139 г.
АВЕРС: ΑΝΤΩΝΙΝΟC CЄΒΑCΤΟC — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: ΥΠΑ Β ΠΑ ΠΑΤΡ — Гелиос с глобусом и скипетром стоит на вершине горы Аргей (Аргеус).
В обрезе:
4. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 300 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — ΑΡ; между Никой и трофеем — голова Гелиоса анфас; снизу справа — монограмма ΠΑ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА