III в. н. э.Инв. №№ ГР-4222 / А 433.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг со сценами бракосочетания.
III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
14. Свадебный саркофаг (илл. 28—37)
Инв. № А. 433.
Размеры: высота с крышкой = 1,13 м; высота без крышки = 0,8 м; длина = 2,3 м; ширина = 1,06 м.
Материал: крупнозернистый сероватый мрамор.
Происхождение: поступил в Эрмитаж в 1862 г. из собрания Кампана. Был найден в 1843 г. Г. Брунном в Монтичелли, поблизости от Тиволи.
Сохранность: Крышка саркофага составлена из отдельных кусочков и превосходно реставрирована, очевидно, в то время, когда он находился в собрании Кампана. На лицевой стороне есть заплаты на отдельных частях карниза и местами на заднем плане. Заново сделана голова Венеры, равно как и заплаты на одежде нескольких фигур. Многочисленные трещины и следы ремонта на склеенных участках. В то время как правый торец хорошо сохранился, левый пришлось собирать из кусков и восполнять большой кусок в верхней части фигуры пастуха и дерева. Общая поверхность саркофага потерта; особенно пострадали лица новобрачных и Гименея на лицевой стороне. Крышка также составлена из кусков, на ее оборотной стороне находится большая дыра.
Литература:
Г. Кизерицкий, Императорский Эрмитаж. Музей древней скульптуры,
W. Amelung, Die Sculpturen des Vaticanischen Museums, Bd. II, Berlin 1908. S. 292 zu Nr. 102 n.
О. Ф. Вальдгауер, Государственный Эрмитаж. Античная скульптура, Петроград 1923. С. 152, № 384, илл.
G. Rodenwaldt, JdI. 51, 1936, S. 97, 109.
F. Gerke, Die christlichen Sarkophage der vorkonstantinischen Zeit (= Studien zur spätantiken Kunstgeschichte 11), Berlin 1940. S. 236 Anm. 3.
F. Matz, Ein römisches Meisterwerk. Der Jahreszeitensarkophag Badminton-New York (= JdI-EH 19), Berlin 1958. S. 152 Nr. 5.
N. Himmelmann-Wildschütz, Festschrift für Friedrich Matz, Berlin 1962, S. 120.
R. Turcan, Les sarcophages romains à représentations dionysiaques. Essai de chronologie et d’histoire religieuse (= Bibliothèque des Ecoles Françaises d’Athènes et de Rome 210), Paris 1966. S. 94, 210.
H. Jucker, AA. 1966, S. 512 Anm. 24, Abb. 16 (Detail).
Карниз и цоколь коробки саркофага узки и гладко отполированы. Задняя стенка оставлена гладкой, так что рельефы распределяются по трем остальным сторонам. Крышка косо спускается по обеим с. 39 продольным сторонам и впереди имеет высокий горизонтальный пояс, а также две маски по углам. Посередине горизонтального пояса помещены две группы: справа — Капитолийская триада, а слева — женские фигуры, по-видимому, Парки. В стороне от них находятся изображения стоящих на своих колесницах Гелиоса и Селены, соответственно, на восходе и закате. На боковых тимпанах крышки попарно изображены лежащие сфинксы.
Передняя сторона саркофага посвящена исключительно сцене свадебного жертвоприношения. В центре находится алтарь, справа от которого стоящий мужчина совершает возлияние из фиала. Его голова непокрыта, но стоящая за ним богиня Доблести (Virtus) с пальмовой ветвью в руке тут же венчает его. Слева от алтаря стоит закутанная в мантию женская фигура. Это новобрачные, чьим лицам придано портретное сходство. За алтарем стоит богиня Согласия (Concordia), украшенная диадемой; ее хитон приспущен с плеча. Непосредственно позади невесты появляются Венера с Амуром; последний держит колчан. Далее слева и позади Амура следует Гименей с горящим факелом. Композиция с левой стороны завершается тремя женскими фигурами, несущими приношения. Средняя из них держит в руках полураскрытую шкатулку, из которой виднеется ткань. Справа позади богини Победы (Victoria) находятся девушка, прислуживающая при жертвоприношении (camilla), мальчик-прислужник (camillus), а также еще один человек, прислуживающий при жертвоприношении (victimarius), с жертвенным животным и ликтором.
На правом торце представлена сцена охоты. Фигура всадника, нападающего с копьем в поднятой правой руке на оленя и кабана, заполняет всю поверхность.
На левом торце можно найти пастушьи сцены: слева изображены два пастуха, один из которых сидит, а другой стоит, справа пасутся животные, расположенные в два ряда.
На сильно поврежденной поверхности рельефа можно распознать следы обработки шлифовальным камнем. Для обработки зрачков, уголков глаз и рта, волос и отдельных деталей — таких как огонь на алтаре, венок на голове мужчины и пальмовая ветвь в руках богини Доблести — использовано сверло. Саркофаг относится к самым распространенным римским саркофагам с «биографическим» представлением изображений, чье появление обусловлено влиянием монументального исторического рельефа1. Саркофаг в Эрмитаже привлек внимание исследователей уже в то время, когда он еще находился в собрании Кампана2. Интерес к этому выдающемуся памятнику не угас до сих пор. Значительная часть авторов относят его ко второму веку (Г. Роденвальдт, Ф. Герке, Ф. Матц, Н. Химмельман-Вильдшютц, Р. Туркан), хотя и среди них нет единого мнения. Так, Г. Роденвальдт датирует его эпохой Марка Аврелия. Р. Туркан дает еще более точную дату — около 160 г. — и считает его моложе, чем известный саркофаг из Мантуи3, который, по его мнению, происходит из той же мастерской. Ф. Матц помещает саркофаг из Эрмитажа в хронологическом ряду после мантуанского. От общепринятой сильно отличается точка зрения Г. Юккера; он предлагает датировать саркофаг из Эрмитажа временем Галлиена.
Такая датировка памятника, варьирующаяся в пределах столетия, связана, без сомнения, с его оригинальностью и сочетанием, казалось бы, противоречащих друг другу стилистических особенностей.
Уже давно установлено, что саркофаг из Эрмитажа отличается от большинства «биографических» саркофагов тем, что на его лицевой стороне воспроизводится только одна сцена. Вместо ряда последовательно протекающих эпизодов изображена лишь одна сцена, а именно жертвоприношение. Г. Роденвальдт определил аллегорическое содержание каждого эпизода на «биографических» саркофагах: доблесть (virtus), благочестие (pietas), сострадание (clementia) и супружеская гармония (concordia). На саркофаге из Эрмитажа изображен только один эпизод, который, однако, символизирует, по крайней мере, три общеобязательные добродетели покойного: благочестивое действие (pietas) составляет основное содержание сцены; богиня Согласия, обнимающая супругов, указывает на супружескую гармонию (concordia)4; наконец, богиня Доблести, возлагающая венок, воплощает мужество умершего (virtus). Г. Юккер справедливо указывает на то, что умерший вел жизнь государственного деятеля и что венок на голове — не знак победителя, а признание его общественно значимых способностей. Мотив с. 40 заимствован из монументальной триумфальной скульптуры, подобно тому, как это имеет место также в некоторых других изображениях из репертуара надгробной пластики. Лишь четвертая добродетель — сострадание (clementia) — не представлена на саркофаге из Эрмитажа. Это можно объяснить только тем, что изображен не император и не полководец, а гражданское лицо. Аллегорическое отображение его общеобязательных добродетелей является новым, типично римским способом героизации умершего.
Так несколько последовательных эпизодов на саркофаге из Эрмитажа слились в неоднозначной по своему содержанию сцене. Смена повествовательной композиции единственной сценой с четко выраженным центром происходит с конца антониновской эпохи5. Но это скорее характерно для мифологических саркофагов, в то время как группа «биографических» саркофагов повествовательного характера — одна из самых традиционных и сохраняет свою форму в течение длительного периода. Саркофаг в Эрмитаже явно принадлежит к числу немногих исключений.
Ближайшим аналогом саркофага из Эрмитажа является экземпляр из Ватиканского музея6. Это единственный саркофаг, который демонстрирует почти такую же композиционную схему, как саркофаг в Эрмитаже. Различаются лишь незначительные детали. На образце в Ватикане при жертвоприношении прислуживает лишь одна фигура (camilla) и вместо трех девушек слева имеются только две. Но есть еще одно отличие: на саркофаге в Ватикане боги, кроме, разумеется, Юноны Пронубы (покровительницы брака), изображены обнаженными. Пропорции коробок саркофагов практически идентичны; коробка из Ватикана за счет высоты цоколя несколько выше и лишь немного короче. Композиции с торцов различны. Возможно, оба саркофага происходят из одной мастерской, поскольку довольно велико совпадение их композиций, выделяющее их среди прочих «биографических» саркофагов. К сожалению, очень плохая сохранность ватиканского образца препятствует стилистическому сравнению. Однако возникает впечатление более плоскостной и более небрежной отделки.
Уже упомянутый саркофаг из Мантуи неоднократно сравнивали с саркофагом из Эрмитажа в стилистическом отношении. Р. Туркан даже считает оба произведениями одной мастерской. Это утверждение, однако, кажется слишком категоричным. Стилистические различия слишком велики, чтобы можно было принять эти два саркофага за изделия одной мастерской. Дело не только в том, что саркофаг из Мантуи композиционно разбит на три независимых эпизода, в то время как саркофаг из Эрмитажа представляет единственную сцену. Различен сам метод трактовки темы и представления фигур.
На экземпляре из Эрмитажа одноуровневый рельеф, причем положение богини Согласия за алтарем обусловлено традицией и не может служить контраргументом. Фигуры, сделанные почти как круглая пластика, настолько далеко выдвинуты на передний план, что ноги фигур и треножник, на котором помещен жертвенник, выступают над цоколем. Рельеф мантуанского саркофага, напротив, развивается в глубину. В группе пленников и легионера, равно как и в группе прислуживающих при жертвоприношении (victimarii) с быком, отчетливо выделяются три уровня. Глубина также оттенена введением архитектурной детали, а именно портика храма, перед которым происходит жертвоприношение.
Фигуры на саркофаге из Эрмитажа неподвижно стоят в ряд, чем подчеркивается торжественность происходящей церемонии. На рельефе из Мантуи, напротив, в движениях персонажей передана динамика. Особенно информативно сравнение спокойно стоящего прислужника при жертвоприношении (victimarius) из Эрмитажа и такого же прислужника из Мантуи, взмахивающего топором и изображенного анфас. Не менее показательно сопоставление также застывшего в определенной позе Амура (Эрмитаж) и устремившегося вперед Амура-Гименея (Мантуя). Даже типы лиц на этих двух саркофагах полностью различны. Не говоря о портретных головах умерших, которые зависят от заказа и времени появления памятников, лишь слегка намеченные лица двух бородатых виктимариев и идеально прекрасное лицо мальчика-прислужника (camillus) в Мантуе также отличаются от выразительного и ярко индивидуального лица виктимария на саркофаге в Эрмитаже. Пропорции фигур также с. 41 различны: на саркофаге в Мантуе они слегка укорочены, с большими головами, в то время как на саркофаге в Эрмитаже они скорее вытянуты, хотя и не в такой степени, как на саркофаге в Ватикане.
Торцы саркофагов в Мантуе и Ватикане связаны с предметом изображения на лицевой стороне. Напротив, на саркофаге в Эрмитаже только один из торцов в некотором смысле отражает главную композицию, а именно охота (virtus). Другой торец с пастушеской сценой скорее характерен для мифологических, чем для «биографических» саркофагов. Г. Брунн высказал предположение, что содержание этих двух сцен надо толковать иносказательно: активная и деятельная жизнь противопоставляется созерцательной, и, соответственно, юность — старости7.
Композиция крышки совпадает в главных чертах на трех саркофагах: образцах из Эрмитажа, Мантуи и еще одном из Рима, хранящемся в Сан-Лоренцо-фуори-ле-мура8. Отличительной особенностью экземпляра в Эрмитаже является введение, помимо Капитолийской триады, трех женских фигур, Парок. Что касается боковых масок, то, хотя крышка из Эрмитажа стоит ближе к мантуанской, но отличается от нее большей выразительностью, которая проявляется во вздутых мышцах лба, в густых бровях, приподнятых от переносицы к вискам. Кроме того, волосы выполнены значительно суше, более графично и без использования сверла.
По-прежнему сложнее всего ответить на вопрос о датировке саркофага из Эрмитажа. До недавнего времени исследователи не выходили за пределы второго столетия. Эта датировка была поставлена под сомнение Г. Юккером, который предложил связать памятник со временем Галлиена. При этом он опирался на анализ портретов. На основании сравнения с портретом на саркофаге одного консула, опубликованным Н. Химмельманом-Вильдшютцем9, Г. Юккер датирует мужской портрет галлиеновской эпохой. Женский портрет, чья прическа очевидно противоречит такой поздней датировке, Г. Юккер считает современной реставрацией, причем он ссылается в качестве доказательства на линию разлома, которая проходит через шею. Но на мой взгляд, голова невесты не оставляет сомнений в своей подлинности. Весь саркофаг состоит из множества фрагментов, и на поверхности повсюду видны разломы и трещины. Характерно, что явно выполненная современным мастером голова Венеры заметно выделяется как цветом и качеством мрамора, так и по характеру исполнения. Голова невесты, напротив, изготовлена из того же мрамора, что и остальные части саркофага, она носит те же следы повреждений и покрыта такой же патиной.
Черты лица невесты сильно идеализированы и маловыразительны. Ее прическа действительно напоминает прически Фаустины Младшей10 и особенно Луциллы11, однако в целом она восходит к более ранним образцам из эпохи позднего эллинизма12. Гораздо интереснее мужской портрет с мягкими чертами лица, с гладкими прядями, зачесанными надо лбом и висками, и слегка курчавой бородой, завитки которой выполнены сверлом. Кроме предложенного Г. Юккером для сравнения портрета консула можно найти много портретов галлиеновской эпохи с аналогичной трактовкой волос и бороды. Ближе всего стоят портрет в Национальном музее Афин13, портрет в музее Бергамы14 и немного более поздний портрет на саркофаге в Национальном римском музее15. Они напоминают портрет в Эрмитаже прической, формой бакенбард и бородки, но отличаются от него трактовкой. Совершенство исполнения в них переходит в гладкую манеру, придавая портрету академическую холодность. Напротив, в портрете из Эрмитажа все еще сохраняется пластичность, которая сообщает лицу лирическое настроение. Такая характеристика главного персонажа роднит рельеф с антониновским искусством. Прическа и форма бороды не противоречат, на мой взгляд, этой датировке. Волосы, зачесанные надо лбом и висками, можно увидеть на портрете Анния Вера в Лувре16 и на бюсте юноши из частной коллекции17. Еще более напоминают портрет из Эрмитажа изображения Клавдия Помпеяна и неизвестного соратника Марка Аврелия на рельефах колонны этого императора18, а также на рельефе с nuncupatio votorum во Дворце консерваторов19. Хотя на этих рельефах сверло используется активнее и с. 42 морщины на лице, равно как и глазницы, подчеркнуты сильнее, это можно объяснить назначением рельефа, рассчитанного на восприятие издалека.
Таким образом, представляется, что оба портретных изображения с саркофага в Эрмитаже принадлежат к одной эпохе и представляют современников Марка Аврелия. Однако мы вполне можем предположить, что их исполнение относится к несколько более позднему времени, потому что в надгробной пластике обычно изображение людей согласно моде их юности.
Тема торца, а именно пастушеская сцена, обычно не встречается на свадебных саркофагах, но на мифологических саркофагах появляется уже очень рано. Столь же ранним образцом пастушеской сцены с двухрядным построением композиции Ф. Герке считает торец саркофага в Ватикане20, датируемый позднеадриановским временем21.
Римская работа. Конец II в.
1G. Rodenwaldt, Über den Stilwandel in der antoninischen Kunst (= Abhandlungen der Preußischen Akademie der Wissenschaften 1935, Phil.-hist. Klasse, Nr. 3), Berlin 1935. S. 4.
2Библиографию см.: Г. Кизерицкий, Императорский Эрмитаж. Музей древней скульптуры,
3A. Levi, Sculpture greche e romane del Palazzo Ducale di Mantova, Roma 1931, Taf. 95—
4G. Rodenwaldt. Loc. cit. S. 6.
5R. Turcan, Les sarcophages romains à représentations dionysiaques. Essai de chronologie et d’histoire religieuse (= Bibliothèque des Ecoles Françaises d’Athènes et de Rome 210), Paris 1966. S. 52. По мнению Герке, только в первой половине III в.: F. Gerke, Die christlichen Sarkophage der vorkonstantinischen Zeit (= Studien zur spätantiken Kunstgeschichte 11), Berlin 1940, S. 11.
6W. Amelung, Die Sculpturen des Vaticanischen Museums, Bd. II, Berlin 1908. S. 290—
7H. Brunn, Kleine Schriften, Bd. 1, Leipzig 1898, S. 11.
8F. Matz, Ein römisches Meisterwerk. Der Jahreszeitensarkophag Badminton-New York (= JdI—
9N. Himmelmann-Wildschütz, Festschrift für F. Matz, Mainz 1962, Taf. 32, 34.
10Ср. F. Poulsen, JdI. 47, 1932, S. 86 Abb. 14.
11Ср. J. Inan / E. Rosenbaum, Roman and Early Byzantine Portrait Sculpture in Asia Minor, London 1966. Nr. 52, Taf. 33, 1—
12Ср. R. Horn, RM. 53, 1938, Taf. 19, 1.
13H. P. L’Orange, Studien zur Geschichte des spätantiken Porträts, Oslo 1933, S. 126 Nr. 67, Abb. 118—
14J. Inan / E. Rosenbaum. Loc. cit. Nr. 126, Taf. 75, 1—
15L. Budde, JdI. 54, 1939, S. 254 Abb. 4.
16J. Charbonneaux, La sculpture grecque et romaine au Musée du Louvre, Paris 1963, S. 165 Nr. 3539.
17F. Poulsen, Greek and Roman Portraits in English Country Houses, Oxford 1923, S. 94 Nr. 81, Abb.
18E. Petersen / A. von Domaszewski / G. Calderini, Die Marcus-Säule auf Piazza Colonna in Rom, München 1836, Taf. 19, 26; 32, 9; 33, 15; 37, 1; 45, 2; 55, 7; 80, 2.
19P. G. Hamberg, Studies in Roman Imperial Art, Uppsala 1945, Taf. 9.
20F. Gerke. Loc. cit. Taf. 48 a—
21B. Andreae, Motivgeschichtliche Untersuchungen zu den römischen Schlachtsarkophagen, Berlin 1956, in: W. Helbig, Führer4, Nr. 569.
Текст: музейная аннотация.
© 1979 г. Описание: Saverkina I. I. Römische Sarkophage in der Ermitage. Akademie-Verlag, Berlin, 1979. С. 38—42, кат. № 14, табл. 28—37.
© 2017 г. Перевод с нем. М. А. Филимоновой.