Словарь античности

ГЕЛИОС (греч. He­lios — солн­це), у гре­ков юный, луче­зар­ный и могу­чий бог солн­ца (лат. Sol), сын тита­на Гипе­ри­о­на и Тейи, поэто­му и сам он име­но­вал­ся тита­ном или Гипе­ри­о­ном («живу­щим в высо­те»). Сест­ра­ми Гелиоса были Эос и Селе­на. Его дети — Ээт, Кир­ка, Паси­фая. По пред­став­ле­ни­ям гре­ков, Гелиос на сол­неч­ной колес­ни­це, запря­жен­ной огнен­ны­ми коня­ми (обыч­но четырь­мя), еже­днев­но объ­ез­жа­ет небо, начи­ная свой путь от Оке­а­на. Ночью он воз­вра­ща­ет­ся обрат­но в золо­той чаше. Его сын, Фаэ­тон, погиб, управ­ляя сол­неч­ной колес­ни­цей. Пас­ши­е­ся на ост­ро­ве Три­на­крия сол­неч­ные быки Гелиоса были уби­ты спут­ни­ка­ми Одис­сея. Гелиоса при­зы­ва­ли в свиде­те­ли клят­вы, т. к. счи­та­ли, что он все видит и все слы­шит. Гелиос часто изо­бра­жал­ся в сол­неч­ной короне. Гре­ки клас­си­че­ской эпо­хи вос­при­ни­ма­ли культ солн­ца как чуж­дый. Стоя виде­ла в солн­це выс­ше­го упра­ви­те­ля все­лен­ной. Под вли­я­ни­ем восточ­ной аст­ро­ло­гии у гре­ков раз­вил­ся культ солн­ца, и Гелиос, кото­рый и рань­ше был пред­ме­том покло­не­ния на ост­ро­ве Родос (Колосс Родос­ский), стал почи­тать­ся всей Гре­ци­ей. Тео­ло­гия и культ солн­ца игра­ли в антич­ных обще­ст­вен­ных уто­пи­ях зна­чи­тель­ную роль.

См. также:
ГЕЛИОС, ГЕЛИЙ (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фронтальный рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. ТОРЕВТИКА. Рим.
Патера из Парабьяго.
Серебро со следами позолоты.
2-я пол. IV в. н. э.
Милан, Городской археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мужское божество света, сидящее на колеснице, в лучевой короне и со скипетром.
Фреска из Стабий (вилла Ариадны, W28).
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Луция Вера.
Сцена из цикла «Апофеоз» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Икара.
Фреска из Помпей (дом жреца Аманда, I. 7. 7).
40—79 гг.
Помпеи, Дом жреца Аманда (I, 7, 7).
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Исида-Фортуна между Луном и Геспером.
Фреска из Помпей (IX. 3. 15).
CIL IV 882.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXV.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бог Сол в квадриге.
Рельеф на арке Константина, тондо на короткой восточной стороне.
312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе.
Фронтальная панель.
Мрамор.
Дл. 252 см; выс. 132 см; шир.120 см.
Первая половина III в. н. э.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
10. МОЗАИКА. Греция.
Кассиопея перед судом Эона.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, биллон
Север Александр
Египет, Александрия, 230—231 гг.
АВЕРС: Α. ΚΑΙ. ΜΑΡ. ΑΥΡ. ϹΕΥ. ΑΛΕΞΑΝΔΡΟϹ — драпированный бюст Александра Севера в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Обращенный вправо бюст Афины в аттическом шлеме с гребнем, украшенном в основании гребня лежащей сфинкс и спереди — квадригой Гелиоса с развевающимся позади него плащом; Афина одета в хитон, застегнутый фибулой на левом плече; перед ней пальмовая ветвь.
В поле слева: (= год царствования 10-й).
2. Драхма, серебро
Персей Македонский
монетный двор в Фессалии, 171—170 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Гелиоса анфас.
РЕВЕРС: ΕΡΜΙΑΣ (имя магистрата) — бутон розы, слева и справа — буквы Ζ и Ω.
3. Дидрахма, серебро
Антонин Пий
Цезарея Каппадокийская, 139 г.
АВЕРС: ΑΝΤΩΝΙΝΟC CЄΒΑCΤΟC — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: ΥΠΑ Β ΠΑ ΠΑΤΡ — Гелиос с глобусом и скипетром стоит на вершине горы Аргей (Аргеус).
В обрезе:
4. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Сузы, 300 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра вправо, с чертами молодого Диониса и Селевка, в шлеме из шкуры пантеры, украшенном бычьими ушами и рогами, вокруг шеи — шкура пантеры.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Ника, стоящая вправо, возлагающая венок на трофей; снизу слева — ΑΡ; между Никой и трофеем — голова Гелиоса анфас; снизу справа — монограмма ΠΑ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА