Словарь античности

АИД (греч. Aides, так­же Ha­des, Aido­neus, веро­ят­но — невиди­мый), мрач­ный царь под­зем­но­го мира, сын Кро­но­са и Реи, брат Зев­са, Посей­до­на, Геры, Демет­ры и Гестии, супруг Пер­се­фо­ны. При разде­ле мира он полу­чил под­зем­ное цар­ство, неумо­ли­мо и без­жа­лост­но управ­лял мерт­вы­ми, поэто­му назы­вал­ся так­же Zeus ka­tach­tho­nios (под­зем­ный Зевс). Посколь­ку Аид не давал воз­мож­но­сти мерт­вым воз­вра­щать­ся из его цар­ства, он был стра­шен и нена­ви­стен людям. После Гоме­ра Аида ино­гда отож­дествля­ли с Плу­то­ном, в более позд­нее вре­мя под Аидом пони­ма­ли так­же его цар­ство, сам под­зем­ный мир. В искус­стве часто изо­бра­жа­лось похи­ще­ние Аидом Пер­се­фо­ны.

См. также:
АИД, ГАДЕС (Мифы народов мира)
АИДОНЕЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИДИППА • ЭЛИЦИЙ • ЭХЕТЛ, ЕХЕТЛ • ДАВН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Фронтальная панель.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии. Сцена «Лаодамия встречает Протесилая, вернувшегося из Аида».
Фронтальная панель.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Левая боковая панель.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Одиссей в Царстве мертвых.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LVII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 57.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Аид бросает семена во вспаханную Деметрой землю.
Амфора краснофигурная.
430—420 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с двускатной крышкой и эпитафией в tabula ansata.
Мрамор. II—III вв. н. э.
Остия, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Погребальная урна Марка Ульпия Флорида со сценой похищения Прозерпины. Деталь.
Мрамор. Начало II в. н. э. Рим (?).
Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фриз крышки.
Лунский мрамор. Середина II в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом и боковые панели со сфинксами.
Мрамор.
150—175 гг. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА