Словарь античности

АКАНТ, род рас­те­ний из семей­ства акан­то­вых, про­из­рас­таю­щих в реги­оне Сре­ди­зем­но­го моря. В дан­ном слу­чае acan­thus mol­lis (мед­ве­жья лапа), сти­ли­зо­ван­ные листья кото­ро­го нашли широ­кое при­ме­не­ние в гре­че­ском искус­стве (начи­ная с 5 в. до н. э.), в част­но­сти в коринф­ских капи­те­лях колонн. Акан­то­вый орна­мент играл боль­шую роль в элли­ни­сти­че­ском, а затем и в рим­ском искус­стве как деко­ра­тив­ный эле­мент в кон­со­лях, орна­мен­тах их фри­зов и кар­ни­зов (напри­мер, алтарь Мира Авгу­ста), торев­ти­ке и юве­лир­ном искус­стве. Акант исполь­зо­вал­ся так­же как декор в визан­тий­ской и рим­ской архи­тек­ту­ре, осо­бен­но в архи­тек­ту­ре эпо­хи Ренес­сан­са и в сти­ле барок­ко.

См. также:
АКАНТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИКТАМН • КОСТ • КИПАРИС • АМАРАК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с растительным орнаментом.
Правая часть западного фасада алтаря Августова Мира (нижняя панель).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая сторона: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Центральная сцена: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Центральная сцена: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с растительным орнаментом (деталь).
Правая часть западного фасада алтаря Августова Мира (нижняя панель).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент передней панели саркофага с изображением трех Граций.
Проконнесский или гимметийский мрамор. II—III вв. н. э.
Брешиа, Городской музей Санта-Джулия.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА