Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АКА́НТ

Acan­thus, Ἄκαν­θος, рас­те­ние (мед­ве­жья лапа), очень люби­мое у древ­них за его кра­соту. На юге оно рас­тет дико, но раз­во­дит­ся и в садах (Verg. G. 4, 123), осо­бен­но как бор­дюр­ное рас­те­ние. Один вид его цве­тет белы­ми цве­та­ми, дру­гие крас­но­ва­ты­ми и жел­то­ва­ты­ми (отсюда cro­ceus, Verg. A. 1, 649, ru­ti­lus, Calp. idyll. 4, 68); на кра­си­во изо­гну­тых стеб­лях сидят боль­шие, иззуб­рен­ные в виде пере­д­ней мед­ве­жьей лапы, тем­ные, лос­ня­щи­е­ся листья. Их гиб­кие, мяг­кие фор­мы (mol­lis Verg. E. 3, 45, fle­xi vi­men acan­thi, G. 4, 123, ὑγρός, Theocr. 1, 55) были осо­бен­но при­год­ны для вос­про­из­веде­ния в вышив­ках (Verg. A. 1, 649) и в рельеф­ной резь­бе на куб­ках и кан­де­ляб­рах; поль­зо­ва­лась эти­ми фор­ма­ми и архи­тек­ту­ра, где два ряда акан­фо­вых листьев укра­ша­ют капи­тель коринф­ской колон­ны. См. Co­lum­na. Ср. Vitr. 4, I.

См. также:
АКАНТ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 4.
См. по теме: Бихаракта • Придворный монетный двор • Центенарий • ЭРГАДЕИДА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
2. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Ювелирные изделия из Мадита: диадема в форме фронтона.
Золото.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь ларов Августа. Апофеоз Энея или Юлия Цезаря?
Мрамор. 12—2 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Постамент колонны Антонина Пия, вид в одну четверть.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Коринфская капитель храма Зевса в Афинах.
II в. до н. э. — II в. н. э.
Афины, Храм Зевса Олимпийского (Олимпейон).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Мрамор.
Сер. II в.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь ларов Августа. Сцена жертвоприношения.
Мрамор. 12—2 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая сторона: танцующая менада.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антонин Пий и Фаустина на крыльях Гения смерти. Фрагмент рельефа на лицевой стороне постамента колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА