Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АКА́НТ

Acan­thus, Ἄκαν­θος, рас­те­ние (мед­ве­жья лапа), очень люби­мое у древ­них за его кра­соту. На юге оно рас­тет дико, но раз­во­дит­ся и в садах (Verg. G. 4, 123), осо­бен­но как бор­дюр­ное рас­те­ние. Один вид его цве­тет белы­ми цве­та­ми, дру­гие крас­но­ва­ты­ми и жел­то­ва­ты­ми (отсюда cro­ceus, Verg. A. 1, 649, ru­ti­lus, Calp. idyll. 4, 68); на кра­си­во изо­гну­тых стеб­лях сидят боль­шие, иззуб­рен­ные в виде пере­д­ней мед­ве­жьей лапы, тем­ные, лос­ня­щи­е­ся листья. Их гиб­кие, мяг­кие фор­мы (mol­lis Verg. E. 3, 45, fle­xi vi­men acan­thi, G. 4, 123, ὑγρός, Theocr. 1, 55) были осо­бен­но при­год­ны для вос­про­из­веде­ния в вышив­ках (Verg. A. 1, 649) и в рельеф­ной резь­бе на куб­ках и кан­де­ляб­рах; поль­зо­ва­лась эти­ми фор­ма­ми и архи­тек­ту­ра, где два ряда акан­фо­вых листьев укра­ша­ют капи­тель коринф­ской колон­ны. См. Co­lum­na. Ср. Vitr. 4, I.

См. также:
АКАНТ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 4.
См. по теме: ЭРГАДЕИДА • ЭПОБЕЛИЯ, ЕПОБЕЛИЯ • ЕПИСКОПЫ • ИСК ПРОТИВ ЖИЛЬЦА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с растительным орнаментом.
Правая часть западного фасада алтаря Августова Мира (нижняя панель).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с растительным орнаментом (деталь).
Правая часть западного фасада алтаря Августова Мира (нижняя панель).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с растительным орнаментом (деталь).
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (нижняя панель).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
5. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Сидящая статуя Зевса из Солунта.
Известняк, мрамор.
II—I вв. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Мрамор.
Сер. II в.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Правая торцовая панель: Федра, жена Тесея и мачеха Ипполита, вручает служанке письмо к пасынку с признанием в любви.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая сторона: танцующая менада.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Центральная сцена: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Левая сторона постамента колонны Антонина Пия: Decursio Equitum.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА