Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АКА́НТ

Acan­thus, Ἄκαν­θος, рас­те­ние (мед­ве­жья лапа), очень люби­мое у древ­них за его кра­соту. На юге оно рас­тет дико, но раз­во­дит­ся и в садах (Verg. G. 4, 123), осо­бен­но как бор­дюр­ное рас­те­ние. Один вид его цве­тет белы­ми цве­та­ми, дру­гие крас­но­ва­ты­ми и жел­то­ва­ты­ми (отсюда cro­ceus, Verg. A. 1, 649, ru­ti­lus, Calp. idyll. 4, 68); на кра­си­во изо­гну­тых стеб­лях сидят боль­шие, иззуб­рен­ные в виде пере­д­ней мед­ве­жьей лапы, тем­ные, лос­ня­щи­е­ся листья. Их гиб­кие, мяг­кие фор­мы (mol­lis Verg. E. 3, 45, fle­xi vi­men acan­thi, G. 4, 123, ὑγρός, Theocr. 1, 55) были осо­бен­но при­год­ны для вос­про­из­веде­ния в вышив­ках (Verg. A. 1, 649) и в рельеф­ной резь­бе на куб­ках и кан­де­ляб­рах; поль­зо­ва­лась эти­ми фор­ма­ми и архи­тек­ту­ра, где два ряда акан­фо­вых листьев укра­ша­ют капи­тель коринф­ской колон­ны. См. Co­lum­na. Ср. Vitr. 4, I.

См. также:
АКАНТ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 4.
См. по теме: ЭПИДОСЫ • ЭРГАДЕИДА • ЭФЕСИЯ, АПЕЛЛЯЦИЯ • ЕПИСКОПЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Сидящая статуя Зевса из Солунта.
Известняк, мрамор.
II—I вв. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Сидящая статуя Зевса из Солунта.
Известняк, мрамор.
II—I вв. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Антонина Пия и Фаустины. Рельеф на лицевой стороне цоколя колонны Антонина Пия.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь ларов Августа. Апофеоз Энея или Юлия Цезаря?
Мрамор. 12—2 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь ларов Августа. Сцена жертвоприношения.
Мрамор. 12—2 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель: отправление Ипполита и его друзей на охоту и его встреча с кормилицей Федры.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая сторона: танцующая менада.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Постамент колонны Антонина Пия, вид в одну четверть.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Виктории с трофеями.
Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера.
Мрамор.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Растительный фриз.
Северная сторона, композиция образована из завитков аканта.
Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА