Словарь античности

АРТЕМИДА, гре­че­ская боги­ня, дочь Зев­са и Лето, сест­ра-близ­нец Апол­ло­на, роди­лась на Дело­се. В обра­зе Арте­ми­ды объ­еди­ни­лись пред­став­ле­ния о раз­лич­ных, так­же и догре­че­ских боже­ствах. Соглас­но мифу, Арте­ми­да явля­лась цело­муд­рен­ной боги­ней-девой охоты и живой при­ро­ды. К глу­бо­кой древ­но­сти вос­хо­дит культ Арте­ми­ды как боги­ни дере­вьев и рас­ти­тель­но­сти. К куль­то­вым живот­ным Арте­ми­ды — вла­ды­чи­цы зве­рей отно­си­лись глав­ным обра­зом лань и мед­ведь, а боже­ст­вен­ную сви­ту состав­ля­ли ним­фы. Если брат Арте­ми­ды Апол­лон при­рав­ни­вал­ся к богу солн­ца, то она была боги­ней луны и часто отож­дествля­лась с Селе­ной. Она почи­та­лась как боги­ня дев­ст­вен­ной чистоты и цело­муд­рия и как боги­ня рас­ти­тель­но­сти и пло­до­ро­дия. Напри­мер, на куль­то­вой ста­туе из Эфе­са в Малой Азии Арте­ми­да изо­бра­жа­лась мате­рью-кор­ми­ли­цей со мно­же­ст­вом сос­цов. Кро­ме того, Арте­ми­да счи­та­лась покро­ви­тель­ни­цей супру­же­ства и дето­рож­де­ния, к кото­рой часто при родах взы­ва­ли жен­щи­ны. По этой при­чине Арте­ми­да ино­гда отож­дествля­лась с Или­фи­ей. Как пра­ви­ло, Арте­ми­да изо­бра­жа­лась в корот­ком хитоне, с кол­ча­ном за спи­ной и копьем в руке, часто в сопро­вож­де­нии лани и нимф. С ней отож­дествля­лась рим­ская Диа­на («Арте­ми­да Вер­саль­ская», Лувр, рим­ская копия с ори­ги­на­ла 2-й пол. 4 в. до н. э.). Почи­тав­ша­я­ся и люби­мая в антич­ные вре­ме­на боги­ня изо­бра­жа­лась почти все­ми извест­ны­ми живо­пис­ца­ми — в обра­зе охот­ни­цы, во вре­мя купа­ния, с Актео­ном, ним­фа­ми и сати­ра­ми, при­чем имя боги­ни варьи­ро­ва­лось меж­ду Арте­ми­дой и Диа­ной.


Арте­ми­да Эфес­ская (Рим, Вати­кан).

См. также:
АРТЕМИДА (Мифы народов мира)
АРТЕМИДА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА.
Кастор и Поллукс.
Карло Альбачини (работал между 1769—1812 гг.).
Мрамор. По античному оригиналу.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Посейдон, Аполлон и Артемида на собрании богов.
Барельеф с восточного фриза Парфенона.
Мрамор. 440 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы в бронзе Валадье (1762—1839); реставрация алебастра Альбачини (1734—1813).
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея канделябров, II. 22.
5. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Делийская триада (Лето, Аполлон, Артемида). Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Проконнесский мрамор. III в. н. э.
Дл. 235 см, выс. 79 см, шир. 70 см.
Салерно, Кафедральный собор.
7. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Фрагмент фриза Храма C в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
540—510 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гибель Ниобид.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Мрамор.
Римская работа второй половины II в. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Кратер, украшенный барельефами, известный как Ваза Медичи.
Нео-аттическая работа.
Пентелийский мрамор.
2-я пол. I в. до н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Кратер, украшенный барельефами, известный как Ваза Медичи.
Нео-аттическая работа.
Пентелийский мрамор.
2-я пол. I в. до н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR, RSC: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR, RSC: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
2. Аурей, золото
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек.
3. 12 литр, серебро
Пятая сиракузская демократия (214—212 гг. до н. э.)
Сиракузы, 214—212 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Афины в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном на тулье.
РЕВЕРС: ΣΥΡΑΚΟΣΙΩΝ — Артемида стоит влево, натягивает лук, у ее ног бегущая собака.
В левом поле в две строки: ΥΑ / ΣΛ.
4. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
5. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
6. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: DIAN. EPHE. — храм Дианы Эфесской, изображенный четырехколонным, на подиуме из четырех ступеней; в центре — стоящая культовая статуя Дианы Эфесской, с руками, перемотанными лентой, и с полосом на голове. На фронтоне виден щит (?) на столе, стоящие слева и справа фигуры, держащие щит, два стола (?) слева и справа, и две лежащие фигуры по углам.
7. Статер, золото
Селевк I Никатор
Бактра или Ай-Ханум, 290—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Артемида на запряженной слонами биге вправо, обеими руками она держит одновременно и поводья, и лук со стрелой; справа над ней контрмарка.
8. Тетрадрахма, серебро
Римский протекторат
Амфиполь, 167—149 гг. до н.э.
АВЕРС: Драпированный бюст Артемиды в диадеме вправо и колчан и лук над ее плечом в центре македонского щита.
РЕВЕРС: ΜΑΚΕΔΟΝΩΝ ΠΡΩΤΗΣ — дубина; сверху — одна монограмма, снизу — две монограммы; все внутри венка; слева — пучок молний.
9. Медальон, медь
Септимий Север
Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘⲈ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ. — напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘⲈΟΥ (Howgego 188, 536).
ΘЄ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. = Θεὰν Σεβαστὴν νέαν (BMCG 18, 158, 64 note).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝⲈΙΚⲈΟΝ ⲈΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
10. Статер, серебро
Стимфал, 350 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Артемиды, увенчанная лавровым венком, обращенная вправо, украшенная серьгой с розеткой и полумесяцем, с которой свисают пять подвесок, и жемчужным ожерельем; волосы собраны в узел на затылке.
РЕВЕРС: ΣΤΥΜΦΑΛΙΩΝ — обнаженный Геракл, со шкурой льва вокруг левой руки идет влево и готовится нанести удар дубиной, которую занес над головой в правой руке; между ног ΣΟ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА