Словарь античности

АРТЕМИДА, гре­че­ская боги­ня, дочь Зев­са и Лето, сест­ра-близ­нец Апол­ло­на, роди­лась на Дело­се. В обра­зе Арте­ми­ды объ­еди­ни­лись пред­став­ле­ния о раз­лич­ных, так­же и догре­че­ских боже­ствах. Соглас­но мифу, Арте­ми­да явля­лась цело­муд­рен­ной боги­ней-девой охоты и живой при­ро­ды. К глу­бо­кой древ­но­сти вос­хо­дит культ Арте­ми­ды как боги­ни дере­вьев и рас­ти­тель­но­сти. К куль­то­вым живот­ным Арте­ми­ды — вла­ды­чи­цы зве­рей отно­си­лись глав­ным обра­зом лань и мед­ведь, а боже­ст­вен­ную сви­ту состав­ля­ли ним­фы. Если брат Арте­ми­ды Апол­лон при­рав­ни­вал­ся к богу солн­ца, то она была боги­ней луны и часто отож­дествля­лась с Селе­ной. Она почи­та­лась как боги­ня дев­ст­вен­ной чистоты и цело­муд­рия и как боги­ня рас­ти­тель­но­сти и пло­до­ро­дия. Напри­мер, на куль­то­вой ста­туе из Эфе­са в Малой Азии Арте­ми­да изо­бра­жа­лась мате­рью-кор­ми­ли­цей со мно­же­ст­вом сос­цов. Кро­ме того, Арте­ми­да счи­та­лась покро­ви­тель­ни­цей супру­же­ства и дето­рож­де­ния, к кото­рой часто при родах взы­ва­ли жен­щи­ны. По этой при­чине Арте­ми­да ино­гда отож­дествля­лась с Или­фи­ей. Как пра­ви­ло, Арте­ми­да изо­бра­жа­лась в корот­ком хитоне, с кол­ча­ном за спи­ной и копьем в руке, часто в сопро­вож­де­нии лани и нимф. С ней отож­дествля­лась рим­ская Диа­на («Арте­ми­да Вер­саль­ская», Лувр, рим­ская копия с ори­ги­на­ла 2-й пол. 4 в. до н. э.). Почи­тав­ша­я­ся и люби­мая в антич­ные вре­ме­на боги­ня изо­бра­жа­лась почти все­ми извест­ны­ми живо­пис­ца­ми — в обра­зе охот­ни­цы, во вре­мя купа­ния, с Актео­ном, ним­фа­ми и сати­ра­ми, при­чем имя боги­ни варьи­ро­ва­лось меж­ду Арте­ми­дой и Диа­ной.


Арте­ми­да Эфес­ская (Рим, Вати­кан).

См. также:
АРТЕМИДА (Мифы народов мира)
АРТЕМИДА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 125 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы в бронзе Валадье (1762—1839); реставрация алебастра Альбачини (1734—1813).
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида и олень.
Бронза.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. МОЗАИКА. Рим.
Фрагмент напольной мозаики со сценами охоты.
Напольная мозаика жилой комнаты 30.
1-я пол. IV в.
Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале, Зал Малой охоты.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза.
2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы в бронзе Валадье (1762—1839); реставрация алебастра Альбачини (1734—1813).
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида и олень.
Бронза.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Пелика краснофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Рождения Афины.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Артемиды.
Бронза.
100 г. до н. э. — до 79 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Жертвоприношение Ифигении.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Ок. 370—350 гг. до н. э.
Приписывается художнику, близкому к мастеру Илиуперса (Разрушения Трои).
Лондон, Британский музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Артемида и Каллисто.
Фреска из Помпей.
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIV.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Артемиды.
Бронза.
100 г. до н. э. — до 79 г. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 7)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
2. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: DIAN. EPHE. — храм Дианы Эфесской, изображенный четырехколонным, на подиуме из четырех ступеней; в центре — стоящая культовая статуя Дианы Эфесской, с руками, перемотанными лентой, и с полосом на голове. На фронтоне виден щит (?) на столе, стоящие слева и справа фигуры, держащие щит, два стола (?) слева и справа, и две лежащие фигуры по углам.
3. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
4. Статер, золото
Селевк I Никатор
Неизвестный монетный двор в Бактрии (Бактра?), 290—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ???????? ????????Артемида на запряжённой слонами биге вправо, обеими руками она держит одновременно и поводья, и лук со стрелой; справа над ней монограмма.
5. Тетрадрахма, серебро
Период римского протектората
Амфиполь, 167—149 гг. до н.э.
АВЕРС: Драпированный бюст Артемиды в диадеме вправо и колчан и лук над её плечом в центре македонского щита.
РЕВЕРС: ????????? ?????? — дубина; сверху — одна монограмма, снизу — две монограммы; все внутри венка; слева — пучок молний.
6. Медальон, медь
Каракалла
КАРИЯ, Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]?? ??? ?. ???. ??. ??? ?Є. ?Є?. ?Є. ????????.— напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ?Є?? (Howgego 188, 536).
РЕВЕРС: ???????Є??Є?? Є?? ??? ???. ??. ??. ????????? — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
7. Статер, серебро
Стимфал, 350 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Артемиды, увенчанная лавровым венком, обращенная вправо, украшенная серьгой с розеткой и полумесяцем, с которой свисают пять подвесок, и жемчужным ожерельем; волосы собраны в узел на затылке.
РЕВЕРС: ?????????? — обнаженный Геракл, со шкурой льва вокруг левой руки идет влево и готовится нанести удар дубиной, которую занес над головой в правой руке; между ног ??.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА