Словарь античности

АРТЕМИДА, гре­че­ская боги­ня, дочь Зев­са и Лето, сест­ра-близ­нец Апол­ло­на, роди­лась на Дело­се. В обра­зе Арте­ми­ды объ­еди­ни­лись пред­став­ле­ния о раз­лич­ных, так­же и догре­че­ских боже­ствах. Соглас­но мифу, Арте­ми­да явля­лась цело­муд­рен­ной боги­ней-девой охоты и живой при­ро­ды. К глу­бо­кой древ­но­сти вос­хо­дит культ Арте­ми­ды как боги­ни дере­вьев и рас­ти­тель­но­сти. К куль­то­вым живот­ным Арте­ми­ды — вла­ды­чи­цы зве­рей отно­си­лись глав­ным обра­зом лань и мед­ведь, а боже­ст­вен­ную сви­ту состав­ля­ли ним­фы. Если брат Арте­ми­ды Апол­лон при­рав­ни­вал­ся к богу солн­ца, то она была боги­ней луны и часто отож­дествля­лась с Селе­ной. Она почи­та­лась как боги­ня дев­ст­вен­ной чистоты и цело­муд­рия и как боги­ня рас­ти­тель­но­сти и пло­до­ро­дия. Напри­мер, на куль­то­вой ста­туе из Эфе­са в Малой Азии Арте­ми­да изо­бра­жа­лась мате­рью-кор­ми­ли­цей со мно­же­ст­вом сос­цов. Кро­ме того, Арте­ми­да счи­та­лась покро­ви­тель­ни­цей супру­же­ства и дето­рож­де­ния, к кото­рой часто при родах взы­ва­ли жен­щи­ны. По этой при­чине Арте­ми­да ино­гда отож­дествля­лась с Или­фи­ей. Как пра­ви­ло, Арте­ми­да изо­бра­жа­лась в корот­ком хитоне, с кол­ча­ном за спи­ной и копьем в руке, часто в сопро­вож­де­нии лани и нимф. С ней отож­дествля­лась рим­ская Диа­на («Арте­ми­да Вер­саль­ская», Лувр, рим­ская копия с ори­ги­на­ла 2-й пол. 4 в. до н. э.). Почи­тав­ша­я­ся и люби­мая в антич­ные вре­ме­на боги­ня изо­бра­жа­лась почти все­ми извест­ны­ми живо­пис­ца­ми — в обра­зе охот­ни­цы, во вре­мя купа­ния, с Актео­ном, ним­фа­ми и сати­ра­ми, при­чем имя боги­ни варьи­ро­ва­лось меж­ду Арте­ми­дой и Диа­ной.


Арте­ми­да Эфес­ская (Рим, Вати­кан).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
АРТЕМИДА (Мифы народов мира)
АРТЕМИДА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 86 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Голова, руки и стопы воссозданы Валадье в бронзе.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фриз крышки саркофага с рельефами «Представление маленьких Аполлона и Артемиды Зевсу».
Фриз крышки: италийский мрамор. Ок. 150 г. н. э. 34 × 194 см. Инв. № IVC.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тыльная панель саркофага со сценами подвигов Геракла и сценами охоты на диких зверей. Фриз крышки саркофага с рельефами «Представление маленьких Аполлона и Артемиды Зевсу». Акротерии.
Тыльная панель: малоазийский мрамор. 160 г. н. э. 100 × 235 см. Инв. № VC.
Фриз крышки: италийский мрамор. Ок. 150 г. н. э. 34 × 194 см. Инв. № IVC.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аполлон и Артемида совершают жертвенное возлияние над дельфийским омфалосом.
Мрамор. Вотивный рельеф. IV в. до н. э.
Инв. № 468.
Спарта, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Артемиды.
Паросский мрамор. II в. н. э.
Инв. № 4.
Остия, Археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 7)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
2. Медальон, медь
Каракалла
КАРИЯ, Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘЄ. ϹЄΒ. ΝЄ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ.— напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘЄΟΥ (Howgego 188, 536).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝЄΙΚЄΟΝ ЄΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
3. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: DIAN. EPHE. — храм Дианы Эфесской, изображенный четырехколонным, на подиуме из четырех ступеней; в центре — стоящая культовая статуя Дианы Эфесской, с руками, перемотанными лентой, и с полосом на голове. На фронтоне виден щит (?) на столе, стоящие слева и справа фигуры, держащие щит, два стола (?) слева и справа, и две лежащие фигуры по углам.
4. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
5. Тетрадрахма, серебро
Период римского протектората
Амфиполь, 167—149 гг. до н.э.
АВЕРС: Драпированный бюст Артемиды в диадеме вправо и колчан и лук над её плечом в центре македонского щита.
РЕВЕРС: ΜΑΚΕΔΟΝΩΝ ΠΡΩΤΗΣ — дубина; сверху — одна монограмма, снизу — две монограммы; все внутри венка; слева — пучок молний.
6. Статер, золото
Селевк I Никатор
Неизвестный монетный двор в Бактрии (Бактра?), 290—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥАртемида на запряжённой слонами биге вправо, обеими руками она держит одновременно и поводья, и лук со стрелой; справа над ней монограмма.
7. Статер, серебро
Стимфал, 350 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Артемиды, увенчанная лавровым венком, обращенная вправо, украшенная серьгой с розеткой и полумесяцем, с которой свисают пять подвесок, и жемчужным ожерельем; волосы собраны в узел на затылке.
РЕВЕРС: ΣΤΥΜΦΑΛΙΩΝ — обнаженный Геракл, со шкурой льва вокруг левой руки идет влево и готовится нанести удар дубиной, которую занес над головой в правой руке; между ног ΣΟ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА