Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АРТЕМИ́ДА

Ἄρτε­μις (от ἀρτε­μής), Диа­на, дочь Зев­са и Лето, сест­ра Апол­ло­на (см. Apol­lo), меж­ду жен­ски­ми боже­ства­ми то же, что ее брат меж­ду муж­ски­ми; одна­ко неко­то­рые чер­ты одной и той же мифо­ло­ги­че­ской сущ­но­сти нашли себе более пол­ное, дру­гие менее пол­ное выра­же­ние в пред­став­ле­ни­ях об Арте­ми­де, чем в пред­став­ле­ни­ях об Апол­лоне. Как Апол­лон, Арте­ми­да посред­ст­вом сво­их стрел может пора­жать вне­зап­ной смер­тью живот­ных и людей, осо­бен­но жен­щин (Hom. Od. 11. 172. Il. 24, 606), но в то же вре­мя она боги­ня-защит­ни­ца и спа­си­тель­ни­ца (σώ­τειρα, Sos­pi­ta). Она бли­же сто­ит к при­ро­де, чем ее брат, кото­рый дей­ст­ву­ет более в обла­сти духа. Она дает свет и жизнь, она боги­ня родов (εἰλεί­θυια) и боги­ня-кор­ми­ли­ца (κου­ροτ­ρό­φος), она охра­ня­ет ста­да и дичь. Она любит лес­ных живот­ных, но и пре­сле­ду­ет их; сопро­вож­да­е­мая лес­ны­ми ним­фа­ми, она охо­тит­ся по лесам и горам. Od. 6, 102. Жизнь сре­ди сво­бод­ной при­ро­ды — ее наслаж­де­ние; она нико­гда не под­чи­ня­лась силе люб­ви и, как Апол­лон, не зна­ет уз бра­ка. Эта идея дев­ст­вен­ной охот­ни­цы (ἀγρο­τέρα) осо­бен­но раз­ви­та в пред­став­ле­ни­ях об Арте­ми­де, меж­ду тем как соот­вет­ст­ву­ю­щая чер­та в харак­те­ре Апол­ло­на совер­шен­но отсту­па­ет на зад­ний план. Напро­тив, дру­гие каче­ства, свой­ст­вен­ные Апол­ло­ну, напр. отно­ше­ние к музы­ке и дару про­ро­че­ства, в ска­за­ни­ях о его сест­ре выра­же­ны лишь сла­бы­ми наме­ка­ми. Hom. hymn. in Dian. 27. Pind. nem. 9, 5. Боги­ней луны и Гека­той, по мне­нию неко­то­рых, она сде­ла­лась лишь после того, как Апол­лон сде­лал­ся сол­неч­ным богом.

Почи­та­ние Арте­ми­ды сто­ит по боль­шей части в свя­зи с почи­та­ни­ем Апол­ло­на, но в Арка­дии ее почи­та­ли одну, без бра­та, как подоб­ную ним­фам боги­ню охоты, в рощах и у источ­ни­ков. В древ­ние вре­ме­на в неко­то­рых мест­но­стях, напр. в Брав­роне в Атти­ке, в Спар­те, где Арте­ми­да назы­ва­лась Ὀρθία (пря­мо сто­я­щая), эту боги­ню уми­ло­стив­ля­ли чело­ве­че­ски­ми жерт­ва­ми. Такие жерт­вы были впо­след­ст­вии отме­не­ны; одна­ко в Спар­те дол­го еще дер­жал­ся обы­чай в празд­ник Арте­ми­ды у ее алта­ря биче­вать маль­чи­ков так, что алтарь обаг­рял­ся их кро­вью. Эта жаж­ду­щая кро­ви боги­ня назы­ва­лась так­же Таври­че­ской: вери­ли, что Ифи­ге­ния, дочь Ага­мем­но­на (в Гер­ми­оне сама боги­ня назы­ва­лась Ифи­ге­ни­ей), и Орест при­нес­ли в Гре­цию кумир боги­ни и ее культ из Тавриды, где подоб­ное Арте­ми­де боже­ство было чест­ву­е­мо чело­ве­че­ски­ми жерт­ва­ми. Эфес­ская Арте­ми­да была пер­во­на­чаль­но ази­ат­ским сти­хий­ным боже­ст­вом: оно было ото­жест­вле­но с гре­че­ской Арте­ми­дой пото­му, что и за ним при­зна­ва­ли силу, питаю­щую все живу­щее. Арте­ми­ду изо­бра­жа­ли обык­но­вен­но строй­ной, быст­ро­но­гой охот­ни­цей в корот­кой одеж­де с луком и кол­ча­ном. В чер­тах ее лица замет­но сход­ство с Апол­ло­ном. Как боги­ня луны, она изо­бра­жа­лась в длин­ной одеж­де с покры­ва­лом на голо­ве, с полу­ме­ся­цем над челом и с факе­ла­ми в руках. Зна­ме­ни­тей­шая из сохра­нив­ших­ся ста­туй Арте­ми­ды — Вер­саль­ская в Пари­же. Эта ста­туя (см. рис.) изо­бра­жа­ет боги­ню, как покро­ви­тель­ни­цу диких живот­ных; в поры­ве гне­ва она хочет выдер­нуть из кол­ча­на стре­лу, чтобы защи­тить от пре­сле­до­ва­те­ля лань, ищу­щую у нее покро­ви­тель­ства.

Рим­ская Диа­на была так­же боги­ней-пода­тель­ни­цей све­та и жиз­ни, как и Арте­ми­да; поэто­му ее ото­жествля­ли с послед­ней и в рим­ской лите­ра­ту­ре ей при­пи­сы­ва­ли все те каче­ства, какие в позд­ней­шее гре­че­ское вре­мя были усво­я­е­мы Арте­ми­де. Диа­на счи­та­лась боги­ней охоты, родов (Lu­ci­na), боги­ней луны, оди­на­ко­вой с Гека­той. Культ Диа­ны, как пола­га­ют, занес­ли в Рим пле­беи-лати­ны, поэто­му она по пре­иму­ще­ству счи­та­лась покро­ви­тель­ни­цей пле­бе­ев и так­же рабов. Сер­вий Тул­лий, покро­ви­тель низ­ших клас­сов наро­да, посвя­тил ей храм на Авен­тине, глав­ном место­пре­бы­ва­нии пле­бе­ев (Aven­ti­na). В Ари­ции, в роще у источ­ни­ка Еге­рии, Диа­на под име­нем Ne­mo­ren­sis чест­во­ва­лась как боги­ня, тре­бу­ю­щая чело­ве­че­ской кро­ви: жре­цом (rex ne­mo­ren­sis) боги­ни был бег­лый раб, полу­чав­ший жре­че­ство после поедин­ка, в кото­ром уби­вал преж­не­го жре­ца. Эту боги­ню отож­дествля­ли с таври­че­ской Арте­ми­дой и рас­ска­зы­ва­ли, что ее культ был зане­сен сюда Оре­стом или сыном Тесея Гип­по­ли­том: после сво­ей смер­ти Гип­по­лит буд­то бы был вос­кре­шен Эску­ла­пом и при­веден Диа­ной в Ари­цию, где затем цар­ст­во­вал под име­нем Вир­бия. Verg. A. 7, 761. Ov. fast. 3, 263. 6, 731. met. 15, 497.

См. также:
АРТЕМИДА (Словарь античности)
АРТЕМИДА (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 163—164.
См. по теме: ЭРГИН, ЕРГИН • ЭРЕВТАЛИОН • ЭРИСИХТОН, ЕРИСИХТОН • ЭРИТЕЯ, ЕРИФЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 90 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Примы Порты. Деталь.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Инв. № 2290.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Наказание Актеона.
Метопа храма «Е» в Селинунте (Сицилия).
1-я пол. V в. до н. э.
Инв. № 3921.
Палермо, Региональный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Шествие богов (Гермес, Афина и Артемида).
Мрамор. Архаистический рельеф I в. до н. э.
Инв. № Гр. 3089 (А. 186).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фриз крышки саркофага с рельефами «Представление маленьких Аполлона и Артемиды Зевсу».
Фриз крышки: италийский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № IVC.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. АРХИТЕКТУРА. Южная Италия.
Амфитеатр Кампании. Замковые камни арок.
I в. до н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Амфитеатр Кампании.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аполлон и Артемида совершают жертвенное возлияние над дельфийским омфалосом.
Мрамор. Вотивный рельеф. IV в. до н. э.
Инв. № 468.
Спарта, Археологический музей.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа. Деталь: ручка с изображением крылатой Владычицы зверей (верхний регистр) и Аякса, несущего мертвого Ахилла (нижний регистр).
Кратер чернофигурный. Аттика.
560 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Артемида Эфесская.
Алебастр, бронза. 2-я половина II в. н. э.
Инв. № 6278.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 7)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
2. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. — обнаженная голова Клавдия влево.
РЕВЕРС: DIAN. EPHE. — храм Дианы Эфесской, изображенный четырехколонным, на подиуме из четырех ступеней; в центре — стоящая культовая статуя Дианы Эфесской, с руками, перемотанными лентой, и с полосом на голове. На фронтоне виден щит (?) на столе, стоящие слева и справа фигуры, держащие щит, два стола (?) слева и справа, и две лежащие фигуры по углам.
3. Статер, золото
Селевк I Никатор
Неизвестный монетный двор в Бактрии (Бактра?), 290—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥАртемида на запряжённой слонами биге вправо, обеими руками она держит одновременно и поводья, и лук со стрелой; справа над ней монограмма.
4. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
5. Тетрадрахма, серебро
Период римского протектората
Амфиполь, 167—149 гг. до н.э.
АВЕРС: Драпированный бюст Артемиды в диадеме вправо и колчан и лук над её плечом в центре македонского щита.
РЕВЕРС: ΜΑΚΕΔΟΝΩΝ ΠΡΩΤΗΣ — дубина; сверху — одна монограмма, снизу — две монограммы; все внутри венка; слева — пучок молний.
6. Медальон, медь
Каракалла
КАРИЯ, Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘЄ. ϹЄΒ. ΝЄ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ.— напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘЄΟΥ (Howgego 188, 536).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝЄΙΚЄΟΝ ЄΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
7. Статер, серебро
Стимфал, 350 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Артемиды, увенчанная лавровым венком, обращенная вправо, украшенная серьгой с розеткой и полумесяцем, с которой свисают пять подвесок, и жемчужным ожерельем; волосы собраны в узел на затылке.
РЕВЕРС: ΣΤΥΜΦΑΛΙΩΝ — обнаженный Геракл, со шкурой льва вокруг левой руки идет влево и готовится нанести удар дубиной, которую занес над головой в правой руке; между ног ΣΟ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА